Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Поведение производителя в рыночной эконномике






Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают.
(Фридрих Хаек)

Нельзя полагаться на те доходы, которые мы только надеемся получить, какими бы верными они нам не казались.
(М. Монтень)

Что такое фирмы (предприятия)?

Производитель в условиях рынка осуществляет соединение факторов производства в целях создания материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей. Конечной целью производителя является реализация собственных интересов. Основным субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).

Фирма (предприятие) - это хозяйственное звено, которое реализует свои экономические интересы посредством производства и реализации товаров и услуг путем целесообразного комбинирования факторов производства.

Понятия " предприятие" и " фирма" можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком понимании - это синонимы. В широком - их следует различать: предприятие представляет собой однопрофильное производство, тогда как фирма может включать несколько предприятий, причем как однопрофильных, так и разнопрофильных.

В настоящее время фирмы представляют собой преимущественно многопрофильные производства. Многопрофильность обеспечивает фирме большую устойчивость: убытки от одного вида деятельности могут компенсироваться прибылью от производства других товаров и услуг. Кроме того, многопрофильность фирмы обеспечивает совмещение производства товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Формирование многопрофильного производства путем рассредоточение капитала фирмы по разным отраслям называется диверсификацией производства.

Какова классификация фирм (предприятий)?

Фирмы можно классифицировать:

· по форме собственности на капитал;

· по степени концентрации и централизации производства, т.е. по величине капитала, размерам производства и количеству занятых

По первому критерию фирмы делятся на государственные и частные. По второму - на мелкие, средние и крупные.

Рассмотрим подробнее классификацию фирм по первому критерию.

Государство в условиях рынка может само выступать в качестве предпринимателя в тех сферах, которые недостаточно привлекательны для частного бизнеса, либо в отраслях, производящих общественно значимую продукцию. В качестве примера можно привести наукоемкое производство, требующее очень больших первоначальных инвестиций при медленной окупаемости. Частный бизнес отпугивает низкая скорость оборота капитала.

Государственные предприятия часто бывают менее эффективны, чем частные. Это объясняется, с одной стороны, несвободой в хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, отсутствием конкуренции в государственном секторе, практикой покрытия государством убытков, т.е. пребывания в тепличных условиях. Поэтому расширения государственного сектора может привести к снижению эффективности национальной экономики, замедлению темпов экономического роста. Оптимальная пропорция между государственным и частным сектором подвижна. Она определяется конкретно-историческими условиями развития рыночной экономики. Волны национализации сменялись периодами, для которых более характерным было разгосударствление ряда отраслей.

Для частного бизнеса характерны следующие основные формы:

· единоличные фирмы (собственник капитала - один человек);

· товарищества (соединяется капитал нескольких лиц);

· акционерные общества (пай каждого сособственника определяется количеством имеющихся у него акций).

Каждая из указанных форм имеет свои достоинства и недостатки. Так к достоинствам единоличного хозяйства можно отнести полную самостоятельность, а также конфиденциальность деятельности. Товарищества - коллективное, оперативное управление и, как правило, большие финансовые возможности по сравнению с предшествующей формой. Акционерные общества обладают широкими возможностями аккумулирования дополнительного капитала, привлечения профессиональных менеджеров.

К недостаткам первой формы можно отнести ограниченные финансовые возможности, необходимость совмещения управленческих специальностей, второй - зависимость партнеров друг от друга, третьей - строгий контроль за деятельностью и неповоротливость управления.

В целом же, для современной экономики характерна ведущая роль акционерных компаний. Их деятельность может выходить за рамки национальной экономики и распространяться на мировые рынки. Для акционерных компаний характерно массовое производство товаров и оказание торговых, финансовых и других услуг.

Теперь обратимся к анализу классификации фирм по второму критерию.

Для мелких фирм характерна многочисленность, быстрая реакция на изменения рыночной конъюнктуры, а также быстрое обновление. Мелкие фирмы эффективно функционируют в тех экономических нишах, где нет необходимости в массовом производстве и куда не проникает крупный бизнес.

Средние фирмы в странах с развитой экономикой не столь многочисленны. Их число имеет тенденцию к сокращению. Средние фирмы, с одной стороны, не обладают гибкостью мелкого бизнеса, а с другой - мощью крупного. Их выживаемость обусловлена тем, что в узких сегментах рынка, куда они внедряются, данные фирмы становятся мини-монополистами, так сказать " крупной рыбой в мелком пруду". Данные фирмы являются важным источником концентрации капитала, поскольку именно на них приходится наибольший процент поглощений.

Крупные фирмы обеспечивают массовое производство товаров при минимальных издержках благодаря экономии на масштабах производства. Они имеют возможность осваивать новые отрасли, поскольку способны осуществлять крупномасштабное инвестирование. Поэтому крупные фирмы выполняют основную роль проводников НТП. В целом, для крупных фирм характерно устойчивое положение в экономике.

Что мы понимаем под внешней и внутренней средой бизнеса?

Эффективность современного бизнеса в значительной степени зависит от состояния внутренней и внешней среды, в условиях которой он осуществляется.

Внутреннюю среду формируют отношения между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками.

Внешняя среда складывается из отношений предпринимателей с государственными и общественными организациями, поставщиками, потребителями и кредиторами.

Каждый из экономических субъектов имеет собственные интересы.

Что касается внутренней среды, то собственник капитала заинтересован в сохранении и умножении капитала, менеджеры - в получении фирмой прибыли, обеспечивающей высокое вознаграждение, наемные работники - в стабильной заработной плате, хороших условиях труда и социальной защищенности.

В сфере внешней среды прежде всего необходимо выделить широкий спектр государственных интересов, включающий обеспечение устойчивого роста экономики, защиту рыночных отношений путем реализации антимонопольной политики, охрану окружающей среды, поддержание стабильности цен, обеспечение социальной защиты населения и т.д. Поставщики заинтересованы в низких расходах и высоких доходах. Кредиторы - в высоких процентах по кредитам, гарантированности возврата последних. Потребители - в широком ассортимента, низких ценах и высоком качестве продукции и услуг. Успех бизнеса, в конечном счете, зависит от возможности гармонизации интересов указанных экономических субъектов.

Какие теории поведения производителя (предприятия, фирмы) наиболее известны?

Традиционная теория объясняет поведение производителя (предприятия) стремлением максимизировать прибыль.

Существуют различные теории поведения производителя (предприятия, фирмы),

Реальная экономическая действительность сложна и требует многопланового подхода к анализу поведения современной фирмы. Существуют также альтернативные концепции.

Так, существует теория максимизации роста, согласно которой собственники капитала и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы как средства достижения личного обогащения и повышения статуса. Рост фирмы при этом рассматривается как способ её выживания.

Первым путем роста фирмы является концентрация производства и капитала. Источником её служат собственные ресурсы фирмы, заемные средства, а также средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Второй путь роста можно охарактеризовать как централизацию производства и капитала в результате слияний и поглощений через горизонтальную и вертикальную интеграцию, а также конгломерацию. Компании чаще идут по второму пути.

Важнейшим мотивом слияния, направленным на уменьшение издержек, является экономия от масштаба производства. Данная экономия достигается тогда, когда издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции снижаются по мере увеличения объема выпуска. Данное снижение вызвано, в частности, распределением постоянных, т.е.независимых от масштаба выпуска издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Иными словами, рост объема производства позволяет более эффективно использовать ресурсы, которыми располагает фирма.

Часто мотивом слияний и поглощений является экономия на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, капиталовложениях в новую технологию, а также экономия от сокращения административных расходов на содержание управленческого аппарата. Размеры корпорации сами по себе являются гарантией е надежности (так называемый эффект " too big to fail" - слишком велик, чтобы обанкротиться). Широкие возможности в повышении конкурентоспособности и экономической устойчивости компании дает диверсификация производства.

Рассмотрим формы централизации производства и капитала подробнее.

Горизонтальная интеграция происходит при объединении производителей, выпускающих однотипную продукцию и предоставляющих сходные услуги, либо производящих одинаковую стадию производственного процесса. Данный вид интеграции представляет собой внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Он дает экономию от масштаба производства и является наиболее распространенным видом интеграции. Например, американская сеть фастфуда Burger King заключила договор с " Шоколадницей" о развитии сети ресторанов в Москве. По мнению аналитиков данная сеть может составить серьезную конкуренцию McDonald's.

Вертикальная интеграция имеет место в случае объединения производителей, которые осуществляют разные стадии единого технологического процесса. В этом случае наблюдается межотраслевая концентрация и централизация производства. Данный вид интеграции позволяет снизить издержки, поскольку переход продукта из одной фазы производственного процесса в другую происходит, минуя рынок. Фирма расширяет также сферу своего влияния и контроля над рынком.

В качестве примера можно привести " Русское море". Это - одна из ведущих компаний на российском рынке продуктов питания, специализирующаяся на производстве и поставке готовой рыбной продукции, охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов.

" Русское море" представляет собой вертикально интегрированную компанию, работающая по трем основным направлениям: аквакультура (" Русское море - Аквакультура"), поставка охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов (" Русская рыбная компания"), производство готовой рыбной продукции (компания " Русское море"). " Русское море" является крупнейшим в России игроком как на рынке производства и продажи готовой рыбной продукции, так и на рынке дистрибьюции охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов. Торговая марка " Русское море" является ведущим брендом на российском рынке.

При конгломерации осуществляется объединение фирм, не связанных технологически. В результате происходит диверсификация производства, представляющая собой распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.

Диверсификация производства позволяет реализовать следующие цели:

· снизить риски, рассредоточив капитал по различным отраслям;

· внедриться на новые рынки;

· занять мелкие ниши уже существующих рынков;

· использовать достижения НТП параллельно в разных областях;

· воспользоваться благоприятной конъюнктурой на фондовом рынке (спекулятивная цель).

В результате формируется единая система предприятий. Она не столь устойчива, как при вертикальной и горизонтальной интеграции, но вполне эффективна при экономически грамотном, последовательном управлении. Диверсификация производства как в отношении производимых товаров и предоставляемых услуг, так и географическая, является важным источником положительной синергии. Поэтому диверсификация является стимулом для слияния компаний, специализирующихся в разных сферах. В конечном счете она позволяет стабилизировать поток получаемых доходов, что выгодно самой компании и её поставщикам. Потребители тоже оказываются в выигрыше благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.

В качестве примера можно привести концерн Unilever, который является крупнейшим мировым производителем такой продукции, как маргарин, мыло, чай, соусы, мороженое, сухие супы, растительное масло, приправы, зубная паста, шампуни, туалетная вода чистящие средства и т.д. В ее портфеле такие известные марки, Brooke Bond, Calve, Knorr, Lipton, Rama, Dove, Domestos, Omo, Rexona, Sunsilk. На российский рынок она вышла в 1992 году, начав с поставок мыла Lux, стирального порошка Omo, чая Lipton. Компания построила в Санкт-Петербурге чаеразвесочную фабрику, а в Туле - завод по производству майонеза, бульонных кубиков, супов быстрого приготовления, приправ и картофельного пюре. Ей принадлежит фабрика по производству косметической продукции и гигиенических товаров " Северное сияние" в Санкт-Петербурге и Московский маргариновый завод.

Всё началось с того, что в 1930 году голландский производитель маргарина Margarine Uni объединился с британской мыловаренной компанией Lever Brothers. Так возник новый игрок - Unilever, которому суждено было значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции и стать в дальнейшем одним из лидеров мирового рынка.

Основным игроками слияний и поглощений являются крупные ТНК. Объединяясь и поглощая другие компании, ТНК концентрируют в своих руках большую экономическую власть, позволяющую влиять не только на отдельные рынки, но на деятельность целых государств. Многие ТНК зарождаются путем слияний крупных компаний. Из 50 крупнейщих компаний мира штаб-квартиры более 30 находятся в США. В числе объединившихся за последние годы - две первые в мире нефтяные компании " Мобил" и " Эксон".

Правда, нельзя не отметить, что в последние годы прослеживается тенденция к деконцентрации и децентрализации производства. Практика доказывает, что 2/3 слияний и поглощений оказываются в конечном итоге убыточными. Они приводят к продаже ранее приобретенных компаний, либо к закрытию бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, мегаслияния (1% наиболее крупных сделок, на которые приходится 43% совокупной стоимости всех сделок) приводят к падению цен акций компании-покупателя в краткосрочной перспективе в среднем на 3, 2%. Дело в том, что конкуренция обостряется, рыночная конъюнктура становится всё более динамичной. В этих условиях жизнеспособность фирмы, её адаптивность зависит от гибкости и маневренности, что легче осуществить при децентрализации производства и управления.

Теория максимизации прибыли и теория максимизации роста предполагают, что у фирмы существует одна цель. Поведенческие теории выдвигают идею множественности целей фирмы.

Данный подход основывается на рассмотрении корпорации как сложной системы с определенной иерархией субъектов и объектов управления и соответствующей иерархией интересов и целей.

Жизнеспособность фирмы зависит от умения высших менеджеров согласовывать частные интересы субъектов фирмы с её стратегическими интересами.

В качестве способа гармонизации частных и общих интересов предлагается искусство компромисса. Основная идея состоит в следующем. Невозможно максимизировать все цели (прибыль, рост и т.д.), поэтому следует выбирать такую комбинацию целевых установок, которая отвечала бы интересам субъектов фирмы.

В поведенческих теориях фирмы учитывается влияние внешней среды, в которой функционирует фирма. К ней, как было ранее отмечено, относятся экономические, политические, социальные, экологические условия и т.д. Необходимо обеспечивать адекватность внутренней среды фирмы её внешней среде посредством гибкой реакции на изменения последней.

Каково экономическое содержание производственной функции?

Технологическую зависимость между затратами факторов производства и выпуском продукции отражает производственная функция, которая представляет собой отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из данного набора.

Итак, фирмы производят блага и услуги. Для этого они должны использовать в оптимальном сочетании факторы производства (труд, землю и капитал). Производственная функция строится для конкретной технологии. Совершенствование последней вызывает необходимость изменения производственной функции. Она может характеризовать как микроэкономические, так и макроэкономические взаимосвязи.

Производственная функция имеет следующий вид:

Q = f (a, b, c, d,...z), где

Q (quantity) - количество произведенных товаров и услуг;

a, b, c, d,...z - факторы производства.

Часто используется двухфакторная модель, в который учитывается только влияние труда и капитала, поскольку для современного промышленного производства роль земли как фактора производства не столь важна. В общем виде двухфакторная производственная функция выглядит следующим образом: Q = f (K. L). Конкретный же вид производственной функции обусловлен технологией производства и зависит от краткосрочности или долгосрочности рассматриваемого периода.

В краткосрочном периоде по крайней мере один фактор производства остается постоянным, фирма не может ни покинут отрасль, ни в неё войти. В долгосрочном периоде все факторы производства переменны, фирмы могут как покинуть отрасль, так и войти в неё. Различие между указанными периодами характеризует два типа управленческих решений: тактические и стратегические.

В краткосрочном периоде в двухфакторной модели производства объем выпускаемой продукции является функцией переменного фактора. Таковым выступает труд. Короткий период достаточен для того, чтобы менять численность работников на действующих заводах, но недостаточен для строительства новых цехов и их оборудования. Производственная функция в коротком периоде имеет вид: Q = f(L).

В долгосрочном периоде предприниматель имеет возможность построить новый завод, оснастить его оборудованием и т.д. Поэтому в долгом периоде все факторы -переменные. Как правило, они являются не только дополнителями друг другу, но и, в определенных рамках, взаимозаменяемыми. В этом случае используется функция Кобба-Дугласа, являющаяся частным случаем производственной функции. Она имеет вид:

Y = A Ka Lb,

где Y (yield) - результат, выход продукции;

А - линейный коэффициент.

Степенные коэффициенты а и б служат показателями эластичности объема производства по капиталу и труду. Они показывают, на сколько процентов изменится выпуск продукции, если затраты капитала (труда) изменятся на 1%. Рассматриваемая функция не только показывает вклад каждого фактора, но позволяет определить суммарную отдачу использования факторов производства. Суммарное значение степенных коэффициентов позволяет оценить эффект масштаба производства.

Если a + b = 1, то имеет место нейтральный эффект масштаба.

При a + b > 1 эффект масштаба положительный, поскольку отдача факторов производства увеличивается. В результате роста масштабов производства возникает экономия благодаря специализации труда, повышению эффективности управления и т.д.

Если же a + b < 1, то отдача ресурсов снижается, поэтому эффект масштаба - отрицательный. Чрезмерное укрупнение предприятия приводит, в частности, к снижению эффективности управления и чрезмерным расходам не него.

Что собой представляют издержки Какова их классификация? Что следует понимать под прибылью? Какие виды прибыли существуют?

В рыночной экономике доминирующим мотивом деятельности любой фирмы является максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между доходом фирмы (выручкой от продажи продукции) и величиной издержек.

Издержки производства представляют собой денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого продукция производится и реализуется.

Для того, чтобы фирма могла ориентироваться на получение прибыли определенной величины, она должна проанализировать спрос, и сопоставить возможную валовую выручку от реализации продукции (доход) по определенной цене, с величиной издержек на её производство, т.е. сравнить денежные средства, полученные (вырученные) фирмой от продажи продукции, с затратами, непосредственно связанными с производством продукции и обусловленные ими. Возможность получения прибыли при прочих равных условиях ограничивается величиной издержек производства. Поэтому принятие фирмой решения об оптимизации выпуска продукции невозможно без анализа издержек и их возможной динамики.

Экономическая теория исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. В этой связи фирме следует учитывать издержки явные и неявные. Издержки явные (внешние) - это плата фирмы за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. К явным издержкам относится оплата труда работников, приобретение или аренда оборудования, затраты на сырье и материалы, а также оплата предпринимательской способности менеджеров.

Совокупность явных издержек формирует себестоимость продукции. Если из общей выручки от реализации продукции вычесть её себестоимость, то можно получить величину прибыли фирмы. Явные издержки учитываются в бухгалтерской отчетности, поэтому прибыль, исчисленная таким образом, называется бухгалтерской прибылью.

Вместе с тем учет только явных издержек занижает объем реальных издержек фирмы, а поэтому завышает объем фактически полученной прибыли. Реальное представление о величине прибыли и издержек можно получить, учитывая также издержки неявные (внутренние).

Совокупные неявные издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Данные издержки не оплачиваются внешними поставщиками ресурсов. Например, собственник офисной недвижимости сам организует в собственном помещении работу своей фирмы. При этом он отказывается от сдачи недвижимости в аренду и получения соответствующего дохода. Вкладывая свои деньги в инвестиционный проект, бизнесмен отказывается от возможности положить деньги в банк и получать процент по вкладу.

Анализ явных и неявных издержек позволяет более точно определить чистую или экономическую прибыль предприятия.

Экономическая прибыль исчисляется как разность между валовым доходом (выручкой) от реализации продукции и совокупными (явными и неявными) издержками фирмы.

Величина некоторых издержек зависит от объема выпускаемой продукции (англ. quantity, Q). К ним относятся, в частности, сырье, материалы, заработная плата, оплата электроэнергии. Другие же издержки не зависят от масштабов производства. В качестве примера можно привести плату за аренду помещения, оплата охраны и т.д. Данный вид издержек может иметь место даже в том случае, если производство не осуществляется.

Издержки, не зависящие от объема производства, называются постоянными (англ. fixed costs, FC), а зависящие - переменными (англ. average variable costs, VC). Сумма постоянных издержек и переменных издержек составляет общие (валовые) издержки фирмы (англ. average total costs, TC).

FC + VC = TC

Графическое отображение постоянных, переменных и общих издержек можно представить следующим образом: см. рис. 1 (А).

Почему анализ издержек и прибыли позволяет сделать выводы о возможности санации, либо о необходимости банкротства предприятия?

Выделение постоянных и переменных издержек необходимо, в частности, для своевременного принятия решения о санации предприятия, либо об объявлении банкротства или закрытия в случае убыточной деятельности.

Если предприятие получает экономическую прибыль, или хотя бы полностью окупает издержки, оно продолжает свою деятельность. Если же предприятие не оплатило хотя бы частично постоянные издержки, то оно не может прекратить свою деятельность, а по существующим в мире законодательствам может только объявить банкротство.

Общее правило объявления банкротства: если доход от реализации продукции меньше переменных издержек предприятия, то оно объявляет банкротство.

Последнее влечет за собой продажу имущества и оплату долга по постоянным издержкам из вырученной суммы. После этого краткосрочный период деятельности фирмы переходит в долгосрочный. Предприниматель имеет возможность решать, заключать ли новые договора или закрываться, руководствуясь общим правилом теории поведения производителя (предприятия) в долгосрочном периоде: фирма продолжает функционировать в том случае, если предполагаемый доход от реализации продукции больше, чем валовые издержки.

В краткосрочном периоде предприятие, несущее убытки, и стремящееся их минимизировать, может принять решение о прекращении деятельности или её продолжении, исходя из того, что при продолжении работы предприятие получает доход и может частично покрывать постоянные издержки, а при прекращении работы такая возможность исчезает, и валовые издержки будут равны постоянным. Мы ещё вернемся к детальному рассмотрению данного вопроса в этой главе.

Средние издержки производства: что это такое и для чего они нужны?

Анализ деятельности фирмы предполагает сравнение издержек в расчете на единицу продукции с ценой продукции в целях получения представления о прибыльности фирмы.

Средние издержки (англ. average costs, AC) можно получить путем деления издержек на объем производства (англ. quantity, Q).

По этому принципу рассчитываются любые виды средних издержек: как средние постоянные (англ. average fixed costs, AFC) и средние переменные (англ. average variable costs, AVC), так и общие средние издержки (англ. average total costs, ATC).

При этом средние общие издержки можно подсчитать также путем суммирования средних постоянных и средних переменных издержек.

Оба этих способа можно представить следующим образом:

ATC = (FC + VC): Q = FC: Q + VC: Q = AFC + AVC.

Графическое изображение средних постоянных, средних переменных и средних общих издержек отображено на рис. 1 (В).

Какова типичная динамика средних постоянных, переменных и общих издержек при увеличении объема выпуска?

При малом объеме производства средние постоянные издержки высоки, но по мере увеличения данного объема средние постоянные издержки стабильно снижаются вследствие независимости постоянных издержек от объема производства. По мере расширения объема производства всё меньшая нагрузка постоянных издержек падает на единицу производимой продукции.

Средние же переменные издержки сначала снижаются, а потом начинают возрастать. Пока данное возрастание будет перекрываться или же полностью компенсироваться снижением средних постоянных издержек, средние общие издержки будут снижаться, а в последствии по мере роста объема производства они также начнут возрастать. Следовательно, динамика средних общих издержек в значительной степени определяется динамикой средних переменных издержек.

Что же обуславливает последовательное снижение и дальнейшее возрастание средних переменных издержек по мере роста объема производства?

Если при неизменном технологическом уровне производства фирма увеличивает объем производства путем последовательного присоединения дополнительных единиц переменного ресурса к неизменному постоянному ресурсу, то начиная с определенного момента отдача от присоединения переменного ресурса перестает возрастать, а затем - начнет убывать. В этом - суть закона убывающей отдачи (производительности).

Фирма должна использовать постоянные и переменные факторы производства в определенных пропорциях. Можно привести такой пример. Учитывая благоприятную конъюнктуру, предприниматель решил поставить на рынок дополнительную партию товара. Он может сделать это, наняв дополнительных рабочих, которые будут работать сверхурочно на имеющемся оборудовании. Наем дополнительного работника увеличивает объем производства, но это увеличение будет постепенно замедляться, а затем прекратится в связи с ухудшением условий работы. Дальнейший наем работников смысла не имеет. При благоприятной конъюнктуре в долгом периоде можно наращивать производство, одновременно увеличивая масштабы не только используемого труда, но и капитала.

В результате присоединения дополнительной единицы переменного ресурса к неизменному постоянному производится предельный продукт (англ. marginal product). Примером может служить прирост объема производства продукции вследствие найма дополнительного работника. Используя данный термин, из вышесказанного можно сделать вывод: совокупный продукт максимизируется в точке, когда предельный продукт равен нулю.

Данный закон универсален, поскольку применим ко всем отраслях и любым видам переменных ресурсов в коротком периоде.

Предельные издержки представляют собой прирост издержек, обусловливающий выпуск дополнительной единицы продукции.

Предельный продукт непосредственно связан с предельными издержками (англ. marginal costs, MC). Формализовано предельные издержки могут быть представлены следующим образом:

MC = △ VC: △ Q,

где MC - предельные издержки;

△ VC - прирост переменных издержек;

△ Q - прирост объема производства, ими вызванный.

Графическое изображение предельных издержек отображено на рис. 1 (B).

Хотелось бы подчеркнуть, что закон убывающей отдачи действует при изменении одного фактора производства при прочих равных условиях, т.е. при неизменности остальных факторов в рамках неизменного технологического уровня производства. В условиях последнего, но при единовременном увеличении всех факторов производства результат будет иным. Будет иметь место эффект масштаба производства Переход же к более прогрессивной технологии, как правило, повышает отдачу при любом соотношении постоянных и переменных издержек.

Деление издержек на постоянные и переменные используется применительно к короткому временному интервалу. Даже гигант автомобилестроения не может за несколько месяцев изменить число автомобильных заводов или их мощность. В краткосрочном периоде компания может увеличить производство автомобилей, наняв дополнительное количество работников на существующие предприятия, закупив дополнительное количество материалов и т.д. В долгом же периоде компания способна расширить масштабы производства благодаря строительству новых заводов и расширению существующих.

Рассмотрим рисунок 2, на котором изображены кривые средних совокупных издержек в коротком периоде для малого, среднего и крупного предприятия, а также кривая средних совокупных издержек в долгосрочном периоде.

Если при возрастании объема производства средние совокупные издержки убывают, то имеет место экономия, обусловленная ростом масштабов производства (положительная отдача от масштаба производства). Когда средние совокупные издержки в долгосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от объема производства, имеет место постоянная отдача от масштабов производства (постоянная отдача от масштаба производства). Если же с ростом объема производства средние совокупные издержки возрастают, то имеет место увеличение затрат, обусловленное масштабом производства (отрицательная отдача от масштаба производства).

На рисунке можно проследить связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая издержек в долгосрочном периоде огибает кривые краткосрочных издержек, что обусловлено большей гибкостью фирмы в долгосрочном периоде. Если компания стремится увеличить объем производства автомобилей, то в коротком периоде она может осуществить это только за счет увеличения переменных издержек. В силу действия закона убывающей отдачи в определенный момент средние совокупные издержки начнут возрастать. В долгом же периоде компания не только увеличивает количество нанятых работников, объем использованных материалов и т.д., но также расширяет производственные мощности, поэтому момент начала возрастания средних издержек отодвигается.

Вместе с тем кривая долгосрочных средних издержек также имеет U - образную форму.

В нашем примере автомобильная компания имеет положительный эффект масштаба при относительно низких объемах производства, постоянный эффект масштаба - при средних объемах и отрицательный эффект масштаба при высоких объемах производства. Положительный эффект масштаба может быть вызван, например, использованием новейших сборочных линий с большим числом рабочих, каждый из которых специализируется на выполнении конкретных операций. Отрицательный эффект масштаба может быть связан с ростом сложности управления крупной компанией, раздутым штатом управляющих.

Что следует понимать под экономической эффективностью производства? Каковы показатели эффективности?

Под экономической эффективностью следует понимать отношение экономического эффекта к ресурсам, обеспечившим данный эффект.

Уровень экономической эффективности дает количественную оценку её величины. Данный уровень тем выше, чем больше эффект и меньше ресурсы, его обусловившие. Повышение эффективности свидетельствует об опережающем росте эффекта по сравнению с затратами факторов производства, что сопровождается снижением издержек на единицу эффекта.

Конечным результатом функционирования производства на уровне фирмы является прибыль, представляющая собой разницу между общей величиной выручки фирмы от реализации продукции и издержками производства.

Для оценки сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции, предприятий и отраслей используется показатель уровня рентабельности, представляющий собой процентное отношение прибыли к величине издержек. Уровень рентабельности исчисляется по следующей формуле:

Уровень рентабельности = Прибыль: Себестоимость х 100%.

Экономическое содержание уровня рентабельности состоит в отражении эффективности производства с точки зрения определения величины полученной фирмой прибыли на единицу издержек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.