Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимизация действий учащихся как путь к более качественному освоению материала.






Мы показали, в какой логике строится работа, цель которой – заложить базовые грамматические умения, подготавливающие учеников к решению орфографических задач в окончаниях имён существительных.

Вернёмся к уже обсуждавшейся «цепочке» операций: 1) по начальной форме определить тип склонения (1, 2, 3-е) → 2) подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием → 3) подставить его в словосочетание на место проверяемого слова → 4) написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного. Когда же начинается овладение этими частными умениями, когда, наконец, перестаёт существовать давно осознанная школьниками «задача с отсроченным решением» – в падежных окончаниях имён существительных? Во второй четверти 4-го класса, при изучении раздела «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных».

Рассмотрению собственно орфографических вопросов предшествует знакомство с понятием склонение. Организация его освоения несколько отличается от традиционной. Привычная трактовка сохраняется: изменение имён существительных по падежам учёные назвали склонением, но помочь в осознании термина и стоящего за ним языкового явления должно следующее дополнительное разъяснение: Вспомни «лесенку» падежей. Каждый падеж можно представить себе как о т к л о н е н и е от начальной формы. Вот почему просклонять – это … [6; 77]. (Завершить начатое предложение третьеклассники должны сами.)

Традиционно при представлении типов склонения акцент делается на тех признаках, по которым их можно распознать. В учебнике же «К тайнам нашего языка» задача ставится более широко: показать четвероклассникам, что понятие склонение – многоаспектное. За ним стоит не только способность существительных изменяться по падежам, но и класс имён, обладающий одинаковым набором окончаний.

На уроках по теме «Открываем новый секрет имён существительных» организуются наблюдения, которые готовят введение информации о распределении имён существительных по склонениям, о наличии в каждом из склонений своего набора окончаний. Покажем, как создаётся проблемная ситуация, цель которой направить активность детей на поиск различий в окончаниях, установление причины их несовпадения.

Определив род имён существительных кот и лиса, просклоняв их, ученики сравнивают окончания и предполагают, что различия в них связаны с родом. Для проверки предположения выполняется следующее задание, требующее сравнить окончания в словах в тетрадке и в тетради. Гипотеза не подтверждается – эти слова одного рода, но окончания у них разные. Таким образом, четвероклассники подготовлены к тому, чтобы принять сведения о трёх склонениях существительных и признаках, по которым их распознают. Чтобы закрепить их, ученики заполняют таблицу в тетради-задачнике.

Предварительные наблюдения проводились преимущественно на словах 1-го и 2-го склонения с ударными окончаниями. Имена существительные 3-го склонения вводятся в работу несколько позже. Четвероклассникам предлагается из слов мышка и мышь выбрать то, которое может занять место в столбике 3-го склонения, затем просклонять нужное слово, оставляя «окошки» на месте безударных окончаний. Заполнение окошек требует обращения к таблице-подсказке, содержащей информацию о наборе окончаний 3-го склонения в готовом виде.

Проведя все необходимые наблюдения и сделав соответствующие выводы, дети вновь возвращаются к вопросу: Подтверждаешь ли, что в каждом склонении имён существительных свой набор окончаний?

Материал учебника предоставляет четвероклассникам возможность самостоятельно вывести нужный способ действий, необходимый для определения склонения. Затем для проверки и уточнения ответов дети отсылаются к памятке:

Чтобы проверить, правильно ли четвероклассники следуют этому алгоритму, им предлагаются парадоксальные, на первый взгляд, задания. Например: Есть ли что-то общее между воробьём и киселём? А есть ли одинаковые признаки у слов «воробей» и «кисель» [6; 81]. Или другое задание: Слово «молоко» на какое слово больше похоже своими признаками: «к. за» или «. кно»? Докажи. [6; 82]. Построенные на оценках фактов языка, на столкновении житейской и грамматической логики, эти и другие задания помогают выработать у школьников способность отвлекаться от лексического значения слова, чтобы взглянуть на него как морфологическую единицу. Только проигнорировав очевидную житейскую ассоциацию молоко – коза и осуществив грамматические действия (изменение по падежам слов молоко, окно, коза, сравнение их окончаний, отнесение к тому или иному типу склонения), ученик придёт к верному ответу на «странный» вопрос. Те же действия и грамматическая логика помогут найти ошибку в рассуждениях дошкольника: «Не с пап ой, а с пап ом, ведь с брат ом. Они оба мужчины.» [Там же].

Итак, умение определять тип склонения отработано. Что же дальше? С урока по теме «Известное правило подсказывает новое» начинается выведение правила решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Вспомнив, что такое проверочное и проверяемое слово, четвероклассники выполняют задание, которое требует решения орфографических задач в разных частях слова; логика действий подсказывается детям графической схемой:

Следование принципу «безударный гласный проверяю ударным» помогает им прийти к обобщению: буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных в тех же частях слова. Так с учащимися выводится общий принцип русского письма: буква звука в слабой позиции узнаётся по букве звука в сильной.

Для завершения схемы недостаёт сведений об окончании. Ключевыми словами вывода, сформулированного в учебнике, являются: «… в одном и том же падеже в ударном и безударном окончаниях пишется одна и та же буква» [6; 87]. Как видите, в формулировке пока ничего не сказано о склонении.

«Выйти» на мысль о необходимости подбирать в качестве проверочного слово того же склонения помогает задание, построенное на «отрицательном» материале:

 

 

 

- Вы согласны с такой проверкой? (У «ежиха» – так не говорят.)

- Допустим, не говорят. Но, может быть, так пишут – ведь выбор буквы доказан: ударное окончание в проверочном слове ежá подсказывает, что и в проверяемом слове ежиха оно такое же? (Нет. Ученики допустили ошибку.)

- Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли? (Они не учли, что слово ёж первого склонения, а ежиха – второго.)

- Подумайте, какое уточнение нужно внести в подсказку учёных, чтобы не допускать таких же ошибок?

Высказанные ребятами предположения проверяются по учебнику. В нём отыскиваются те сведения, которых не было в первой подсказке учёных: «… Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием» (выделено нами – М.С., О.Х.) [6; 88]

После восприятия формулировки необходимо дать ученикам возможность подумать, какие действия следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в окончаниях существительных. Эти размышления – «мостик», по которому можно перейти к работе с памяткой «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных?» (с.154). Нельзя обойти вниманием тот факт, что она, как и другие памятки – «Как узнавать буквы в безударных окончаниях имён прилагательных?», «Как узнавать буквы в безударных родовых окончаниях глаголов?», «Как узнавать буквы в безударных личных окончаниях глаголов?» – помещена в рубрике «Дополнения к памятке4». «Наша» памятка предписывает выполнение следующих действий (сначала для существительных в единственном числе):

1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.

2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом [6; 154].

Но прежде чем сосредоточиться на последовательном осуществлении перечисленных действий, ученикам необходимо освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры. В этом помогает специальное задание, в котором предложено распределить слова из «Справочного бюро» (печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав) по столбикам в соответствии со склонением, выделить в них окончания и показать, где возможно, что они ударные. Пошаговое освоение умения решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях проводится путём заполнения таблицы, графы которой отражают последовательность операций, предписываемых памяткой.

Чтобы отрабатываемый способ действия отложился в сознании детей, на его освоение отводится несколько уроков, объединённых темой «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных». Важнейший приём, который «работает» на этом этапе, – выполнение вслух (шёпотом) развёрнутого рассуждения, необходимого для нахождения верного ответа в задаче – буквы в окончании существительного.

Считаем нужным обратить внимание на процедуру обращения к проверочному слову. До этого момента она выполнялась школьниками на материале отдельных словоформ или словосочетаний и не вызывала трудностей. Теперь же учебные задачи требуют подстановки проверочного слова в конструкцию предложения (ведь именно так необходимо будет действовать ученикам в собственной речевой практике). И здесь возникает проблема: создаётся смысловая нелепица (купаться в стене, купаться в столе (в окне, в печи) и т.п.). Разобраться в проблеме и снять вопрос помогает ряд заданий.

Предлагается запись решения задач в окончаниях существительных (купаться) в ванн., в ушат., в корыт., в лохан.. Детям необходимо определить, верно ли школьники действовали (в центре внимания осваиваемый способ действия, а не просто его результат – правильное написание слова!). Но «сквозного» героя Антона в этой записи многое смущает: «Это что же за проверка такая? Нельзя же купаться в столе или в окне! А в стене или в печи разве можно?!» [6; 90]. (Вы уже поняли, что именно эти слова использованы в записи как проверочные.) Разобраться в ситуации помогает разъяснения авторов, построенное на разграничении смысла и формы языковых единиц: « По смыслу словосочетания купаться в стене, купаться в столе (в окне, в печи), конечно, смешны – их в речи никто никогда не использует. Но по форме эти словосочетания правильны: купаться где? в чём? - … А раз так, то для выяснения безударного окончания в нужной форме имени существительного ими можно пользоваться» [6; 91].

Возникает ещё один вопрос. Какими проверочными словами пользоваться: всякий раз подбирать нужное слово или запомнить по одному слову для каждого склонения? Здесь учителю и детям предоставляется возможность выбрать тот вариант, который кажется более надёжным. На наш взгляд, заслуживает внимания опыт одной учительницы, которая предложила ребятам три слова: рука, плечо, грудь. На странице учебника есть рисунок, позволяющий установить ассоциативную связь между частями тела (рука, плечо, грудь ) и типом склонения.

Эти слова легко школьниками запоминаются и становятся их надёжными помощниками.

Дальнейшее совершенствование умения ориентировано не только на достижение результата – правильное написание безударного окончания имени существительного, сопровождаемое указанием склонения, падежа, называнием (сначала письменно, затем – устно) проверочного слова. По-прежнему акцентируется внимание на способе действия. Практически все тренировочные упражнения сопровождаются вопросом: «Как будешь действовать?». Достижению этой же цели служат и задания, предполагающие поиск ошибочного звена в рассуждениях, приведших к неверным написаниям, и, разумеется, исправление последних. Например, мальчик-иностранец рассуждал так: «Тротуары сделаны где? вдоль чего? – (вдоль степ и) вдоль дорог и; сделаны где? по чему? (по рек е) по обеим сторонам улиц е».

Таким образом, на уроках по теме «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных» четвероклассники накапливают опыт свободного применения алгоритма решения данного типа задач.

Выше мы уже говорили о том, что в учебнике «К тайнам нашего языка» два имени – существительное и прилагательное – изучаются «в связке». Это обусловлено грамматической зависимостью последнего от существительного. Поэтому логично сразу после работы над правописанием безударных окончаний имён существительных перейти к формированию способа действия для решения того же типа орфографических задач, но в именах прилагательных. Достижению этой цели посвящены три урока, объединённые темой «Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?». Думается, понятно, что в основе действий четвероклассников логика та же: букву в окончаниях прилагательных они узнают по ударному окончанию в вопросе.

Правописание безударных окончаний обеих частей речи во множественном числе осваивается четвероклассниками одновременно. Не станем подробно описывать содержание работы над темой «Склоняются ли имена существительные и прилагательные во множественном числе?». Скажем лишь, что в центре внимания находится сопоставление освоенных способов действия и обобщение. Сделать его помогает заполнение таблицы. Подобрать название к ней ученики должны самостоятельно. (Примерный вариант: «Как узнавать безударные окончания имён?») Разобравшись в том, как построена таблица и какие действия она рекомендует выполнять, школьники тренируются в их последовательном осуществлении. Результат – решение орфографических задач в окончаниях имён существительных и прилагательных – как в единственном, так и во множественном числе.

Итак, мы показали те методические решения, которые приняты в учебнике «К тайнам нашего языка» для формирования умения решать орфографические задачи в окончаниях имён – прежде всего имён существительных. Специфика этих решений обусловлена, как можно было убедиться, лингвистически: приверженность фонемной теории позволила перенести способ действия «безударный гласный проверяю ударным» на окончание. Такой перенос обеспечивает оптимизацию действий учащихся, а, следовательно, и более качественное освоение материала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.