Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






б) Физкультурные шествия и парады






Плодотворной для организации театрализованного действия этих лет представляется мысль о том, что «физкультурно-художественное зрелище, пляску, лозунг, песню, инсценировку заостряется политическое значение данной кампании или празднества, пробуждается энтузиазм».

Об использовании спорта в качестве синтетического выразительного средства следует говорить в связи с проведением ежегодных традиционных культурных парадов на Красной площади. По мнению крупнейшего режиссера художественно-спортивных праздников в СССР народного артиста РСФСР Б.Н.Петрова, своего

апогея по массовости, богатству тематики, режиссерским находкам, энтузиазму участников физкультурные парады достигли в 30-е годы.

Это было связано, с одной стороны, с бурным развитием физической культуры и спорта, огромным интересом советской молодежи к ним как к новой форме общения, возможности проявить себя, с другой – со сложившейся политической ситуацией в стране.

Огромная массовость и разнообразие контингента участников, широта тематики, появление новых выразительных средств создали благоприятные условия для творческого подъема.

В 1931 г. В Физкультурном параде приняли участие 40 тысяч человек, в 1932 году – 70 тыс., в 1933 г. – 80 тысяч, в 1934 и 1935 гг. – по 120 тысяч, в 1936 году – 110 тыс., в 1937 году – 40 тыс., в 1938-1940 гг. количество участников не превышало 40 тыс.человек.

Физкультурные парады 30-х годов были народным торжеством, которых ждали, к которым готовились, в которых активно участвовали не только молодежь столицы, но и вся страна.

С накоплением выразительных средств и опыта проведения Физкультурных парадов постепенно возрастала и роль режиссера как постановщика. Физкультурные парады стали носить тематический характер. Каждая колонна, например, должна была выбрать и раскрыть определенную тему. Сделать это было не просто, так как у режиссера были считанные минуты на воплощение своей идеи.

Большое значение для раскрытия избранной темы в этот период приобретают: форма построения колонны; предмет для выполнения

упражнения в движении; оригинальность самих массовых упражнений; различные конструкции, способствующие раскрытию темы; гимнастические снаряды, укрепленные на транспортных

средствах; «живые» пирамиды и пр. Особая роль отводилась художественному оформлению колонны и костюмам участников.

Музыка Физкультурных парадов в тот период была общей для всех. В основном это были марши, главной задачей которых было обеспечить четкое прохождение колонн по площади без каких-либо нарушений общего потока движения. Поэтому особого значения для раскрытия тематики и выполнения массовых упражнений в движении музыкальное сопровождение не имело, а служило лишь фоном.

В 1933 году впервые в Физкультурный парад были введены массовые гимнастические выступления. В этом участвовали только две делегации: сводная колонна физкультурников крупнейших предприятий Москвы (режиссер – А.Лазарев) и колонна студентов Государственного Центрального института физической культуры и спорта (режиссер – М.Окунев).

В последующие годы включение массовых гимнастических выступлений в Физкультурные парады стало традиционным. Таким образом, перед 1933 года дал жизнь еще одной форме спортивных зрелищ – массовым гимнастическим упражнениям, которые впоследствии выделились в самостоятельный жанр зрелищного искусства.

Значительный толчок в развитии жанра массовых спортивно-художественных представлений дал Физкультурный парад 1937 года. Он был посвящен 20-летию Октября и собрал делегации всех Союзных Республик страны (по 150-200 человек от каждой Республики). Так, начиная с 1937 года, Физкультурные парады в Москве становятся Всесоюзными.

Повышается политическая значимость физкультурных парадов, Каждый из них посвящался какому-либо важному событию в жизни страны и, следовательно, имел определенную тему (1937 г. – парад посвящен 20-летию Октября; 1938 г. – выборам в Верховный Совет; 1939 г.- XVП съезду ВКП(б); 1940 – выполнению решений XVП съезда.)

Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, вошедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз отдельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.

 

Подводя итоги предвоенного периода в развитии массового спортивно-художественного театра, можно сказать, что спортивная режиссура тех лет добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства, достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.