Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. Театр Ч. развивался на основе традиций театр, иск-ва Чехии и Словакии (см






Театр Ч. развивался на основе традиций театр, иск-ва Чехии и Словакии (см. раздел Театр в этих статьях). После образования бурж. гос-ва (1918) театр отражал этапы острой классовой борьбы. К Нац. театру и гор. Театру на Виноградах в Праге, Нац. театрам в Брно и Пльзене прибавились новые - Гор, театр в Брно (1919), Словацкий нац. театр в Братиславе (1920), Гор. театр в Оломоуце (1920) и др. Росла сеть театр, самодеятельности. Значит, для обществ, и театр, жизни Ч. была деятельность критиков-коммунистов Ю. Фучика, M. Майеровой, К. Конрада, Б. Вацлавека, 3. Неедлы и др. Прогрессивные театр, деятели создавали антибурж. по направленности спектакли, пропагандировали в них человечность и прогресс. В Нац. театре в Праге были пост.: " Из жизни насекомых" (1922) и " Белая болезнь" (1937) К. Чапека, " Дитя" Ф. К. Шальды (1930), " Ромео и Джульетта" (1924), " Гамлет" (1930), " Юлий Цезарь" (1936) У. Шекспира; в Театре на Виноградах наряду с пьесами Ф. Ведекинда, Я. Гильберта, П. Клоделя и др. шли " Зори" Э. Верхарна, " Гуситы" А.Дворжака (оба в 1920), " Средство Макропулоса" К. Чапека (1922, 1927), " Фауст" И. В. Гёте (1932) и др. Возникали новые проф. и полупроф. революц. театры: в 1925 - Освобождённый театр (режиссёр этого театра И. Гонзль ставил антибурж. политич. ревю, их гл. исполнителями и авторами были актёры И. Восковец и Я. Верих, музыку писал комп. Я. Ежек); в 1933 - театр " Д-34" (его руководитель Э. Ф. Буриан стремился пропагандировать принципы пролет, театра, осваивать опыт сов. иск-ва). Развитие актёрского иск-ва характеризовалось психологич. раскрытием сценич. образов, интересом к внеш. рисунку роли. Этим отличалось творчество В. Выдры, 3. Балдовой, Я. Прухи, Л. Досталовой, О. Шейнпфлуговой, 3. Штепанека. В 20-е гг. происходило формирование словацкой актёрской школы, к-рую возглавляли Я. Бородач, А. Багар, О. Бородачова-Орсагова. В развитии словацкой режиссуры принимали участие чеш. реж. В. Шульц и Я. Ямницкий. Лучшие спектакли Словацкого нац. театра в 1930-е гг.: " Кутерьма" И. Г. Тайовского, " Приключение при обжинках" Я. Паларика, " Подкидыш" И. Заборского, " Ирод и Иродиада" П. О. Гвездослава, " На дне" M. Горького.

Развитие чеш. режиссуры связано с приходом молодых театр, деятелей: И. Фрейки, О. Стибора и др. Формировалось и театрально-декорационное иск-во, оно становилось активным компонентом спектакля в творчестве В. Гофмана, Ф. Трестера, Ф. Киселы, ф. Зеленки и др. В 1939-45, в период фаш. оккупации, труппы театров сокращались, репертуар подвергался строгой цензуре. Передовые деятели вели борьбу с фашизмом, создавая полупрофессиональные театры-студии (" Театр 99 мест" Гонзля и др.). Словацкий театр в спектаклях " Вильгельм Телль" Ф. Шиллера, " Танец н, ад плачем" П. Звона выражал сценич. средствами активный протест народа против фаш. режима. Возникший в 1944 в Мартине Камерный театр с начала Словацкого нац. восстания (авг. 1944) был фронтовым театром, а с 1945 получил, название - Театр им. Словацкого нац. восстания.

После освобождения Ч. от фаш. оккупации чеш. и словацкий театры активно участвовали в строительстве социалистич. культуры. Были ликвидированы частные антрепризы, принят " Закон о театре" (1948), создавались новые коллективы, ставившие целью идейно-политич. воспитание трудящихся: Реалистич. театр (позднее им. 3. Неедлы, Прага), Театр трудящихся (Готвальдов), учебный театр " Диск". Первые спектакли, посв, теме труда, - " Бригада шлифовальщика Каргана" В. Кани (1949, театр " Д-34"), острой классовой борьбе - " Сельская любовь" M. Стеглика (Театр им. С. К. Неймана). В 1957 был осн. Союз творческих работников театра (работал с перерывом; с 1972 - Союз творческих работников театра, кино и телевидения). Успехи реалистич. иск-ва Чехии проявились в творчестве актёров среднего поколения: И. Петровицкой, И. Шворцовой, В. Maтулова, И, Ветровеца, В. Вейражки, M. Ружека, В. Власаковой, Б. Голишевой; оно связано с осмыслением ими традиции чеш. актёрской школы, представленной старшим поколением корифеев сцены:

Прухи, Штепанека, Досталовой, Л. Пешека, Б. Загорского, В. Шмераля, К. Xёгepa, И. Догнала, С. Амортовой, Ф. Смолика, Я. Курандовой и др. Развитие режиссуры связано с деятельностью К. Палоуша, M. Махачека, 3. Мики и др. Рядом со старейшими коллективами успешно работают созданные в конце 50-х гг. театры малых форм: " На Забрадли", " Семафор", " Чиногерни клуб", " Рококо" (Прага), и в 70-е гг.- " На провазку" (" На верёвке", Брно), " Эпсилон" (Либерец). Сценографич. иск-во Ч. характеризуется высокой культурой. Среди художников - И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж и др., завоевавшие всеобщее признание.

Одним из ведущих коллективов Ч. стал Словацкий нац. театр. Его спектакли имели большое значение в становлении художеств, культуры ЧССР. В Словакии работают театр. коллективы - Новая сцена и Поэтическая сцена (Братислава), Театр им. Тайовского (Банска-Бистрица и Зволин), Театр в Кошице, Театр им. Заборского (Прешов). Из театров нац. меньшинств наиболее популярны Укр. нац. театр в Прешове, Венг. областной театр в Комарно. Режиссёрское иск-во представляют: И. Будский, П. Гаспра, П. Микулик, T. Раковский, театрально-декорационное - гл. художник Словацкого нац. театра Л. Выходил, создавший нац. школу театр, художников, M. Гложек, В. Суханек и др. Ведущие актёры: О. Бородачова-Орсагова, M. Преховска, M. Краловичова, H. Гейна, 3. Груберова, В. Стрнискова, Б. Турзонова, E. Ваша-риева, M. Вашариева, M. Губа и др. Среди спектаклей театров Ч. в 70-е гг,: " Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (Драматич. театр, Острава), " Меридиан" Я. Соловича, " Соло для часов с боем", О. Заградника (оба - Словацкий нац. театр, Братислава), " Мариша" А. и В. Мрштиков, " Человек со стороны" И. M. Дворецкого, " Мещане" M. Горького и " Влюблённые из киоска" В. Незвала (Нац. театр, Прага), " Май" H. Йирсиковой (Театр им. Буриана, Прага).

Театр, кадры готовят Академия иск-в в Праге, Высшая театр, школа в Братиславе. Издаются в Словакии - журн. " Slovenske divadlo" (с 1953), в Чехии - " Amaterska scena" (с 1955). Еженедельник " Scena" (с 1976), посв, вопросам текущей жизни чеш. театра, кино и телевидения.

Лит.: Солнцева Л. П., Театр Чехии и Словакии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, M., 1972; е ё ж е, Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, M., 1976; Kapitoly z dejin slqvenskeho divadla od najstarsich cias po realizmus, Brat., 1967; Dejiny ceskeho divadla, dl 1-3, Praha, 1968-77.

Л. П. Солнцева.

Цирк. С 1920-х гг. проф. цирк Ч., сложившийся на рубеже 19-20 вв., развивался в труппах Э. Беранека, Ш. Слезака, К. Клудского (сына родоначальника цирковой династии А. В. Клудского). В 1951 частные цирки были национализированы. С 1961 действует Цирковой центр в Праге, имеющий 2 манежа и подсобные помещения для подготовки новых и совершенствования старых номеров. Работают цирки-шапито " Прага", " Интернационал" и " Умберто". Среди старейших мастеров: дрессировщик Л. Бероусек-Берозини, эквилибристы и жонглёры Кнокс. Ведущие артисты 60-70-х гг.-велофигуристы Валло, дрессировщики Я. Валашек, К. Малек, P. Цргак, А. Шупка, жонглёры Бремловы, клоуны и эксцентрики Бедалек, Венцин и Вики, И. Лёфлёр, прыгун Еничек, воздушная гимнастка M. Рихтерова.

Лит.: M и л е ц Б., Цирк в Чехословакии, " Советский цирк", 1958, №6 (9); К 1 u ds k у К., Zivot v manezi, Praha, 1970.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.