Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему умение писать окончания имён существительных является грамматико-орфографическим?






Отнесённость рассматриваемого нами умения к разряду грамматико-орфографических обусловлена его комплексной природой. А это значит, что и постановка, и решение орфографической задачи в окончании существительного – действия, состоящие из «цепочки» операций. Чтобы убедиться в этом, составим «цепочку», конечным звеном которой будет нахождение орфограммы в окончании существительного. Итак, пишущий должен уметь: 1) находить имена существительные → 2) выделять окончание → 3) определять, ударное оно или безударноепоказывать «сигнал опасности».

А теперь посмотрим, какие частные умения лежат в основе решения задачи, если ученик действует по принципу: «опасное место делаю безопасным» («безударный гласный проверяю ударным»). «Цепочка» выполняемых им операций такова: 1) по начальной форме определить тип склонения (1, 2, 3-е) → 2) подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием → 3) подставить его в словосочетание на место проверяемого слова → 4) написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Приведённые способы действий убеждают нас в следующем: чтобы последовательно осуществить указанные операции, необходимо владеть умениями из разных областей языкознания: фонетики, орфографии, морфемики, морфологии, синтаксиса. Понятно, что для их освоения требуется время, и немалое.

Если 2-й класс – это период тренировки в обнаружении орфограмм в разных частях слова, в том числе и в окончании, то 3-й класс – это этап, на протяжении которого школьники находятся в ситуации «открытого незнания»: умеют ставить орфографические задачи в окончаниях слов, но не обладают необходимыми для их решения знаниями и умениями. Накопление последних и есть центральная задача всей морфологической работы в 3-м классе. Пока же «ситуация открытого незнания» не разрешится (вторая четверть 4-го класса), ученики действуют по известному принципу: «знаю – пишу, не знаю – оставляю «окошко», благодаря чему им удаётся избежать ошибок в окончаниях слов разных частей речи.

(Заметим: было бы ошибкой думать, будто школьники вплоть до 4-го класса абсолютно не способны решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Уже во 2-м классе, работая над темой «Орфографические задачи, которые легко решать», они овладели умением писать окончания имён существительных в именительном падеже путём подстановки местоимений онá, онó, они.)

Какими же путями подходят дети к овладению названными выше частными умениями? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно понять, в чём состоит специфика ведения морфологической работы в учебнике «К тайнам нашего языка». Она определяется следующим:

1. Учитывается тот факт, что к моменту изучения морфологии школьники уже владеют грамматикой на практическом уровне, причём освоение её механизмов осуществлялось с опорой на языковое чутьё. Задача же школьного обучения состоит в том, чтобы вывести «открытые» детьми закономерности с уровня подсознания на уровень осознания. Для реализации этой установки изучение грамматических категорий строится по схеме: от выполнения действий ребёнком на интуитивном уровне к осознанию им этих действий, к их вычленению и характеристике, а затем уже к изучению необходимой теории;

2. Слова основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глагол) представлены одновременно. Их рассмотрение в сопоставлении помогает младшим школьникам лучше увидеть, как «работает» каждая часть речи: что обозначает, как изменяется, соединяется с другими словами, какую роль выполняет в тексте.

3. Дети обучаются опознанию каждой из частей речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу его грамматических признаков.

4. Проявляется пристальное внимание к значению каждой из изучаемых грамматических категорий: числа, падежа, времени и т.д. В связи с этим «разводятся» лексическое и грамматическое значения в слове.

5. Для наблюдения за «поведением» слова как части речи избрана базовая синтаксическая единица – словосочетание. На её материале проявляются возможности соединения слов одной части речи с другими словами, выявляются особенности грамматических классов слов.

6. Категории числа, рода, падежа, времени, лица и т.д. осваиваются третьеклассниками постепенно, концентрически. Такая подача материала обусловлена стремлением учесть его абстрактный характер, с одной стороны, и конкретность детского мышления – с другой.

В первой четверти 3-го класса дети знакомятся со всеми частями речи, сравнивают их, выявляют особенности. Во второй – главное внимание уделяется глаголу. В третьей акцент переносится на имена существительные и имена прилагательные, которые рассматриваются в сопоставлении.

На изучение в 4-м классе оставлены понятия склонение имён и спряжение глагола.

7. Особо пристальное внимание уделяется отбору слов для каждого этапа морфологической работы. Чтобы уберечь детей от внутреннего языкового конфликта, сначала для наблюдений предлагаются слова, конкретное лексическое значение которых совпадает с общекатегориальным (например, окно, собака, ученик и т.п.), затем – такие, значение которых с ним «расходится» (бег, ходьба, доброта, синева, сон и т.п.).

8. Изучение морфологии сочетается с активной лексической работой, с формированием культуры речи школьников.

Все эти особенности в той или иной мере обнаруживают себя при формировании умения решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

Но вернёмся к цепочке операций, которые необходимо выполнить, чтобы написать окончание имени существительного. Нетрудно заметить, что в ней отсутствует такое звено, как определить падеж. «А, действительно, – подумает учитель, обладающий прагматическим умом и стремящийся вооружить четвероклассников экономным способом действий, – стоит ли тратить время на усвоение падежных вопросов, названий падежей и т.п.» Стоит, но не столько для освоения орфографии (хотя, конечно, и для этого), сколько для многого другого.

Аргументов в пользу изучения падежей можно назвать немало: это и развитие абстрактного мышления, и формирование лингвистического отношения к слову, и возможность проникнуть в «умные» механизмы языка, позволяющие нам выражать любые мысли, и помощь в овладении «секретами правильной речи» и т.д. В системе же обучения орфографии знание падежей и умение их определять позволит школьнику сознательно контролировать свои действия. Конечно, решить задачу во время письма экономнее путём подстановки проверочного слова, но потом доказать своё решение ученик должен уметь и вторым способом: указав падеж. Вот почему авторы учебника «К тайнам нашего языка», приучая детей узнавать падежные окончания по правильно подобранному проверочному слову, задание на определение падежа не снимают, а переставляют, предлагая выполнить его после записи слова.

Правильное определение падежа, а затем и падежного окончания возможно только на синтаксической основе. Что это значит?

Грамматика устанавливает правила связи слов друг с другом, а конкретно эти связи выражаются при помощи изменения слов по падежам. Они и есть те «стыковочные узлы» (выражение Л.В. Успенского), которые соединяют слова в предложения.

Школьной практикой выработано методическое решение, реализованное во многих современных учебниках: чтобы не перегрузить детское сознание и предупредить возможные трудности в изучении падежей, сообщать сведения о них очень осторожно, маленькими порциями. Как правило, констатируется факт: имена существительные изменяются по падежам, или склоняются. А ведь известно, что именно недоговорённость вызывает жгучее желание узнать то, о чём сказано не было. О чём же не узнаю т дети? Что такое падеж. Откуда пришёл этот термин. Зачем словам необходимо склоняться. Почему падежей шесть, а не восемь, к примеру. Почему они называются именно так, а не иначе. Если бы эти ответы были на страницах учебников, возможно, изучать падежи было бы интереснее, а значит, и запоминать их было бы проще, и различать легче.

В учебнике «К тайнам нашего языка» сделана попытка сломать сложившиеся стереотипы. Из определения понятия третьеклассникам ясно, для чего имена существительные изменяются по падежам (для связи с другими словами), что значит изменяться по падежам (изменяться по командам шести пар вопросов), из какого языка пришёл термин падеж и как он переводится.

Чтобы сделать абстрактное понятие более «приземлённым», используется аналогия: изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку; так формируется ассоциативная цепочка: 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров – 6 падежей.

 

Заметим, что к восприятию этих сведений ученики подходят подготовленными: изменять имена существительные по «командам вопросов» они учились в связи с освоением способов проверки для орфограмм корня ещё во 2-м классе.

Как сделать способы определения падежей надёжными и действенными? Обычно в качестве средства опознания предлагаются вопрос и предлог. В учебнике «К тайнам нашего языка» к ним добавляются ещё и слова-подсказки, причём некоторые из них (винить, творить) объясняют название падежей, благодаря чему облегчается их запоминание. Этой же цели служит и вписывание названий и вопросов падежей в «ступеньки» таблицы-подсказки, расположенной в тетради-задачнике. В дальнейшем ученики смогут пользоваться ею как справочником.

Чтобы предупредить одну из самых распространённых ошибок – смешение родительного и винительного падежей, даётся совет: ставить сразу два вопроса кого? чего? (р.п.) и кого? что? (в.п.).

Теперь о том, как необходимо действовать, чтобы определить падеж:

Отработка такого способа действий приучает детей ставить вопрос к падежной форме не «из воздуха», а от слова-командира, даже если оно не используется, но подразумевается. Понятно, что самой удобной языковой единицей для тренировки в установлении связи слов является словосочетание (термин и вводится в 4-м классе). Пока же (третья четверть 3-го класса) на его материале дети учатся постановке двух видов вопросов – смысловых и падежных. Их разведение необходимо для закрепления в сознании ребят того факта, что слово является и частью речи и членом предложения «в одном лице». Постановка вопросов от одного слова к другому показывает их связь как по смыслу, так и по форме, помогая в определении синтаксической функции каждого. Отработка способа действий, необходимого для определения падежа, происходит непрерывно на протяжении года.

Таким образом, в учебнике «К тайнам нашего языка» формированию синтаксического умения устанавливать связи слов по вопросам уделяется самое серьёзное внимание. Это объясняется тем, что оно рассматривается как основа для решения орфографических задач в окончаниях имён существительных и прилагательных. (Речь об именах прилагательных зашла не случайно. Материал в учебнике организован с учётом грамматической зависимости имён прилагательных от существительных. Поэтому одновременно рассматриваются как морфологические характеристики, так и правописание окончаний слов обеих частей речи.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.