Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика раздела. Данный раздел исследовательской практики подразумевает знакомство студента с профориентационной деятельностью школьного психолога






Данный раздел исследовательской практики подразумевает знакомство студента с профориентационной деятельностью школьного психолога. Выполнение предлагаемых заданий направлено на формирование у практиканта навыков по определению профессиональной направленности и мотивации личности, исследованию познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации. Студенты должны научиться исследовать склонности старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности, оценивать их коммуникативные и организаторские способности, подготавливать и проводить первичную профконсультацию.

Во время практики студенты должны решить следующие задачи:

1) разработать программу профориентационной диагностики и реализовать её;

2) обработать полученные результаты;

3) на основе полученных результатов составить индивидуальные рекомендации старшеклассникам в письменной форме;

4) отработать с одним из старшеклассников карточную профконсультационную методику и определить наиболее привлекательные для него профессии;

5) разработать и провести в классе групповое мероприятие профориентационной направленности (круглый стол, лекция, деловая игра).

По результатам работы студент должен представить следующие формы отчётности:

а) программа по профоринтации;

б) результаты диагностики (протоколы);

в) копии предложенных ученикам рекомендаций;

г) текст лекции, подробный план проведения круглого стола, схему проведения деловой игры.

При составлении и осуществлении программы профориентационной диагностики рекомендуется брать за основу представленный ниже алгоритм.

Задание 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Цель задания. Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Вводные замечания. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием СМИ, ещё 9% руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому).

Только 40% старшеклассников выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение профессией происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание профессиональной деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используются: анкета оптанта (оптант – это выбирающий профессию), анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО).

Методика 1.

Стимульный материал: анкета оптанта (см. прил.21).

Порядок работы. Испытуемому предлагается заполнить анкету в соответствии с инструкцией: «Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».

Анализируя результаты анкеты, следует сформулировать следующие выводы:

– о наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути её получения и имеется уверенность в правильности выбора);

– об осознанности выбора профессии (осознанным можно считать выбор в том случае, если он построен с учётом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).

Методика 2.

Стимульный материал: дифференциально-диагностический опросник (см. прил. 22).

Порядок работы. Испытуемому предлагается ответить на вопросы в соответствии с инструкцией: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов».

При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов в листе ответов (см. прил. 23) необходимо подсчитать сумму плюсов.

Анализируя полученные данные, следует иметь в виду, что вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к категории профессий «человек – природа» (П), во втором – «человек – техника» (Т), в третьем – «человек – человек» (Ч), в четвёртом – «человек – знаковая система» (З), в пятом – «человек – художественный образ» (Х). Эти буквенные обозначения после заполнения листа ответов вписываются в его верхнюю строку. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.

 

Задание 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Цель задания – диагностика познавательных интересов с помощью «Карты интересов», разработанной А.Е.Голомштоком.

Вводные замечания. Интересы являются важной составной частью направленности личности и представляют собой форму проявления потребностей. В.Н.Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов. Оно заключается в том, что интересы выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности – тенденцию к реальному овладению им.

В литературе представлены попытки классификации интересов по разным основаниям. В соответствии с одним из таких оснований – формой деятельности – выделяют игровые, познавательные и профессиональные интересы.

Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо при этом различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий из различения носит информационный характер. Устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность – на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессиональный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, характер профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов» разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов.

Стимульный материал: Карта интересов – вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности (см. прил. 24).

Порядок работы. Заполнение ответного бланка (см. прил. 25) может выполняться индивидуально или в группе. Испытуемым даётся следующая инструкция: «Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то. О чём спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится – один плюс, если не знаете и сомневаетесь – ноль, если не нравится – один минус, а если очень не нравится – два минуса. Отвечайте на все вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничено».

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки рядом с каждой строкой. Каждая строка листа ответов благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов (см. прил. 26).

Анализируя полученные данные, необходимо выделить строки, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько строк с одинаковым количеством плюсов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее число минусов. При оценке направленности интересов следует также обратить внимание на строки с наибольшим количеством минусов как сферы деятельности, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от -12 до -6, интерес отрицается – от -5 до -1, интерес выражен слабо – от 0 до +4, выраженный интерес – от +5 до +7, ярко выраженный интерес – от +8 до +12.

Задание 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ

Цель задания. Изучение мотивов профессиональной деятельности.

Вводные замечания. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность. Мотивация, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворённость человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Профессиональная мотивация динамична и изменчива. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предполагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать человеку. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов эффективность деятельности зависит в первую очередь.

Стимульный материал. Бланк опросника по выявлению мотивов профессиональной деятельности (см. прил. 27).

Порядок работы. Испытуемому предлагается выполнить задание в соответствии со следующей инструкцией: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три разных окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее для вас верный. Обведите выбранный вами вариант ответа кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление».

В методике мотивы профессиональной деятельности разделены на четыре основные группы:

1. – мотивы собственного труда;

2. – мотивы профессионального мастерства;

3. – мотивы самоутверждения в труде;

4. – мотивы социальной значимости труда.

Обработка осуществляется в соответствии со следующим ключом:

1. Суммируются положительные выборы №№ 1а, 2в, 4б, 5в, 7а, 8б, 9в, 10б, 11а, 13а, 13б, 13в, 14а, 14б, 14в, 15а, 15б, 15в.

2. Суммируются положительные выборы №№ 1б, 3а, 4в, 6а, 7б, 8в, 9а, 10а, 12б, 16а, 16б, 16в, 17а, 17б, 17в, 18а, 18б, 18в.

3. Суммируются положительные выборы №№ 1в, 2а, 3б, 5а, 6б, 7в, 8а, 11б, 12а, 19б, 19в, 20а.

4. Суммируются положительные выборы №№ 1в, 2б, 3в, 4а, 5б, 6в, 9б, 10а, 12б, 19а, 20б, 20в.

Следует помнить, что разным группам мотивов соответствует разное количество возможных выборов. Поэтому суммы баллов в первой и во второй группах надо умножить на два, в третьей и в четвёртой – на три. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

 

Задание 4. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности

Цель задания. Определение типа личности по методике Дж.Холланда.

Вводные замечания. Согласно типологии личности, разработанной американским психологом Дж.Холландом, существует шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический.

1. Реалистичный тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдаёт предпочтения профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, моторные навыки, пространственное воображение. Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость, оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты как вербальные, так и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации. В основном ─ интраверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (общение, стремление к лидерству, потребности в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип. Отдаёт предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определённым алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Типичные черты характера: консерватизм, подчинённость, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счётные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Типичными чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает работу, связанную с руководством, высоким социальным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее полно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортёр, менеджер, директор, брокер и т.п.

6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на своё воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Типичные черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живёт по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Поскольку каждый тип личности характеризуется определёнными психологическими особенностями, постольку можно выделить профессии, в которых человек с данным типом личности может достичь наибольших успехов. Для диагностики типа личности Дж.Холландом предложен соответствующий опросник.

Стимульный материал. Бланк опросника (см. прил. 28).

Порядок работы. Бланк опросника можно заполнять индивидуально или в группе. Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите выбранный вами ответ в полученном бланке».

При обработке результатов подсчитываются количество выборов в соответствии с представленным ниже ключом.

Реалистический тип: 1а, 6а, 9а, 13б, 15а, 16а, 21а, 24а, 26а, 28б, 34а, 35а, 37б, 40а.

Интеллектуальный тип: 1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б.

Социальный тип: 2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31б, 36а, 39б, 42а.

Конвенциальный тип: 3б, 4б, 6б, 10а, 12б, 18б, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 31а, 32а, 40б.

Предприимчивый тип: 2б, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 33б, 36б, 38б.

Артистический тип: 3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 30б, 34б, 37а, 39а, 41а, 42б.

 

Задание 5. ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Цель задания. Определение выраженности коммуникативных и организаторских способностей оптанта при помощи опросника КОС, разработанного Б.А.Федоришиным.

Вводные замечания. Коммуникативность как черта характера является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, активность восприятия, рефлексия, эмпатия. Эти качества необходимы для работы в сфере профессии «человек – человек», а также других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в готовности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, в инициативности и в умении планировать деятельность.

Стимульный материал. Бланк опросника КОС (см. прил. 29).

Порядок работы. Исследование может происходить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки опросника и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте своё мнение по каждому вопросу. Если вы даёте положительный ответ, поставьте напротив вопроса знак «+». Если ответ отрицательный – знак «-». Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Для обработки результатов подсчитывается количество совпадений отдельно по коммуникативным склонностям Kx (нечётные вопросы) и по организаторским склонностям Ox (нечётные вопросы). Затем вычисляются коэффициенты коммуникативных (Kk) и организаторских (Ko) склонностей:

Kk = Kx /20 Ko = Ox /20

Далее величины коэффициентов переводятся в шкальные оценки согласно приведенному в таблице правилу:

 

Kk Ko Шкальная оценка
0, 1-0, 45 0, 2-0, 55  
0, 46-0, 55 0, 56-0, 65  
0, 56-0, 65 0, 66-0, 7  
0, 66-0, 75 0, 71-0, 8  
0, 75-1, 0 0, 81-1, 0  

 

Интерпретация результатов шкальной оценки:

1. Испытуемые характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым коммуникативные и организаторские способности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией. Такие люди не отстаиваю своё мнение, тяжело переживают обиды, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Коммуникативные и организаторские склонности испытуемых имеют среднюю выраженность. Такие люди могут стремиться к социальным контактам, отстаивать своё мнение, планировать свою работу. Однако потенциал их склонностей носит неустойчивый характер, а реальное поведение во многом ситуативно обусловлено.

4. Высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Данная категория людей не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей и стремится расширять их круг. Такие испытуемые с удовольствием занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним убеждениям.

5. Высший уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Данная категория людей характеризуется теми же особенностями поведения, что и предыдущая. Различие заключается в том, что они сами активно ищут такие дела и занятия, которые удовлетворяли бы их потребность в общении и организаторской деятельности.

Задание 6. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Цель задания. Заполнение и анализ «Карты первичной профконсультации», подготовка и проведение первичной профконсультации.

Вводные замечания. Профессиональную ориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач называют, в первую очередь, профессиональное информирование и профессиональное консультирование. В проведении профриентационной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная индивидуальная профконсультация.

Первичная профконсультация проводится с группой численностью 5-7 человек. В ходе её происходит обучение правилам выбора профессии, даётся информация о многообразии профессий, об индивидуальных профессиональных интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности при выборе профессии. Помимо этого на основании первичной профконсультации выявляются старшеклассники, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.

В структуре первичной профконсультации выделяются три составные части: информационная, диагностическая и собственно консультационная. Информационная часть включает беседу о правилах выбора профессии, анализ типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии, знакомство с классификацией профессий. Диагностическая часть подразумевает выявление профессиональной направленности и особенностей развития профессиональных интересов, наличия и степени сформированности профессионального плана, особенностей профессиональной мотивации, а также анализ некоторых индивидуально-психологических особенностей. Собственно консультация проводится в форме беседы. Её задачи определяются результатами диагностического этапа.

Порядок работы. После обработки диагностических заданий заполняется «Карта первичной прфконсультации» (см. прил. 30). Далее сопо-ставляются и анализируются все имеющиеся в ней данные.

В результате анализа «Карты первичной профконсультации» может быть выявлено несколько ситуаций выбора профессии, в каждой из которых тактика профконсультанта должна быть особой. Ниже анализируются некоторые возможные ситуации.

1. У испытуемого хорошая информированность о мире профессий, сформирован профессиональный план. Мотивы адекватны, план соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности и индивидуально-психологическим особенностям. В этом случае профконсультация строится на психотерапевтической и информационной основе. Оптант поддерживается в своих намерениях. Они одобряются, поддерживаются дополнительной справочной информацией об учебных заведениях, правилах поступления. Указывается на необходимость и условия развития некоторых профессионально важных качеств (это составляет содержание домашнего задания). Уточняется путь профессионализации. Вырабатываются запасные варианты на случай, если получение выбранной специальности проблематично (конкурс, конкуренция и пр.) Определяется область профессиональных противопоказаний.

2. У испытуемого имеется профессиональный план, но он не обоснован. Он не совпадает с областью профессиональной направленности и профессиональных интересов. Мотивы не адекватны либо индивидуальные психологические особенности не соответствуют выбранной профессии. В этом случае требуется углублённая профконсультация, направленная на коррекцию профессионального плана.

3. Профессионального плана у испытуемого нет, интересы и склонности не выражены. Задача первого этапа консультационной работы – формирование познавательных интересов и склонностей. На основании первичной профконсультации составляется система домашних заданий с привлечением к этой работе родителей, учителей, референтной для испытуемого группы. С целью облегчения поиска сферы предпочтений профконсультант может использовать метод проективной беседы, профориентационные игры. На первом этапе работы, чтобы сузить круг поиска, желательно определить психологически противопоказанную сферу деятельности. С такими испытуемыми проводят углубленную профконсультацию.

4. Профессионального плана и профессиональной направленности у испытуемого нет, однако имеются хорошо выраженные интересы, склонности. Суть профконсультации в этом случае заключается в углублении самопознания, в выработке умения понимать себя, свои интересы и способности. Необходимо также расширение знаний о разнообразии профессий. Оптанту предлагается поработать с картотекой профессий. Рекомендуется специальная литература. Обсуждается план посещения им учебных заведений и предприятий. Всё это составляет суть домашних заданий. После этого оптант приглашается на углубленную профконсультацию.

Задание 7. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Цель задания. Проведение карточной профконсультационной методики «Профессьянс», разработанной Н.Пряжниковым и предназначенной для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий.

Вводные замечания. Методика основана на создании консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с характеристиками выбранной профессии.

«Профессьянс» рассчитан на индивидуальную работу с оптантом и занимает в среднем около часа. Методика предполагает определённую готовность испытуемого и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. Даже не смотря на то, что на карточках имеются некоторые ответы-подсказки, от психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и развитые комбинаторные умения. При соблюдении этих условий данная методика может оказаться эффективным средством решения вопроса не только о конкретном профессиональном выборе, но и о перспективах личностного развития.

Стимульный материал включает 81 карточку, которые разбиты на три группы:

1) 27 карточек профессионально важных качеств (ПВК);

2) 27 карточек типичных трудовых действий;

3) 27 карточек типичных организаций (мест работы).

На отдельной карточке можно представить схему раскладывания «профессьянса» на столе. Предпочитаемый размер карточек 6 × 9см (см. прил.31). Для удобства работы можно также приготовит три отдельных листа (примерно 9 × 12 см), на которых в виде перечней выписываются ПВК, трудовые действия и места работы. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в процессе корректировок и замен. Перечни по всем трём группам карточек, представленные в приложениях №№ 32, 33 и 34, позволят самостоятельно изготовить стимульный материал.

Порядок работы.

1.На подготовительном этапе работы все карточки должны быть разложены по соответствующим группам. Все красные текстовые обозначения должны быть вверху. Оптанту предлагается следующая инструкция: «Наша с вами задача – определить наиболее привлекательные профессии. Сначала с помощью карточек, обозначающих различные качества человека, вы построите «идеальный образ» такого работника, каким бы сами хотели стать в будущем. Затем выделите карточки с наиболее привлекательными для вас трудовыми действиями, и в заключение – карточки с наиболее привлекательными местами работы.

После этого мы посмотрим, позволят ли вам выбранные действия и места работы стать тем, кем бы вы сами хотели. И, наконец, по выбранным карточкам попробуем определить профессии. В итоге мы постараемся разобраться: каким бы вы хотели стать (Кто?), какие действия хотели бы выполнять в процессе работы (Что?) и где хотели бы работать (Где?) Всё это позволит нам уточнить конкретную выбираемую профессию».

2. Далее оптант раскладывает карточки с профессионально важными качествами (ПВК) или (Кто?), ориентируясь на свои представления о том, каким он хотел бы стать в будущем. Схема раскладывания следующая.

а) Карточки выстраиваются в ранговый ряд по принципу: слева – наиболее привлекательные качества, справа – наименее привлекательные или отвергаемые. Чтобы не занимать много места на столе, этот ранговый ряд из 27 карточек раскладывается в «три этажа»: верхний ряд – менее привлекательные карточки, средний – карточки неопределённой привлекательности и нижний – наиболее привлекательные. Опыт показывает, что консультируемые подростки прекрасно понимают, как раскладывать карточки. При этом в каких-то рядах может оказаться не по 9 карточек, а больше или меньше. Это не имеет принципиального значения.

б) Психолог проверяет обоснованность сделанных раскладов, используя уточняющие вопросы примерно следующего содержания: «Почему эти похожие карточки лежат так далеко друг от друга?» или «Что общего в этих, казалось бы, столь противоположных карточках, которые вы положили совсем рядом?»

Оптант может попытаться обосновать свои расклады и таким образом раскрыть некоторые «секреты» и стать более понятным как для психолога-консультанта, так порой и для самого себя.

Иногда вопросы психолога заставляют старшеклассника корректировать свои выборы. Наблюдая за перекладыванием карточек консультант может видеть, что происходит в сознании испытуемого. Для того чтобы уточнить, насколько осознанный характер носят перемещения, можно задать вопрос: «А может, лучше эту карточку всё-таки оставить на месте?»

Бывает и так, что оптант занимает негибкую позицию, не будучи склонным к корректировкам, даже если они «напрашиваются сами». В подобном случае следует придерживаться важного правила: последнее слово за испытуемым. Психолог-консультант с помощью своих вопросов может лишь проверять расклады и заставлять испытуемого задуматься.

в) Старшеклассник выбирает наиболее важные для себя 7-10 качеств (ПВК), которые и станут основой его «идеального образа себя» как будущего профессионала. Эти карточки для удобства дальнейшей работы откладываются (отодвигаются к дальней верхней части стола), а остальные на время убираются.

3. Оптант делает подобный расклад из карточек с различными трудовыми действиями. В итоге он отбирает только 5 действий, наиболее значимых для себя. После этого психолог совместно с испытуемым пытается определить, в какой степени отобранные трудовые действия позволят или не позволят развивать в себе уже отобранные ранее качества (ПВК). Для этого на карточках с качествами (см. прил. 31, верхний ряд цифр) выписаны номера карточек с теми трудовыми действиями, которые предполагают использование данного качества и способствуют его развитию.

Например, берётся карточка с действием под номером Ч-1 – «Работа с текстами». В этом случае необходимо подсчитать, сколько раз цифра 1 встречается на всех отобранных карточках с качествами. Допустим, оптант отобрал всего 8 карточек с качествами, и на этих карточках цифра 1 встречается всего три раза. На общем фоне этого обычно оказывается мало, чтобы данное действие (под номером 1) позволило бы реализовать и развить большинство привлекательных для испытуемого качеств. Другими словами, это действие скорее всего не позволит ему стать таким, каким бы он хотел. В этом случае карточка с действием может быть заменена на другое действие, и новый выбор так же соотнесён с качествами. Если же данное действие встречается на большинстве карточек с качествами, то степень соответствия высокая.

Иногда оптант бывает не согласен с ответами-подсказками на карточках с качествами. В этом случае не стоит его сразу переубеждать. Лучше выслушать его аргументы и, если они разумны, согласиться с ними. Чем больше старшеклассник будет чувствовать, что сам принимает участие в рассуждениях и выборе, тем лучше. В этом состоит один из принципов углубленной профконсультации. Тем более что выписанные на карточках ответы-подсказки весьма приблизительны и предназначены лишь для начала разговора (для организации совместных рассуждений).

4. Аналогично тому, как отбирались карточки с трудовыми действиями, отбираются 5 карточек с наиболее привлекательными местами работы. Эти карточки аналогичным образом соотносятся с выбранными карточками. В нижнем их ряду выписаны номера карточек с теми местами работы, где эти качества могут пригодиться и развиваться (см. прил. 31).

5. После того как были отобраны 5 наиболее привлекательных трудовых действий и 5 наиболее привлекательных мест работы, определяются соответствующие профессии. Из этих карточек составляются «молекулы профессии». Делается это примерно следующим образом.

Все 10 отобранных карточек выкладываются на столе. Далее эти карточки группируются по сходству. Причём делает всё это сам оптант, психолог может лишь что-то подсказать. Критерии для сходства могут быть самые различные (в дальнейшем это можно специально обсудить). Тем не менее понятно, что такие карточки, как «Обслуживать посетителей», «Преподавать», «Играть на сцене», «Учебное заведение» более близки, чем карточки «Ремонтировать, настраивать», «Делать чертежи» и т.п. Кроме того, сами карточки на столе также располагаются по степени близости.

Может оказаться, что одна карточка попадает в разные группы. Например, карточка «Руководить» может быть отнесена и к первой, и ко второй из представленных выше групп. Некоторые карточки могут выть вовсе не соотнесены с какими-либо группами. Так или иначе, в ходе подобных перегруппировок постепенно образуются «молекулы профессий» из сходных карточек (пример см. прил. 35).

6. Заключительным этапом консультации является совместное «угадывание» профессий, позволяющих совместить ПВК, место работы и характер трудовых действий. При этом одна «молекула» может быть соотнесена с разными профессиями. Эти варианты выписываются на листочке и отдельно обсуждаются. При этом учитывается, сколько карточек соотносится с данной профессией. Можно обсудить наиболее привлекательные действия и места работы, соотносимые с разными профессиями. Следует поговорить о сомнениях оптанта относительно того, сможет ли он эти действия успешно выполнять и сможет ли работать в тех или иных организациях. Естественно, учитывается и общее отношение к данным профессиям. Даже если по всем раскладам «вырисовывается» профессия, по отношению которой старшеклассник испытывает откровенное отвращение, то в её пользу делать выбор не следует.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.