Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование памяти






Методика «10 слов»

Эта методика направлена на изучение словесной (слухоречевой) памяти и утомляемости ребёнка. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их все выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты должен повторить все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке». Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. Приведем один из них: «Дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост». После сообщения инструкции зачитывают слова. Читать их нужно четко, достаточно громко и не слишком быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок пытается начать воспроизведение до завершения чтения, то его останавливают (желательно, жестом) и продолжают чтение. Во время проведения этого теста недопустимы никакие отвлекающие стимулы. Сразу по окончании чтения говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Слова, называемые ребенком, отмечают в первом пустом столбце протокола (см. прил. 8).

Когда ребенок закончит воспроизведение слов, надо похвалить его за то, как много слов он запомнил (даже если в действительности результаты воспроизведения низки) и сказать: «А теперь мы попробуем выучить оставшиеся слона. Я снова прочитаю тебе все слова, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые сможешь вспомнить, ─ и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые в первый раз забыл». Затем процедура повторяется (снова зачитываются 10 слов). Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в первый раз, то ему напоминают: «Те слова, которые ты говорил в прошлый раз, тоже надо назвать».

Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяется в третий раз. Если теперь воспроизведено 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается. В противном случае она повторяется в четвертый раз. Далее повторять заучивание нецелесообразно, даже если выучены не все слова.

Спустя 30-40 мин., в течение которых либо проводятся другие методики, либо начинается завершающая беседа с ребёнком, его снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результаты заносятся в пятый столбец протокола.

Оценка результатов основывается, в первую очередь, на кривой заучивания слов. Кривая процесса заучивания слов ─ это график, на котором по горизонтальной оси откладывается номер повторения, а по вертикальной ─ число воспроизведенных слов. Основные виды графиков следующие:

• растущий график (благоприятный), когда после каждого следующего чтения воспроизводится все больше слов (допустимо, чтобы в двух (но не более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов);

• график, имеющий плато, когда в трех пробах подряд воспроизводится одно и то же количество слов;

• график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспроизводится меньше слов, чем после предыдущего чтения.

Растущий график говорит о благоприятной динамике заучивания. В норме дети 6-8 лет с четвертой пробы выучивают все 10 или, по крайней мере, 9 слов. При нормальной памяти дети 9 лет и старше обычно могут воспроизвести 9-10 слов уже с третьей пробы. Если результаты более низки, то это показатель снижения словесной (слуховой) памяти.Важным дополнительным показателем является количество слов, воспроизведенных с первой попытки.Для 6 лет нормальным является воспроизведение с первой пробы не менее четырех слов (в среднем - шесть), для старших детей - не менее пяти слов (в среднем - семь). Если с первой попытки воспроизведе­но меньшее число слов, но остальные показатели нормальны, то, скорее всего, в начале выполнения задания было случайное отвлечение внимания.

График, имеющий плато, часто свидетельствует о нарушениях слуховой памяти.Однако если это плато находится на относительно высоком уровне (не ниже 7) и с первой пробы воспроизведено нормальное количество слов, то это, скорее всего, показатель низкой мотивации, а не снижения памяти.

График со спадом характерен для нарушений внимания, в особенности при астении или при нарушениях мозгового кровообращения. Даже при высоком итоговом результате (а также при достаточно высоком результате первой пробы) график со спадом ─ это повод для предположения о наличии тех или иных неврологических нарушений или о состоянии усталости.

Устойчивость запоминания проверяется при отсроченном воспроизведении слов. После отсрочки для детей 6-7 лет нормально воспроизведение не менее шести слов, для старших детей - не менее семи слов. Если проверку запомнившихся ребёнком слов осуществить через 7-10 дней, можно делать вывод об уровне развития долговременной памяти.

Оценка результатов:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

 

Методика «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки (см. прил. 9).

Инструкция: «На этой картинке (рис. А) представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции картинки (рис. А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку (рис. Б).

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1, 5 мин.

 

Табл. 7. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти

10 баллов (очень высокий) Ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 с.
8-9 баллов (высокий) Ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов (средний) Ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов (средний) Ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла (низкий) Ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0 – 1 балл (очень низкий) Ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек. и более.

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Твоя задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов составляет 25-15 секунд в зависимости от возраста. Количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей (см. прил. 10).

 

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда Сумма

_____1________________

_____2_________________

_____3________________

 

Оценка результатов: Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество — 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

 

6-7 лет — 10 сумм и выше;

8-9 лет — 15 сумм и выше;

10-12 лет – 20 сумм и выше;

13-15 лет – 25 сумм и выше;

Старше 15 лет ─ 30 сумм и выше.

 

Методика «Запомни пару»

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (см. прил. 11). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда с интервалом в 5 сек. между парой. После десятиминутного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-13 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины. Такая же работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и оценка результатов: Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, можно делать вывод, что смысловая память развита удовлетворительно.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в табл. 8:

 

Табл. 8. Оценка результатов

Объем логической памяти Объем механической памяти
Количество слов перво-го ряда (Ai) Количество запомнившихся слов (Bi) Коэффициент смысловой памяти Сi = Bi /Ai Количество слов второ-го ряда (А 2) Количество запомнив-шихся слов (В 2) Коэффициент механической памяти С 2 = B 2 /A 2
           

Исследование мышления

Методика «Обведи контур»

Методика предназначена для диагностики наглядно-образного мышления. Детям показывают рис. 3 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и Рис. 3. Стимульный материал для

методики «Обведи контур»

точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

 

Оценка результатов осуществляется в баллах (уровнях развития) в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

 

Табл. 9. Оценка уровня развития наглядно-образного мышления

 

10 баллов (очень высокий) Ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам
8-9 баллов (высокий уровень)   На выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно
6-7 баллов (средний уровень) На выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно
4-5 баллов (средний уровень) На выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно
2-3 балла (низкий уровень) На выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно
0 – 1 балл (очень низкий уровень) На выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно

 

Методика «Четвертый лишний» (вербальный вариант)

Методика направлена на изучение вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза. Инструкция: «Я зачитаю пять слов, четыре из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Тебе надо найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее». Например, чтение, письмо, пятерка, рисование, математика. Одно слово здесь лишнее, его надо исключить. Какое слово здесь лишнее? (...). Объясни, почему?» («Лишние» слова выделены курсивом.)

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Оценка результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов. 10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения; 7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов; 4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.

 

Методика «Выделение существенных признаков»

Методика позволяет выявить особенности вербально-логического мышления и развитие уровня абстрагирования. Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, «сад...» Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля (т.е. то, без чего сада быть не может?) Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?»

Примерные задания

 

1) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

2) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

4) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

5) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

8) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

9) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

10) книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

 

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

10-8 баллов — высокий уровень развития абстрагирования;

7-5 баллов — средний уровень развития абстрагирования;

4 и менее баллов — способность к абстрагированию развита слабо.

 

Методика «Раздели на группы»

Методика предназначена для диагностики образно-логического мышления и процессов классификации. Ребёнку (5-7 лет) показывают картинку (рис. 4) и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 мин.

 
 

Рис. 4. Стимульный материал для методики «Раздели на группы»

Как видно из рисунка, могут быть выделены следующие группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

Табл. 10. Оценка уровня развития образно-логического мышления

10 баллов (очень высокий) Ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин.
8-9 баллов (высокий) Ребенок выделил все группы фигур за время от 2, 0 до 2, 5 мин
6-7 баллов (средний) Ребенок выделил все группы фигур за время от 2, 5 до 3, 0 мин
4-5 баллов (средний) За время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур
2-3 балла (низкий) За время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур
0 – 1 балл (очень низкий) За время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

 

Методика «Назови одним словом»

Выявляет уровень сформированности понятий, вербально-логического мышления и процессов классификации. Инструкция: «Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать их одним словом».

 

1. Окунь, карась...

2. Метла, лопата...

3. Лето, зима...

4. Огурец, помидор...

5. Сирень, орешник..

6. Шкаф, диван...

7. Июнь, июль...

8. День, ночь...

9. Слон, муравей...

10. Дерево, цветок

При обработке результатов за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов: 10-8 баллов — высокий уровень; 7-5 баллов — средний уровень; 4 и менее баллов — низкий уровень.

 

Методика «Простые аналогии»

Методика изучает умение устанавливать отношения между понятиями. Инструкция: «Я буду называть тебе пары слов. Тебе надо по аналогичному признаку к свободному слову подобрать соответствующее из предложенных в скобках слов. Например, лошадь / жеребёнок = корова / (пастбище, рога, молоко, телёнок, бык). Какое слово подходит к слову «корова» так же, как слово «лошадь» подходит к слову «жеребёнок»?»

 

1. Огурец / овощ = гвоздика / (сорняк, роса, садик, цветок, земля).

2. Огород / морковь = сад / (забор, грибы, яблоня колодец, скамейка).

3. Учитель / ученик = врач / (очки, больница, палата, больной, лекарство).

4. Цветок / ваза = птица / (клюв, чайка, гнездо, перья, хвост).

5. Перчатка / рука = сапог / (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).

6. Темный / светлый = мокрый / (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный).

7. Часы / время = градусник / (стекло, больной, кровать, температура, врач).

8. Машина / мотор = лодка / (река, маяк, парус, волна, берег).

9. Стол / скатерть = пол / (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди).

10. Стул / деревянный = игла / (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).

При обработке результатов за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов: 10-8 баллов — высокий уровень; 7-5 баллов — средний уровень; 4 и менее баллов — низкий уровень.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.