Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика раздела. В психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития






В психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Психологу необходимо помнить, что по отношению к разным группам применяются различные диагностические и коррекционные методы. Однако алгоритм работы с трудными подростками един:

1) диагностика;

2) составление реабилитационной программы;

3) реализации программы.

Для получения диагностического заключения и составления эффективной коррекционной программы целесообразно использовать процедуру, включающую как контактные скриннинговые пробы, так и, при наличии показаний, «батареи» соответствующих методик.

При составлении реабилитационной программы необходимо учитывать, что в качестве профилактических и коррекционных мер для группы подростков с патогенной дезадаптацией выступают медико-педагогические (оздоровительные) воздействия, которые осуществляются как в образовательных, так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях. Отклонения в поведении подростков с психосоциальной и социальной дезадаптацией эффективно преодолеваются в процессе индивидуально дифференцированного подхода к ребенку в школе, при оздоровлении отношений в семье, учете возрастных закономерностей развития подростка.

Этапы подготовки программы реабилитации:

1. Проведение предварительной беседы с подростком и установление с ним контакта (см. прил. 16 «Методические приемы, применяемые в индивидуальном консультировании»).

2. Определение проблемы.

3. Проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося. Если подросток замкнут, целесообразно сначала использовать рисунки, например, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных» (в кого превратил волшебник твоих близких) Если он подвижен и контактен, лучше использовать вербально ориентированные опросники. Необходимо отметить, что отклонения в поведении подростков чаще всего характеризуются через уровень самооценки, референтные и ценностные ориентации, наличие акцентуаций, статусную позицию в коллективе.

4. Определение особенностей психического развития и психологических факторов риска, а также составление психологического портрета испытуемого с указанием возможных направлений коррекции (см. прил. 17 «Карта личностного развития подростка»).

5. Составление отдельного психологического заключения о ребенке для каждого получателя.

6. Составление программы необходимых коррекционных воздействий.

К мерам специализированной психологической помощи относятся конкретные психопрофилактические и психокоррекционные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики. В литературе наряду с приемами индивидуального консультирования трудных подростков рекомендуются индивидуальные профилактические беседы, интервью, групповая и индивидуальная психокоррекция (см. прил. 19 «Карта индивидуальной коррекционной работы с подростком»)

Задачи коррекционного направления:

1 .Коррекция отношения к себе: объективность самооценки; устранение психологических защит; достижение уверенности и антиконформности; принятие адекватной роли.

2. Коррекция отношения к другим: достижение способности к эмпатии; приобретение навыков адекватного равноправного общения; способность к предотвращению конфликтов; приобретение лидерских и организаторских навыков; овладение способами выхода из затруднительных ситуаций.

3. Коррекция отношения к жизни: устойчивость по отношению к неудачам.

Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Например, попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д.

7. Участие в комплексной коррекционной программе.

Работа с трудным подростком осуществляется в соответствии с этапами реабилитационной программы.

 

Задание 1. Предварительная беседа.

Определение проблемы с помощью «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (см. прил. 18), диагностического приёма «Три вопроса», упражнения «Позитивные и негативные круги».

Цель – установить контакт (с помощью предлагаемых методов) с подростком; определить склонность конкретного подростка к отклоняющемуся поведению; выявить специфику психологических проблем подростка.

 

Диагностический приём «Три вопроса»

В психологической практике часто возникает задача быстрого и точного выявления специфики психологических проблем подростка. Подростки часто не способны решить, какая проблема в обширном списке жизненных затруднений является центральной. Специалисты это делают с помощью проективных методов. Однако такие известные методы, как тест тематической апперцепции, проективный рисунок и другие, дают представление о целом ряде различных, на первый взгляд не связанных между собой проблем клиента. Зачастую остается не ясно, какие из них являются центральными, базовыми, а какие – второстепенными. От психолога требуется глубокая интуиции. Данное затруднение возможно разрешить с помощью диагностического приема «Три вопроса», разработанного Г.П. Логиновым.

Перед испытуемым лежит лист формата А 4, сложенный пополам. На каждой стороне сложенного листа он должен написать три вопроса от первого лица. Кому будут адресованы эти вопросы, зависит от диагностической задачи, стоящей перед психологом. Чаще всего эти вопросы предназначаются:

1) психологу;

2) всему человечеству;

3) самому себе;

4) родителям (три вопроса маме, три вопроса папе);

5) брату, сестре, ребенку, другу, одноклассникам, учителю и т.д.

Адресат вопросов становится ясен психологу из контекста диагностической беседы. На четырех листках записываются по три вопроса четырем адресатам. Всего получается 12 вопросов.

Интерпретация результатов.

Вопросы, обращенные к психологу. Вопросы, адресованные психологу, позволяют выявить скрытое эмоциональное отношение к процедуре тестирования. Это могут быть тревога, агрессия, страхи и т.д. Уникальность данной процедуры заключается в том, что она позволяет выявить не только отношение, но и его источник. Так, например, вопрос психологу «Сколько еще можно задавать вопросов?» показывает не только раздражение испытываемого, но и специфическую причину этого чувства – нежелание раскрываться и субъективное ощущение назойливости психолога. Потребность в психологической помощи ─ в торая категория вопросов. Примером могут служить следующие вопросы испытуемых: «Как психология помогает человеку?», «Чем занимается психолог?» (вопрос о потребности в разъяснении, информации). Такие вопросы, как «Почему я все время огрызаюсь?», «Почему одни люди счастливы, а другие несчастны?», «Почему меня не понимают?», выявляют проблемы, которые испытуемый готов поднимать в работе.

Вопросы, обращенные к человечеству. Инструкция задать вопросы всему человечеству позволяет узнать, какое из своих переживаний подросток воспринимает как тотальную всеобщую проблему. Эти вопросы выявляют экзистенциальные переживания и проблемы подростка. Здесь проявляются катастрофические ожидания, страх смерти, страх агрессии, страх нового и многие другие страхи. Такие вопросы проясняют не только степень тотальной тревоги ребенка, но и ее специфику. Например, один испытуемый задал такие три вопроса человечеству: «Когда прекратятся войны на Земле?»; «Когда вы одумаетесь, люди?» и «Неужели Земля погибнет?» В целом большинство вопросов исчерпываются пятью темами: 1) экологические катастрофы; 2) войны; 3) гибель всего по неясным причинам; 4) происхождение человека и смысл жизни; 5) эгоцентричность и неадекватность самооценки. Вопросы, в которых звучит мотив гибели по неясным причинам, являются свидетельством наибольшего неблагополучия подростка. Такие вопросы свидетельствуют о наличии неопредмеченной, разлитой тревоги. В основе этой тревоги лежат биологическое неблагополучие, психологические травмы доречевого периода развития и жесткий запрет на осознание источника страха. Некоторые вопросы, задаваемые всему человечеству, например: «Зачем мы живем?»; «Куда мы идем?» и т.д., выявляют фрустрированность подростка в поиске смысла жизни. Обычно такой тип вопросов возникает у подростков, которые не смогли включиться в значимую для себя деятельность, способную стать ведущей. Бывает так, что вопросы, обращенные к человечеству, носят конкретно-ситуативный, эгоцентрический характер. Приведем примеры неадекватных вопросов, адресованных человечеству: «Когда я окончу школу'», «Как уважать учителей?» и т.д. Это может свидетельствовать как о несформированности мышления, так и о недостаточной сформированности жизненной перспективы. Например, подросток окончание школы осознает как последний временной рубеж (цель жизни) и не может выйти за пределы идентичности ученика. Качественный анализ эгоцентрических вопросов очень хорошо проясняет специфику основных проблем подростка. Например, вопрос подростка «Как уважать учителей?» свидетельствует о том, что конфликты с учителями он переживает как тотальную и всеобщую проблему.

Вопросы, обращенные к родителям, показывают психологу, что существуют детско-родительские и семейные проблемы. Из задаваемых вопросов можно выделить три их категории:

1) конкретные проблемы («Мама, когда ты перестанешь ругаться?»);

2) проблемы, связанные с самой сущности родительской любви («Папа, когда ты обратишь на меня внимание?»; «Мама, любишь ли ты меня?»). Эти вопросы встречается удивительно часто. Такие вопросы являются свидетельством конфликта вокруг независимости. В них звучит страх потерять любовь и одновременно стремление к автономии. Проблема в таких случаях заключается в том, что любовь в сознании подростка ассоциируется с зависимостью. Качественный анализ этих вопросов дает возможность не только выделить специфику межличностных отношений подростка в семье, но и найти связь с другими сферами его жизненных затруднений.

3) проблемы, связанные с семейными отношениями («Когда вы перестанете ссориться?»).

Вопросы самому себе облегчают подростку формулировку конкретного запроса к психологу. Это задание позволяет подростку взять частичную ответственность за свою дальнейшую работу с психологом. Большинство вопросов этой категории соответствуют трем критериям определения психотерапевтической проблемы, так как в этих вопросах

1) формулировка проблемы включает личное местоимение «Я» и имеет конкретное содержание;

2) затрагиваются самые различные аспекты жизни подростка;

3) содержатся конкретные указания по поводу действий, направленных на решение проблемы.

Вопросы к самому себе можно разделить на две категории. Во-первых, это вопросы, прямо выражающие субъективную проблему подростка («Почему у меня нет воли?», «Почему я не могу сосредоточиться?»). Во-вторых, это чьи-то чужие вопросы, некритично усвоенные подростком («Почему я такой невоспитанный?»). Благодаря переформулировке, эти вопросы быстро превращаются в цели дальнейшего личностного роста и психологической коррекции. Например, вопрос самому себе «Почему я такой невнимательный?» дает возможность совместно с подростком строить стратегию дальнейшей коррекционной работы. Естественно, что переформулировка должна включать прояснение адекватности представлений подростка о своих проблемах. Обычно необходимо сопоставление результатов, полученных в данном задании, с остальными вопросами подростка, его поведением во время процедуры и другими методиками. Неверно сказать, что это задание направлено на исследование самооценки и определение уровня развития самосознания. Специфика данного метода заключается в том, что он конкретно адресуется к проблематичным аспектам самосознания. Сначала все вопросы подростков сконцентрированы вокруг проблемы самооценки. Появление вопросов, направленных на самопринятие и самопонимание, со всей очевидностью свидетельствует о прогрессе в личностном развитии подростка.

Обобщение результатов и выделение основной проблемы начинаются с выделения самых оригинальных неформальный вопросов. Содержание этих вопросов сопоставляется со всеми остальными для выяснения повторяющихся или взаимосвязанный между собой тем. Выделенные темы превращаются в предмет дополнительной беседы с подростком, дополнительной диагностики и коррекционной работы.

 

Упражнение «Позитивные и негативные круги»

Упражнение позволяет проследить причины проблемы взаимодействия. Оно помогает молодым людям осознать связь между их поведением и его последствиями и найти положительное решение для данной ситуации.

Обрисуйте перед подростком типичную ситуацию, в которую он может попасть. Например, семейную ссору. Детально проследите течение ссоры с начала до конца и попробуйте определить, с какого момента спор начинает идти по кругу. Постройте на листе бумаги диаграмму, отражающую круговое развитие спора. У вас получился «негативный круг». Например, я приглашён на вечеринку – мама говорит «нет» - я спорю – мама начинает кричать – это выводит меня из себя. Я завожусь – она унижает меня – я теряю терпение, ругаюсь – она даёт мне пощёчину – я сбегаю из дома – иду на вечеринку – меня находит милиция – я сижу дома, чувствую себя униженным – мне опять разрешили гулять – я приглашён на вечеринку.

Теперь попробуйте совместно создать «позитивный круг», то есть найти иной подход к проблеме, когда ситуация в целом может стать более позитивной. Можно с помощью разноцветных ручек или карандашей выделить ступени развития спора, где подросток себя ещё контролирует и где он выходит из себя.

Нахождению решения может способствовать формулировка ряда вопросов. Где начинается ситуация (определённая линия поведения подростка)? Что происходит затем? После этого? Что в это время думает подросток? В какой момент «внутренний голос» советует остановиться? Как он заставляет замолчать этот внутренний голос?

 

Задание 2. Изучение личностных особенностей подростка

Цель – определение уровня самооценки, характерологических особенностей и возможных акцентуаций характера.

Вводные замечания. Уровень самооценки подростка можно выявить с помощью одного из предложенных ниже методов: опросник «МИС», ЛД, тест «Кто Я?», «Методика исследования самооценки личности по Будасси», упражнение «Карточки – характеристики».

 

Упражнение «Карточки – характеристики»

Данное упражнение позволяет молодому человеку сформировать взгляд на самого себя и осмыслить оценивание его характера другими. Для выполнения упражнения необходима подготовленная заранее колода карточек – характеристик – большое количество небольших карточек с написанными на них прилагательными, описывающими различные черты характера.

Задание 1. Молодой человек просматривает карточки и отбирает те из них, которые, по его мнению, описывают его характер. Необходимо совместно обсудить каждую карточку и записать на отдельном листе бумаги, почему подросток думает, что он именно таков? Какие карточки выбрали бы его мама, друзья и т.д.

Задание 2. Подросток прислоняется к большому листу бумаги (рулону обоев) и вокруг него обрисовывают контур его тела. Затем внутри этого контура подросток сам дорисовывает лицо, волосы и одежду, после чего на получившееся изображение прикалываются выбранные карточки – характеристики. Ниже в таблице 15 приводится список черт, рекомендуемых для включения в стимульный материал.

 

Табл. 15. Карточки – характеристики для самоидентификации

Эгоист Несчастливый Нервный Трудолюбивый
Щедрый Дружелюбный Счастливый Хладнокровный
Застенчивый Сообразительный Разговорчивый Ленивый
Пугливый Агрессивный Восторженный Злой
Тихий Остроумный Шутник Крутой
Глупый Бестолковый Милый Слабый
Высокомерный Нечистоплотный Подтянутый Чистоплотный
Вежливый Задумчивый Чувствительный Лидер
Аккуратный Сочувствующий Болезненный Энтузиаст
Умеет слушать Грубый Привлекательный Некрасивый
Умный Напористый Честный Врун

Характерологические особенности изучаются с помощью следующих методов (по выбору психолога): «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Методика определения акцентуаций характера», ПДО, «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина» (см. прил. 20).

Остальные перечисленные методики можно найти в учебном пособии «Практическая психодиагностика: методики и тесты» под редакцией Д.Я. Райгородского.

Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка» (см. прил. 17)

 

Задание 3. Выявление статусной позиции подростка в школьном коллективе и в семье

Вводные замечания. Тесты межличностных отношений подростков включают социометрическ ое исследование, референтометрию, методику выявления мотивационного ядра межличностных отношений, методику определения ценностно-ориентационного единства группы, методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, тест Лири (см. учебное пособие «Практическая психодиагностика: методики и тесты» под редакцией Д.Я. Райгородского).

Кроме того, реальный уровень взаимоотношений подростка можно выяснить с помощью следующих упражнений, имеющих как диагностическую, так и коррекционно-реабилитационную направленность.

Упражнение «Круги взаимоотношений»

Целью данного упражненияявляется помощь подростку в осознании взаимоотношений (позитивных и негативных) с окружающими их людьми. Оно позволяет научить подростков обсуждать свои сложные переживания. Это упражнение особенно полезно при работе с подростками, подвергшимися насилию: оно может помочь разобраться в своих неоднозначных чувствах по отношению к насильнику.

Задание 1. Психолог и подросток пишут каждый на своём листе как можно больше слов, обозначающих чувства, переживания и их оттенки. Когда их фантазия истощается, каждый по очереди зачитывает то, что написал. Следует обратить внимание на то, какие чувства совпали, а какие – нет. Далее необходимо сконцентрировать внимание подростков на чувствах, в которых смешаны позитивные и негативные переживания.

Задание 2. На отдельном листе бумаги подросток рисует концентрические круги, в центре которых пишет «Я». Подростку необходимо вспомнить всех тех, кто играл или играет в его жизни значимую роль (как позитивную, так и негативную). После этого подросток должен распределить имена по кругам в зависимости от «близости», которую он ощущает к данному человеку. Психолог может обсудить с подростком как каждого человека, так и получившуюся диаграмму в целом.

Задание 3. На другой стороне листа бланка с «кругами взаимоотношений» подросток записывает те чувства, которые он испытывает к наиболее близким людям. Далее требуется обсудить проделанную работу.

 

Упражнение «Дача»

Данное упражнение помогает подросткам определить взаимоотношения с окружающими людьми.

Согласно заданию подросток представляет себе, что у него есть дача. На ней собрались и отдыхают, развлекаются самые разные люди. Следует попросить, чтобы испытуемый перечислил всех людей, которых он хотел бы там увидеть. На даче есть два домика, в которых могут расположиться гости. Подросток должен распределить, кто в каком домике будет жить, написать их имена. Можно предложить написать имена карандашами разного цвета. В заключение требуется определить (обсудить), кого из людей подросток считает, что должен взять, а кого действительно хочет видеть на этой даче.

Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка».

 

Рис. 5 Стимульный материал к упражнению «Дача»

 

Задание 4. Постановка психологического диагноза и Заполнение заключения

Цель: на основе полученных результатов исследования заполнить «Карту личностного развития подростка»с описанием возможного прогноза дальнейшего развития и рекомендациями родителям и педагогу по сопровождению ребёнка.

Вводные замечания. Данный этап логично завершить упражнениями, направленными на помощь подростку в анализе выделенной (определённой) проблемы. Например, упражнение «Метафора» позволяет не только проанализировать ситуацию, но и обдумать линию своего поведения и решиться на его изменение.

 

Упражнение «Метафора»

Задание. Следует привести примеры возможных метафор:

1. «Корзина с мусором» ─ иллюстрация того, как прошлое воздействует на настоящее. Объяснение сводится к тому, что в наших головах находится «корзина», в которую мы складываем «мусор» (воспоминания, мысли и чувства, причинявшие нам в прошлом боль и страдания). Если мы не вычистим эту корзину, то мусор будет постепенно накапливаться до тех пор, пока не начнёт вываливаться через край, создавая тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит в самый неподходящий момент – когда мы меньше всего этого ожидаем. Чтобы этого избежать, необходимо время от времени «вытряхивать» эту корзину.

2. «Замок» ─ это иллюстрация того, как многие молодые люди замыкаются в себе. Они любят строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и «поднимать мосты», никого и ничего не допуская внутрь. Необходимо подумать, почему так получается, когда подросток начинает это строительство, и есть ли пути, по которым всё же можно проникнуть за стены замка. Другими словами, при каких условиях подросток снова сможет доверять людям. Можно предложить начать с того, что хотя бы открыть все окна в замке и опустить мост через ров.

3. «Кирпичная стена» ─ это препятствия во взаимоотношениях людей. Что символизирует стена? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить эту стену?

4. «Цветы» ─ необходимость в проявлении заботы и нежной любви. Эта метафора позволяет поговорить о том, как много необходимо цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти (например, ему нужна вода, солнечный свет, постоянная забота о почве и т.п.) Соотнесите заботу о цветке с заботой о ребёнке. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Что может произойти с ребёнком?

Используя различные варианты метафор, психолог получает возможность опосредованно, минуя психологические защиты подростка, обсуждать волнующие его темы.

 

Задание 5. разработка реабилитационной (коррекционной) программы

Цель: с учётом теоретических данных и результатов эмпирического исследования определить основные этапы и ведущие методы реабилитационной программы.

Рекомендации к оформлению сводятся к заполнению «Карты индивидуальной коррекционной работы с подростком» (см. прил. 19).

 

Задание 6. Составление каталога возможных упражнений для индивидуальной работы с трудными подростками

Цель – ознакомление с современным инструментарием проведения коррекционно-развивающей работы.

Рекомендации к оформлению. Каталог необходимо представить в виде таблицы.

Табл. 16. Каталог упражнений для проведения

реабилитационной работы с трудными подростками

 

Упражнение (название) Цель (направленность) Описание
Коллаж «Великие люди, носившие моё имя» Актуализация самоинтереса и позитивизация самоотношения 1. На листе бумаги составить перечень значимых людей, носивших твое имя (включая предков). 2. Используя фотографии (ксерокопии) и журналы составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография. Подбор вырезок из журналов и ксерокопий фотографий может быть домашним заданием. 3. К коллажу придумать или подобрать готовые стихи, афоризмы, истории, частушки и т.п.
Наследство   Актуализация и переживание чувств, связанных с родом; актуализация самоинтереса; интеграция представлений о себе.   1. Лист бумаги делится на 4 равные части. Нижняя правая часть – дедушки и бабушки, нижняя левая часть – отец, верхняя левая – мать, верхняя правая – Я. 2. Используя изобразительные средства, начиная с нижней правой части, нарисовать в каждой части символы, цвета или конкретные образы, связанные с тем, что мне досталось по наследству от бабушки (мамы, папы и др.). В верхней правой части изображается то, что Я хотел (ла) передать в наследство своим детям. Под наследством понимается: черты характера, внешность, умения, ценности, значимые для рода предметы и т.п.

 


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.