Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика рыночных структур несовершенной конкуренции






В реальной экономике практически невозможно найти рынок, в котором конкуренция была бы абсолютной, ничем не ограниченной. Итак, свободный рынок рассматривается как модель, позволяющая определить, насколько тот или иной реальный рынок соответствует условиям совершенной конкуренции.

Большой вклад в разработку теории несовершенной конкуренции внесли английский экономист Джоан Вайолет Робинсон и американский экономист Эдвард Чемберлин. В 1933 году выходит в свет работа Джоан Робинсон " Теория несовершенной конкуренции", и практически одновременно, в 1933 году на другом континенте, в США публикуется работа Эдварда Чемберлина " Теория монополистической конкуренции". При всей схожести исследуемых в работах вопросах основным отличием исследований является оценка несовершенной конкуренции как явления - Робинсон оценивает несовершенную конкуренцию как несовершенство рыночного механизма, Чемберлин - как явление, присущее рыночной экономике.

Какие ограничения конкуренции могут существовать?

Существующие хозяйственные реалии расходятся с условиями совершенной конкуренции по многим направлениям. Такие ограничения являются определяются как барьеры входа и выхода (в отрасли). Среди них следует отметить:

· барьеры, ограничивающие вход на рынок новых капиталов;

· барьеры, препятствующие мобильности экономических ресурсов;

· неполнота рыночной информации;

· ориентация производства на дифференцированную продукцию;

· взаимозависимость участников конкуренции.

Ограниченность входа новых фирм на рынок может быть вызвана многими причинами. Наиболее типичными являются две:

· сложность вхождения новых фирм на рынок, когда на нем уже действуют сильные конкуренты. Вход на рынок новых фирм может быть затруднен, если фирмы, давно работающие на рынке, пользуются действием положительного эффекта масштаба, когда рост объема производства сопровождается экономией средних издержек, что позволяет производителям снижать цену продукции. В этом случае для обеспечения конкурентоспособности новых фирм на рынке им необходимо в короткие сроки выходить на большие объемы производства, т.е. фирмы должны изначально обладать значительным объемом авансируемого капитала и квалифицированным менеджментом, что очень трудно обеспечить на стартовых позициях.

· административные ограничения, которые вводит государство при регистрации новых фирм, а также предъявляя дополнительные требования к осуществлению тех или иных видов деятельности. К примеру, возможно чрезмерное ужесточение требований к лицензированию определенных видов деятельности и сложность процедуры сертификации продукции. Такие меры часто вводятся государством для защиты потребителей от проникновения на рынок некачественной продукции.

· Барьеры мобильности экономических ресурсов могут быть связаны с любыми условиями, препятствующими свободному перемещению экономических ресурсов (труда, земли и капитала) и консервирующими их секторальную и отраслевую привязку.

Так, государство может создать ограничения доступа к ресурсам, или установить монополию на тот или иной вид деятельности. Например, в России в настоящее время действует государственная монополия на добычу золота.

Препятствия проникновению на рынок нового капитала могут создавать фирмы, поделившие между собой влияние на рынок. Так в условиях криминализации рынка возможно прямое выдавливание нового конкурента силовыми методами. Безусловно, подобные действия носят противоправный характер, разрушают механизм свободной конкуренции.

Неполнота рыночной информации (то есть информации о спросе, ценах, ожиданиях потребителей и инвесторов, действиях конкурентов и т.д.) затрудняет процесс принятия наиболее эффективных хозяйственных решений. В конченом счете затрудняется процесс самоорганизации рыночного хозяйства.

Достоверность, широта и качественный уровень рыночной информации во многом зависит от развитости рыночной инфраструктуры, от доступности и распространенности современных средств связи, позволяющих получать оперативную информацию, например, о текущих котировках ценных бумаг, ценах на товарных биржах и т.п.

В то же время в рыночных условиях возможно скрытие информации, связанной с коммерческой тайной, возможна дезинформация потенциальных конкурентов, с чем обычно борется государство. Подобные искажения информационного поля являются хозяйственными реалиями, которые оказывают существенное влияние на поведение рыночных субъектов, уводя их от хозяйственных решений, адекватных рынку совершенной конкуренции.

Выпуск дифференцированной продукции является порождением нового состояния конкурентной среды, которая связана с насыщением рынков, их уплотнением.

В таких условиях весьма сложно продать товар, поэтому продавцы выбирают стратегию завоевания рынка через конкуренцию качества. Новый уровень конкуренции дифференцирует рынок, представляя на нем многопрофильный ассортимент и разброс сортности продукции, значительные отличия в дизайне аналогичных отваров, функционирование торговых марок, брендов, т.е. обилие дифференцированного продукта.

В условиях совершенной конкуренции существует абсолютная однородность одноименных стандартных продуктов. В реальной же экономике сегодняшнего дня предприятия обычно выпускают не только однородную продукцию (такую как сталь или цемент), но и дифференцированную продукцию, т.е. продукцию обладающую особенностями, отличающими ее от продукции других фирм (например, автомобиль " Мерседес" значительно отличается по комфортности, престижу и цене от автомобиля " Лада").

Стремясь как-то выделить, дифференцировать свою продукцию от продукции других производителей, фирмы используют торговые марки, лейблы, производители подбирают красочную упаковку товара, предоставляют дополнительные услуги, как, например, бесплатное гарантийное обслуживание своей продукции.

Дифференциация продукции способствует более полному удовлетворению потребностей покупателей, но в то же время ставит продукцию новых фирм в заранее невыигрышное положение, т.к. при прочих равных условиях потребитель предпочтет продукцию известной фирмы.

Взаимозависимость участников конкуренции создает условия для согласования действий фирм на рынке. В таком случае фирмы получают возможность вырабатывать совместные ценовые стратегии, позволяющие им не просто стабилизировать цены, но и уменьшать риск передела рыночных долей фирм-конкурентов. Это, безусловно, противоречит интересам потребителей, которых бы в большей степени удовлетворяли иные стратегии, ведущие к снижению цен, а также к улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции.

Новое качество микроэкономической среды, порождающей взаимозависимость участников конкуренции, связано с сокращением количества субъектов рынка, которое становится результатом укрупнением производства за счет всевозможных слияний, а так же за счет конкуренции, вытесняющей слабых производителей.

В условиях совершенной конкуренции на рынке функционирует большое количество мелких фирм, вклад отдельной фирмы в общий объем предложения невелик и ни одна из фирм не имеет возможности влиять на уровень рыночных цен, т.к. любое решение фирмы о повышении или понижении цены не сказывается на цене рыночного равновесия. В реальной же экономике число фирм на рынке может быть невелико, а большая часть рынка обслуживается несколькими крупными фирмами. Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к реальности различного рода соглашений между ними.

Какие бывают типы рыночных структур?

Рыночные структуры, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, называются рыночными структурами несовершенной конкуренции.

Рыночные структуры несовершенной конкуренции неоднородны и состоят из трех типов: рыночная структура чистой монополии, рыночная структура олигополии и рыночная структура монополистической конкуренции. Во всех рыночных структурах несовершенной конкуренции фирма в той или иной степени может воздействовать на рыночную цену.

Противоположностью совершенной конкуренции является рыночная структура чистой монополии.

В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможностей выбрать продавца с наилучшими условиями продажи.

Разновидностью монопольного рынка является монопсония, когда монополистом является покупатель (т.е. при множестве продавцов существует только один покупатель). Например, производством военной техники может заниматься несколько независимых предприятий, единственным потребителем продукции которых выступает государство. В этом случае продавец не имеет возможности наилучшего выбора покупателя.

Кроме того, может существовать и двухсторонняя монополия, когда каждый субъект торговой сделки - как продавец, и так и покупатель являются монополистами.

Другим типом рынка несовершенной конкуренции является рыночная структура олигополии, которая характеризуется наличием нескольких фирм-продавцов, на которых приходится основной объем продаж рынка. Ядром такого рынка обычно являются 3-6 крупных фирм. Ограниченное количество участников рынка приводит к их взаимной зависимости в принятии стратегических решений. Каждая фирма проводит стратегию с учетом ответных действий конкурентов. Конкурентные шаги в этом случае строго просчитываются на основе ситуационного многовариантного стратегического планирования, включающего и решения о ценах на продукцию. Вступление новых фирм в отрасль на таком рынке, как правило, затруднено. Естественными барьерами для них становятся высокий конкурентный уровень действующих на рынке фирм, а также трудности выхода новых фирм на необходимые для этого рынка большие масштабы производства. Типичными примерами рынка олигополии являются такие отрасли, как производство станков, оборудования, автомобилей, бытовой техники.

Возможен и частный случай олигополии, когда в отрасли функционируют всего лишь две фирмы, которые получили название " дуополия".

Третьим типом рынка несовершенной конкуренции является рынок монополистической конкуренции - это тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или других характеристиках товаров, которые делают их более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости.

На рынке монополистической конкуренции действует большое количество мелких и средних фирм, типичной стратегией субъектов этого рынка является привлечение покупателей за счет совершенствования качества продукции. Положительный эффект масштаба не достигает здесь большого значения, поэтому вхождение на этот рынок не требует особо крупных капиталов. Для рынка монополистической конкуренции важно иное - предоставление дифференцированного товара. Поэтому финансовые ограничения для производства здесь не являются доминирующими. Вход на рынок и выход из него относительно свободен. Типичными примерами рынка монополистической конкуренции являются производство одежды, обуви, большое распространение монополистической конкуренции присуще сфере услуг, где множество мелких и средних фирм предлагают дифференцированную продукцию.

Итак, особенности рыночных структур несовершенной конкуренции по сравнению со структурой совершенной конкуренции можно представить в следующей таблице:

Тип рынкаОсобенности Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Совершенная конкуренция
Число фирм на рынке Одна Несколько Много Очень много
Барьеры для вхождения в отрасль Значительные Значительные Незначительные Отсутствуют
Выпускаемая продукция Однородная или дифференцированная Однородная или дифференцированная Дифференцированная Однородная

 

Каждый из рыночных структур несовершенной конкуренции - чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция - обладают своими особенностями, присущими только этому типу рыночной структуры. Но существуют и общие призна-ки, которые их объединяют:

Каковы общие черты рыночных структур несовершенной конкуренции?

Понижение цены с ростом выпуска продукции фирмы, что соответствует падающей кривой спроса на продукцию фирмы.

· предельный доход становится меньше цены единицы продукции (МR > P) для любого объема выпуска продукции, исключая первую выпущенную единицу.

· неравенство объема производства фирмы в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с совершенной;

· изменение условий равновесия фирмы: в условиях несовершенной конкуренции фирме становится выгодно продавать продукцию по более высоким ценам, чем на конкурентном рынке;

· существование монопольной власти, т.е. возможности устанавливать цену единицы продукции выше средних издержек производства (Р > АС);

· наличие ценовой дискриминации, т.е. возможности продавца устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для различных групп покупателей.

Рассмотрим более подробно указанные характерные черты рынков несовершенной конкуренции:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.