Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монопольная власть






На рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени может обладать монопольной властью.

Монопольная власть характеризует ситуацию, когда фирма имеет возможность влиять на рыночную цену товара, завышая ее.

При этом фирма стремиться установить цену выше средних издержек, что позволяет фирме получать экономическую прибыль. Но более всего монопольная власть проявляется при чистой монополии.

Возможность поднимать цену зависит от:

· числа фирм на рынке и возможности проникновения на рынок новых конкурентов.

· эластичности спроса на товар.

Если число продавцов на рынке минимально, продавец не слишком боится поте-рять покупателей, поэтому он может взвинчивать цену. При неэластичном спросе на товар покупатель вынужден покупать товар и при повышающейся цене (это относится к товарам первой необходимости). Монополист учитывает безвыходную ситуацию, в которой оказывается такой потребитель, и обычно поднимает ценовую планку.

Различные рынки обладают разной степенью давления монопольной власти. Это обстоятельство требует ее измерения. Существует несколько показателей монопольной власти. Наиболее распространенными являются индекс Лернера (IL) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (IНН)

А.П. Лернер предложил следующий показатель монопольной власти:

где:

IL - индекс Лернера;

P - цена;

МС - предельные издержки;

Е - ценовая эластичность спроса на продукцию.

Так, как на рынке совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам (Р = МС), то IL = 0 (фирма не обладает монопольной властью).

На рынках несовершенной конкуренции фирма устанавливает цену, превышающую предельные издержки (Р-MC) > 0. Превышение цены над предельными издерж-ками характеризует наличие у фирмы монопольной власти, и чем выше положительное значение индекса Лернера (IL), чем больше разрыв между ценой единицы продукции и предельными издержками на ее производство, тем большей монопольной властью обладает фирма на рынке. С другой стороны, чем меньше эластичность спроса на товар по цене (Е > 1), чем большую возможность поднять цену товара имеет фирма, тем выше показатель монопольной власти (IL > 1).

Другой показатель монопольной власти - индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH), указывает на зависимость монопольной власти от степени концентрации рынка. Чем большую долю рынка занимает фирма, тем выше власть над ним. Исходя из этого все фирмы, функционирующие на рынке, ранжируются по удельному весу на рынке в процентах по нисходящей линии. Индекс Херфиндаля-Хиршмана имеет следующий вид:

IHH = S12 + S22 +… + Sn2

где:

IHH - индекс Херфиндаля-Хиршмана;

S12 + S22 +… + Sn2 - квадраты процентных долей фирм на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана широко используется на Западе для оценки монопольной власти на рынке. Если на рынке функционируют 100 одинаковых фирм, занимающих по одному проценту рынка, IHH будет равен 1; если весь рынок обслуживает единственная фирма-монополист, то IHH будет равен 1002 = 10 000. В США немонопо-лизированными считаются отрасли, где IHH составляет менее 1 000, умеренно монополизированными считаются отрасли с IHH от 1 000 до 1 800, высокомонополизированным является рынок, где индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1 800.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.