Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Кино. Постоянный выпуск фильмов начался после создания в 1919 режиссёром и актёром X






Постоянный выпуск фильмов начался после создания в 1919 режиссёром и актёром X. Непомусено нац. кинофирмы. Первый художеств. фильм на тагальском яз.- " Деревенская девушка" (экранизация одноим. сарсуэлы Э. Илагана), в к-ром успешно выступили актриса и певица А. де ла Рама, а также М. Ила-ган, " звёзды" сарсуэлы. Один из лучших немых фильмов тех лет - " Три хвастуна" (1926), многосерийная комедия с Л. Туасоном и Э. Купер в заглавных ролях. Англоязычные фильмы начали создаваться в 1924 фирмой, возглавлявшейся В. Салумбидесом. Он же выпустил первую полудокументальную ленту " Сберегающий душу". Со звуковым кино филиппинцы познакомились в 1932- тагалоязычные фильмы " Асуванг" (" Оборотень") Дж. П. Муссера и" 3олотой кинжал" Непомусено. Кинопроизводство на исп. яз. развития не получило. Наиболее массового зрителя обрело тагальское кино. В предвоен. годы тагальские фильмы выпускали 2 сравнительно крупных и стабильных кинообъединения: " Сампа-гита" (осн. в 1937) и " ЛВН" (начальные буквы фамилий организаторов, осн. в 1938), к-рые ставили фильмы на сюжеты из нац. истории и мифологии. Здесь работала Н. де Леон (Донья) Сисанг, продюсер и режиссёр. Среди наиболее популярных довоен. фильмов на тагальском яз.- кинокомедии " Порванное знамя", " Тьма и свет", муз. фильм " Лерон, Ле-рон, любимый", " Сумерки", " Тайна старой церкви" и др. На развитие кинематографии большое влияние оказывало амер. кино, откуда были заимствованы детектив, вестерн и др. В годы япон. оккупации кинопромышленность оказалась в застое из-за отсутствия плёнки, оборудования и др. Сразу же после освобождения страны и провозглашения республики (1946) была организована ещё одна студия " Премьер продакшн" (основатель и президент С. Сантьяго), выпускавшая наряду с развлекат. фильмами также ленты о жизни горных племён. Среди популярных фильмов 50-х гг.- " Явь или грёзы", " Почему ночь краснее крови? ", " Харана", " До конца мира" - реж. Дж. де Леона; англоязычные ленты- " Парижский романс", " Бедняк" и исто-рич. фильм " Бадайо" (1957, демонстрировался на Междунар. кинофестивале стран Азии и Африки, 1958), крупнейшего филиппинского реж. Л. В. Авельяны. В 50-60-х гг. филиппинский кинорынок был заполнен амер. продукцией, что повело к копированию зарубежных ковбойских, гангстерских фильмов, фильмов " ужасов", секс-фильмов.

Среди деятелей кино старшего поколения: актрисы - А. Фуэнтес, Ч. Солис, Д. Расой, С. Лопес, Л. Гутьеррес, Д. Мон-тес, Д. Ромуальдес, Р. Гомес, А. П. Ма-ноток, М. Моран, М. Собель и др.; актёры - Р. Бустаменте, Р. Бельмонте, Р. Роа, Р. Миранда, Э. Сальседо и др.; режиссёры - Л. Авельяна де Леон, М. Конде, Л. Сальвадор, А. Каядо, А. А. Эррера, Г. Фернандес, Л. Непомусено и др.

В 1952 осн. Филиппинская академия киноискусства, присуждающая ежегодные премии за лучшие режиссёрские и актёрские работы (филиппинский " Оскар"); с сер. 60-х гг. проводится Манильский кинофестиваль. С нач. 70-х гг. в связи с засильем зап. кинопродукции создан Комитет цензоров; усилилась тенденция знакомить зрителя с нац. историей, традициями, музыкой, вокально-хореогра-фич. иск-вом и совр. проблемами (" Напои жаждущую землю", 1975, реж. О. Буэнавентура, - о недавнем тяжёлом прошлом крестьян, страдавших от помещиков и нападений вооружённых банд; " Убивайте торговцев наркотиками", реж. Дж. Эстрада, демонстрировался на 4-м Междунар. кинофестивале стран Азии, Африки и Лат. Америки, 1976). Однако эти фильмы всё ещё мало совершенны в профессиональном отношении.

В сер. 70-х гг. кинопромышленность выпускает в год ок. 180 полнометражных фильмов, к-рые демонстрируются в 807 (1975) кинотеатрах; создаются картины на языках народов, населяющих Ф. Кинообразование получают в Драматич. школе Сампагиты, в ун-те Аранета и др.

Лит.: Макаренко В. А., Основные черты послевоенной филиппинской литературы, в сб.: Литературы зарубежной Азии в современную эпоху, М., 1975, с. 193-97; Salumbides V., Motion pictures in the Philippines, Manila, [s. a.]; Torre Nestоr U., The Filipino Film: 1969- 70, " Fookien Times Yearbook", 1970. В.А.Макаренко.

ФИЛИППОВ Владимир Александрович [6(18).6.1889, Москва, -20.5.1965, там же], советский театровед, критик, педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил Моск. ун-т (1912). Творческую деятельность начал в 1909. В сов. время был пред. театр. секций Наркомпроса, зав. Управлением театров Моссовета, зав. кабинетом А. Н. Островского во Всеросс. театр. об-ве (ВТО) и др. В 1913-65 занимался педагогич. деятельностью (с 1930 проф.); преподавал в уч-ще Моск. филармонич. об-ва, Театр. уч-ще им. М. С. Щепкина, Школе-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко, ГИТИСе. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Беседы о театре, М., 1924; Щепкин и его роль в истории русского театра, Л. - М., 1938; Пров Садовский, М. - Л., 1943; Южин-Сумбатов, М. - Л., 1943; А. А. Остужев, М. - Л., 1945; А. А. Яблочкина, М. - Л., 1947; Е. Д. Турчанинова, М. - Л., 1948; " Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской сцене, М., 1954. Э. М. Красновская.

ФИЛИППОВ Михаил Михайлович [30.6(12.7).1858, с. Окнино, ныне Звенигородского р-на Черкасской обл., - 12(25).6.1903, Петербург], русский учёный-энциклопедист, философ-позитивист, писатель, журналист. Учился на физикоматематич. ф-те Новороссийского ун-та, затем на юридич. ф-те Петерб. ун-та. В 1892 получил степень доктора " натуральной философии" в Гейдельбергском ун-те. Осн. работы: " Философия действительности" (т. 1-2, 1895-98), цикл очерков " Судьбы русской философии" (отд. изд. 1904). Выступал как прозаик и критик. Роман Ф. " Осаждённый Севастополь" (1889), по отзыву Л. Н. Толстого, даёт "...совершенно ясное и полное представление не только о Севастопольской осаде, но и о всей войне и причинах её" (Собр. соч., т. 18, 1965, с. 356). Основатель и в 1894-1903 редактор журн. " Научное обозрение", в к-ром печатались В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, В. И. Засулич; К. Э. Циолковский опубл. ст. " Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1903, 5).

Редактировал изданный П. П. Сойкипым " Энциклопедический словарь" (т. 1-3, 1901). Трагически погиб в своей лаборатории во время опытов со взрывчатыми веществами.

Соч.: Этюды прошлого, М., 1963; Мысли о русской литературе, М., 1965; Осаждённый Севастополь. Исторический роман, М., 1976.

Лит.: Филиппов Б. М., Тернистый путь, 2 изд., М., 1969.

ФИЛИППОВ Павел Николаевич [1825, Петерб. губ., - 17(29).9.1855], деятель рус. освободит. движения, петрашевец. Из дворян. Учился в Петерб. ун-те. Посещал кружки М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. В брошюре " Десять заповедей" Ф. в форме толкования библейских заповедей разъяснял крестьянам несоответствие крепостнич. порядков предписаниям религии, осуждал помещиков и чиновников. Участвовал в группе Н. А. Спешнева по устройству тайной типографии. Приговорён (1849) к расстрелу, заменённому ссылкой в арестантские роты на 4 года. В дек. 1853 отправлен рядовым в линейный батальон на Кавказ. Участвовал в штурме Карса. Умер от ран.

ФИЛИППОВЦЫ, религ.-оппозиц. течение в России, один из толков беспоповщины в расколе. Возникло среди черносошных крестьян в нач. 18 в. на С. Ев-рои. России. Основатель - беглый стрелец Филипп (1672-1742), его последователи вышли в 1737 из общины старообрядцев поморцев и основали в Карелии свой скит. Подвергаясь преследованиям со стороны гос-ва и офиц. церкви, порой применяли самосожжение как средство защиты своей веры. Вероучение Ф. близко к федосеевцам, но с более строгими обрядами. Были фанатически нетерпимы к другим толкам старообрядчества. С развитием социального неравенства в их среде Ф. стали отказываться от самосожжений, безбрачия и др. К кон. 18 в. стали платить гос. налоги, к-рых раньше не признавали. В СССР имеются немногочисленные замкнутые общины Ф. Лит.: Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969.

ФИЛИППЫ (греч. Philippoi), древний город во Фракии, первоначально греч. колония Крениды. В 4 в. до н. э. завоёван макед. царём Филиппом II и переименован в Ф. Около Ф. в 42 до н. э. произошли решающие бои между армией членов второго триумвирата (М. Антоний, Г. Октавиан) и войсками сторонников рим. республики М. Брута и Г. Кассия, закончившиеся разгромом республиканцев. Разрушен в ср. века. Раскопками французских археологов (с 1924) открыты гор. стены 4 в. до н. э., форум римского времени, термы 3 в. н. э., 3 базилики 4-6 вв.

Лит.: Lemerle P., Philippes et la Macedoine orientale..., P., 1945; Lazarides D. J., Hoi Philipoi, Thessalonike, 1956.



" ФИЛИПС ГЛУИЛАМПЕНФАБРИKEH" (Philips Gloeilampenfabrieken), ни-дерл. радио- и электротехнич. монополия, имеет предприятия в др. капиталистич. странах; см. Электротехнические и электронные монополии.

ФИЛИПСОН (Philippson) Альфред (1.1. 1864, Бонн, - 28.3.1953, там же), немецкий географ, ученик Ф. Рихтгофена. Получил образование в ун-тах Бонна и Лейпцига. Проф. ун-тов в Берне (1904- 1906), Галле (1906-11), Бонне (1911 -1929). Автор работ по общей физической географии и страноведческих описаний по Европе, в особенности по Средиземноморью.

Соч. (в рус. пер.): Европа, СПБ, 1909; Средиземье, М., 1911; Европейская Россия, М., 1913.

ФИЛИПЧЕНКО Анатолий Васильевич (р. 26.2.1928, пос. Давыдовка Лискинского р-на Воронежской обл.), лётчик-космонавт СССР, полковник, дважды Герой Сов. Союза (22.10.1969 и 11.12. 1974). Чл. КПСС с 1952. Окончил Воронежскую спецшколу ВВС (1947) и Чугуевское воен.-авиац. уч-ще (1950). Проходил службу в авиац. частях Сов. Армии. В 1961 окончил Воен.-возд. академию (ныне им. Ю. А. Гагарина). С 1963 в отряде космонавтов. 12-17 окт. 1969 совершил полёт в космос на космич. корабле " Союз-7" в качестве командира (совм. с В. Н. Волковым и В. В. Горбатко). Произвёл ряд научно-технич. экспериментов и исследований в околоземном космич. пространстве. За 118 ч 20 мин пребывания в космосе его корабль выполнил групповой полёт с космич. кораблями " Союз-6" и " Союз-8". 2-8 дек. 1974 совм. с Н. Н. Рукавишниковым совершил полёт на космич. корабле " Союз-16" в качестве командира. Корабль сделал ок. 97 оборотов вокруг Земли за 5 сут 22 ч 24 мин. Во время полёта Ф. участвовал в проведении испытаний нового стыковочного агрегата и его автоматики, созданных по сов.-амер. программе полёта космич. кораблей " Союз" и " Аполлон" (см. ЭПАС). За 2 рейса провёл в космосе 260 ч 44 мин. Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями.

ФИЛИПЧЕНКО Юрий Александрович [1(13).2.1882, с. Злынь, ныне Волховского р-на Орловской обл., - 19.5.1930, Ленинград], советский биолог, генетик. Окончил Петерб. ун-т (1905), где был оставлен для подготовки к профессорской деятельности. В 1912 защитил магистерскую, а в 1917 - докторскую диссертацию. С 1913 приступил в ун-те к чтению первого в России курса лекций по генетике. С 1919 проф. организованной им в ун-те кафедры генетики и экспериментальной зоологии. Создал в АН СССР лабораторию, реорганизованную в 1933 в Ин-т генетики. Осн. труды по наследственности человека (в. т. ч. по евгенике и мед. генетике), генетике с.-х. животных (лошадей, кр. рог. скота, овец, коз) и растений (пшениц и др.), проблемам эволюции. Автор первых советских учебников по генетике, изменчивости, экспериментальной зоологии, эволюции. Вывел сорт пшеницы Петергофка.

Соч.: Наследственность, 3 изд., М. - Л., 1926; Изменчивость и методы ее изучения, 4 изд., М. - Л., 1929; Эволюционная идея в биологии, 2 изд., М., 1926; Общедоступная

биология, 15 изд., М., 1929; Частная генетика, ч. 1 - 2, Л., 1927 - 28; Экспериментальная зоология, Л. - М., 1932 (лит.); Генетика мягких пшениц, М.-Л., 1934; в кн.: Классики советской генетики. 1920-1940, Л., 1968, с. 354-460. Н. Н. Медведев.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от др.-евр. пелиштим), народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана, на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет (отсюда вся страна Ханаан получила назв. Палестина, греч. Palaistme). По библейским источникам, Ф.- выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12-11 вв. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О языке Ф. достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. ещё не дешифрованы. Ф. входили в состав " народов моря", к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные египтянами, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укреплённых городов и создали союз пяти городов-гос-в (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон; во главе союза стоял царь г. Гат. Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Принеся в этот р-н культуру железа, они стали монополистами в производстве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Наступление Ф. было остановлено в нач. 10 в. (в правление царя Давида), но борьба длилась вплоть до 7 в. Войны иудеев с Ф. нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Саме-гара, Самсона, филистимлянина Голиафа). В 8 в. Ф. были покорены ассир. царём Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в.- вавилонским царём Навуходоносором II, в кон. 6 в.- персами. При Ахеменидах Филистея - р-н расселения Ф.- входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2-1 вв. города Ф. были завоёваны Хасмонеями. Начавшийся со времени походов Александра Македонского и диа-дохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к началу н. э.

Лит.: Маса1ister R., The Philistines, their history and civilization, Chi., 1965;

Dothan Т., Archaeological Reflections on the Philistine problem, " Antiquity and Survival", 1957, v. 2, № 1; Mitсhe11 Т. С., Philistia, в кн.: Archaeology and old testament study, ed. by D. W. Thomas, Oxf., 1969, p. 404-27.

И. Д. Амусин.

ФИЛИЯ (от греч. philia - дружба, любовь, склонность, phileo - люблю), часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему-либо (напр., гидрофилия, термофилия).

ФИЛЛАХ (Villach), город в Австрии, в земле Каринтия, на р. Драва. 50, 9 тыс. жит. (1971). Металлообр., деревообр., пищ. пром-сть. Туризм. Бальнеологич. курорт (радиоактивные и термальные источники).

ФИЛЛЕР (венг. filler), разменная монета Венгерской Нар. Республики, равная 1/100 форинта.

ФИЛЛИПС (Phillips) Уэнделл (29.11. 1811, Бостон, - 2.2.1884, там же), общественный деятель США, один из лидеров революц. крыла аболиционизма. Получил юридич. образование в Гарвардском ун-те. С кон. 1830-х гг. разъездной агент, затем один из руководителей Амер. об-ва борьбы с рабством (в 1865-70 президент об-ва). Приобрёл известность как выдающийся оратор. В 1860 Ф. с революц. позиций критиковал Респ. партию и А. Линкольна. Во время Гражд. войны в США 1861-65 был сторонником революц. методов ведения войны; в период т. н. Реконструкции Юга Ф. предлагал изгнать из страны лидеров мятежников, а их земли конфисковать и распределить среди быв. рабов. В 70-е гг. Ф. примкнул к рабочему движению. Выдвинул программу, предусматривавшую ниспровержение системы наёмного труда, ликвидацию капиталистич. корпораций и привилегированных классов, введение 8-часового рабочего дня. Ф. выступал за самостоят. политич. деятельность рабочего класса, не восприняв, однако, целостной системы науч. социализма. В 1871 заявил о солидарности с Парижской Коммуной; присоединился к 1-му Интернационалу. В 1881 заявил о сочувствии революц. движению в России.

Соч.: Speeches, lectures and letters, ser. 1-2, Boston - N. Y., 1863-91.

Лит.: Маркс К., Аболиционистские выступления в Америке, Маркс К. и Энгeльс Ф.,

Соч., 2 изд., т. 15; Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, там же, т. 35, с. 142-43; Захарова М. Н., Народное движение в США против рабства. 1831-1860, М., 1965, с. 75-76, 126, 400-07; Sherwin О., Prophet of liberty, N. Y., 1958.

М. Н. Захарова.

ФИЛЛИРЕЯ (Phyllirea), род растений сем. маслиновых. Невысокие

вечнозелёные деревья или кустарники с кожистыми простыми листьями и мелкими белыми или зеленовато-жёлтыми цветками в коротких пазушных соцветиях. Плод - сухая синевато-чёрная костянка. 4-5 видов, в Средиземноморье и Передней Азии; в СССР - в Зап. и Юж. Закавказье растёт Ф. Медведева (Ph. med-wedewii). Виды Ф. декоративны благодаря своей блестящей листве, легко переносят подрезку, фигурную стрижку. В СССР в Крыму и на Кавказе культивируют: Ф. Медведева, Ф. узколистную (Ph. angustifolia) и Ф. широколистную (Ph. latifolia).

Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 5, М.- Л., 1960.

ФИЛЛИТ (от греч. phyllon - лист), метаморфич. горная порода, состоящая гл. обр. из мелких чешуек серицита или хлорита и характеризующаяся тонкой сланцеватостью; кроме того, в составе Ф. присутствуют зёрна обломочного кварца, иногда - новообразованные кристаллы альбита. Цвет обычно тёмно-серый или чёрный. Ф. образуются при слабом региональном метаморфизме преим. глинистых осадков и связаны с ними постепенными переходами от собственно глинистых сланцев до слюдяных сланцев. См. также Сланцы.

ФИЛЛОДИЙ (греч. phyllodes - листовидный, от phyllon - лист и eidos - вид), листовидно-расширенный черешок листа, выполняющий функции листовой пластинки, к-рая вполне или частично редуцирована. Ф. имеются у мн. австрал. акаций, нек-рых австрал. кассий. Из растений, произрастающих в СССР, Ф. развиваются, напр., у юж. чины. Ф., по-видимому, служат приспособлением к уменьшению транспирации.

ФИЛЛОИД (от греч. phyllon - лист и eidos - вид), лопасть слоевища крупных водорослей, имеющая внешнее сходство с листьями.

ФИЛЛОКАКТУС, комнатные растения из рода эпифиллюм.

ФИЛЛОКЛАДИИ (от греч. phyllon - лист и klados - ветвь, побег), видоизменённые побеги растений, у к-рых стебли приобретают листовидную форму и выполняют функцию фотосинтеза, а листья редуцированы и представлены чешуйками, расположенными по краям или на поверхности Ф. В пазухах этих чешуевидных листьев развиваются соцветия или одиночные цветки. Одни морфологи растений относят к Ф. только плоскиелистоподобные побеги, быстро заканчивающие свой рост, а долго растущие наз. кладодиями, другие считают эти термины синонимами. Ф. встречаются у растений различных семейств, распространённых гл. обр. в засушливых местностях. Полагают, что Ф., как и филлодии, служат приспособлением к уменьшению транспирации.

ФИЛЛОКСЕРА (Viteus vitifolii), насекомое надсемейства тлей, опаснейший вредитель винограда. Объект внеш. и внутр. карантина. Родина Ф.-США. В 70-х гг. 19 в. завезена с посадочным материалом в Россию. Распространена в Молдавии, на Ю.-З. Украины, в республиках Закавказья и нек-рых р-нах Сев. Кавказа. Тело Ф. овальное, жёлто-зелёное, дл. 0, 8-1, 2 мм, глаза красные, хоботок колюще-сосущий. Полный цикл развития проходит на надземных и подземных органах винограда. Вредоносны корневая и листовая формы. Зимуют личинки 1-го и 2-го возраста на корнях и подземных штамбах кустов. После 4 линек образуется самка. Размножается партеногенетически, откладывает на корнях до 200 яиц. Отродившиеся личинки (бродяжки) присасываются к корням и дают начало след. генерации. За вегетац. период корневая форма Ф. даёт в юж. р-нах 6-9 поколений, в более сев. р-нах и на большей глубине почвы кол-во поколений уменьшается. Летом среди корневых личинок появляются нимфы, превращающиеся в крылатых самок-расселительниц, к-рые, не питаясь, откладывают на надземных частях растений яйца. Из крупных яиц отрождаются самки, из мелких - самцы. Оплодотворённая самка откладывает на многолетние побеги одно зимующее яйцо. Весной из яиц отрождаются личинки листовой формы Ф., вызывающие образование галлов на распускающихся листьях амер. видов винограда и их гибридов. В галлах личинки питаются, 4 раза линяют и превращаются во взрослую партеногенетич.

самку-основательницу, к-рая откладывает до 400 яиц. Начиная со 2- 3-й генерации в галлах отрождаются личинки как листовой, так и корневой формы Ф. Осенью все особи Ф. (кроме корневых личинок и зимнего яйца) погибают. Полный цикл развития Ф. на корнях и листьях проходит только на нек-рых амер. видах винограда и их гибридах. На европ. и азиатских сортах винограда паразитирует и весьма опасна лишь корневая форма Ф. Под действием ферментов слюны Ф. ткани корней в местах повреждения разрастаются, образуя наплывы и опухоли, покровы к-рых трескаются, в образующиеся язвы проникают бактерии и грибы, вызывающие гниение и отмирание корней. Заражённые кусты прекращают плодоносить и обычно через 5-10 лет погибают. На амер. винограде преобладает листовая форма Ф. Корневая форма на амер. винограде не приносит большого вреда растению.

Меры борьбы: экспертиза посадочного материала; дезинсекция его препаратами гексахлорана, бромметилом и др. инсектицидами; культура винограда на филлоксероустойчивых подвоях; закладка виноградников сортами и клонами с повышенной филлоксероустойчивостью на песчаных и супесчаных почвах; перио-дич. обработка почвы в заражённой зоне фумшантами.

Лит.: Принц Я. И., Виноградная филлоксера и меры борьбы с ней, М., 1965; Защита виноградников от филлоксеры, М., 1971; Пелях М. А., Справочник виноградаря, под ред. А. М. Негруля, М., 1971.

И. А. Казас.

ФИЛЛОКСЕРЫ (Phylloxeridae), семейство насекомых из отр. равнокрылых (надсем. тлей). Мелкие, дл. от 0, 5 мм до 7 мм, насекомые с малоподвижной головой, сосущим ротовым аппаратом, имеющим вид членистого хоботка. Усики короткие, 3-4-члениковые. У крылатых форм 2 пары крыльев с упрощённым жилкованием. В спокойном состоянии крылья складываются плоско. Окраска бурая или зеленоватая, под цвет субстрата. Тело покрыто короткими волосками. Анального отверстия нет, экскременты не выделяются. Развитие неполное, с чередованием крылатых и бескрылых поколений. Оплодотворённые самки откладывают одно яйцо. Большинство ви-

дов однодомны (т. е. весь цикл их развития проходит на растениях одного, вида), нек-рые двудомны или с неполным циклом развития. Встречаются на разных видах дуба, ивоцветных, американском орехе, груше, виноградной лозе. 12 родов, ок. 60 видов, из них ок. 40 видов в Сев. Америке. В СССР встречаются представители 9 видов из 8 родов. Ряд видов завезён из Америки. Среди них опасный вредитель виноградной лозы - виноградная Ф. Viteus (Dacty-losphaera) vitifolii (прежнее назв. Phylloxera vastatrix). См. Филлоксера. Культурным растениям вредят также грушевая Ф. (Ph. piri), листовая дубовая Ф. (Ph. coceinea) и др. Б. Р. Стриганова.

ФИЛЛОМ (от греч. phyllon - лист), боковой орган побега высших растений. Под Ф. понимают вегетативные листья, спорофиллы (листья, на к-рых расположены спорангии) и все части цветка. Вегетативные листья и спорофиллы возникли одновременно, имеют общее происхождение, но в процессе эволюции развивались параллельно, независимо друг от друга.

ФИЛЛОМЕДУЗЫ (Phyllomedusa), род бесхвостных земноводных сем. квакш. Дл. тела 6 см. Верхняя сторона обычно зелёная, бока и конечности часто крас-

ные, оранжевые или фиолетовые. Морда короткая. Лапы хватательного типа: первый палец передних и задних ног может противопоставляться остальным. В отличие от др. квакш Ф. подушечки на концах пальцев слабо развиты. 30 видов; распространены в Центр. и Юж. Америке. Большую часть жизни проводят в кроне высоких деревьев, цепляясь пальцами за тонкие ветки и листья. В воде не живут даже в период размножения. Икру заворачивают в широкий лист или откладывают между двумя или несколькими листьями (к-рые склеиваются липкими оболочками яиц), обычно на деревьях, растущих по берегам водоёмов. Развитие протекает быстро: на 3-6-е сут у личинок появляются наружные жабры, к-рые ко времени вылупления головастика атрофируются. Вылупившиеся головастики падают затем в воду, где завершают своё развитие. Я. С. Даревский.

ФИЛЛОПОДЫ, наиболее примитивный отряд совр. ракообразных; то же, что листоногие ракообразные.

ФИЛЛОФОРА (Phyllophora), род красных водорослей. Слоевище пластинчатое, простое или разветвлённое выс. до 50 см. Размножение карпоспорами, образующимися в результате полового процесса, тетраспорами и обрывками слоевищ; у нек-рых видов спорофиты растут на Филлодии гаметофитах в виде мелких выростов. Ок. 15 видов, в холодных и умеренных морях, в СССР - 5 видов. Используются для произ-ва студнеобразующего вещества каррагинина.

ФИЛЛОХИНОН, витамин К1, 2-метил-3-фитил-1, 4-нафтохинон, жирорастворимый витамин. Впервые выделен как индивидуальное вещество в 1939 П. Каррером. Ф.- вязкая светло-жёлтая жидкость, флюоресцирует. В воде нерастворим. Синтезируется в зелёных частях растений и нек-рыми микроорганизмами. У человека и млекопитающих животных образуется микрофлорой кишечника. Ф. участвует в биосинтезе факторов свёртывания крови: протромбина и факторов VII, IX и X. Подобно др. жирорастворимым витаминам входит в состав липид-ной фракции биол. мембран. Недостаточность Ф. у человека и животных чаще связана не с недостатком его в пище, а с нарушением всасывания его стенкой кишечника при заболеваниях жёлчного пузыря и печени (обтурационная желтуха, цирроз печени и т. д.), с передозировкой лекарств. препаратов, угнетающих микрофлору кишечника. Дефицит Ф. в организме приводит к развитию геморрагического диатеза, кровотечений, к нарушению обмена макроэргических соединений, снижению активности ряда ферментов. Антикоагулянты кумарино-вого и индандионового ряда нарушают биосинтез Ф. Ф.- эффективное средство лечения К1-гиповитаминоза. В качестве противогеморрагич. средства применяют аналог витамина K1 - викасол. В пром-сти Ф. синтезируют из 2-метил-1, 4-нафтохинона и фитола или изофитола.

Лит.: Лакин К. М., Лекарственная регуляция свертывания крови, М., 1971; Березовский В. М., Химия витаминов, 2 изд., М., 1973; Матусис И. И., Витамины и антивитамины, М., 1975.

Р. П. Евстигнеева.

ФИЛОВ Богдан (28.3.1883, Стара-Загора, -1.2.1945, София), болгарский политич. деятель, акад. Болг. АН (1929). В 1937-44 пред. АН, в 1938-40 мин. просвещения, в 1940-43 глава пр-ва. 1 марта 1941 подписал Венское соглашение о присоединении Болгарии к Берлинскому пакту 1940, в тот же день герм. войска вступили в Болгарию. С сент. 1943 чл. регентского совета. После прихода к власти пр-ва Отечеств. фронта (9 сент. 1944) арестован. Как виновник вовлечения страны во 2-ю мировую войну 1939-45 против союзных держав казнён по приговору нар. суда Болгарии.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phylon - племя, род, вид и ...генез), филогения, историческое развитие организмов. Термин введён нем. эволюционистом Э. Гек-келем в 1866. Процесс Ф. и его закономерности изучает филогенетика. Осн. задачей при изучении Ф. является реконструкция эволюц. преобразований животных, растений, микроорганизмов, установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к к-рым относятся изученные организмы. Для этой цели Э. Геккельразработал метод " тройного параллелизма", позволяющий путём сопоставления данных трёх наук - морфологии, эмбриологии и палеонтологии - восстановить ход историч. развития изучаемой систематич. группы. Привлечение данных эмбриологии для реконструкции эволюционных преобразований организмов потребовало изучения соотношения между их индивидуальным и историч. развитием (см. Биогенетический закон, Фил-эмбриогенез) и уточнения понятия Ф. Англ. эволюционист У. Гарстанг в 1922 сформулировал представление о Ф. как о последовательности онтогенезов в следующих друг за другом поколениях, связанных соотношением: родители - дети - внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном, к-рый считал, что Ф. представляет собой " исторический ряд известных (отобранных) онтогенезов". Трактовка Ф. как историч. последовательности онтогенезов, прошедших контроль естеств. отбора, позволяет установить процесс развития любой систематич. группы. Это зависит от выбора признаков, по к-рым устанавливается филогенетич. преемственность форм, от наличия данных палеонтологии и от задач исследования. Изучение историч. изменений признаков, характерных для данной систематич. группы, позволяет реконструировать Ф. этой группы, однако неравномерность темпов эволюции признаков и неизбежность экстраполяции результатов изучения ограниченного числа признаков на Ф. целостного организма, а затем на Ф. таксона, понижает точность реконструкции Ф. и часто ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции Ф. всё шире привлекаются данные целого ряда биологич. наук, напр. молекулярной биологии, биохимии, генетики, биогеографии, экологии и др. Эти данные позволяют компенсировать неполноту палеонтологич. летописи и уточнить реконструкции Ф., полученные классич. методом тройного параллелизма. Особое значение приобретает анализ адаптивного значения филогенетич. преобразований. Такой подход позволяет резко повысить достоверность филогенетич. реконструкций. Изучение Ф. служит основой построения естеств. системы (см. Система органического мира), развития эволюц. теории и более глубокого изучения отдельных таксономич. групп; оно важно для историч. геологии и стратиграфии.

Ф. различных групп животных, растений и микроорганизмов изучен крайне неравномерно. Это обусловлено как различным кол-вом палеонтологич. и эмбрио-логич. данных, так и исторически сложившимся направлением изучения той или иной таксономич. группы. Палеонтологам известно менее 3% от предполагаемого числа совр. видов (ок. 4, 5 млн.). Эта неполнота палеонтологич. летописи затрудняет реконструкции Ф. Наиболее полно изучен Ф. позвоночных животных и высших растений, что обусловлено относительной молодостью этих таксонов и наличием палеонтологич. данных. Для нек-рых групп позвоночных, напр. го-минид, хоботных и ряда др., филогенетические связи установлены с точностью до родов и видов. Среди беспозвоночных животных подробно изучен Ф. нек-рых групп моллюсков, плеченогих (брахиоподы) и членистоногих. Однако родственные связи между типами животного царства, так же как филогенетические связи таксонов более низкого ранга, напр. отрядов млекопитающих, во многом дискуссионны. Наименее подробно изучен Ф. низших растений, что обусловлено древностью происхождения этих групп и неполнотой как палеонтологич., так и эмбриологич. данных. Особую задачу филогенетич. исследований представляет изучение происхождения внутривидовых группировок совр. видов, имеющее большое значение для теории видообразования.

Лит.: Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.- Л., 1939; его же, Главные направления эво~ люционного процесса, 3 изд., М., 1967; Федотов Д. М., Эволюция и филогения беспозвоночных животных, М., 1966; Иванов А. В., Происхождение многоклеточных животных, Л., 1968; Шмальгаузев И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Тахтаджян А. Л., Происхождение и расселение цветковых растений, Л., 1970; Юдин К. А., О понятии " признак" и уровнях развития систематики животных, " Тр. Зоологического ин-та", 1974, т. 53; Рауп Д., Стэнли С., Основы палеонтологии, пер. с англ., М., 1974.

Л. С. Северцов.

ФИЛОГЕНИЯ, 1) процесс историч. развития организмов; то же, что филогенез. 2) Ф., филогенетика, или биогенеалогия, - наука об историч. развитии, или филогенезе, мира организмов, их типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов, а также отд. органов.

ФИЛОДЕНДРОН (Philodendron), род растений сем. ароидных. Лианы, лазящие при помощи воздушных корней, иногда стелющиеся по земле и лесному валежнику, часто эпифиты; немногие виды имеют укороченный стебель. Во всех частях растения содержится млечный сок. Листья овальные или продолговатые, с сердцевидным или стреловидным основанием, цельные, лопастные или пери-сторассечённые. Цветки однополые, без околоцветника, в початках, окружённых белым, желтоватым или красным покрывалом; в основании початка расположены пестичные цветки, над ними - тычиночные, на вершине - недоразвитые стерильные. Плод-ягода. Св. 250 видов, в тропиках Центр. и Юж. Америки. Ф. лазящий (Ph. scandens), Ф. Селло (Ph. selloum) и др. выращивают в оранжереях и комнатах как декоративные растения. Иногда Ф. неправильно наз. монстеру.

ФИЛОКАРТИЯ [от греч. phileo - люблю и лат. carta, charta (греч. chartes) - бумага, исписанный лист, книга], коллекционирование, как правило иллюстрированных, почтовых карточек (открыток). Ф. зародилась в кон. 19 в., когда начался массовый выпуск открыток, получивших междунар. распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Первая открытка выпущена в 1869 в Австро-Венгрии (в России в 1872), первые иллюстрированные - в 1870 в Германии и Франции (в России в 1895), первые советские - в нояб. 1917.

В 1878 на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят междунар. стандарт открытки: 9 X 14 см, в 1925 - 10, 5 X 14, 8 см; первоначально оборотная сторона предназначалась для адреса (спец. места для письма не предусматривалось), с 1904 её левая половина отведена для письма. Совр. иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). Открытки, выпускаемые почтовыми ведом ствами, имеют напечатанный знак почтовой оплаты, на открытках художественных и др. изд-в предусмотрено место для его наклейки.

Ф. началась с собирания видовых и эт-нографич. открыток, к-рые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Ф. сыграла значит. роль в популяризации произведений изобразит. иск-ва, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями современных их выпуску ист., геогр., ар-хит. и др. объектов, памятников материальной культуры и т. п., приобретая со временем характер документ. источников, сблизили Ф. со вспомогат. историч. дисциплинами. В кон. 19 - нач. 20 вв. возникли первые орг-ции филокартистав. Стали издаваться спец. журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись междунар. выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге - 1896, 1910; Ницце - 1899).

В начале 20 в. Ф. стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, история, различные виды иск-ва, техника, спорт, портреты и т. д.) и высококачественных по художественному и полиграфич. исполнению почтовых открыток и значительно расширившийся с укреплением междунар. связей почтовый обмен между странами. Только в СССР ежегодно издаётся 7-8 тыс. различных открыток (сюжетов) общим тиражом 2, 5-3, 5 млрд. экз. (изд-ва: Мин-ва связи СССР, " Изобразительное искусство", " Советский художник", " Планета", " Плакат", " Художник РСФСР", " Аврора", " Мистецтво" и др.). Сов. филокартисты (первые объединения были основаны в 30-е гг. в Москве и Ленинграде) ведут работу в рамках Всесоюзного общества филателистов. Выпускаемые в СССР открытки учитываются " Летописью изоизданий". Коллекции открыток комплектуются и гос. учреждениями (Всесоюзная книжная палата, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина). Материалы по Ф. публикуются в сб. " Советский коллекционер" и бюллетене " Филателия СССР". В 1967 состоялась междунар. выставка открыток в Брно, в 1970 - в Будапеште. Среди уникальных коллекций - собрания Д. Анджолетти (Италия, 1, 5 млн. открыток), А. Коченды (ЧССР, до 1, 5 млн.), Н. С. Тагрина (СССР, 650 тыс.), Л. Петраковича (ВНР, 500 тыс.).

Лит.: Шлее в В. В., Файнштейн Э. Б., Художественные открытки и их собирание, М., 1960; Тагрин Н. С., В поисках необычайного. Из записок коллекционера, Л., 1962; 3абочень М. С., Лениниана

в открытках, М., 1970; Бабинцев С. М. и Тагрин Н. С., Библиография филокартии (1897-1967), " Советский коллекционер", 1970, № 7; Шлеев В., Библиография филокартии (190O-1970), там же, 1971, №9; Забочень М., Библиография филокартии (1897 - 1970), там же, 1974, № 12; Забочень М. С., Филокартия, М., 1973; Файнштейи Э. Б., В миреоткрытки, М., 1976.

М. С. Забочень, Н. С. Тагрин.

ФИЛОКРАТОВ МИР 346 до н.э., заключён в Пелле (Македония) между ма-кед. царём Филиппом II и Афинами после т. н. Священной войны 355-346 до н. э. Назван по имени Филократа (Philokra-tes)- главы афинского посольства, секретаря нар. собрания. По условиям Ф. м. Афины признали завоевания Филиппа II на п-ове Халкидика, лишились всех своих владений во Фракии (за исключением Херсонеса Фракийского) и вступили в союз с Македонией.

ФИЛОКТЕТ, в др.-греч. мифологии участник Троянской войны. По пути в Трою был ужален змеей. Незаживавшая рана Ф. издавала страшное зловоние, поэтому греки оставили его на о. Лемнос. Когда грекам на 10-м году войны было предсказано, что они не возьмут Трою, пока не получат оружие Геракла, Ф. (к-рому умирающий Геракл отдал свой лук и стрелы) доставили под Трою, где его исцелил врач Махаон.

ФИЛОКТЕТ (Philoctete) Рене (р. 1932), гаитянский писатель. Пишет на франц. яз. Преподаватель коллежа. В первой кн. стихов " Время людей" (1960) выражена любовь поэта к демократич. низам, откуда он вышел. В поэме " Барабаны солнца" (1962) образы сказок Гаити, креолизмы, ритмы старых нар. песен, поговорки своеобразно сочетаются с совр. свободным стихом и ритмизованной прозой; за образами фольклора просвечивают политич. подтексты. Поэма " Острова, идущие вперёд" (1969) - страстный гимн родной земле, её чувственной, солнечной красоте, мечта о будущем освобождении Гаити и всех Антильских о-вов.

Соч. в рус. пер.: [Стихи], " Иностранная литература", 1963, № 3; [Поэма и стихи], в сб.: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити. [Послесл. Е. Гальпериной], М., 1968. Е. Л. Гальперина.

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в СССР, система подготовки специалистов по языкам и литературам - лингвистов, литературоведов, преподавателей и учителей, переводчиков (см. Филология, Литературоведение, Языкознание). Начало Ф. о. на Руси (10 - нач. 13 вв.) связано с введением и упрочением слав. письменности, необходимостью перевода церк. книг и подготовки своих " книжных людей". Крупные монастыри сосредоточили у себя большие библиотеки, перевод книг с греч. яз., их переписку, подготовку духовенства. Дети дружинников, " княжих мужей" и бояр овладевали " книжным учением" в гос. уч-щах, открывавшихся князьями для подготовки образованных слуг гос-ва. Монголо-тат. иго, установившееся на Руси в 13 в., затормозило развитие образования. На терр. Украины и Белоруссии, находившихся под властью Польско-Литовского гос-ва, Ф. о. в 16-17 вв. развивалось в братских школах, где прежде всего изучался старослав. яз., а также греч., белорус. или укр., лат., польск., тривиум и пиитика (стихосложение).

В 17 в. знания языков и риторики давали греко-лат. школы в Москве, готовившие гос. чиновников, переводчиков, преподавателей. С нач. 18 в. для изучения древних и различных зап.-европ. языков открывались т. н. разноязычные школы. Главными же центрами высшего Ф. о. до открытия Московского университета стали Киево-Могилянская академия и Славяно-греко-латинская академия, в к-рой учились В. К. Тредиаков-ский, М. В. Ломоносов и др. деятели рус. культуры. Академии были осн. источниками пополнения кадров филологов и преподавателей.

В существовавших при АН Академическомуниверситете и Академической гимназии в годы руководства ими М. В. Ломоносова (с 1758) рус. яз. (грамматика, риторика, пиитика) впервые наряду с латинским становится основой преподавания. " Письмо о правилах российского стихотворства" (1739), " Краткое руководство к риторике" (1743), " Краткое руководство к красноречию" (1748), " Российская грамматика" (1755), " Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758) явились фундаментальными филологии. трудами М. В. Ломоносова по рус. лит. яз., открывавшими новые пути в развитии науч. и уч. лит-ры.

Новый этап Ф. о. в России связан с открытием в 1755 Моск. ун-та и в течение 19 в. др. росс. университетов. На филос. ф-те Моск. ун-та курсы словесности и риторики читались на рус. яз. В учреждённых при нём Моск. и Казанской гимназиях обучение начиналось на рус. яз. (грамматика, риторика, стихосложение), изучались древние и зап.-европ. яз. Словесность и языки были осн. дисциплинами в Благородном пансионе, открытом для детей дворян в 1779 при Моск. ун-те (с 1791 самостоят. заведение), воспитанниками к-рого были В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов и др. Филологич. (Переводческая) семинария, открытая при ун-те в 1779 как Учительская и одним из создателей к-рой был Н. И. Новиков, на гуманитар-но-филологич. основе готовила до 1784 лит.-издат. работников, переводчиков, учителей.

Согласно Уставу 1804, в ун-тах на отделениях словесных наук филос. ф-тов преподавались греч. и рим. словесности с древностями, росс. словесность с историей, зап.-европ. языки и словесности. Подготовка преподавателей- филологов высших и учителей ср. школ в 1-й пол. 19 в. велась в открывавшихся с 1804 3-годичных пед. ин-тах при ун-тах (Моск., Казанском, Харьковском и др.), в Петерб. пед. ин-те (1804-16), на отделении историч. и словесных наук Главного педагогического института в Петербурге. В 1815 основан Лазаревский институт восточных языков в Москве. Араб., перс., тур. и др. вост. языки преподавались в Казанском и Петерб. ун-тах. В 1854 при Петерб. ун-те создан ф-т вост. языков, одним из организаторов и первым деканом к-рого был М. Казембек.

С 30-х гг. 19 в. почти во всех ун-тах существовали кафедры славяноведения, в Моск., Казанском, Петерб., Харьковском ун-тах открыты кафедры истории и лит-ры слав. наречий, в Петерб. и Моск.- также кафедры всеобщей лит-ры; с 1884 в Петерб. и в нач. 20 в. в Моск., Киевском, Харьковском - романо -герм.отделения. Авторами науч. трудов по филологии в 19 в. были Ф. И. Буслаев, А. X. Востоков, И. И. Срезневский, Н. С. Тихонравов, А. А. Шахматов. Огромное значение в развитии Ф. о. имели труды революц. демократов. В Моск. ун-те сложилась лингвистич. школа Ф. Ф. Фортунатова, в Харьковском - А. А. Потебни, в Казанском и Петерб.- И. А. Бодуэна де Куртенэ. Ф. о. в лицеях - Александровском в Петербурге (до 1844 Царскосельский лицей), Николаевском в Москве, Демидовском в Ярославле являлось одной из основ гуманитарного образования и велось наряду с правовым. Учителей древних и зап.-европ. яз., рус.яз. и словесности готовили также Петерб. (осн. в 1867) и Нежинский (1875) ист.-фи-лологич. ин-ты, высшие женские курсы, словесно-историч. отделение Жен. пед. ин-та в Петербурге (осн. в 1903). Большой вклад в Ф. о. сделал В. И. Даль, опубликовав " Пословицы русского народа" (1861-62) и создав " Толковый словарь живого великорусского языка" (1863- 1866, т. 1-4).

В муж. гимназии - главном типе средней общеобразовательной школы доре-волюц. России в 19 - нач. 20 вв. преподавание основ Ф. о. приняло одностороннюю направленность в связи с насаждавшимся в ней царским пр-вом формаль-но-грамматич. классическим образованием в ущерб другим уч. предметам. Под давлением прогрессивной общественности классицизм в школе сдавал свои позиции. В нач. 20 в. число часов на латынь было сокращено, а греч. яз. как обязат. предмет в большинстве гимназий снят. С нач. 19 в. в гимназиях всё более значит. место занимают теория словесности и краткая история рус. лит-ры.

После Окт. социалистич. революции 1917 в содержании и организации Ф. о. произошли коренные изменения. В СССР созданы письменности народов, к-рые их не имели, родной яз. внедрён в практику обучения, получили развитие прежние и сложились новые лит. языки и новые социалистич. лит-ры народов СССР. Рус. яз. стал для всех народов СССР языком межнац. общения. Возросла обществ. роль художеств. лит-ры, лит. критики. Сов. литературоведение, развиваясь в тесной связи с культурными запросами нового общества, всесторонне изучает художеств. лит-ру, её происхождение и социальные связи, закономерности ист.-лит. процесса, средства художеств. выразительности. Языкознание превратилось в многоотраслевую науку, основанную на марксист. понимании языка как средства общения людей. В создании теории формирования и развития лит. языков, в постановке Ф. о. большое место заняли труды Р. И. Аванесова, С. Г. Бархударова, В. В. Виноградова, С. И. Ожегова, А. М. Пешковского, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы и мн. др. Литературоведческие и лингвистич. проблемы разрабатываются учёными во всех нац. республиках.

Ф. о. дают высшие учебные заведения-университеты и пед. ин-ты. В ун-тах оно представлено изучением языков и лит-р: рус., родных (нерус. народов СССР), слав., вост., романо-герм., классических. Ин-т стран Азии и Африки при МГУ готовит филологов по языкам и лит-рам этих стран. Ряд ун-тов имеют отд. ф-ты романо-герм. филологии (Воронежский, Ивановский, Киевский и др.), ф-ты иностр. языков (Башкирский, Киргизский, Латвийский и др.); Азербайджанский и Тбилисский - ф-ты востоковедения; Дальневосточный, Ленинградский, Таджикский, Ташкентский - вост. ф-ты; Самаркандский - отд. ф-ты по узб. и тадж., рус., романо-герм. филологии. Пед. ин-ты ведут подготовку преподавателей и учителей рус. и родных языков и лит-р, иностранных языков. Пед. ин-ты иностр. языков готовят преподавателей для высших и учителей для ср. уч. заведений, а также переводчиков (см. Иностранных языков педагогические институты, Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза).

Ф. о. в вузах включает все разделы языкознания и литературоведения. Студенты изучают общее языкознание, фонетику языка, лексикологию, грамматику, стилистику, диалектологию, структурную к прикладную лингвистику, математич. лингвистику, историю и теорию лит-ры и др., а также методики преподавания языков и лит-ры, проходят пед. практику. Большое внимание уделяется теории и практике перевода. Образование студента-филолога в ун-тах завершается защитой дипломной работы на избранную тему, а в пед. ин-тах - гос. экзаменом. Ф. о. дают также вечерние и заочные отделения ун-тов и пед. ин-тов. Подготовка науч. кадров по филологии продолжается в аспирантуре. Ф. о. является основой подготовки журналистов (см. Журналистское образование), литературных (см. Литературный институт им. А. М. Горького), библиотечных (см. Библиотечно-библиографическое образование, Культуры институты) и др. работников. Иностр. яз. изучаются во всех вузах страны.

Наряду с кафедрами вузов большую роль в повышении уровня Ф. о. играют ин-ты АН СССР: мировой литературы им. А. М. Горького, славяноведения и балканистики, русского языка, языкознания, Африки, востоковедения (все в Москве), русской литературы (Пушкинский дом, в Ленинграде) и др.

Основы филологич. знаний, изучаемых в курсах литератур и языков в общеобразоват. школах, ср. спец. уч. заведениях и в тех из проф.-технич. уч. заведений, к-рые наряду с рабочей специальностью дают общеобразоват. подготовку в объёме ср. школы, являются частью общегуманитарного образования, духовной культуры и гармонич. развития человека. В то же время они служат фундаментом для получения высшего образования. На занятиях рус. и родным яз. учащиеся усваивают осн. сведения о совр. лит. языке, его важнейших фонетич. особенностях, словарном составе и грамматич. строе, овладевают культурой устной и письм. речи. Главным содержанием уроков лит-ры в школе является изучение лучших произведений дореволюц. русской, советской (включая лит-ры народов СССР) и зап.-европ. лит-ры; одновременно учащиеся получают знания по истории и теории лит-ры. Изучение иностр. языков в школе (англ., нем., франц., исп.) направлено на овладение навыками чтения, разговорной и письм. речи. С 1947 в крупных городах созданы ср. общеобразоват. школы с углублённым изучением иностр. языков, в к-рых ряд уч. предметов преподаётся на этих яз. В нек-рых школах и школах-интернатах Москвы, Ленинграда, Казани, республик Ср. Азии, Казахской, Азербайджанской ССР введено изучение вост. языков - араб., иран., кит., урду, хинди.

Содержание и методы преподавания литератур и языков в школах совершенствуются по мере развития совр. науки о языке, литературоведения и лит. критики. Филологич. ф-ты рус. (родного) яз. и лит-ры, иностр. яз. и др. оказывают в этом преподавателям и учителям постоянную помощь, организуя для них курсы повышения квалификации и участвуя в работе ин-тов усовершенствования учителей. Журналы " Филологические науки", " Вопросы литературы", " Вопросы языкознания" и др. (включая на языках народов СССР) освещают развитие со ответств. науч. проблем. Для учителей издаются спец. методич. журналы: " Литература в школе", " Русский язык в школе", " Русский язык в национальной школе", " Иностранные языки в школе" и ряд др., выходящих в союзных республиках (см. Педагогические журналы в СССР).

Филологич. и историко-филологич. ф-ты поддерживают связи с уч. и науч. учреждениями зарубежных стран, обмениваются преподавателями, студентами, участвуют в организации и работе междунар. съездов и симпозиумов лингвистов, литературоведов, этнографов и др. В Ин-те русского языка им. А. С. Пушкина (Москва) разрабатываются проблемы изучения рус. яз. как иностранного, обучаются зарубежные преподаватели и стажёры. Изд-во " Русский язык" выпускает для изучающих рус. яз. иностранцев уч. и другую лит-ру, а также науч.-методич. пособия для преподавателей рус. яз. как иностранного. СССР активно участвует в Междунар. ассоциации преподавателей рус. яз. и лит-ры (президент - акад. М. Б. Храпченко). В составе Ун-та дружбы народов им. Патриса Лумумбы имеется ист.-филологич. ф-т. В крупных вузах СССР организуются семинары для преподавателей рус. языка зарубежных стран. В связи с ростом авторитета СССР на междунар. арене интерес к изучению рус. яз. за рубежом постоянно возрастает, он изучается в ун-тах и др. высших уч. заведениях, вводится как уч. предмет в общеобразоват. школах.

Лит.: Скворцов Н., Об университетском учении вообще и историко-филологическом в частности, М., 1891; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., Л, - М., 1950; Лихачев Д. С., Возникновение русской литературы, М.- Л., 1952; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременников Б. М., Высшие учебные заведения СССР, [М.], 1962; История СССР с древней-ших времен до наших дней, т. 1, ред. С. А. Плетнева и Б. А. Рыбаков, М., 1966, с. 669- 681; Советское языкознание за 30 лет. [1917 - 1967, под ред. Ф. П. Филина], М., 1967; Николаев П. А., Возникновение марксистского литературоведения в России, [М.], 1970; Вопросы педагогики, филологии и методики преподавания языка, [сб. ст., науч. ред. В. Е. Шор], Л., 1972; Борщуков В., История литературы и современность. Методологические проблемы изучения истории русской советской литературы, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- 1-я пол. XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева, М., 1973, гл. 1 - 5, 10, 12, 15, 21; Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе. [Сб. ст.], под ред. А. А. Волкова и И. X. Майоровой, М., 1976. В. В. Иванов.

ФИЛОЛОГИЯ (греч. philologia, букв.- любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистич., литературоведч., историч. и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистич. анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутр. аспектов и внешних связей -исходная реальность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный " комментарий" (наиболее древняя форма и классич. прототип филологич. труда), Ф. под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Т. о., внутр. струк тура Ф. двуполярна. На одном полюсе - скромнейшая служба " при" тексте, не допускающая отхода от его конкретности; на другом - универсальность, пределы к-рой невозможно очертить заранее. В идеале филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова всё - коль скоро всё в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста.

Служа самопознанию культуры, Ф. возникает на сравнительно зрелой стадии письм. цивилизаций, и наличие её показательно не только для их уровня, но и типа. Высокоразвитые древние культуры Ближнего Востока вовсе не знали Ф., зап.-европ. Средневековье отводило ей весьма скромное место, между тем на родине философии, в древних Индии и Греции, Ф. возникает и разрабатывается как определ. соответствие впервые оформившейся здесь гносеологич. рефлексии над мышлением - как рефлексия над словом и речью, как выход из не-посредств. отношения к ним. Несмотря на позднейшие конфликты между филос. волей к абстракции и конкретностью Ф. (напр., нападки филологов-гуманистов на ср.-век. схоластику или уничижит. отзыв Гегеля о Ф.), первонач. двуедин-ство философии и Ф. не было случайным, и высшие подъёмы Ф. обычно следовали за великими эпохами гносеологич. мысли (в эллинистич. мире - после Аристотеля, в Европе 17 в.- после Р. Декарта, в Германии 19 в.- после И. Канта).

Инд. Ф. дала великих грамматистов (Панины, прибл. 5-4 вв. до н. э.; Патанджали, 2 в. до н. э.) и, позднее, теоретиков стиля; свою филологич. традицию имела культура Древнего Китая (Лю Се, 5-6 вв., и др.). Однако традиция ев-роп. Ф., не знакомой с достижениями индийцев вплоть до нового и новейшего времени, всецело восходит к греч. истокам, у её начала стоит школьное комментирование Гомера. В софистич. эпоху (2-я пол. 5-1-я пол. 4 вв. до н. э.) складывается социальный тип образованного " умника" -интеллектуала, а лит-pa достаточно обособляется от внелит. реальности, чтобы стать объектом теоретич. поэтики и Ф. Среди софистов наибольшие заслуги в подготовке филологич. методов принадлежат Протагору, Гор-гию, Продику; греч. теория лит-ры достигла полной зрелости в " Поэтике" Аристотеля. Эллинистич. Ф. (3-1 вв. до н. э.) отделяется от философии и переходит в руки специалистов - библиотекарей Александрии (см. Александрийский мусейон) и Пергама, к-рые занимались установлением корректных текстов и комментированием классич. авторов. Дионисий Фракийский (прибл. 170-90 до н. э.) окончательно оформил учение о частях речи, принятое и поныне. Раннехрист. учёные (Ориген, вслед за ним - создатель лат. перевода Библии Иероним) произвели грандиозную тек-стологич. работу над подлинником и греч. переводами Библии. Традиции греч. Ф. продолжаются в ср.-век. Византии, в целом сохраняя антич. облик (текстология и комментирование классиков); после падения империи (1453) ренессан-сная Италия получила наследие визант. Ф. из рук учёных-беженцев.

На Западе позднеср.-век. расцвет схоластики, интеллект. страсть к абстракт-но-формализов. системам не благоприятствовали собственно филологич. ин тересам. Гуманисты же Возрождения, в отличие от схоластов, стремились (начиная с Ф. Петрарки, трудившегося над текстами Цицерона и Вергилия) не просто овладеть мыслит. содержанием авторитетных антич. источников, но как бы переселиться в мир древних, заговорить на их языке (реконструировав его в борьбе с инерцией ср.-век. латыни). Филологич. критика религ.-культурного предания (Эразм Роттердамский) сыграла роль в подготовке Реформации.

После периода учёного профессионализма (прибл. сер. 16 - сер. 18 вв.) в Германии начинается новая эпоха Ф. в результате импульса, данного " неогуманизмом" И. И. Винкельмана. Как во времена Возрождения, но с несравненно большей науч. строгостью ставится вопрос о целостном образе антич. мира. Нем. филолог Ф. А. Вольф (1759-1824) вводит термин " Ф." как имя науки об античности с универсалистской историко-культур-ной программой. В 19 в. в итоге деятельности плеяды нем. филологов (Г. Узе-нер, Э. Роде, У. фон Виламовиц-Мёллендорф и др.) древняя история отделилась от Ф. в качестве самостоят. отрасли знания; тогда же под влиянием романтизма и др. идейных течений наряду с ч классической" возникла чновая филология": германистика (бр. Я. и В. Гримм), славяноведение (А. X. Востоков, В. Ганка), востоковедение.

Универсальность Ф., т. о., наиболее наглядно реализовалась между эпохой Возрождения и сер. 19 в. в традиц. фигуре филолога-классика (специалиста по антич. текстам), совмещавшего в себе лингвиста, критика, историка гражд. быта, нравов и культуры и знатока др. гуманитарных, а при случае даже ес-теств. наук - всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. И всё же, несмотря на последующую неизбежную дифференциацию лингвистич., литературоведч., ист. и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологич. науки, существенное единство Ф. как особого способа подходить к написанному слову и поныне сохраняет свою силу (хоть и в неявном виде). Иначе говоря, Ф. продолжает жить не как партикулярная " наука", по своему предмету отграниченная от истории, языкознания или литературоведения, а как науч. принцип, как самозаконная форма знания, к-рая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему.

Однако конститутивные принципы Ф. вступают в весьма сложные отношения с нек-рыми жизненными и умств. тенденциями новейшего времени. Во-первых, моральной основой филологич. труда всегда была вера в безусловную значимость традиции, запечатлевшейся в определ. группе текстов: в этих текстах искали источник высшей духовной ориентации, служению при них не жаль было отдать целую жизнь. Для религ. веры христ. учёных эту роль играли тексты Библии обоих Заветов, для мирской веры гуманистов Возрождения и чнеогуманистов" винкельмановско-гётевской эпохи - тексты классич. античности. Между тем совр. человек уже не может с прежней безусловностью и наивностью применить к своему бытию меру, заданную какими бы то ни было чтимыми древними текстами. И сама Ф., став в ходе науч. прогресса более экстенсивной и демокра тичной, должна была отказаться от выделения особо привилегиров. текстов: теперь вместо двух (классической Ф. и библейской philologia sacra, " священной" Ф.) существует столько разновидностей Ф., сколько языково-письм. регионов мира. Такое расширение сферы ч интересного", " важного" и " ценного" покупается утратой интимности в отношении к предмету. Конечно, есть случаи, когда отношение к тексту сохраняет прежние черты: творения Данте - для итальянцев, И. В. Гёте - для немцев, А. С. Пушкина - для русских - эго тексты, сохраняющие значимость универсального жизненного символа. Тем не менее Ф. как содержательная целостность претерпевает несомненный кризис.

Во-вторых, в наше время новые и заманчивые возможности, в т. ч. и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне " макроструктур" и " микроструктур": на одном полюсе - глобальные обобщения, на другом - выделение минимальных единиц значений и смысла. Но традиц. архитектоника Ф., ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как антич. архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть (см. ст. Текст в языкознании).

В-третьих, для современности характерны устремления к формализации гуманитарного знания по образу и подобию математического и надежды на то, что т. о. не останется места для произвола и субъективности в анализе. Но в традиц. структуре Ф., при всей строгости её приёмов и трезвости её рабочей атмосферы, присутствует нечто, упорно противящееся подобным попыткам. Речь идёт о формах и средствах знания, достаточно инородных по отношению к т. н. научности - даже не об интуиции, а о " житейской мудрости", здравом смысле, знании людей, без чего невозможно то иск-во понимать сказанное и написанное, каковым является Ф. Математически точные методы возможны лишь в периферийных областях Ф. и не затрагивают её сущности; Ф. едва ли станет когда-нибудь " точной" наукой. Филолог, разумеется, не имеет права на культивирование субъективности; но он не. может и оградить себя заранее от риска субъективности надёжной стеной точных методов. Строгость и особая " точность" Ф. состоят в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Как служба понимания Ф. помогает выполнению одной из главных человеч. задач - понять другого человека (и др. культуру, др. эпоху), не превращая его ни в " исчислимую" вещь, ни в отражение собств. эмоций.

Лит.: Мандес М. И., О задачах филологии, " Филологическое обозрение", 1897, т. 12; Потебня А. А., Эстетика и поэтика, М., 1976; Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, 3 изд., СПБ, 1911; его же, Филология, в кн.: Энциклопедический словарь, издание Брокгауза и Эфрона, полутом 70, СПБ, 1902; Шпет Г. Г., Внутренняя форма слова, М., 1927; Тройский И. М., Филология классичгская, в кн.: Большая Советская энциклопедия, т. 57, М., 1936; Радциг С. И.. Ввзд -ние в классическую филологию, М.. 1965; Воесkh A., Encyklopadie und

Methodologie der philologischen Wissenschaften, 2 Aufl., Lpz., 1886; Kroll W., Ge-schichte der klassischen Philologie, 2 Aufl., В.- Lpz., 1919; Kent R. G., Language and philology, L., 1924; Кауser W., Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einftihrung in die Literaturwissenschaft, 7 Aufl., Bern-[u. a.], 1961. С. С. Аверинцев.

" ФИЛОМАТЫ" (от греч. philomathes - стремящийся к знанию), тайная орг-ция студентов Виленского ун-та в 1817-23. Её основателями были А. Мицкевич, Т. Зан, Ю. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот, О. Петрашкевич. Первоначальной целью " Ф." было самообразование, но вскоре главной их задачей стала подготовка себя к обществ. деятельности. Под сильным влиянием И. Лелевеля идеология " Ф." развивалась в русле дворянской революционности. Идеи просветительства тесно переплетались с нац.-освободит. стремлениями. Орг-ция " Ф." " не была многочисленной, но её влияние на развитие польск. освободит. движения было велико, особенно благодаря поэзии А. Мицкевича. Для пропаганды своих идей " Ф." основывали дочерние opr-ции, наиболее значительной и известной среди к-рых были " филаре-ты". " Ф." установили контакты с рус. дворянскими революционерами. В 1823 виднейшие " Ф." были арестованы и в 1824высланы вглубь России.И.С.Миллер.

ФИЛОМАФИТСКИЙ Алексей Матвеевич [17(29).3.1807, с. Малахове Романовского уезда, ныне Ярославская обл., - 22.1(3.2). 1849, Москва], русский физи олог. В 1828 окончил мед. ф-т Харьковского ун-та, в 1833 - Дерптский " профессорский институт". В 1833-35 совершенствовался по физиологии в Германии, в лаборатории И. Мюллера. С 1835 проф. физиологии и общей патологии,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.