Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Процесс познания представляет собой творческое отражение объективной действительности в чувственных или мысленных образах






1. Процесс познания представляет собой творческое отражение объективной действительности в чувственных или мысленных образах, а также абстрактно-логическое мышление. Этот процесс имеет сложную поэтапную структуру освоения действительности. Первым познавательным этапом является чувственное освоение действительности, где основными формами является ощущение, восприятие, представление. Необходимо уяснить специфику каждой формы познания и далее проанализировать рациональное познание, которое возникает на основе первого и выяснить сущность его форм: понятие, суждение и умозаключение. Особое внимание необходимо обратить на то, что эти две стороны познания диалектически взаимосвязаны, разрыв приходит к ошибкам в познании.

2. При рассмотрении второго вопроса семинарского занятия следует иметь в виду, что познавательная деятельность человека использует механизмы психики человека и входит в структуру сознания и представляет собой творческий процесс, а не копирование.

При подготовке к ответу на первый вопрос следует уяснить понятие «субъект познания». Это-тот, кто познает, им может быть человек, группа людей. Понятие «объект познания» означает действительность, на которую направлена деятельность познающего субъекта. Субъект и объект познания диалектически взаимосвязаны, «без субъекта нет объекта, как и без объекта, нет субъекта». Однако следует уяснить, что субъект всегда активен, объект может быть активным, но чаще он пассивен. В результате взаимодействия субъекта и объекта возникает знание, в содержании которого сочетаются субъективное и объективное. Следует уяснить их диалектику.

3. Чувственное и рациональное познание является основой обыденного и практического познания, без этих двух сторон невозможно научное познание, которое будет отличаться от первых двух.

Следует уяснить, что процесс познания представляет собой не только взаимодействие чувственного и рационального в познании, но в этом творческом процессе отражения важную роль играют такие моменты, как объяснение, понимание и интуиция.

Объяснение позволяет раскрыть важные функциональные связи между объектом действительности или внутри объекта. Понимание представляет собой осознание уже имеющегося знания, позволяет это знание расширить, уточнить. Объяснение и понимание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Интуиция-постижение истины без логических доказательств, осуществляющаяся в сфере подсознательного, способствует открытию новых знаний. Без этих познавательных моментов не может обойтись познавательная деятельность человека, не может быть выяснена истины.

4. Четвертый вопрос подводит итог познания, так как истина есть результат познания, его цель. При подготовке к семинару следует уяснить соотношение истины и заблуждения, истины и правды, истины и лжи, для этого необходимо знать признаки истинного знания. В истине как результате познания сочетается два момента абсолютность и относительность, которые означают её историчность и конкретность. Следует помнить, что процесс познания противоречив. Истина будет абсолютной в том смысле, что на данный момент времени наше знание о мире не позволяет человеку знать больше, но через некоторое время границы познания расширяются и та истина, что вчера была абсолютной, становится относительной.

При обсуждение проблемы критериев истины следует сравнить позиции марксизма и прагматизма. При подготовке к семинару следует изучить основную и дополнительную литературу, рекомендованную выше.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое знание и познание, каково их соотношение?

2. Определите предмет и метод гносеологии.

3. Как соотносятся познание и практика.

4. Что может выступать в качестве критерия истины и почему?

 

Тесты для самоконтроля:

1. Какое из определений правильно?

а) Объективная истина – представления человека о мире;

б) Объективная истина – знание независимое от человека и человечества;

в) Объективная истина – непротиворечивое знание о мире.

 

2. Что является критерием истинного познания?

а) Опыт;

б) Чувства;

в) Практика;

г) Теория.

3. Какое из приведенных определений гносеологии является правильным?

а) Гносеология – это философское учение о бытие;

б) Гносеология – это философское учение о справедливости;

в) Гносеология – это философское учение о познании;

г) Гносеология – это философское учение о целесообразности и красоте.

 

4. Что такое агностицизм?

а) Философская позиция, утверждающая, что сущность вещей рано или поздно будет познана;

б) Философское учение, исходящее из того, что первичным и определяющим является материя;

в) Философская концепция, считающая, что сущность вещей в принципе непознаваема;

г) Философская позиция, утверждающая возможность тождества мышления и бытия.

 

5.Какие из указанных форм являются основными в рациональном познании?

а) Ощущение;

б) Суждение;

в) Восприятие;

г) Умозаключение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.