Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. С древнейших времён на терр






С древнейших времён на терр. США развивались художеств, культуры индейских племен, находившихся на разных стадиях общинно-родового строя. Замечательны достигавшие больших размеров ярусные дома-селения (пуэбло), полуподземные святилища (т. н. кива), тонко стилизованные рисунки на керамике (птицы, олени, насекомые) индейцев Ю.-З.; полны острой выразительности кам., глиняные, деревянные изображения людей и животных, глиняные фигурные курительные трубки индейцев лесной зоны. В результате колонизации это иск-во подверглось разрушению и в основном исчезло. Но ряд индейских художеств, ремёсел сохранился: полихромная резьба по дереву с мифологич. мотивами у индейцев Сев.-зап. побережья, узорное ткачество, рисунки из цветного песка у индейцев Ю.-З., роспись одежды и палаток (типи) и украшения из перьев у индейцев прерий.

В 16-18 вв. на терр. США распространилась культура европ. типа - вначале испанского (на Ю. и Ю.-З.), затем голландского и английского (на С.-В.) и французского (в низовьях р. Миссисипи). Различие природных условий, нац. традиций и социального состава колонистов определило уже в начале колон, периода разнообразие стилистических и типологических вариантов архитектуры. На терр. Аризоны, Калифорнии, Техаса, Флориды и особенно Нью-Мексико традиции индейского монументального зодчества и опыт мекс. стр-ва колон, эпохи своеобразно преломились в мощных, укрепленных зданиях миссий и церквей с их лаконичными формами и резными порталами. Архитектура Новой Англии, отличавшаяся грубоватой силой, сформировалась под влиянием сурового климата и пуританского уклада жизни, на основе англ. ср.-век. традиций и простейших технич. средств. В сер. 18 в. богатые усадьбы плантаторов Виргинии и Мэриленда получали представительную симметричную композицию в духе палладианских вилл.
США. Древнее ИСКУССТВО индейцев. 1. Трубка в виде волчьей головы Базальт. Культура Северо-Запада. Мемориальный музей Томаса Бёрка. Сиэтл. 2. Чаша из Мимбрес-Вэлли (шт. Нью-Мексико). Керамика. Культура Юго-Запада Институт искусств. Миннеаполис. 3. Коленопреклонённый человек из Дак-Ривер (шт. Теннесси). Песчаник. Лесная зона, стадия Миссисипи. Музей примитивного искусства. Нью-Йорк 4. Голова лани из Ки-Марко (шт. Флорида). Дерево. Лесная зона, стадия Миссисипи. Университетский Музей Филадельфия

P. Э р л. Портрет У. Карпентера. 1779. Художественный музей Вустер (шг. Массачусетс).
К кон. 17 в. началось упорядочение планировки городов на основе прямоугольных схем (план Филадельфии, 1682, составлен при участии У. Пенна), постепенно устанавливались общие стереотипы в застройке.

В изобразит, иск-ве колон, периода полностью господствовала портретная живопись, только на Ю.-З. исп. католич. миссионеры насаждали религ. живопись. Портреты 17 - нач. 18 вв., выполненные в сев.-вост. р-нах, проникнуты духом трезвого практицизма и при всей их провинциальности и примитивной плоскостности точны и правдивы. В сер. 18 в. Дж. Хесселиус, Дж. Смайберт, P. Фик создали конкретные образы колонистов и индейцев, а во 2-й пол. 18 в. Дж. С. Копли выразительно запечатлел крепкие характеры, энергию и практич. смётку американцев; в амер. ист. сценах и портретах Б. Уэста академич. идеализация сочетается с интересом к точным этнографич. деталям.

Подъем нац. самосознания, распространение демократич. идей в Войне за независимость 1775-83 многообразно отразились в культуре США рубежа 18-19 вв. Для архитектуры амер. классицизма этого времени характерны впечатляющие, проникнутые гражданств, духом постройки архитекторов Ч. Булфинча и T. Джефферсона (гос. деятеля и мыслителя). В портретах - суховатых и строго достоверных у P. Эрла, своеобразных по замыслу у Ч. У. Пила, виртуозных, трепетных и метких у Г. Стюарта - созданы психологич. образы героев революции и рядовых современников. Дж. Трамбаллу принадлежат ист. композиции, в к-рых отразилось воодушевление участников освободит, борьбы. По плану П. Ш. Ланфана в 1790-х гг. началось стр-во новой столицы - Вашингтона, где лучевые магистрали и торжеств, эспланада были наложены на прямоугольную сетку улиц, что явилось синтезом амер. прагматизма и барочной идеи " города как произведения иск-ва"; господствующее над городом здание Капитолия (1793-1865, арх. У. Торнтон, Б. Латроб, T. Уолтер и др.) обнаружило тенденцию парадной представительности, а приёмы классицизма получили здесь декоративное истолкование. Господство классицизма в офиц. архитектуре продолжалось до 1840-х гг., когда совершился поворот к романтич. образам ложной готики, а затем и к откровенному эклектизму.

С нач. 19 в. разочарование в бурж. рационализме проявилось в романтич. чертах живописи У. Олстона; в пейзажах " школы реки Гудзон" (T. Коул, Дж. Ф. Кенсетт) пафос открытия нетронутых просторов и романтическая эффектность нередко соединялись с мелочностью и сухостью письма. Распространение получил бравурный парадный портрет (Дж. Нигл, ряд произв. С. Морзе). В то же время в 1-й пол. и сер. 19 в. развивалась реалистич. ясная и непритязательная жанровая живопись: быт простых людей с острой наблюдательностью и чувством типического запечатлен в картинах У. С. Маунта, Дж. К. Бингема, И. Джонсона. Типы американцев разных сословий ярко воплощены в портретах T. Салли, жизнь природы - в акварелях орнитолога Дж. Одюбона.

Характер массового стр-ва 19 в. определялся внедрением новых, рациональных типов конструкций: с 1830-40-х гг. - деревянного " воздушного" каркаса в жилых домах, а с кон. 40-х гг.- металлич. каркаса в пром., торг, и адм. зданиях (постройки инж. Дж. Богардуса). После Гражд. войны 1861-65 страна вступила в полосу интенсивного пром. развития. Стремит, рост стр-ва требовал непрерывного совершенствования его методов. Небывалые грандиозные формы рождались в мостостроении (инж. Дж. и У. Рёблинг). Спекулятивный рост стоимости земли в деловых центрах требовал увеличения высоты зданий, что стало возможным с изобретением лифта (1852) и усовершенствованием металлич. каркаса. В 80-90-х гг. возник новый тип конторских многоэтажных зданий - небоскрёб. Начала осознаваться необходимость связать проф. архитектуру и стихийную рациона листич. традицию, использовать новую технику для создания новых художеств, форм (статьи X. Гриноу). В тяжеловесно-монументальных постройках Г. X. Ричардсона обращение к романской архитектуре соединилось со стремлением к рациональности и к " истинности" выражения. Влияние Ричардсона помогло консолидироваться чикагской школе, развивавшей совр. инженерию и архитектуру; она сложилась в ходе восстановления Чикаго после пожара

1871. У. Ле Барон Дженни построил первые здания с полным металлич. каркасом, отождествляя архит. форму с рациональной конструкцией. Наиболее чистым выражением каркасной структуры было многоэтажное башенное здание Риланенс-билдинг в Чикаго (1890-94, арх. Д. X. Вернем, Дж. У. Рут). В отличие от др. архитекторов чикагской школы, стремившихся к чисто коммерч. эффективности, Л. Салливен искал полноценною воплощения современности в архит форме, ставил во всей её сложности проблему художеств, образа в высотных сооружениях. В 80-90-х гг. развивалась и шедшая от Ричардсона традиция " гонтового стиля" в домах для состоятельных слоев населения: романтич. живописность соединялась здесь с представительностью ц уютом. Но господствующим направлением в архитектуре США стал эклектизм, откровенно угождавший богатой буржуазии. Перелом к нему определила Всемирная выставка 1893 в Чикаго: планировка ансамбля (арх. Д. X. Бернем) исходила из парадных схем классицизма, а архитектура павильонов отличалась безудержной пышностью. Распространилось прямое копирование архит. мотивов и деталей; так, арх. Ч. Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт в обществ, интерьерах воспроизводили фрагменты рим. терм, а арх. К. Гилберт прятал каркасную структуру небоскрёба в готич. одежды. Строго академич. формул придерживались арх. Г. Бэкон и Дж P. Поуп.

В изобразит, иск-ве 2-й пол. 19 в. господствующее положение заняло фальшивое салонное направление, вызвавшее двоякую реакцию. Своеобразным протестом против культуры преуспевающей буржуазии был полный мрачной фантастики символизм А. П. Райдера. Вместе с тем развитие демократич. движения способствовало формированию крупнейших амер. живописцев-реалистов, опиравшихся на местную традицию и на опыт европ. иск-ва. У. Хомер (начавший с документальных сцен Гражд. войны) противопоставлял бурж. гор. цивилизации радости сел. жизни, а позже суровый быт моряков и охотников, драматически противостоящих морской или лесной стихии.

Архитектура США. 1. Д ж. и У. P ё б л и н г Бруклинский мост в Нью-Йорке. 1869 - 83. 2. Ч. Ф. Ma к-К и м, У. Мид, С. Уайт. Дом У. Ло в Бристоле (шт Род-Айленд). " Гонтовый стиль" 1887. 3. Э р о С а а р и н е н. Технический центр компании " Дженерал моторе" в Уоррене (шт. Мичиган) 1945-55.

T. Эйкинс с бескомпромиссной правдивостью, строго придерживаясь факта, изображал гор. жизнь, людей науки, иск-ва, спорта, типы современников. Дж. Иннесс принёс в амер. пейзаж опыт барбизонской школы. С импрессионизмом связаны Дж. M. Уистлер, тонкий и оригинальный мастер реалистич. портрета и лирич. пейзажа, и M. Кэссетт, автор непосредственных и свежих картин на темы материнства. Дж. С. Сарджент, отдавший дань салонным вкусам, создал и ряд ярких психологич. портретов. На амер. живописной традиции основывался мастер повествоват. натюрморта У. Харнетт. Скульптор О. Сент-Годенс создал замечат. реалистич. памятники, портреты, надгробия.

В нач. 20 в. Ф. Л. Райт, развивая выдвинутый в теоретич. работах его учителя Л. Салливена принцип органической архитектуры, в жилых постройках достигал слитности с природой, эффектов " перетекающего" архит. пространства. Близки по характеру работы архитекторов Калифорнии - братьев Ч. и Г. Грини и И. Джилла, соединивших элементы местной традиции с предвосхищением ряда черт функционализма. В 1900-х гг. А. Кан создал архит. фирму, к-рая проектировала крупные строго рациональные пром. комплексы, сочетая трезвый практицизм экономич. расчёта со смелостью инж. решений. Но господствовала по-прежнему эклектика, становясь всё более вызывающей. В 20-х гг. 20 в. средоточием " массовой культуры" стали здания кинотеатров, вульгарная бутафорская роскошь к-рых дополняла утешительные мифы голливудской " фабрики грёз". Идеи рационалистич. архитектуры, выдвинутые чикагской школой, были надолго забыты в США и вернулись туда как европ. мода (жилые дома, строившиеся в Калифорнии с сер. 20-х гг. P. Нёйтрой). К нач. 30-х гг. поверхностно воспринятые формы функционализма проникли в стр-во высотных зданий (102-этажный небоскрёб Эмпайр стейт бил-динг в Нью-Йорке, 1930-31, архит. фирма " Шрив, Лэмб и Хармон"). Формирование же гор. структур было стихийным, а попытка создать в Нью-Йорке ансамбль высотных зданий в Рокфеллеровском центре (1931-40) не увенчалась успехом. Вместе с тем в 20-х гг. появились новые идеи организации малоэтажной жилой застройки - устройство " супер-блоков", где пешеходы изолировались от движения транспорта (арх. К. Стайн и др.). В 30-х гг. получили популярность натурфилос. концепции Райта, противопоставлявшиеся крайностям техницизма. Созданная в кон. 30-х гг. В. Гропиусом и M. Л. Брёйером серия жилых домов в окрестностях Бостона положила начало региональному направлению в архитектуре Новой Англии, объединявшему функционализм с местной традицией.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США развивалось сборное стр-во; был создан новый тип производств, здания - огромный многопролётный блок без естеств. освещения, с плоской крышей. В послевоен. годы амер. металлургия (развернувшая в войну мощности заводов) внедряла в стр-во свою продукцию, стимулируя развитие " архитектуры стали и алюминия". Выдвинутые после войны лозунги " интеграции Запада" под эгидой США связывались с идеей создания " наднационального стиля", " универсального языка" архит. форм. Как эталон выдвигались произв. Л. Миса ван дер РОЭ, стремившегося выразить " абсолютные", " вневременные" ценности в абстрактности элементарных геом. фигур, ясности прямых углов, непрерывности стеклянной оболочки. Более доступный для подражания, чем утончённые произв. Миса ван дер РОЭ, стеклянный параллелепипед Ливерхаус в Нью-Йорке (1950-52, арх. Г. Баншафт, архит. фирма " СОМ") стал образцом для бесчисленных повторений в США и Зап. Европе.

С кон. 50-х гг. изменившиеся идеологич. тенденции способствовали переходу США к новому варианту неоклассицизма, проявившемуся в архит. произв. Э. Д. Стоуна. Жёсткую логику заменили традиц. монументальность и изощрённая декоративность (постройки M. Ямасаки). Кульминацией неоклассицизма 60-х гг. стал Линкольновский центр исполнит, иск-в в Нью-Йорке (1962-68, арх. У. К. Харрисон, M. Абрамович, Ф. Джонсон, Эро Сааринен и др.), с симметричной площадью, прямоугольными объёмами зданий и геометризиров. портиками. Последним значит. произв. органич. архитектуры было здание Музея Соломона P. Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект - 1943, стр-во - 1956- 1959, арх. Ф. Л. Райт), где замкнутая, обращённая внутрь композиция сконцентрирована вокруг крытого двора, окружённого бетонной спиралью-пандусом. Многие архитекторы в своём творчестве использовали средства, выработанные в различных творч. направлениях. Так, Эро Сааринен, вначале следовавший за Мисом ван дер РОЭ, перешёл к пластич. экспериментам, соприкасавшимся с органич. архитектурой, а затем и к возрождению ложноготич. традиции.

Сооружения " большого бизнеса" кон. 60-х - нач. 70-х гг. претендуют на роль представительных символов, воздействуя гигантскими размерами и подавляющей массивностью вытянутых ввысь геом. объёмов. Таковы высочайшие в мире здания - две одинаковые 110-этажные башни Центра междунар. торговли в Нью-Йорке (вые. 412 м, 1971-73, арх. M. Ямасаки, Э. Рот и др.)и башня торг, концерна " Сире и Робак" в Чикаго (вые. 442 м, 1970-74, архит. фирма " СОМ"). Место кажущихся невесомыми стеклянных ограждений заняли мощные наружные каркасы и подчёркнуто массивные несущие наружные стены из железобетона или стали. Для работ Л. Кана характерно стремление к монументальности и особой напряжённости архит. композиции, к раскрытию наиболее общих структурных закономерностей построения объектов, к чёткому выявлению элементов логично расчленённого пространства. Интеллектуализму Ф. Джонсона, создающего кристально чёткие структуры массивных объёмов, противостоят подчёркнутая пластичность и поражающие контрасты сооружений П. Pyдолфа. Идейный лидер молодых архитекторов P. Вентури призывает выразить в архитектуре сложность и противоречия жкзни, многозначность её явлений; кри-тич. заряд его концепций выражается развенчанием привычных эстетич. представлений, нарочитой прозаичностью образа, необычным использованием традиц. элементов. В противоположность ему К. Рош стремится в образах угнетающей мощи апологетически выразить силу

США. В целом амер. архитектура 60- 70-х гг. характеризуется нестабильностью, хаотичностью архит. направлений. Напротив, массовое малоэтажное стр-во остаётся консервативным, подчинённым немногим стереотипам.

В сер. 20 в. построен ряд жилых комплексов в Нью-Йорке, реконструируются р-ны Бостона, Филадельфии, Нью-Хейвена и др. Однако градостроит. мероприятия несоизмеримы с темпами хаотич. разрастания городов. Возникли огромные массивы урбанизиров. территорий, где стихийно сложилось чередование жилых, пром. и деловых зон. Сверхвысокая концентрация зданий в гор. центрах сочетается с бесформенным расползанием малоэтажной жилой застройки на огромных площадях. Стр-во систем скоростных автомагистралей не решило проблемы нормального функционирования городов. Катастрофич. загрязнение среды привело к упадку внутр. зон городов, к отливу имущего населения во внеш. пояса, к созданию городов-спутников для " средних слоев" в природном окружении (Рестон и Колумбия близ Вашингтона) и к росту трущоб в соседстве с центрами. Симптомом кризиса городов стало и возникновение крупных внегор. торг, центров (арх. В. Грюн и др.).

В нач. 20 в. усилились реалистич. тенденции амер. иск-ва, поиски новых тем и выразит, средств, критич. восприятие действительности. Развитие прогрессивных направлений протекало в острейшей борьбе с салонным иск-вом, а позже с модернизмом. Вокруг основателя новой реалистич. школы P. Хенри объединились Дж. Слоун, Дж. Лаке, У. Глэккенс и др. живописцы и графики (" школа мусорного ящика"), разносторонне показавшие социальную жизнь капиталпстич. города; особенно глубоко и сильно раскрывал её противоречия Дж. Беллоуз. Сложилась и после 1917 окрепла боевая политич. графика (А. Янг, P. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис; художники Джон-Рид-клуба, основанного в 1929, - X. Геллерт, Дж. Бёрк), связанная с рабочей прессой и замечательная гневной сатирой, лапидарностью стиля. Один из крупнейших прогрессивных художников 20 в. P. Кент, а также Э. Хоппер, Ч. Бёрчфилд развивали амер. реалистич. традицию в живописи и графике, дополняя её глубокими размышлениями о совр. жизни, стремясь к обобщённости, четкости форм. В скульптуре яркие реалистические образы создали Дж. Эпстайн, У.Зорах, П. Мэншип. В 30-х гг. амер. изоляционизм способствовал росту националистич. художеств, течения- регионализма (T. Х.Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Керри), прославлявшего (иногда с нотой иронии) пуританскую ограниченность и несокрушимый оптимизм провинциального " стопроцентного американца".

A. Янг.

" Капитализм". Рисунок в альбоме " The best of Art Young". 1936.

Успехом начала пользоваться примитивистская, б. ч. идиллич. живопись самоучек (" бабушка" А. Мозес, X. Пиппин, Дж. Кейн). Одновременно развивались живопись и графика, в к-рых острая прогрессивная политич. тенденция выражена резкой экспрессией и подчас гротеском (Б. Шан, Ф. Эвергуд, Дж. Левин).

После " Арсенальной выставки" (1913, Нью-Йорк) в США начало развиваться модернистич. иск-во - красочные урбанистнч. фантазии Дж. Марина, абстрактная символика А. Доува. футуризм Дж. Стеллы, дадаизм M. Рея и т. д. Попытку создать чисто амер. вариант модернизма предприняли С. Дейвис и " прецизионисты" (Ч. Шилер, Ч. Демут), чьи композиции с обобщёнными формами и пятнами чистого цвета были навеяны индустр. техникой и рекламой. В 30-х гг. в живопись США проникал сюрреализм (Дж. О'Киф), сюда переехал ряд европейских его представителей (С. Дали, И. Танги). Граничит с сюрреализмом мрачное иск-во О. Пиккенса и А. Олбрайта с его полнейшим пессимизмом, культом распада всего живого. В 40-х гг. возник и быстро распространился " абстрактный экспрессионизм" (Дж. Поллок, А. Горки, В. де Кунинг, M. Ротко), наиболее влият. вид абстракционизма, к-рый культивировал стихийную энергию цветовых пятен и стремился свести живопись к регистрации подсознательных импульсов или к системе знаков.

A. Колдер." Ловушка для омаров и рыбий хвост". Алюминий, сталь. 1939. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
В скульптуре аналогичное положение заняли металлич. абстрактные конструкции, иногда подвижные, А. Колдера, Д. Смита, P. Липполда. В сер. 20 в. модернистские направления приобрели характер привилсгиров. иск-ва, пользующегося офиц. поддержкой. В 50-60-е гг. США стали родиной " поп-арта" (P. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, P. Лихтенстайн) - одного из крайних модернистских течений; " поп-арт " основан на алогизме вырванных из контекста банальных бытовых вещей и обрывков зрительной информации, на фетишизации реально существующего предмета и стандартизованной " массовой культуры" - комиксов, рекламы и т. д. Вслед за тем распространились иск-во самодовлеющих оптич. эффектов (" оп-арт"), " концептуальное иск-во" и различные течения, сводящие творчество к любому " волеизъявлению" художника. Вместе с тем у молодых художников растёт интерес к предметности, изобразительности, к политич. активности иск-ва. В нач. 70-х гг. возник " гиперреализм" (" фотореализм"), иллюзионистически воспроизводящий отд. фрагменты жизни и проявившийся в США гл. обр. как разновидность натурализма. Но в сложных условиях развивается и классич. традиция реализма, представленная, напр., поэтичной гуманистич. живописью Э. Уайета. К изображению простых людей США обращаются P. и M. Сойер, И. Олинский, Дж. Бичемп и др. Напряжённым социальным пафосом проникнуто иск-во A. Peфрежье.

Д ж. Кони. Круговая чаша. Серебро. Рубеж 17-18 вв. Художественный музей Фогта. Кембридж (шт. Массачусетс).

США обладали богатыми традициями народного искусства, но самобытное творчество индейцев, негров, мексиканцев, переселенцев из Европы и их потомков во многом разрушено или пострадало от конкуренции с фабричным произ-вом. В декоративно-прикладном иск-ве выделяются мебель (мастера T. Деннис, H. Дисброу) и серебряная утварь (мастера Дж. Даммер, Дж. Кони, П. Ревир) 17-18 вв., стекло в стиле " модерн" рубежа 19-20 вв. (Л. К. Тиффани). Амер. дизайн сформировался в кон. 20- 30-х гг. под влиянием чикагской архит. школы и европ. рационализма (в т. ч. " Баухауза"); он носит в целом коммерч. характер, а его методы часто сводятся к эффектному, броскому оформлению пром. продукции (" стайлинг"). При этом он является обязат. звеном пром. проектирования в многообразных отраслях капи-талистич. пром-сти. Дизайнерская деятельность сосредоточивается в специализиров. фирмах и в бюро пром. компаний и предприятий. Среди амер. дизайнеров - X. Эрл, Г. Дрейфус, Ч. Имс, У. Д. Тиг, H. Б. Геддес, P. Лоуи. Мебель, осветит, приборы и т. д. нередко выполняются по проектам крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, Э. Сааринен, Ф. Джонсон).

Илл. см. на вклейках, - к стр. 120 и табл. XV-XVIII (стр. 128-129).

Лит.: Выставка произведений американских художников. Каталог, M., 1959; Ч е-годаев А. Д., Искусство Соединённых Штатов от войны за независимость до наших дней, M., 1960; его же, Искусство Соединенных штатов Америки. 1675 - 1975. Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика, M., 1976;

Ч. Имс.

Стул. Дерево. 1946.

Новейшая архитектура США (1945-1960), M., 1963; Иконников А., Современная архитектура США - тенденции и поиски, " Архитектура СССР", 1974, №6; M с С а 1 1 u m I., Architecture USA, L., [1959]; M и m f о г d L., Roots of contemporary American architecture, N. Y., [1959]; L a r k i n O. W., Art and life in America, N. Y., [I960]; Burchard J., Bush-Brown A., The architecture of America. A social and cultural history, Boston - Toronto, [1961]; M с С о и Ьr e у J. W., American art 1700 - 1960. Sources and documents, Englewood Cliffs - New Jersey, E1965]; Fielding M., Dictionary of American painters, sculptors and engravers, N. Y., 1965; Richardson E. P., Painting in America. From 1502 to the present, N. Y., [1965]; Green S. M., American art. A historical survey, N.Y., [1966]; Hu n t erS., Modern American painting and sculpture, 8 ed., [N. Y., 1967]; S с и 1 1 у V., American architecture and urbanism, N. Y.- Wash., [1969]; Stern R., New directions in American architecture, N. Y., [1969]; B a i g e 11 M., A history of American painting, N. Y., [1971]. А. В. Иконников (архитектура), А. Г. Костеневич (изобразит, искусство).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.