Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революционный агиттеатр






Идея массовых площадных празднеств, способных вовлечь в действо и объединить в монолитную общность огромные массы народа, властно овладела умами. Миллионным массам людей надо было дать новое революционное искусство, утверждающее идеи революции. Страна жила пафосом творческого созидания. Это и определило и пафос революционного искусства Советской России: его деятели мечтали о революционном агитационном искусстве, объединяющем людей.

В ряду агитационных средств особенно были нужны жанры без промаха бьющего в цель агитационного искусства.

Театр был нагляднее и потому действеннее других искусств. Он должен был принять на себя функцию пропагандиста и агитатора, взяв курс на политическое искусство, обладающее ударной силой воздействия на массы.

Так родился революционный агиттеатр. Сначала для необльшого количества зрителей, а затем стремительно выросший до гигантских размеров массового агиттеатра улиц и площадей.

Молодое советское театральное искусство и нарождающийся жанр массовых праздничных действ находились в постоянном взаимовлиянии, в тесной взаимосвязи друг с другом.

В первой советской пьесе, рассказывающей о революции, поэзия и монументальное массовое народное представление слились воедино, создав незабываемый героический образ народа, совершившего революцию и победоносно идущего в Завтра. Назывался этот сплав высокой поэзии и площадного действа «Мистерия–буфф». Принадлежало оно двум известным авторам – В.Маяковскому и Вс.Мейерхольду.

«Мистерия-буфф» явилась прообразом массовых агитационных представлений, родившихся через год после появления пьесы Маяковского. В «Мистерии-буфф» впервые в советской драматургии создан позитивный народный идеал, могучие народно-героические образы, коллективный герой, созидающий новую жизнь. В «Мистерии» были найдены основы агиттеатра, мощного и стремительного, сочетающего в себе самые злободневные факты жизни народа.

Все многочисленные опыты по созданию массовых действ, проводившиеся в 1918-1919 годах были лишь подготовительным этапом, предшествующим рождению массовых празднеств и зрелищ как самостоятельного жанра.

Рождение самостоятельного жанра знаменуют четыре постановки, осуществленные в 1920 году в Красном Питере – «Мистерия освобожденного труда», «К мировой Коммуне», «Взятие Зимнего» и «Блокада России». В мае 1920 года была поставлена массовая инсценировка «Гимн освобожденного труда»

Конец 1920 – начало 1921 года характеризуется бурным ростом кружков в рабочих клубах. В эти годы революционные праздники становятся основой художественной агитации. «Праздники Красного календаря, демонстрации, субботники, октябрины, праздник переименования заводов – все эти приметы нового социалистического быта, прочно вошли в жизнь советского народа и стали ареной деятельности массовых самодеятельных кружков.

Первая годовщина Октября постановлением специально созданной Центральной комиссии по проведению празднества была отмечена широко и разнообразно. Улицы и площади Петрограда украшали огромные плакаты и цветные полотна, изображавшие солдат Революции и людей труда (художник Н.Альтман), работали 64 театральные группы!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.