Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Представления и инсценировки






Особенно интересным направлением развития театрализованного действия, зародившегося в первые годы Советской власти, стали массовые инсценировки. Именно они представляли собой агитационно-пропагандистский материал со средствами художественной выразительности.

Одной из лабораторий по созданию массового политического действа стала Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии, организованная в 1919 году Н.Г.Виноградовым.Она принадлежала к числу интереснейших явлений художественной жизни революционных лет. В ее деятельности – увлекательном эксперименте по разработке художественно-пропагандистских «игрищ» - принимали личное участие А.М.Горький, В.Э.Мейерхольд, М.Ф.Андреева, Ф.И.Шаляпин, Ю.М.Юрьев.

Много ярких массовых инсценировок родилось именно в этой творческой мастерской. Одной из самых выдающихся работ была массовая инсценировка, которая состоялась 19 июля 1920 в Петрограде у портала фондовой биржи и называлась она «К мировой Коммуне». Эта инсценировка со всей силой продемонстрировала утверждение нового направления художественной пропаганды, синтезирующего политику и искусство, реальное действие и художественное.

Было использовано пять мест действия – три театральных, два реальных, исторических – Дворцовая площадь и Зимний дворец. Здесь следует отметить режиссерскую находку – использование Зимнего дворца, внутри которого происходили события, наблюдаемые снаружи через окна собравшейся на площади многотысячной аудиторией. Дворец – символ самодержавия – превращался по мере развития действия в символ победы Революции. Важную роль играли технические средства, подчеркивающие путем усиления света и звука основные места действия, которое происходило как на сценах-платформах, так и на мосту, перекинутом между ними, на земле, где раздавался звон колоколов, звучали гудки фабрик и заводов, и в воздухе, где летали аэропланы.

В этой театрализованной массовой инсценировке участвовало свыше шести тысяч человек – артистов драмы, балета, цирка, театральной школы и студии, частей Красной Армии и моряков-балтийцев. Организаторы этой инсценировки подчеркивали, что не ставили своей целью воспроизвести в инсценировке «в точности картину событий, имевших место на площади Зимнего дворца три года назад...». Тем самым было подчеркнуто, что инсценировка претендует на создание в рамках замысла определенного исторического образа, опирающегося на художественную интерпретацию событий, предшествовавших революции. Отсюда крупномасштабные эпизоды-обобщения в разворачивающемся действии.

Говоря о массовых инсценировках, нельзя не упомянуть инсценировки, проводимые в Москве. Так, например, 10 мая 1925 года своеобразным праздником явился общемосковский карнавал книги. Большая колонна разукрашенных автомобилей, являвшихся в то же время сценическими площадками для выступления чтецов, музыкантов и танцоров, медленно продвигалась по заполненным народом московским улицам. Карнавальная автоколонна была одновременно и выставкой книг, и своеобразным театром на колесах, показывавшим на ходу и на больших остановках маленькие скетчи. Сценки, музыкальные и эстрадные номера. Празднество закончилось карнавальным шествием по городу.

Первой Всесоюзной спартакиаде народов СССР в августе 1928 года были посвящены специальные празднества на Москве-реке и массовое представление «Всемирный Октябрь», организованное на Ленинских горах. Основой, из которого разворачивалась массовая инсценировка, как правило, был митинг или военный парад. Поэтому в представлении неизменно принимали участие красноармейцы. В инсценировке использовались театральные условные элементы, символы, аллегории. Утвердились традиционные инсценировочные маски – маска рабочего, буржуя, капиталиста и др.

Необычность постановки, масштабность, обилие различных постановочных эффектов породили новые формы, приемы драматургии и режиссерской работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.