Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Первый вопрос выясняет специфические черты науки, отличающие её от других форм освоения действительности






1. Первый вопрос выясняет специфические черты науки, отличающие её от других форм освоения действительности. Наука, как сложная система объективных знаний, представляет собой творческий процесс исследования и имеет свою структуру. Помимо уже известных форм и уровней познания следует при подготовке к этому вопросу уяснить значимость норм, идеалов исследования, картину мира и философские основания науки. Выясняя основные функции науки (познавательную, эвристическую, аксиологическую, прогнозирующую), сравните их с функциями философии. Следует уяснить, что многообразие наук в современном мире затрудняет их классификацию, которая остаётся проблематичной до настоящего времени.

2. Во втором вопросе, посвященном уровням и формам научного познания, следует обратить внимание, что научное познание, опирающееся на чувственное и рациональное, систематизирует полученное знание. В процессе этой систематизации в структуре научного познания выделяется два уровня: эмпирический и теоретический. Для успешного освоения материала необходимо уяснить понятие “эмпирического факта” и “эмпирической закономерности” как основных форм первого уровня познания, где мир познаётся со стороны внешних свойств и связей. Теоретический уровень представлен проблемой, гипотезой и теорией, следует выявить структуру теории как основы любой науки.

3. Вопрос о методах научного познания является продолжением предыдущих вопросов. Метод как способ освоения действительности играет важную роль. Необходимо усвоить классификацию методов, ибо методы могут быть различными: по объему, по уровню, по применяемым сферам. Но следует придерживаться общепринятого разделения на эмпирические (сравнение, измерение, описание, наблюдение, эксперимент и их сущность) и теоретические (моделирование, идеализация, единство исторического и логического, системно-структурный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному) методы научного познания. При обсуждении конкретных методов научного познания следует иметь в виду особенности юридического, экономического познания. Исследованием методов познания занимается методология – специальная наука. В каждой отрасли знаний существует своя методология, однако, в качестве универсальной методологии выступает философия.

4. При подготовке ответа на вопрос «Научная революция, сущность и основные этапы ее развития» следует уяснить, что научная революция-это специфическое социальное явление, возникающее на основе внутренних противоречий в научном познании. Сущностными чертами научной революции являются необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала, коренные изменения господствующих представителей о природе, возникновение кризисной ситуации на основе новых открытий.

В ходе научных революций происходит развитие и совершенствование понятия «науки» от «классической», претендующей на признание абсолютной истины в науке (XVII-XVIII в.в.) к неклассической, признающей наличие множества теорий и относительную истину (XIX- начало XX в.в.), и далее - к постклассической, отличающейся синтезом теоретического и прикладного знания, фундаментального и экспериментального (с середины XX в.).

Научный прогресс прошел в своем развитии четыре этапа, выясните сущность и значимость каждой из четырех научных революций и основные научные открытия. Необходимо осмыслить понимание научного процесса в философии постпозитивизма (Т.Кун «Структура научных революций», И.Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции», С.Тулмин «Концептуальные революции в науке»).

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы специфические признаки научного познания?

2. Каковы особенности социогуманитарного познания?

3. Что такое духовное производство?

4. Как соотносятся понятия " правда" и " истина"?

5. Что такое интуиция и каковы условия ее возникновения?

6. Каким может быть соотношение знания и веры?

7. Подберите примеры для иллюстрации уровней, методов и форм научного познания.

8. Каково соотношение естественнонаучной картины мира и философских оснований науки.

 

Тесты для самоконтроля:

1. Какая из форм познания является основой для эмпирического уровня научного познания?

а) Теория;

б) Факт;

в) Гипотеза;

г) Представление.

2. Какие из указанных методов используются на теоретическом уровне научного познания?

а) Наблюдение;

б) Единство исторического и логического;

в) Моделирование;

г) Сравнение;

д) Описание.

 

3. Какие из указанных черт отличают научное познание от обыденного?

а) Объективность;

б) Субъективность;

в) Системность;

г) Доказательность;

д) Вероятность.

 

4. Какое из приведенных определений вы считаете правильным?

а) Гипотеза- система доказанных знаний.

б) Гипотеза- вопрос, который надо решить.

в) Гипотеза-предсказание о явлениях природной и социальной действительности.

г) Гипотеза-это система знаний о мире и человеке.

 

5. Выберите правильное определение.

а) Научная революция-это скачок от незнания к знанию.

б) Научная революция-это переход от одной теории к другой.

в) Научная революция-это социальное явление, возникающая на основе внутренних противоречий в науке, вызванных новыми открытиями.

г) Научная революция-это переосмысление прежних знаний на основе новых открытий.

 

Семинар по теме " Философские проблемы права".

Учебные вопросы:

1. Предмет и функции философии права.

2. Основные проблемы философии права.

 

3. Философия права как методология права.

 

4. Правоохранительная деятельность как философско-правовая проблема.

Место и роль философии права в подготовке сотрудников ОВД.

 

Основные понятия по теме.

Право Легитимность Аксиология

Естественное право Правосознание Герменевтика

Позитивное право Правоприменение Феноменология

 

Литература по теме:

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Основная:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та, 2013.

2. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов – 4-е изд. перер. и доп. – М.: Норма, 2012.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. 3-е изд. М. «Юрайт», 2014.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное /под ред. Кудина В.А., Балахонского В.В., Джегутанова Б.К, – СПБ.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат, 2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.