Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гносеологическая и этическая проблематика в философии И. Канта.






Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант (1724-1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.
Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия: - вещь в себе - мир, существующий независимо от нас; - вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе. Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума (то что человек должен делать). Отношение к миру:
1) Что я могу знать? 2) На что я могу надеяться? 3) Что я должен делать?
Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой). Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов._____________

19. Специфика неклассической философии XIX – н. XX вв. Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

Особ-ти:

1. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма, считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.) 2. В рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. 3. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике. 4. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. 5. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте - переходе от философии сознания к философии языка.

20. Антропологическая и этическая проблематика в философии А. Шопенгауэра. В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о воле и пессимизм. Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле, которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна. Следует различать два мира, в связи с учением о воле: I. мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живем), и II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона). В духе рассуждений И. Канта об априорных (доопытных) формах чувственности — времени и пространстве, о категориях рассудка (единство, множество, цельность, реальность, причинность и др.) Шопенгауэр сводит их к единому закону достаточного основания, который он считает " матерью всех наук". Закон этот имеет, естественно, априорный характер. Самая простая его форма — это время. Хорошо знакомый с естествознанием, Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблением мировой воли, множество; ее " объективаций". Среди них находится и человеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и являясь ее посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Через тело мир. воля выступ. главн. пружиной всех действий человека. Пессимизм в философии Шопенгауэра: Всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отриц. характер, так как они — удовольствие и счастье — есть в сущности отсутствие чего- то плохого. Наше желание проистек. из актов воления нашего тела, но желание — это страдание по поводу отс. желаемого. Удовлетворенное желание неизбежно рождает другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т.д. Шопенгауэр утверждает, что все вокруг нас носит следы безотрадности; все приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает самое себя, всякое облегчение ведет к новым тяготам. Отсюда следует, что мы д. б. несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого явл. сам чел., его воля.________

21. Характерн. особ-ти и проблемы философии жизни. Антропологическая и этическая проблематика в фил. Ф. Ницше. В последней трети XIX ст. в Германии и Франции сформировалось течение, получившее общее название " философия жизни". Оно включало теории и идеи таких философов как В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, Фр. Ницше и др. Проявление интереса к жизни со стороны философов было актом гуманизма, ибо в условиях обострения социальных противоречий жизнь как ценность бралась под защиту, к ней привлекалось внимание подчеркивался ее основополагающий характер. Но очевидны были и слабости философии жизни. Это прежде всего касалось самой ее концепции. Понятие " жизнь" оказывалось многозначным и неопределенным; поэтому вся философия жизни приобретала нестройный вид. Привычное к строгим и рациональным формам, к точным знаниям и их практической полезности сознание европейца с трудом могло воспринимать специфическую логику философии жизни и ее общую устремленность " в никуда", отсутствие четкой цели и направленности.

Фридрих Ницше (1844-1900).Труды: " По ту сторону добра и зла", " Так говорил Заратустра", " Антихрист" и др., Он подверг тотальной критике традиц. ценности европ. культуры, христ. религию и рац. мышление. Ницше ясно показал, что все богатство живого мира не м.б. осмыслено и освоено в существующей сист. культ. ценностей, и что жизнь как таковая далеко не понята нами, а если и понята, то однобоко и превратно. В осн. мировоззрения Ницше лежит природный инстинкт, выраж. в стремлении всего живого к господству и власти. Жизнь, по Ницше, определяется законом подчинения слабого сильному, и в этом состоит предельно широкий принцип бытия. Господство проявл. в эконом., полит., соц., межличностных и даже интим. отношениях; им наполнено реальное содержание чел. истории. Оно наблюдается и в природе. Его можно скрывать, ему можно противодействовать как принципу, но его невозможно перечеркнуть. В этом Ницще усматривает лицемерие христианской морали — она – " великая обольстительница", — и всей европейской культуры.

Воля к власти как принцип раскалывает общество на рабов (слабых) и господ (сильных); отсюда две морали: аристократическая и мораль толпы, народа, массы. Последняя культивируется Христианством и гуманистической европ. культурой и поэтому отвергается Ницше.

Воля к власти рассматривается Ницше как проявление инстинкта свободы. Но к свободе, как и к господству, воспитывает война. Мирная жизнь убивает волю к власти, делает из чел. слабую личность и превращает ее в стадное животное. В частности такое понятие как " совесть" делает человека рабом стадного инстинкта, с позиции христианской морали моральный означает неэгоистичный, но это, считает Ницше, есть предрассудок. Мерилом ист. ценности у Ницше явл. свобода от обществ. норм соврем. ему общества.

Если философы эпохи разума видели в истории человечества прогресс, т. е. возвышение общества от низших, примитивных форм жизни к высшим формам, то Ницше видел в истории ослабление воли к жизни и деградацию природного начала в человеке и у народов. Поэтому он был противником прогресса, выступал против идей социализма и разного рода проектов преобразования общ-ва. Прогрессом, с его точки зрения, было бы воспитание новой господствующей касты для Европы, состоящей из малочисленных, но более сильных чел. экземпляров. Они бы составили расу господ и завоевателей, расу арийцев.____






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.