Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Первый вопрос «Общество как способ бытия человека и его специфика» предполагает уяснение понятий «общество»






1. Первый вопрос «Общество как способ бытия человека и его специфика» предполагает уяснение понятий «общество», «общественное бытие». Следует различать философский и социологический подходы в понимании общества. Философский подход изучает общество как совокупность людей, связанных определенными отношениями в их историческом развитии, то есть понятие общества в самом широком смысле слова. Бытие общества принципиально отличается от бытия природы.

Специфика общественного бытия определяется сознательной целенаправленной деятельностью людей, наделенных волей, свободой. В процессе деятельности происходит не только создание какого-то продукта, но и становление, совершенствование самого человека. Но социальное бытие наряду с объективной стороной включает и субъективную сторону, которая выражается в культурной деятельности. Свои моральные, эстетические и религиозные ценности человек объективирует в предметной форме от орудий труда до произведений искусства. Культура является единственным способом воспитания человеческого в человеке. Важное значение в общественном бытии играет ментальность, то есть душевный склад, мышление общества, которые выражаются в семейных отношениях, образе жизни, в особенностях быта и традициях. Немаловажное значение в бытии общества играет язык как средство общения и элемент культуры.

Следует уяснить, что бытие общества развивается по своим специфическим законам, отличным от законов природы. Законы общества менее долговечны, в них определенную роль может играть субъективный фактор, они тенденциозны.

2. Второй вопрос«Основные сферы и формы общественной жизни» посвящен более детальному изучению общества. В основе жизни общества лежит материально-производственная сфера. Это базовая, определяющая жизнь общества сфера, где происходит производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Необходимо выяснить сущность производства, потребления и обмена материальных благ.

Далее следует уяснить сущность социальной сферы жизнедеятельности общества и значимость в ее структуре социальных групп, наций, народностей, социальных слоев, классов, конфессиональных объединений. Социальная сфера – это система внутреннего устройства, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.

Материальная и социальная сферы неразрывно связаны с политико-правовой, в которой важное значение имеет государство и его ветви власти, а также общественные организации и институты. Политическая сфера – это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом.

Вопрос об основных формах жизни общества следует рассматривать в историко-хронологическом аспекте, то есть с появления и значимости общины, основанной на кровных или соседских связях, общественной форме собственности и отсутствии личной свободы. Государство возникает исторически с разрушением общины и играет важную роль в жизни человека, выполняя внутренние и внешние функции, и основывается на общности территории, языка и относительной свободе его граждан в зависимости от форм правления.

На определенном этапе развития государства возникает новая форма жизни общества – гражданское общество, сущность которого определяется частной собственностью и признанием личной свободы. Гражданское общество – это совокупность социальных институтов и общественных организаций, функционирующая независимо от политической власти и способная влиять на нее. Следует уяснить значимость этого социального института в жизни современного общества.

3. В ходе обсуждения третьего вопроса следует уяснить специфику духовной жизни общества, осмыслить понятия «духовное производство», «духовные потребности», «духовное общение», «общественное сознание», «идеология» и их значимость в жизни человека и общества. Духовная сфера возникает на основе практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Далее следует остановиться на характеристике таких форм общественного сознания, как философия, наука, мифология, религия, право, мораль. Необходимо проанализировать соотношение понятий «культура» и «цивилизация», их взаимосвязь и критерии типологизации историко – культурного процесса.

4. Четвертый вопрос посвящен проблеме направленности социально-исторического процесса, а также характеристике формационных и цивилизационных теорий развития общества.

Одной из составных частей философии является философия истории, которая выделяет источники, движущие силы, направленность исторического развития общества.

При подготовке ответа на данный вопрос следует уяснить, что общество имеет свою историю, то есть развивается во времени, его формы и структура постоянно меняются. Общество в своем развитии проходит определенные этапы, которые оцениваются по тому, как в них обеспечивается свобода развития личности и уровень технических и технологических достижений. Целью развития общества является достижение “совершенного” общества, то есть обеспечение возможности свободного, гармоничного развития человека.

Необходимо выяснить источники и движущие силы истории, закономерности ее развития. Следует уяснить, что нет единой позиции по данному вопросу, наибольшим авторитетом пользуются религиозная концепция истории, философия истории Гегеля, материалистическое понимание истории, циклическая концепция исторического процесса. В современной социальной философии проблема крупномасштабного членения общества связана с дискуссией о преимуществах формационного, либо цивилизационного подходов. Попытка полностью заменить формационный подход на цивилизационный себя не оправдала. Необходимо нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое бы позволило сделать само видение истории более многомерным. При подготовке ответа необходимо обратить внимание на такой аспект проблемы истории общества, как тема “конца истории”, для этого следует проанализировать статью Френсиса Фукуямы «Конец истории?»

 

Контрольные вопросы и задания

1. Если производственные отношения изменяются под воздействием уровня развития производительных сил, то что же обуславливает развитие самих производительных сил?

2. В чем различие социально-философского и экономического подходов к материальному производству?

3. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

4. Что является предметом социальной сферы общественной жизни?

5. Что означает превращение науки в непосредственную производительную силу общества?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.