Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Театр






Театр и драматургия Ф., отражая сложную историч. эволюцию культуры народа, в разное время использовали тагальский и родственные ему языки Филиппинского архипелага, а также исп. и англ. яз. Театр вобрал в себя традиции кит., инд., индонез. театральных культур, позднее - исп. и американской. Древне-филиппинские театрализов. действа состояли из коллективных анимистич. заклинаний и заговоров, сопровождались ритуальными плясками в масках. Наиболее изучена театр. форма карагатан - шуточные стихотворные диалоги, повествующие о брошенном женщиной в море колечке, к-рое после сложных приключений находит молодой человек. В театрализов. представлениях используется изображение вокально-танц. средствами различных видов трудовой деятельности, разыгрываются эпизоды из инд. эпоса " Рамаяна". В годы исп. колонизации сформировался популярный и поныне жанр приключенч. комедии моро-моро - о сражениях исп. и филиппинских христиан с воинственными мусульманами (в 1637 была пост. первая пьеса " Пиратская война на Филиппинах" X. Переса - подобие комедии " плаща и шпаги" с танцами). В кон. 18 - нач. 19 вв. появились моро-моро на региональных языках. Разыгрывались и весёлые поэмы из филиппинской жизни - авит, и лирико-эпич. и героич. баллады на библейские и светские сюжеты - куридо, или корридо, создававшиеся авторами моро-моро, среди к-рых основоположник совр. тагальской поэзии Ф. Балагатас, П. Орадал, О. де Вера, Хусенг Сисио (X. де ла Крус), С. Рейес. В это же время формируются карильо - лирические пьесы теневого театра, близкого кит. и японскому; представления устраивались преим. по окончании уборки урожая, часто при лунном освещении. С сер. 19 в. распространилась сарсуэла, ставшая основой репертуара первых филиппинских любительских театров, созд. в сер. 19 в. в Маниле: трупп Эскосура (с 1848), Лопеса Ариса (с 1852), игравших исп. пьесы. Первые филиппинские сарсуэлы были написаны X. Рисалем, Рейесом. В нач. 20 в. сарсуэла приобрела откровенно антиамер. характер - " Любовь к родной земле" П. Поблете, " Свободный" Т. Ремихио, " Золотая цепь" X. Абада, " Не ранен" Рейеса, " Вчера, сегодня и завтра" А. То-лентино, написанные на тагальском и пам-панганском яз., сыграли важную роль в освободительной борьбе филиппинцев. Многочисл. и продолжительные (до неск. дней) религиозные праздники - фиесты (сохраняются и в 20 в.) сопровождались разнообразными театрализов. представлениями на библейские сюжеты, в которых участвовали прихожане. Несмотря на то, что на Ф. часто гастролировали исп. актёры, театр на исп. яз. не получил развития. До начала 2-й мировой войны 1939-45 просуществовала лишь небольшая любительская труппа Сценич. кружок. В тагальской драматургии, сформировавшейся к нач. 20 в. на базе моро-моро и сарсуэл, были преим. одноактные пьесы. Первый любительский театр на англ. яз. " Литл тиэтр" возник в Маниле в 1914. Круг актёров и зрителей был весьма узок - студенты и преподаватели столичного Ун-та Ф. В годы япон. оккупации (1942-45) тагальский театр получил значит. развитие благодаря поддержке властей. После достижения независимости в 1946 большинство пьес создавалось на тагальском яз., на этот же язык переведены и ставившиеся на Ф. пьесы европ. классиков, в т. ч. А. П. Чехова. На Ф. работают любительские, учебные и полупрофессиональные театральные труппы - Театр. гильдия Барангай в помещении " Литл тиэтр" (осн. в 1939, реж. Л. Авельяна и Д. Онтиверос-Авель-яна), Филиппинская актёрская лаборатория (осн. в 1959 амер. актёром Дж. Форстером), Театр Мералько, Театр Раджи Солимана и др.

Совр. филиппинский полупрофессиональный театр тесно связан с традиц. нац. театр. представлениями (моро-моро, сарсуэла и др.) и лучшими традициями мирового театр. иск-ва. С 1972 в Маниле и др. городах выступает небольшой детский передвижной театр " Бата-Батута" (под рук. А. Кабигтинга и К. Атайде).

Лит.: Макаренко В. А., Основные черты послевоенной филиппинской литературы, в сб.: Литературы зарубежной Азии в современную эпоху, М., 1975, с. 171-201; Brandon James R., Theatre in Southeast Asia, Camb. (Mass.), 1967 (лит.).

В. А. Макаренко.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.