Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Без каких знаний и умений нельзя освоить способы решения орфографических задач в корне.






С каким «багажом» знаний и умений подходят второклассники к этапу обучения, на котором они должны овладеть способом осознанного решения орфографических задач в корне слова (3-я четверть 2-го класса)?

- Во-первых, они научились обнаруживать орфограммы, т.е. ставить перед собой орфографические задачи;

- во-вторых, они в той или иной мере овладели приёмом письма с пропуском орфограмм;

- в-третьих, благодаря искусственности письма «с окошками» у них появилась потребность познакомиться со способами решения возникающих орфографических проблем, чтобы писать «нормально», как пишут взрослые. Именно стремление удовлетворить эту потребность и делает введение орфографических правил мотивированным, а не навязанным извне;

в-четвёртых, к моменту освоения предписываемых правилами действий второклассники уже обладают практической готовностью, необходимой для их осознанного выполнения.

В чём она выражается? Прежде всего, во владении двумя группами понятий:

· родственные слова, корень слова, однокоренные слова;

· изменение слова и окончание.

Считаем необходимым обратить внимание на некоторые особенности изучения первой группы понятий и мотивацию введения второй.

В учебнике любого УМК при рассмотрении родственных слов авторы обязательно акцентируют внимание на двух их существенных признаках: наличии 1) общей части и 2) общего значения (общего смысла). Если с осознанием первого у второклассников, как правило, проблем не возникает, то понять, что такое «общий смысл», детям непросто. Поэтому в определении понятия родственные слова традиционное «близки по смыслу» в учебнике «К тайнам нашего языка» содержательно раскрыто – сказано о мотивированности значений всех родственных слов значением непроизводного слова: «Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова [4; 7]. Думается, этот главный опознавательный признак вполне доступен пониманию младших школьников. (Например: лес ок – небольшой лес; лес ная – находящаяся в лес у; лес ник – тот, кто следит за лес ом.) Конечно, обязательным опознавательным признаком родственных слов остаётся второй: наличие общей части.

Чтобы осмысление понятия родственные слова было глубоким, вся работа строится на приёме разграничения: «разводятся» родственные слова и слова тех же семантических групп; родственные слова и слова с омонимичными корнями, т.е. с тем же звуко-буквенным составом, но другим значением. Такая работа позволяет избежать ошибок, связанных с формальным анализом слов, в результате которого к однокоренным дети причисляют, например, слова окунёк, окунул или улов, ловкий и т.п.

Очень важно для последующей работы знакомство второклассников с единообразным написанием корней в родственных словах. Открытый ими новый «секрет письма» формулируется так: корни родственных слов пишутся одинаково. А это значит: звуки в корнях родственных слов, как гласные, так и согласные, могут быть разными, но буква на их месте одна и та же. Этот «секрет корней» вооружает детей определённой логикой действий: если знаешь, как пишется корень в одном из родственных слов, можешь написать корни и всех других. Правда, этот вывод распространяется пока на слова с непроверяемыми написаниями, но он готовит почву для применения в дальнейшем проверочных слов.

На следующем этапе работы, совпадающем с началом 3-й четверти, ученики узнают, что родственные слова по-другому называются однокоренными, и выявляют их отличие от изменений одного и того же слова. Выделенное словосочетание – это синонимичная замена термина форма слова, который будет введён в употребление в 3-м классе.

Заметим, что усвоение понятия изменение слова сопровождают определённые трудности: конкретность мышления не позволяет детям осознать несколько раз написанное окно, окна, окну, окном… как одно слово, представленное в разных формах. Именно поэтому так часты случаи смешения однокоренных слов и форм одного и того же слова. Чтобы предупредить такое смешение, внимание ребят привлекается к признакам, которые дают ориентир, помогающий отличить изменения слова от однокоренных слов:

Усвоив понятие изменение слова, второклассники, работающие по учебнику «К тайнам нашего языка», двигаются дальше по пути овладения способами решения орфографических задач в корне. Условием такого продвижения является опыт осознанного изменения слов разных частей речи. Накопить его помогает материал трёх уроков, который предусматривает знакомство

· с изменением названий предметов по числам,

· по падежам (без термина),

· с различными изменениями слов, называющих действия и признаки предметов.

Очевидно, что и материал этих уроков, и формируемые с его помощью знания и умения являются собственно грамматическими. Однако это ещё не изучение морфологии, а пропедевтическая грамматическая работа. Объём сведений и соответствующие способы действий строго дозированы: представлены лишь в той мере, которая необходима для подготовки учеников к освоению наиболее частотных способов проверки корневых орфограмм (безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных).

В результате дети узнают следующее: в речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить.

Что даёт такая расстановка акцентов? Изменение формы конкретного слова из «просто задания» становится для учеников заданием мотивированным, поскольку в результате его выполнения слова соединяются друг с другом, чтобы выразить мысль. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», дети приучаются узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

И, наконец, о том, без чего нельзя перейти к следующему, ключевому, этапу работы. Речь идёт о введении понятия правило. Известно, что его объём весьма велик. Соответствующим термином пользуются в значении «орфограмма» (например, правило о непроизносимых согласных, правило о парных по глухости-звонкости согласных и т.п.) Нередко слово правило ассоциируется с так называемой «рамочкой», подлежащей заучиванию, независимо от того, содержится в ней определение понятия или алгоритм решения орфографической задачи, и употребляется, соответственно, в значении «определение», «формулировка».

В учебнике «К тайнам нашего языка» использование этого понятия ограничивается значением «инструкция», «предписание действий». Ученики не просто пользуются словом правило, его употребление упорядочивается соответствующим определением. Посмотрим, какова логика этой работы. Сначала до детей доводится мысль: учёные придумали, как можно решать орфографические задачи, чтобы узнать написание слова. Нужно выполнить со словом определённые правильные действия. Порядок этих правильных действий и называют правилом. Так, через мотивацию термина, ученики в общем виде знакомятся с понятием. Дальнейшее осмысление его содержания произойдёт позже, когда детьми будет освоен полный способ действий при решении орфографических задач в корне слова (см. с. 59, ч. 2).

Не случайно часть учебника, содержащая материал для работы над понятием правило, называется «Чему учиться дальше?». Задания составлены так, чтобы их выполнение подготовило детей к осознанному ответу на этот вопрос. Он может быть примерно таким: нужно учиться правильно действовать со словами, чтобы выбирать букву на месте главных опасностей письма [2; 130]. Этот ответ – формулировка новой учебной задачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.