Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XlI. Печать, радиовещание, телевидение




В 1976 издавалось 1159 периодич. изданий общим тиражом 28 млн. экз. Важнейшие газеты и журналы: "Руде право" ("Rude pravo"), с 1920, тираж 950-980 тыс. экз., ежедневная газ. на чеш. яз., центр орган ЦК КПЧ; "Правда" ("Pravda"), с 1920, тираж 295 тыс. экз., ежедневная газ. на словацком яз., изд. в Братиславе, орган ЦК КПС; "Праце" ("Ргасе"), с 1945, тираж 320 тыс. экз., ежедневная газ. на чеш. яз., изд. в Праге, орган Центр, совета профсоюзов; "Праца" ("Ргаса"), с 1946, тираж 168,4 тыс. экз., ежедневная газ. на словацком яз., выходит в Братиславе, орган Словацкого совета профсоюзов; "Обрана лиду" ("Оbrana Lidu"), с 1942, тираж 200 тыс. экз., еженедельная газ. на чеш. яз., изд. в Праге, орган Мин-ва нац. обороны; "Земедельске новини" ("Zemedelske noviny"), с 1945, тираж ок. 335 тыс. экз., ежедневная газ. Мин-ва с. х-ва, изд. в Праге на чеш. яз.; "Слобода" ("Sloboda"), с 1946, тираж 6 тыс. экз., еженедельная газ. на словацком яз., изд. в Братиславе, центр, орган Словацкой партии свободы; "Млада фронта" ("Mlada fronta"), с 1945, тираж 280 тыс. экз., ежедневная молодёжная газ. на чеш. яз., изд. в Праге, орган ЦК Социалистич. союза молодёжи; "Лидова демокрацие" ("Lidova demokracie"), с 1945, тираж 217 тыс. экз., ежедневная газ. .на чеш. яз., изд. в Праге, центр, орган Чехосл. нар. партии; "Свободне слово" ("Svobodne slovo"), с 1945, тиоаж 228 тыс, экз., ежедневная газ. на чеш. яз., изд. в Праге, орган Чехосл. социалистич. партии; ежемесячный журнал "Нова мысль" ("Nova mysl"), теоретич. и политич. орган ЦК КПЧ, с 1947, тираж 40 тыс. экз.; "Власта" ("Vlasta"), с 1947, тираж 700 тыс. экз., еженедельный журнал на чеш. яз., изд. в Праге, орган Чеш. союза женщин; "Словенка" ("Slovenka"), с 1948, тираж 205 тыс. экз., еженедельный иллюстрированный журнал на словацком яз., изд. в Братиславе, орган Словацкого союза женщин.

Чехословацкое телеграфное агентство (ЧТК) осн. в 1918, находится в Праге. Радиовещание с 1923. Передачи ведутся на чешском и словацком, араб., англ., йен., итал., нем., португальском, франц. языках. Телепередачи с 1953. Передачи ведутся по двум программам. Насчитывается 28 телестанций. Радиовещание и телевидение находятся в ведении правительств, орг-ций - Чехосл. радио и Чехосл. телевидения. И. H. Лобашева.

XIII. Литература

В силу этнич., языковой и ист. близости чехов и словаков, их многовековой совместной борьбы против иноземного гнёта чеш. и словацкая нац. лит-ры развивались в тесных контактах и взаимодействии, к-рые усилились после образования в 1918 Чехословацкой республики (о развитии лит-ры Ч. до 1918 см. раздел Литература в статьях Чехия и Словакия). Подъём рабочего движения в стране под влиянием Великой Окт. социалистич. революции 1917 в России открыл новый период в развитии чеш. и словацкой лит-р, к-рый в целом характеризуется достижениями революц. поэзии, социально-обличит. романа, романа социалистич. реализма, антифаш. лит-ры.



В 20-30-е гг., в обстановке усилившейся классовой борьбы, в нац. лит-рах Ч. зарождалось революц. направление. В его формировании значит, роль сыграли писатели и критики-марксисты С. К. Нейман (1875-1947), И. Волькер (1900-24), И. Гора (1891-1945), 3. Неедлы (1878- 1962), Б. Вацлавек (1897-1943), Ю. Фучик (1903-43), Э. Урке (1903-42), В. Клементис (1902-52), Д. Окали (р. 1903). Органами революц. направления были журналы "Червен" ("Cerven", 1918-21), "Кмен" ("Kmen", 1917-22), "Пролеткульт" ("Proletkult", 1922-24), издававшиеся Нейманом, и "Вар" ("Var", 1921-30) - Неедлы, а также газ. "Руде право" ("Rude pravo", осн. в 1920; культурная рубрика). Лозунг пролет, иск-ва отстаивали объединения молодых чеш. писателей и художников "Деветсил" (осн. в 1920), словацких писателей и критиков "Дав" (осн. в 1924).

Особого развития в 20-е гг. достигла пролет, поэзия: сб-ки "Час рождения" (1922) Волькера, "Красные песни" (1923) Неймана, "Город в слезах" (1921) Я. Сейферта (р. 1901), "Воскресенье" (1927) Л. Новомеского (1904-76), поэма "Удивительный кудесник" (1922) В. Незвала (1900-58), стихи Горы, К. Библа (1898- 1951), Я. Поничана (1902-78). Революц. направление в прозе представлено романами "Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны" (1921 - 1923) Я. Гашека (1883-1923), "Анна-пролетарка" (1928) И. Ольбрахта (1882- 1952), "Лучший из миров" (1923) M. Майеровой (1882-1967), "Пекарь Я.н Маргоуль" (1924) В. Ванчуры (1891-1942), произв. П. Илемницкого (1901-49). Линию критич. реализма в чеш. прозе продолжали социальные романы A. M. Тилыповой (1873-1957), Б. Клички (1897-1943), К. Нового (р. 1890). Своеобразным явлением были романы и пьесы К. Чапека (1890-1938), сочетавшие элементы резкой критики MH. сторон жизни бурж. общества, антимещанской сатиры и социальной утопии. Реалистич. направление в словацкой лит-ре представлено творчеством П. Гвездослава (1849-1921), M. Кукучина (1860-1928), Б. Тимравы (1867-1951), Я. Есенского (1874-1945) и др. Поэты Я. Смрек (р. 1898), Э. Б. Лукач (р. 1900), прозаик M. Урбан (р. 1904) и др. выступали за эстетич. и тематич. обновление лит-ры.



В сер. 20-х гг. распространились авангардистские тенденции (чеш. "поэтизм"; теоретик - К. Тейге, 1900-51) и идеалистич. эстетич. концепции. Однако вопреки декларациям, лучшие произв. авангардистов продолжали традиции революц. гуманизма (Незвал, Ванчура, Библ и др.). Трагич. мироощущением, связанным с памятью о жертвах 1-й мировой войны 1914-18, и протестом против капиталистич. мира проникнута поэзия В. Завады (р. 1905; сб. "Панихида", 1927) и Ф. Галаса (1901-49; сб. "Сепия", 1927).

С нач. 30-х гг. экономич. кризис и обострение социальных противоречий в стране, угроза фаш. опасности усилили идейно-эстетич. поляризацию в лит-ре. В борьбе против клерикально-националистич., профаш. тенденций сложился широкий фронт прогрессивной интеллигенции. В лит-ру вступило новое поколение пролет. поэтов: Я. Нога (1908-66), И. Тауфер (р. 1911), Ф. Нехватал (р. 1905), Ф. Краль (1903-55). Получили развитие жанры социально-аналитический (Я. Кратохвил, 1885-1945; Г. Вчеличка, 1901-66; Урбан; И. Цигер Тройский, 1896-1960; M. Разус, 1888- 1937; Г. Вамош, 1901-56), социально-революц. пролетарский (Илемницкий, Краль, Поничан) и реалистич. сатира (произв. Чапека, Есенского; драматургия И. Стодолы, 1888-1977). Ощущение разлада между гуманистич. идеалом и действительностью вызвало неоромантич. тенденции в словацкой прозе - т. н. лиризованная проза Д. Хробака (1907-51), M. Фигули (р. 1909), Л. Ондрейова (1901-62), Ф. Швантнера (1912-50).

На рубеже 20-30-х гг. в дискуссиях в среде левых писателей была подвергнута критике авангардистская концепция автономности иск-ва. В полемике с группой чеш. сюрреалистов (создана Незвалом в 1934, распущена им в 1938) критики-марксисты (Вацлавек; Фучик; К. Конрад, 1908-41; Л. Штолл, р. 1902; Нейман; Новомеский; Поничан) разрабатывали эстетику социалистич. реализма, на что существ, влияние оказал 1-й съезд сов. писателей. В 1935 по инициативе Вацлавека возникло объединение "Блок", в к-рое входили и чеш., и словацкие революц. писатели.

В 30-е гг. видное место заняла гражд. и антифаш. лирика Неймана, Завады (сб. "Дорога пешком", 1937), Галаса (сб. "Торс надежды", 1938), Горы, Лукача (сб. "Молох", 1938), Новомеского (сб. "Святой за околицей", 1939). В прозе больших успехов достиг роман социалистич. реализма: "Поле невспаханное" (1932) Илемницкого, "Сирена" (1935) Майеровой, "Люди на перепутье" (1937) M. Пуймановой (1893-1958), "Ботострой" (1933) T. Сватоплука (1900-72), "Три реки" (1936) Ванчуры, "Тернистый путь" (1934) Краля. Междунар. известность получили антифаш. произв. Чапека (сатирике филос. роман "Война с саламандрами", 1936; драмы "Белая болезнь", 1937, и "Мать", 1938). В этот период критики-марксисты и писатели-коммунисты были инициаторами создания единого фронта культуры против фашизма. В защиту республики и демократии выступил Конгресс словацких писателей (1936).

Гитлеровская оккупация Ч. (1939-45) нанесла тяжёлый урон чехосл. лит ре. В фаш. тюрьмах и лагерях погибли Ванчура, Фучик, Конрад, Вацлавек,

Кратохвил, Урке и др. Жестокие преследования не сломили единства передовых сил лит-ры Ч. В поэзии Галаса, Неймана, Завады, Незвала, в прозе Ванчуры (художеств, хроника "Картины из истории чешского народа", т. 1-3, 1939-48), в произв. подпольной чеш. лит-ры ("Репортаж с петлей на шее" Фучика, опубл. 1945) определяющими стали идеи антифаш. Сопротивления. В словацкой лит-ре этих лет были распространены нелегальные произв. (стихи Есенского, Hoвомеского, Смрека, Краля). Язык символов, аллегорий стал средством выражения нар. сопротивления профаш. режиму: героико-романтич. поэма Поничана "Странный Янко" (1941), поев. Революции 1848; произв. лиризованной прозы - повести "Свинцовая птица" (1940) Фигули, "Дракон возвращается" (1943) Хробака. Антимилитаристский пафос характерен для MH. произв. "надреалистов" - P. Фабри (р. 1915), В. Рейсела (р. 1919), П. Бунчака (р. 1915), Ю. Ленко (р. 1914), а также П. Горова (1914-75) и др. Трагич. мотивами пронизана лирика воен. времени Лукача, В. Беньяка (1894-1973).

После 1945 центральное место в литературе занимала тема борьбы и победы над фашизмом, благодарности сов. народу-освободителю: поэзия Ф. Грубина (1910-71), Незвала, В. Голана (р. 1905), Галаса, Есенского, Краля, А. Плавки (р. 1907), Поничана, M. Лайчака (р. 1926); проза Я. Дрды (1915-70; сб. рассказов "Немая баррикада", 1946), Илемницкого (роман "Хроника", 1947), И. Марека (р. 1914), Я. Боденека (р. 1911), И. Горака (1907-74) и др. Вместе с тем ещё сохранили свои позиции представители нек-рых группировок бурж. лит-ры и лит. критики. Писатели-коммунисты вели борьбу с подновлёнными концепциями "чистого искусства" и стремились объединить вокруг КПЧ широкие круги прогрессивных деятелей культуры. Эта линия получила широкую поддержку на 1-м съезде словацких деятелей науки и иск-ва (1945) и на съезде чеш. писателей (1946).

В февр. 1948, после окончат, разгрома буржуазии, начался новый этап борьбы за социалистич. лит-ру, ярко продемонстрировавший единение прогрессивных лит. сил чехов и словаков. Важное значение для социалистич. ориентации лит-ры имел Съезд нац. культуры (апр. 1948). В марте 1949 состоялся 1-й съезд чехосл. писателей; созданный на нём Союз чехосл. писателей принял в качестве своей программы концепцию социалистич. реализма. Его теоретич. разработкой занимались Неедлы, Штолл, Тауфер, И. Гаек (р. 1919), M. Хорват (р. 1910) и др.

В 50-е гг. социалистич. реализм стал ведущим направлением. В лит-ре Ч. обозначилось тяготение к крупным эпич. полотнам, посв, переломным моментам в истории страны. Были созданы произв., с марксистских позиций показывающие историч. судьбы народов Ч., их путь к социализму: последние 2 тома трилогии "Игра с огнём" (1948) и "Жизнь против смерти" (1952) Пуймановой, романы-хроники А. Запотоцкого (1884-1957; "Встанут новые бойцы", 1948, "Бурный 1905 год", 1949, "Красное зарево над Кладно", 1951), романы Ф. Гечко (1905-60; "Красное вино", 1948, и др.). Строительству новой жизни посвящены романы "Наступление" (1951) и "Битва" (1954)

В. Ржезача (1901-56), "Без шефа" (1953) Сватоплука, "Крестьянин" (т. 1-2, 1955-58) Б. Ржиги (р. 1907), "Вчера и завтра" (1949) В. Минача (р. 1922), "Деревянная деревня" (1951) Гечко, "Осиное гнездо" (1953) К. Лазаровой (р. 1914) и др. Всемирную известность получили новые произв. Незвала (поэма "Песнь мира", 1950, и др.). К лучшим поэтич. произв. этих лет принадлежат также стихи Завады, Грубина, И. Кайнара (1917-71), Я. Костры (1910-75), Горова, В. Мигалика (р. 1926), Ш. Жары (р.1918).

Освоение тематики социалистич. строительства не обошлось без издержек, приводивших порой к появлению поверхностных и схематич. произв. в прозе, связанной с производств, тематикой, лозунговости в поэзии, упрощенчества в критике. В сер. 50-х гг. развернулась борьба с нормативными антихудожеств, тенденциями. Появились произв., в к-рых писатели стремились показать реальную сложность и противоречивость ист. процесса и движения современности: романы "Гражданин Брих" (1955) Я. Отченашека (р. 1924), "Если покинешь меня" (1957) 3. Плугаржа (р. 1913), "Картотека живых" (1956) H. Фрида (1913-76), сб. рассказов "Часы и минуты" (1956) А. Беднара (р. 1914). Выдающимся достижением социалистич. реализма в словацкой прозе стали трилогия "Поколение" (ч. 1-3, 1958-61) Минача, роман "Мёртвые не поют" (1961) P. Яшика (1919-60), новые стихи и поэмы Новомеского, поэзия Кайнара, M. Валека (р. 1927) и др.

К сер. 60-х гг. в лит-ре Ч. стали нарастать нигилистич. тенденции, нередко переходившие в отрицание социалистич. действительности, усилилось влияние зап. модернизма - "нового романа", драмы абсурда, "конкретной" поэзии. В лит. печати получили распространение реакционно-модернистские, неоавангардистские, структуралистские и пр. теории. Во время политич. кризиса (1968) Союз чехосл. писателей, руководство к-рого заняло ревизионистские позиции, как творч. организация фактически прекратил существование. "...В области культуры и искусства... наблюдалась открытая капитуляция перед буржуазной идеологией" ("Уроки кризисного развития...", M., 1971, с. 41). После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) развернулась борьба за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и лит-ры. Были созданы Союз словацких писателей (1969) и Союз чеш. писателей (1972), полностью поддерживающие политич. и культурную линию КПЧ и воспринявшие как свою гл. задачу объединение лит. сил Ч. на базе социалистич. реализма.

В нач. 70-х гг. в лит-ре Ч. была восстановлена преемственность с лучшими традициями предшествующего периода. Дальнейшее развитие получила социалистич. поэзия, представленная творчеством Завады, Плавки, И. Рыбака (р. 1904), Тауфера, И. Скалы (р. 1922), Мигалика, M. Флориана (р. 1931), M. Руфуса (р. 1928), И. Мигалковича (р. 1935), В. Гонса (р. 1938) и др. В жанре ист. романа выступили Ржига, M. В. Кратохвил (р. 1904), И. Томан (1899- 1977), В. В. Нефф (р. 1909), Г. Зелинова (р. 1914), в мемуарно-автобиографическом и историко-эссеистском - Плавка ("Влюблённый в жизнь", 1971), Минач ("Раздувая родные очаги", 1970, и "Споры И. M. Гурбана", 1974). Антифаш. теме посвящены повести и романы И. Кршенека (р. 1933; "Дички", 1973), Плугаржа ("Один сребреник", 1974), Я. Паппа (р. 1929; "Люби время, которое придёт", 1974), В. Швенковой (р. 1937; "Кедровый бор", 1974), Э. Дзвоника (р. 1933; "Пепелища", 1976), В. Шикулы (р. 1936; "Мастера", 1976). Острые морально-этич. и обществ, проблемы современности поставлены в романах "Мой мальчик и я" (1974) Я. Коларовой (р. 1919), "Святой Михал" (1971), "Белый жеребец" (1975) и "Гнездо аиста"(1976) Я. Козака (р. 1921). О новом пути чехосл. деревни после 1945 в лирич. ключе написан роман "Пастушок из долины"(1977) Л. Фукса (р. 1923). Социалистич. преобразованиям словацкого села посв, роман Я. Йонаша (р. 1919) "Одиннадцатая заповедь" (1975). Производств, тема - в основе повестей "Трудности равнин" (1975) и "Солёный снег" (1976) M. Рафая (р. 1934), романа "Авария" (1976) И. Швейды (р. 1950). Новизной идейно-эстетич. подхода к проблематике социалистич. действительности отмечено творчество прозаиков П. Яроша (р. 1940), И. Габая (р. 1943), Л. Баллека (р. 1941), В. Клевиса (р. 1933), И. Навратила (р. 1939); И. Костргуна (р. 1942), Л. Штепана (р. 1943). Заметное место в развитии совр. драматургии принадлежит И. Буковчану (1921-75), Я. Соловичу (р. 1934), О. Заграднику (р. 1932).

С дек. 1977 в Ч. действует Союз чехосл. писателей.

Развитие литературоведения в межвоен. период характеризуется борьбой различных направлений.Историю чеш. лит-ры с позиций офиц. бурж. идеологии разрабатывал А. Новак (1880-1939), методологии позитивизма придерживался А. Пражак (1880-1956), концепцию лит. структурализма выдвинули Я. Мукаржовский (1891 -1975) и M. Бакош (1914-72). Общедемократич. направление представляли Ф. К. Шальда (1867-1937), Ш. Крчмеры (1892-1955) и Ф. Вотруба (1880-1953). В формировании марксистского направления большую роль сыграл 3. Неедлы. Существ, вклад в разработку марксистской методологии литературоведения и науч. изучение истории отечеств, лит-ры внесли критики-марксисты 20-30-х гг. (Б. Вацлавек, "Чешская литература XX века", 1935, и др.). Широкое движение за марксистскую перестройку литературоведения развернулось после 1948. Были подвергнуты критике концепции Новака, с критикой идеалистич. основ структурализма выступили Мукаржовский и Бакош и т. д. Были созданы новые литературоведч. центры, академич. ин-ты (Ин-т чеш. и мировой лит-ры ЧСАН в Праге и Ин-т литературоведения САН в Братиславе), начата работа над академич. историей чеш. и словацкой лит-р, проблематикой чехосл.-сов. лит. связей. В 60-e гг. вновь оживились структуралистские и др. идеалистич. концепции. Преодоление последствий кризиса привело к укреплению позиций марксистской эстетики и методологии. В литературоведении и критике 70-х гг. наряду с критиками-марксистами старшего поколения (Штоллом, Тауфером, В. Пекарском, р. 1907, А. Матушкой, 1910-75, и др.) активно выступали С. Шабоук (р. 1933), В. Достал (1930-75), Г. Грзалова (р. 1929), Ш. Влашин (р. 1924), В. Рзоунек (р. 1921) - в Чехии; К. Розенбаум (р. 1920), И. Куси(p. 1921), С. Шматлак (р. 1925), M. Томчик (р. 1922), Я. Штефчек (р. 1929) - в Словакии. Существ, вклад в осмысление ист. судеб нац. лит-ры внесли А. Мраз (1904-64), И. Грабак (р. 1912), M. Пишут (р. 1908) и др.

Осн. литературоведч. журналы: "Ceska literatura" (с 1953), "Slovenska literatura" (с 1954), "Literarni mesicnik" (с 1972), "Romboid" (с 1965), "Slovenske pohl'ady" (с 1884).

Лит.: Петрмихль Я., Пятнадцать лет чешской литературы (1945 - 1960), M., I960; Очерки истории чешской литературы XIX- XX вв., M., 1963; Бернштейн И. А., Литература социалистической Чехословакии, M., 1965; История словацкой литературы, M., 1970; M а р к о в Д. Ф., Генезис социалистического реализма (из опыта южнославянских и западнославянских литератур), M., 1970; Формирование марксистской литературной критики в зарубежных славянских странах, M., 1972; Шерлаимова С. А., Чешская поэзия XX в. 20-30-е гг., M., 1973; Новые явления в литературе европейских социалистических стран. Художественная проза 70-х годов, M., 1976; V аclavek В., Ceska literatura XX stoleti, Praha, 1935; Dejiny slovenskej literatury, Brat., 1962; T о m с a k M., Slovenska literatura 20 storocia, Praha, 1966; B u r i an e k F., Ceska literatura 20 stoleti, Praha, 1968; S toll L., Umeni a ideologicky boj, sv. 1 - 2, Praha, 1972; e г о ж e, Basnik a nadeje, Praha, 1975; Hr aba k J., J e r ab e fc p., T i с h a Z., Pruvodce po dejinach ceske literatury, Praha, 1976; Hrzalova H., Spoluvytvaret skutecnost. K vyvoji ceske socialisticke kritiky a prozy v letech 1945 - 1975, Praha, 1976.

С. А. Шерлаимова, Ю. В. Богданов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.019 сек.)Пожаловаться на материал