Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации.






1. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на самые ранние мифологические точки зрения на процесс возникновения человека. В мифологии различных народов проблема происхождения человека излагается по-разному:

В античной мифологии человек своим появлением обязан богам Олимпа.

В мифологии Древней Индии утверждается, что люди появились из головы предчеловека, называемого Пурушу.

На смену мифологическим пришли религиозные трактовки происхождения человека. Христианская позиция по этой проблеме сводится к следующим принципиальным положениям:

- человек возникает в результате творения Богом;

- Бог наделяет человека душой и телом;

- душа должна главенствовать над телом;

- в процессе творения Бог наделяет человека свободой воли, поэтому человек несет ответственность за свои действия и поступки.

В науке процесс происхождения человека представлен следующими концепциями:

- Человек возникает в результате эволюции биологических видов (эволюционная теория Ч. Дарвина);

- Человек имеет космическое происхождение (концепция внеземного возникновения человека);

- Происхождение человека связано с энергетическим взрывом (мутационная концепция происхождения человека).

2. Интерес к проблеме человека не угасает на протяжении всей истории философии. При подготовке ко второму вопросу следует обратиться к пониманию сущности человека в истории философии. Ответ на данный вопрос может быть выстроен по-разному: либо по эпохам от античности до современности, либо, систематизировав основные философские трактовки человека, по подходам: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный, в которых систематизируется понимание сущности человека.

Следует уяснить сущность биологизаторского подхода, по которому главным в человеке является его биологические характеристики, которые неизмены в процессе жизни. Данный подход представлен в волюнтаристи-ческой философии А. Шопенгауэре и Ф. Ницше, психоаналитической философии З. Фрейда, натуралистической философии Нового времени (Т. Гоббс, О. Конт). Социологизаторский подход признаёт главным в человеке его социальные качества и способность человека изменятся в процессе жизни. Данный подход разрабатывает марксизм, экзистенциализм и религиозная философия.

Следует уяснить, что сущность человека заключается в его разумности, биосоциальной и культурной природе. Усваивая ценности эпохи, в которой он живёт, человек способен к саморазвитию не только интеллектуальному, но и нравственному. Человек существо незавершенное, стремящиеся реализовать свои интересы и потребности и одновременно существо деятельное. Деятельность как способ самореализации человека требует осмысления.

3. Биосоциальный подход признаёт, что сущность человека представляет единство биологических и социальных качеств и он способен развиваться в процессе жизни. Эти идеи разрабатываются неомарксизмом, фрейдомарксизмом, философской антропологией ХХ века. Указанная трактовка позволяет осмыслить человека в единстве его природных, социальных и духовных свойств. Человек в действительности существо противоречивое, незавершённое и находящееся в постоянном развитии.

- Сущность человека заключена в его биосоциальности, которая определяет противоречия между телом и разумом;

- это противоречие определяет все взлёты и падения человека. Противоречие заключается в том, что физическое тело человека имеет пространственно-временные ограничения. Это значит, что человек физически находится в определённом пространстве и времени;

- но разум человека, его сознание не имеет пространственно-временных ограничений, то есть, находясь физически на занятиях, в вашем сознании вы можете переместиться в другое время или в другое место. Следует обратить внимание на то, что в жизни человека важную роль играют чувства (любовь, ревность, ненависть), страсти (позитивные и негативные), свобода.

Биосоциальная сущность человека является основой для сущности второго порядка, которая выражается в деятельности человека. Сущность второго порядка может отчуждаться от человека, приобретать самостоятельное значение и оказывать воздействие как на человека, так и на человечество.

Подводя итоги обсуждения биосоциальной сущности человека, можно сделать следующие выводы. Человек – это:

во-первых, – сложное, противоречивое существо, в котором есть родовое начало, присущее всему человечеству;

во-вторых, имеет духовное начало, то есть, единственный из всех живых существ может оценить себя со стороны и создать предметы, не существующие в действительности (мечты, идеалы, планы и т.д.);

в-третьих, непосредственно связан с космосом и испытывает на себе биоритмы развития космоса;

в-четвертых, как биосоциальное существо не может жить и существовать без деятельности.

4. При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что в истории философии были выработаны два подхода к определению смысла человеческого бытия: метафизический и субъективистский. Первый утверждает, что существует общий для всех людей смысл жизни, которому должен следовать каждый человек. Субъективистский подход утверждает, что нет общего смысла жизни, а каждый человек сам для себя решает, зачем и для чего он живёт. Следует уяснить, что смысл жизни - это, скорее качественная характеристика человеческого бытия, а не количественная, смысл жизни не в продолжительности ее, а в том как живёт человек, в её полноте и насыщенности. Поиск смысла жизни возникает, как правило, в “пограничной ситуации”, когда возникает угроза существованию человека, а также перед лицом смерти близких людей или своей.

Возможна и другая классификация точек зрения на проблему смысла жизни:

1. оптимистическая точка зрения утверждает, что человеческая жизнь имеет смысл и этот смысл может быть двояким:

субъективное понимание – каждый человек сам решает, как ему жить и в чём он видит смысл жизни;

объективное понимание – существует общечеловеческий смысл жизни, который заключается в продолжении рода и создании материальных и духовных ценностей для последующих поколений.

2. пессимистическая точка зрения, в которой утверждается, что человеческая жизнь смысла не имеет, так как жизнь представляет собой страдание, борьбу с самим собой или окружающими.

3. современная точка зрения утверждает, что жизнь человека имеет смысл, заключённый в самой жизни, в её насыщенности, полноте, в реализации своих знаний, умений и так далее. Жизнь – это не средство по достижению каких-либо целей. Смысл жизни это качественная, а не количественная характеристика, неважно сколько лет живет человек, важно как он живет. Неспособность человека быть значимым для других людей, получить социальное оправдание своей жизни приводит человека к ощущению одиночества и ненужности, то есть бессмысленности жизни

Тема смерти, несмотря на внешнюю непривлекательность, занимает одно из центральных мест. С точки зрения науки смерть есть неизбежный финал любой живой системы, в том числе и человека. Философию же интересует смерть не как физическое явление, а смысл смерти, то есть её значение в системе бытия. Важнейший смысл смерти состоит в том, что сознание её факта неизбежности заставляет человека более осмысленно относиться к жизни. Если жизнь ограничена во времени, то не стоит её тратить на суетные поступки. Важное место в понимании смысла жизни занимает решение вопроса «право на смерть», эвтаназия (греч.euthanaja), то есть безболезненная, тихая, «блаженная» смерть (в особенности обреченного) человека с позиций не только медицинских, философских, но и юридических.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Какие концепции возникновения человека вы знаете?

2. Что такое онтогенез, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез?

3. В чем вы видите смысл своей жизни?

4. В чем видят смысл человеческого существования различные религиозные конфессии?

5. В чем различие философского и научного подходов к проблеме смерти.

 

 

Тесты для самоконтроля:

1. Какое из определений вы считаете правильным?

а) Личность – конкретный человек, обладающий индивидуальностью;

б) Личность – разумный человек, наделенный свободой, ответственностью, правами и обязанностями;

в) Личность – любой человек из рода человеческого.

 

2. Какая из черт выражает сущность человека в концепции К. Маркса?

а) Свобода;

б) Бессознательное;

в) Совокупность общественных отношений.

 

3. Какое из определений вы считаете правильным?

а) Эвтаназия – безболезненная кончина человека;

б) Эвтаназия – наука, изучающая проблемы смерти;

в) Эвтаназия – безмятежное существование человека.

 

4.Определите какая из черт характеризует сущность человека, отличающую его от всех живых существ?

а)Инстинкт;

б)Самосознание;

в)Воля;

г)Темперамент.

 

5.Какое из определений вы считаете правильным?

а)Танатология-наука, изучающая процесс умирания человека во всем его многообразии.

б)Танатология-безболезненная кончина человека.

в)Танатология-наука, изучающая жизнь во всем его многообразии.

г)Танатология-безмятежное существование человека.

 

6.Кто из перечисленных мыслителей считает, что «жизнь-это цепь безотрадных событий» и не имеет смысла?

а)К.Маркс;

б)А.Шопенгауэр;

в)Г.Гегель

г)М.Хайдеггер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.