Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Сознание является основной характеристикой человека и понятие «сознания» считается основным при изучении всех форм человеческой деятельности как






1. Сознание является основной характеристикой человека и понятие «сознания» считается основным при изучении всех форм человеческой деятельности как познавательной, так и практической.

Одним из важных вопросов в этой теме является вопрос о происхожде-нии сознания и его решение в религии и религиозной философии, затем в науке и современной философии, где следует выяснить понятие «информа-ционного отражения» его специфику по сравнению с простыми формами отражения: гиломорфизмом и изоморфизмом. Далее необходимо рассмотреть эволюцию форм отражения от раздражимости до психики и возникновения сознания как высшей формы информационного отражения, выраженного в психических и мыслительных образах, свойственного только человеку. Выяснить отличие сознания от психики.

2. Готовясь ко второму вопросу, выясните для себя сущностные моменты сознания такие, как идеальность, соотношение сознания и мозга, социальность, историчность, субъективность и активность.

Чтобы понять всю сложность и многогранность сознания как высшей формы отражения, необходимо выяснить, какие функции оно выполняет в жизни человека и общества: отражательная, творческая, информационная, регулятивная и оценочная, а также сущность каждой из них.

Сознание как любое сложное образование имеет свою структуру, то есть совокупность элементов, соединенных определенным образом. При подготовке к третьему вопросу следует уяснить, что в структуру сознания принято включать: самосознание, осознание собственного «я»; мышление (познавательную форму), волевую способность и бессознательное. Главной системообразующей способностью является самосознание, оно позволяет осуществляться становлению личности, позволяет людям оценивать свои мысли и поступки, регулировать поведение. Мышление же позволяет человеку познавать мир и приобретать знания, которые являются содержательным элементом в структуре сознания. Немаловажное значение играет воля как способность человека концентрировать внутренние усилия для достижения поставленных целей и преодоления препятствий. Бессознательное имеет не меньшее значение, чем вышеназванные структурные элементы сознания. В течение всей своей жизни человек получает массу впечатлений и переживаний, которые используются не в полном объеме. Невостребованные впечатления и переживания остаются на уровне «бессознательного». Бессознательное воздействует скрытным образом на все процессы сознания, мышления, воли, а также влияет на поведение. При изучении бессознательного и его роли следует обратиться к работам теоретиков психоанализа – З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера и других.

3. Третий вопрос предполагает выяснение того, что индивидуальное сознание является основой для возникновения общественного сознания, которое представляет синтез индивидуальных, отражающих жизнь общества в форме идей, теорий, оценок, норм. Общественные сознания, будучи осознанием людей (община, диаспора, общество) своего общественного бытия, имеет сложную структуру. При рассмотрении общественного сознания следует обратить внимание на уровни (обыденный и теоретический, идеология и общественная психология), выяснить их специфику и взаимосвязь, а также формы сознания (политическое, религиозное, эстетическое, научное, правовое).

4. Четвертый вопрос требует осмысления правового сознания, его сущности, структуры и значимости в жизни общества. Учитывая юридическую направленность образования, следует выяснить сущность правовой идеологии и правовой психологии и их взаимосвязь. Осмысливая сущность правосознания необходимо изучить специфику обыденного, научного и профессионального правосознания.

Контрольные вопросы и задания

1. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового понимания сознания.

2. Каково содержание марксистской концепции сознания?

3. Какова структура сознания?

4. Каково соотношение мышления и речи?

5. Как соотносится сознательное и бессознательное в деятельности человека?

6. Какое место в обыденном сознании занимает общественная психология?

7. Что объединяет и различает формы общественного сознания?

8. Какие структурные компоненты общественного сознания должны преобладать в индивидуальном сознании работника МВД?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.