Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неравенство объема производства фирмы в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с совершенной






Фирма в условиях несовершенной конкуренции может определять не только оптимальный объем производства, как это делает фирма в условиях совершенной конкуренции, но и влиять на рыночную цену выпускаемого товара.

В условиях совершенной конкуренции доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1 %), и поэтому фирма не может влиять на рыночную цену, воспринимает ее как данность, т.е. выступает на рынке как ценополучатель. Совершенно в другой ситуации находится монополист. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большими объемами производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем - т.е. может не только определять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получению наибольшей массы прибыли. Однако чем больше конкуренция на рынке, тем сложнее фирме влиять на рыночную цену.

Как и в условиях совершенной конкуренции оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR = MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (Р = МR), то в условиях несовершеной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (МR < P). Поэтому,

· если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (Р = МR = MC), то

· в условиях несовершенной конкуренции при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (Р > МR = MC).

Таким образом, формула равновесия в условиях несовершенной конкуренции выглядит так:

Р > МR = MC

и характеризует ситуацию, при которой фирма-монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.

При этом в условиях несовершенной конкуренции фирма всегда стремиться к получению экономической прибыли, недоступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для фирмы в условиях несовершенной конкуренции соотноше-нием цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (средними издержками) (Р > АС), что свидетельствует о возможность получении фирмой экономической прибыли.

Достижение такого равновесия предпочтительно для любой фирмы в условиях несовершенной конкуренции, будь то это чистая монополия, олигополия или монополистический конкурент. Однако в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. Если же конкуренция на рынке все же существует (в случае олигополии и монополистической конкуренции), то экономическая прибыль в долгосрочном периоде имеет тенденцию сокращения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.