Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление отдельных видов иллюстративного материала. Практика показывает, что из-за незнания специфических издательских требований к оформлению иллюстративного материала






Практика показывает, что из-за незнания специфических издательских требований к оформлению иллюстративного материала, существенно удлиняются сроки сдачи уже готовых диссертационных работ. Чтобы избавить их авторов от дополнительных переработок и перепечаток, рассмотрим общие правила представления и оформления отдельных видов иллюстративного материала.

Иллюстрировать диссертации необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст — иллюстрации.

Все иллюстрации в диссертации должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в диссертации.

Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения " (рис. 3)", либо в виде оборота типа: "...как это видно на рис.З" или "...как это видно из рис.З".

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Это требование сохраняется и для выставочной диссертационной экспозиции по архитектуре.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом " Рис. ";

порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Следует отметить, что экспликация не заменяет общего наименования сюжета, а лишь поясняет его. Пример:

Рис.124. Схема расположения помещений на 2 этаже: 1— аудитории; 2— лаборантские; 3— коридоры; 4— санитарные узлы.

Основными видами иллюстративного материала в диссертациях являются: чертеж, таблица, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж — основной вид иллюстраций в архитектурных и инженерных диссертациях. Он используется, когда надо максимально точно изобразить ситуационные и генеральные планы, фасады, планы и разрезы зданий, сооружений и комплексов, развёртки стен, панорамы, развёртки фронта застройки, облик и конструкцию узла или детали, машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Чертеж в диссертации не является рабочим чертежом, по которому изготовляется постройка, деталь или агрегат. Это прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется от главного для понимания облика, конструкции объекта либо характера его действия или устройства.

Название узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо, по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают любо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Разрезы и сечения на чертежах, а также стрелки, указывающие расположения проекций, обозначают буквами русского алфавита. При этом слова " Сечение" и " Разрез" не пишут.

Фотография — особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. В архитектуре, как и во многих отраслях науки и техники, фотография — это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.).

В некоторых случаях в диссертациях оправданы ранее опубликованные фотографии, особенно исторической застройки. Приведение подобных фотографий может быть оправдано лишь при хорошо выполненной оригинальной съемке с натуры в естественной обстановке. Вполне закономерна также иллюстрация диссертации оригинальными фотографиями в качестве доказательства существования чего-либо в определенном месте. В таких случаях снимок делается с документирующим фоном.

К фотографии в диссертации помимо чисто технических требований (четкость изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.

Иногда на фотоснимке в диссертации желательно иметь изображение человека. Это оживляет снимок, делает его документальным. Одновременно фигура человека рядом со зданиями и сооружениями, с машиной, может служить своеобразным масштабом, помогая показать размеры объекта съемки. Но изображение человека не должно отвлекать внимание от него. Поэтому в этом смысле более предпочтительны снимки, где человек изображен не в центре фотографии. Если же он все же должен по характеру съемки находиться в центре изображаемого, то желательно, чтобы черты его лица не просматривались на снимке или показать его сбоку или со стороны спины (интерьер, пульт управления, станок и т.п.).

При помощи фотоснимков не всегда можно выявить скрытые формы зданий, сооружений и их элементов, отдельных машин и механизмов, выделить некоторые, наиболее важные их особенности, а также показать течение многих технологических процессов. От этих недостатков свободны архитектурные и технические рисунки, т.е. иллюстрации, которые выполнены с использованием художественно-графических приемов и средств, включая компьютерные.

Архитектурные и технические рисунки используются в диссертационных работах, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в перспективе или аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить предмет. Несмотря на свою простоту, технический рисунок обладает широкими познавательными возможностями.

С помощью технического рисунка можно с большей степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Он помогает легко устранить все ненужное, мешающее понять суть дела и выделить основные части изображаемого, показать здание или сооружение, механизм или его деталь, в разрезе. Особенно полезен архитектурный или технический рисунок, когда требуется показать монтаж здания или сооружения, архитектурных и декоративных деталей, строительных конструкций, их узлов и деталей, устройства или отдельные детали его узлов.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какой-либо модели событий научной и проектной деятельности, модели сети объектов в застройке, какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов.

На условных схемах различных зданий и сооружений всё показываемое инженерное оборудование и мебель, а на схемах устройств -- вся измерительная и коммуникационная аппаратура: электрические, электронные, кинематические, тепловые и другие виды приборов и механизмов — должны быть изображены с использованием обозначений, установленных соответствующими стандартами. В архитектуре допускается изображение на схемах натурального облика мебели и оборудования, если их внешний вид с очевидностью позволяет их опознавать.

На схемах всех видов должна быть выдержана соразмерная толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей.

Сложные кинематические схемы различных устройств и механизмов машин с большим количеством перекрывающих друг друга деталей рекомендуется изображать в аксонометрии так, чтобы отчетливо были видны все детали и их связи.

В некоторых диссертациях пространственные схемы различных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы обычно называют блок-схемами. Однако для большей ясности и наглядности при вычерчивании блок-схем нужно стремиться к натурному изображению архитектурных объектов и их деталей, приборов и аппаратов, выдерживая примерно их сопоставимые размеры и пропорции. При таком способе изображения схем отпадает необходимость включения в рукопись отдельных рисунков с изображением приборов и аппаратов, являющихся частью схемы.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных.

В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В диссертациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных — столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат — показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.

При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальном — ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов: общий заголовок графика;

словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки; числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключение составляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или проводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На координатной оси этот множитель следует указывать либо при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, либо вводить в размерность этой величины.

По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений но осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

См. также Словарь-справочник автора. — М.: Книга, 1979. — С. 16, 86, 91—92, 179—188, 259—261; Н.С.Бурдин, П.В.Веселов. Как оформить, научную рабо­ту. — М.: Высшая школа, 1973. — С. 81—91.

В тех случаях, когда авторы диссертационных работ занимаются разработ­кой конкретных механизмов или приборов, они помещают в такие работы и рабочие чертежи. [33]

Применение в архитектурной графике таблиц часто продиктовано необходимостью представить наглядно состав учитываемых факторов, воздействий, составов и номенклатур типов зданий и сооружений блоков, групп помещений и отдельных помещений, номенклатур архитектурных элементов, деталей и узлов, количественных показателей сети объектов в застройке. Однако изображаемые таблицы следует делать с умеренным составом столбцов и строк, так, чтобы они были доступны для быстрого прочтения и понимания представленных в них положений. Если таблица велика, то отражаемые в ней позиции следует разделить по значению и смыслу на отдельные таблицы, а механизм их совместного прочтения отразить в схеме. Показывать лучше главную результирующую таблицу с наиболее важными результатами проведённого исследования. Всё остальное можно перенести в приложения. В подписях шрифт должен быть простым, хорошо читаемым и размером гарнитуры не менее 14 (высота 5 мм).

Большая часть указанных положений и требований должны применяться при исполнении выставочной экспозиции.

Сегодня велик соблазн заменить архитектурную выставочную графику компьютерными презентациями, видео и слайд-фильмами. Применение видео и слайд-фильмов или презентаций на экране может дополнять, но не в коем случае не подменять экспозицию. В архитектурном просторечии экспозицию называют, как и в проектах, «подачей». Это позволяет не путать выставленную графику с «временнОй экспозицией» при съёмках.

Считается дурным тоном и выражением пренебрежения к совету создание иллюстраций докладчиком или его помощниками прямо в ходе выступления. Обычно это приводит к провалу защиты.

Директор ЦНИИЭП учебных зданий (ныне ИОЗ), где находилась в своё время ведущая аспирантура по архитектуре общественных зданий, Г.А. Градов требовал, и это справедливо, чтобы из экспозиции можно было бы всё узнать как из автореферата без пояснений докладчика. Более того, предлагаемое или доказанное диссертантом должно выявляться активнее, чем неприемлемое и критикуемое. Он предлагал ранжировать позиции желательные, приемлемые, неприемлемые и критикуемые. Защищаемые автором позиции рекомендовалось, а то и требовалось, проявлять графически наиболее выразительным образом. Изображения должны последовательно идентично тексту раскрывать содержание диссертации, при этом не обязательно разграничивать в графике главы и разделы. Таблицы и схемы необходимо наделять логикой их прочтения и применения.

С точки зрения информативности изображения в архитектуре можно подразделить на:

· объёмные моделирующие (макеты, модели, скульптура);

· отражающие вид на поверхностях (рисунки, фотографии, чертежи, отмывки, живопись);

· символические или условные (графики, схемы, пиктограммы, графы, эпюры).

Их совокупность и является иллюстративной графикой.

Тексты и пространные подписи включать в графику не рекомендуется и даже запрещается. Изобилие текстовых (вербальных) фрагментов резко понижает качество и архитектурность экспозиции. Графика должна говорить сама за себя. И за диссертанта. Только такая диссертационная «подача» будет считаться по-настоящему архитектурной.

Но это всё о содержательной и смысловой стороне. Теперь же рассмотрим требования и рекомендации к её форме «подачи».

«Подача» диссертационной графики на выставке должна охватывать весь содержательный аспект защищаемой работы и образовывать единый целостный «ковёр» выставленного произведения. В его облике следует стремиться не только к ясности и доходчивости представленной графически архитектурной информации, но и к «ансамблевости» выбранного дизайна графики. Это означает целостность облика, стилевое единство изображений и шрифтов, упорядоченность размеров не только изображений, но и свободных фоновых пространств. Создание архитектурного графического ансамбля «подачи» требует уравновешенности и системности во всей представляемой диссертационной экспозиции. Представляемая диссертанту площадь обычно составляет 16 – 20 м2. Высота экспозиции чаще всего 2 м, но не более 2, 5 м. За пределами этой площади может даваться дополнительная часть экспозиции, играющая роль приложений. Её не следует размещать в той же плоскости стены, что и основную «подачу». Каждую такую часть также следует подчинять закономерностям выставочного ансамбля. Вся экспозиция составляется из планшетов или подрамников, но при использовании современных компьютерных средств и полиграфии могу изготавливаться и сплошные рулоны или баннеры. Они не имеют швов и потому изображения могут образовывать неразрывную композицию. Пока это воспринимается как отступление от архитектурных традиций, но ведь когда-то подрамники были многометровыми и разделение их на метровые доски или на подрамники мелкие, размером 60х80 см, считалось смелой инновацией. Возможно, мы доживём и до более смелых форм «подачи». Дополнительно могут выставляться макеты архитектурных объектов. Это всегда приветствуется, поскольку демонстрирует качества не просто учёного, но архитектора.

Следует особое внимание уделить стилю «подачи». Он должен быть в пределах требований к архитектурной графике и не содержать преобладающих стилевых черт графического и плакатного дизайна настолько, чтобы заслонить собой содержательную сторону экспозиции. Архитектура должна всюду быть «Архитектурой с большой буквы» и иметь все признаки и свойства именно архитектурной графики.

Для упорядочения экспозиции рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный «фирменный стиль» архитектурной графики. Он может включать принятые для такого стиля виды и размеры шрифтов, цвета и размеры свободных пространств и полей, размеров и типов цветотонового решения, архитектурных чертежей, рисунков и фотографий, виньеток и других средств графического выявления информационных свойств и украшения экспозиции. Применение стиля – род графической культуры.

Стиль должен увязываться с темой диссертации, помогать правильному и комфортному восприятию и пониманию иллюстративного содержания экспозиции. При его применении нужно чтобы фон и средства украшения не мешали воспринимать содержательную сторону представляемой на защиту графики. Шрифты позволяли легко читать заголовки и подписи. Размер наименьшего из них не должен быть менее 5 мм, а в заголовках – не менее 10 мм. Наибольший размер для заголовков не следует принимать более 50 мм. Цвет и рисунок шрифтов должны быть красивы и соответствовать значению иллюстраций, а также быть читаемы с заданного расстояния как минимум для членов совета. Размеры аналогичных по значению заголовков и подписей должны быть одинаковы, как и поля вокруг изображений. Значимость категории заголовка нужно прямо пропорционально увязывать с размерами шрифта. О грамотности и соблюдении языковых правил и говорить излишне – ошибки недопустимы!

Все «картинки» -- фотографии и рисунки -- должны быть таких размеров и контрастности, чтобы свободно восприниматься с мест членов диссертационного совета. Масштабы чертежей следует соблюдать в соответствии с действующими нормами. Уменьшенные их изображения следует приравнивать к рисункам. Их можно применять лишь в исключительных случаях.

Применение в «подаче» виньеток и других средств графического выявления информационных свойств и украшения экспозиции должно лишь содействовать качественному её восприятию. Они могут формировать рамки и фризы, фоновые поля, объединяя разноплановые изображение в единое зрительное поле.

Композиционных вариантов никто не ограничивает, но наиболее общие приёмы формирования экспозиции стоит здесь рассмотреть. Наиболее общим является то, что экспозиция представляет собою всегда огромную таблицу. Исключение составляет вариант банера. Поэтому любой традиционный вариант графического решения экспозиции является изначально табличным (приложение 3).

В рассматриваемых в этом приложении вариантах «подачи» под планшетом понимается целостная иллюстрация, объединённая общим заголовком. Количество подрамников или листов (даже если они наклеены на основу и являются с полиграфической точки зрения планшетами), образующих целостную иллюстрацию, может варьироваться от одного до нескольких. На таких планшетах может быть от одного до нескольких изображений с собственными заголовками и подписями. Выбор варианта композиции остаётся всегда за автором диссертации, хотя следует при этом внимательно прислушиваться к советам научного руководителя и учёного секретаря диссертационного совета. Предпочтения совета могут иметь существенное значение при выборе композиции и стиля «подачи».

Наименее структурированным представляется вариант «подачи», когда нет ни названия работы, ни заголовков глав и даже выводы специальных планшетов не имеют (таблица 1). Графика представляет собой непрерывный рассказ о проведённом исследовании и его результатах, лишь заголовки планшетов или подрамников, на которых размещены изобразительные поля с помещёнными на них изображениями и таблицами, информационно структурируют визуальное пространство выставки. Это непростой вариант, в нём сложней сориентировать члена диссертационного совета или зрителя на нужные акценты.

Существенно проще структурировать композицию с выделением и обозначением заголовков диссертации и глав, а также выводов. Усложнение структуры может идти от выделения заголовков глав на планшетах с заголовками иллюстраций (это конечно уменьшает размеры зрительного поля планшета) к выделению заголовков глав на отдельных планшетах (таблица 2). Такие планшеты с заголовками могут иметь особое решение по цвету, тону фона и шрифта, стилю шрифта, украшающим элементам, чем определить графический стиль экспозиции. Еще богаче и наглядней структура станет при выделении графическими акцентами выводов (таблица 3).

При необходимости сохранения максимальным визуального поля заголовки диссертации и глав можно вынести на верхний и/или нижний фризы, выполняемые как самостоятельные планшеты (таблицы 4, 5 и 6). Это возможно при 2-рядной по вертикали «подаче». При 3-рядной «подаче» заголовки могут войти в состав верхних и нижних планшетов (таблица 7). При этом упорядочить уровни заголовков можно с помощью украшающих элементов – фризов, виньеток, цветовых полей фона.

Это лишь наиболее общие и почти очевидные варианты композиции выставки. Но именно при её создании проявляется мастерство архитектора, которое оценивается как составная часть компетенции учёного-архитектора.

Всё же вышеизложенное должно помочь архитектору, решившему посвятить себя науке, решительно и уверенно вступить в научное архитектурное сообщество. При этом нелишне напомнить, что существенной коммерческой выгоды, таким образом, не обретёшь, а вот призвание, склонность души к научному пониманию своей профессиональной деятельности очень нужны. И ещё одна, по сути интимная, сторона дела – выполняя работу надо получать от этого удовольствие, быть гордым за то, что делаешь, в противном случае учёным становиться не стоит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.