Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка




Муз. иск-во Ч. развивалось на основе муз. традиций Чехии и Словакии (см. соответствующий раздел в этих статьях), формировавшихся в процессе взаимовлияния их муз. культур. После образования в 1918 независимого гос-ва Ч. усилилась борьба за сохранение и развитие реалистич. традиций отечеств, муз. классики. В то же время ориентация бурж. руководства на культуру Зап. Европы способствовала проникновению в музыку Ч. модернистских влияний. В 1920 возникли Об-во современной музыки и об-во "Пршитомност". Один из ведущих представителей чеш. муз. авангардизма 20-30-х гг.- А. Хаба, создатель т. н. четвертитоновой системы, а также 1/6-тоновой системы в музыке. В те же годы крупнейшие композиторы старшего поколения (они же ведущие педагоги) продолжали развивать реалистич. нац. традиции; среди них - Л. Яначек, Й. Б. Фёрстер, В. Новак, Й. Сук, видный учёный 3. Неедлы, который отстаивал в своей науч. и обществ, деятельности художеств, принципы чеш. муз. классики, стремился к сближению с культурой Сов. Союза (содействовал созданию об-в связей с СССР). Вокруг него объединились прогрессивные музыканты О. Острчил, В. Гельферт, О. Еремиаш, Э. Аксман и др. Дирижёр и художеств, руководитель оперной труппы Нац. театра в Праге Острчил поставил в 1923-31 мн. оперы Б. Сметаны, 3. Фибиха, А. Дворжака, Фёрстера, Новака, Яначека. Инструм. произв. нац. репертуара пропагандировали оркестр Чеш. филармонии (с 1894; в 1919-31 и 1934-41 руководитель В. Талих), Чеш. квартет (с 1891), квартет имени Шевчика (с 1900), Пражский квартет (с 1920); квартет им. Ондржичека (с 1928), Пражский духовой квинтет (с 1928), Чеш. нонет (с 1924).

Среди композиторов 19 в., заложивших основы проф. словацкой музыки, традиции к-рой получили дальнейшее развитие в 20 в.,- Я. Л. Белла, В. Фигуш-Бистри, M. Шнайдер-Трнавский, M. Мойзес, творчество к-рых связано с нац. муз. фольклором, позднее - Новак и его ученики Э. Сухонь, Я. Циккер и А. Мойзес. В числе наиболее значит, произв. словацких композиторов 30-х гг. - 2-я симфония, оркестровая сюита "Вниз по Вагу", программные увертюры, кантата "Псалом земли Подкарпатской " Сухоня и оркестровые соч. Циккера. Среди словацких муз. коллективов и организаций - хор "Зора" (1919), инструм. ансамбль Радио (1928); оперная труппа Словацкого нац. театра. (1920), Муз. школа (1919; с 1928 Муз. и драматич. академия, с 1941- Консерватория). В 30-е гг. появились мн. произв., посв, революц. борьбе рабочего класса, в т. ч. 2-я и 3-я симфонии В. Неедлы, "Песня о Гренаде" И. Станислава, кантата "Коммунистический манифест" Э. Шульгофа. С рабочими организациями и Коммунистической партией Ч. была связана музыкальная секция Союза чехословацких любителей театра. Композитор и режиссёр Э. Ф. Буриан (основавший театр "Д-34", 1933) считал задачей искусства служение рабочему классу. Антифаш. тематика получила отражение в опере "Иванушкино царство" Острчила (1934). В годы оккупации Ч. в период 2-й мировой войны (1939-45) были созданы патриотич. соч. "Йиржи из Кунштата и Подебрад" О. Хлубны, "Симфония Свободы" (1941) Э. Шульгофа,"Красноармейская симфония" И. Станислава, оперы "Пламя" Я. Гануша, "Ян Гус" К. Горкого, кантаты "О родной земле" О. Еремиаша, "Сватовацлавский триптих" Новака, пьеса для оркестра "Памятник Лидице" (1943) и 3-я симфония (1944) Б. Мартину. MH. композиторы прибегали к зашифровке своих муз. мыслей, криптограммам, аллегориям, цитатам из широко известных патриотич. нар. произв., в т. ч. из гуситских песен. Исполнители включали в свои программы революционные, гуманистические по духу классич. произв. В Движении Сопротивления участвовали словацкие музыканты Я. Циккер, И. Кресанек, T. Андрашован; в годы оккупации погибли мн. прогрессивные музыканты - P. Карел, Я. Текли, Э. Шульгоф, Г. Клейн, П. Хас и др. После победы над фашизмом (1945), с установлением в Ч. нар.-демократич. строя организованы: синдикаты - чешских, затем словацких композиторов, новый оперный театр "Большая опера им. 5 мая" (в 1948 слилась с Нац. театром), Академия иск-в (1946). Открыты высшие уч. заведения в Братиславе и Брно, учреждён междунар. фестиваль "Пражская весна" (1946). Музыка 2-й пол. 40-х гг. отражает всесторонний подъём в стране; оптимизмом проникнуты "Майская симфония" чеш. композитора В. Новака, кантата "1945" и триптих кантат " Завещание Ю. Фучика" Я. Сейделя, симф. трилогия "Воскресение" А. Оченаша, симф. поэмы "О жизни", "Утро" и др. соч. Я. Циккера. После победы над бурж. реакцией в 1948, когда развернулось социалистическое строительство в стране, начала усиленно развиваться демократич. муз. культура. На основе синдикатов чеш. и словацких композиторов организован Союз чехосл. композиторов (1949). Соч. 50-х гг. связаны со строительством новой жизни, прославлением свободного труда, мира на земле. Эта тематика наиболее широко разработана в кантатах и массовых песнях. Выделяются кантата "Строй родину - укрепишь мир", массовые песни "Идите к нам в бригаду" и др. В. Добиаша, песни И. Станислава, оратория-кантата "Люди, будьте бдительны!" и песни Я. Сейделя. Важное идеологич. значение имели выступления и статьи 3. Неедлы ("О реализме истинном и псевдореализме", 1948; "Учитесь говорить музыкой" и др.), к-рые помогали преодолеть наметившиеся в творчестве нек-рых чеш. и словацких композиторов противоречия между художеств, правдой и узко понимаемой проблемой народности. В кон. 40-50-х гг. в муз. театрах Ч. и др. стран были поставлены произв. чеш. композиторов П. Боржковца (опера "Палечек", 1947), Я. Доубравы (балет "Дон Кихот", 1955); словацких - Сухоня (опера "Водоворот", или "Крутнява", 1949; опера "Святоплук", 1959), Циккера ("Яношик", 1953; "Бег Баязид", 1956; "Мистер Скрудж" по Диккенсу, 1958, и др.). В области инструм. музыки работали Я. Ржидкий (7 симфоний, камерно-инструм. произв.), И. Крейчи, Добиаш и др. Интенсивно развивалось многообразное по жанрам и стилям, обогатившее европ. иск-во творчество Б. Мартину; живя долго за границей, он не порывал связей с Родиной и внёс большой вклад в музыку Ч. В числе его соч. (ок. 400) - оперы "Жюльетта" (1937), "Женитьба" (По Гоголю, телевизионная, 1952), "Мирандолина" (1954), "Греческие страсти" и "Ариадна" (Обе 1958), балеты "Мятеж" (1925), "Суд Париса" (1935), "Душитель" (1948) и др., 6 симфоний. В кон. 50- 70-х гг. появляются опера И. Пауэра "3узана Войиржова" (1959), 1-я симфония С. Гавелки, "Вокальная симфония" Соммера, "Симфония мира" В. Калабиса, "Ренессансная симфония" и "Революционная симфония" И. Валека, соч. Л. Железного, О. Флосмана, И. Богача, И. Ирно, В. фелиха, И. Матея и др. чеш. композиторов, а также произв. словацких музыкантов - оперы "Воскресение" (1961), "Игра любви и смерти" (1968), "Кориолан" (1973) Циккера; "Мартин и солнце" T. Френьо (1972); "Симфония 1945" Циккера (1975); соч. Сухоня, А. Оченаша, Д. Кардоша и мн. др. Развитию оперного иск-ва в 50-70-е гг. способствовало открытие в Чехии, а также в Моравии (1954) и в Словакии ряда оперных театров. Созданы симф. и камерные оркестры, хоровые коллективы, струнные квартеты - им. Сметаны, Яначека, струнное трио им. Сука и др., ансамбль Чехосл. нар. армии, ансамбли песни и танца, в т. ч. Чехосл. гос. ансамбль песни и танца, словацкие -"СЛУК" и "Лучница", а также ряд самодеятельных коллективов. В числе видных исполнителей дирижёры В. Нойман, В. Сметачек, Я. Кромбгольц, Л. Словак; пианисты И. Моравец, И. Паленичек; клавесинистка 3.цРужичкова; органисты И. Рейнбергер, И. Ропек; скрипачи А. Плоцек, Й. Сук; виолончелисты И. Вечтомов, M. Садло, И. Хухро; певицы M. Тауберова, В. Соукупова, Г. Бенячкова и певцы Б. Блахут, И. Жидек, В. Беднарж, Э. Гакен.



Среди муз. журналов: чешские - "Hudba a skola" (1928-33, 1940 и с 1960), "Hudebni rozhledy" (с 1948), "Hudebni veda" (с 1964); словацкие - "Hudobnovedne studie" (с 1955), "Slovenska hudba" (1957-71), "Hudobny zivot" (c 1966). Лит.: Чехословацкая музыка. [Сб. ст.], Прага, 1946; Ваницкий Я., Йиранек Я., Карасек Б., О чешской музыке, [пер. с чеш.], M., 1965; H е 1 f е г t V., Geschichte der Musik in der Tschechoslovakischen Republik, 2 Aufl., Praha, 1938; К а г a s е k В., Cesta soudobe ceskoslovenske hudby, в кн.: Patnact Prazskych jar, Praha, 1961; S m о 1k a J., Ceska hudba naseho stoleti, Praha, 1961; Jiranek J., К а г a s е k^ В., Тгаdice а soucasnost v ceske hudbe, Praha, 1964; Ceskoslovenska vlastiveda dl 9, sv. 3, Praha, 1971. См. также лит. при статьях Словакия и Чехия. H. А. Симакова.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал