Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления сбора анамнеза при основных видах жалоб






Проблемы умственного развития. Если заявлены проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала и т.п.), то должны быть рассмотрены следующие направления сбора анамнеза.

1. Возможные источники органических поражений мозга:

· патология в протекании беременности: гормональные нарушения, угроза выкидыша, заболевания, из которых наиболее опасны краснуха беременных и грипп (особенно в первой половине беременности);

· патология в протекании родов: сильная недоношенность; стремительные роды; родовспоможение (щипцы - частый источник локальных органических поражений); асфиксия; травмы головы;

· неврологические заболевания (менингит, энцефалит и другие).

2. Признаки нарушений в раннем психическом развитии:

· замедленное развитие прямостояния и ходьбы;

· замедленное развитие речи;

· отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления (в норме комплекс оживления появляется на третьем месяце жизни ребёнка);

· отсутствие или позднее появление сюжетных игр, их бедность и однообразие (в норме они возникают в возрасте около трёх лет).

3. История обучения ребенка:

· посещал ли детский сад (если да, то с какого возраста);

· в каком возрасте пошел в школу;

· каковы успехи в учебе в настоящее время, какие имеются трудности, по каким предметам.

Проблемы поведения. Если заявлены поведенческие проблемы, то вне зависимости от того, на какие именно трудности жалуется клиент, полезно собрать сведения о поведении в разных ситуациях.

1. Поведение ребенка в школе:

· соблюдение норм поведения на уроке: сидит ли ребенок за столом или может вдруг встать и пойти по классу; мешает ли вести урок; слушает ли учителя; как реагирует на его замечания;

· поведение на перемене: спокоен или сверхподвижен, общается ли с другими детьми; вступает ли в драки.

2. Поведение в семье:

· выполняет ли общие требования родителей (выполнение домашних заданий, укладывание спать);

· как реагирует на поручения, просьбы и указания, каковы особенности поведения по отношению к разным членам семьи;

· каково поведение с родителями вне дома (в магазине, в гостях).

3. Поведение в общении с другими детьми:

· играет ли с детьми, участвует ли в коллективных развлечениях;

· часты ли конфликты, ссоры; по каким причинам они возникают; как ведет себя в случае конфликта.

4. Воспитательные воздействия, применяемые взрослыми:

· поощрения (подарки, развлечения, сладости и т.п.): насколько часты; в каких случаях ребенок их получает; зависят ли от поведения ребенка;

· наказания: какие именно наказания используются, насколько они часты;

· общий стиль общения с ребенком, время, уделяемое ему родителями.

Эмоциональные и личностные проблемы. При жалобах на эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенную возбудимость, частую смену настроений, страхи, раздражительность, безволие и т.п.) следует собрать сведения о следующих ситкациях.

1. Типичные ситуации, вызывающие те или иные негативные проявления.

2. Ситуации, способствующие улучшению состояния.

3. Реакции ребенка на разные жизненные ситуации: проведение ответственной контрольной в школе; выполнение домашних заданий; общение с родителями; самостоятельная деятельность; общение с детьми.

Проблемы общения. Нарушения общения могут проявляться в замкнутости, агрессивности, неадекватных притязаниях на лидерство, повышенной обидчивости, неумении " постоять за себя" и т.п. Они могут относиться к любым ситуациям общения или только к некоторым из них (например, только к общению с детьми или, напротив, со взрослыми; только к общению в школе или в семье). В любом случае рекомендуется собрать подробный анамнез.

1. Общение со сверстниками:

· есть ли у ребенка друзья, сколько их, насколько часто они общаются, где (в школе, в кружке, на улице);

· каково поведение ребёнка при общении с другими детьми.

2. Общение со взрослыми:

· общение в семье: проявляет ли ребенок инициативу в общении, старается ли обратить на себя внимание взрослых; кто из членов семьи проводит с ребенком больше всего времени;

· общение с учителем: любит ли ребенок учителя, обращается ли к нему по собственной инициативе, как реагирует на обращение к себе;

· общение с посторонними взрослыми: стремится ли ребенок к такому общению или старается его избегать.

Неврологические проявления. Наиболее распространенные неврологические проявления - это тики (непроизвольные подергивания мышц), навязчивые движения, энурез (ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушения сна. Если за ними не стоит серьезное нервное заболевание (выходящее за рамки компетенции психолога), то они, как правило, являются следствием эмоциональных проблем. Поэтому в этом случае следует использовать ту же схему сбора анамнеза, что и при жалобах на эмоциональные и личностные проблемы.


Приложение 2

Психолого – педагогическая карта ученика (Д.Б. Кадырбаевой)

Положительные качества + + + - - - Отрицательные качества
Учёба
Сильный ученик             Слабый ученик
Учится с интересом             Учёбой не интересуется
Много читает             Читает мало
Разносторонние интересы             Отсутствие глубины интересов
Поведение
Дисциплинирован             Недисциплинирован
Не конфликтует с учителями             Конфликтует с учителями
Не конфликтует с учениками             Конфликтует с учениками
Доброжелателен             Агрессивен
Общественная активность
Высоко активен             Пассивен
Хороший организатор, лидер             Не проявляет организаторских способностей, «ведомый»
Пользуется авторитетом             Низкий авторитет
Выполняет общественные поручения             Отлынивает от общественных поручений
Общение в школе
Имеет друзей, популярен             Не популярен
Общителен, открыт             Замкнут
Любит быть в центре внимания             Робкий, застенчивый
Отзывчивый, незлопамятный             Чёрствый, эгоистичный
Общение в семье
С близкими людьми отношения доверительные             С близкими людьми отношения отчуждённые
В семье атмосфера дружелюбная             В семье атмосфера конфликтная
Проявление независимости и самостоятельности             Строгий и жёсткий контроль за поведением ребёнка
Сотрудничество родителей с ребёнком и учителями             Противоречивые отношения родителей с ребёнком и учителями
Личностные особенности
Спокойный и уверенный в себе             Тревожный, неуверенный в себе
Адекватная самооценка             Завышенная или низкая самооценка
В меру честолюбив и конструктивен             Излишне самолюбив и заносчив
Располагает к себе             Вызывает недоверие

 


Приложение 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.