Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия, социология, психология. 4 страница






Романы T. Вулфа (1900-38) посвящены трагедии творчески одарённой личности, сталкивающейся с практицизмом, косностью, безликостью окружающего мира; синтезируя лирич. пафос и реалистич. достоверность бытописания, Вулф создаёт эпопею нового типа - " роман-поток", передающий широкий спектр явлений бытия и течение духовной жизни героя.

Мировой экономия, кризис 1929-33 повлёк за собой обострение социальных антагонизмов, что нашло широкое отражение в лит-ре США 30-х гг.- т. н. красного десятилетия. 30-е гг.- время качеств, сдвигов в амер. критич. реализме 20 в., углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистич. идеалы. Демократич. силы лит-ры выступили против олигархии и угрозы фашизма. Были организованы " Клубы Джона Рида·", " Лига американских писателей^. MH. писатели выступили в защиту Исп. республики. Хемингуэй посвятил Испании роман " По ком звонит колокол" (1940), свидетельствующий, как и роман " Иметь и не иметь" (1937), о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах непоколебимую веру в человека и его активный гуманизм. В романе " У нас это невозможно" (1935) Льюис обличал тайных и явных приверженцев фашизма в США. Жизни и борьбе рабочего класса посвящены коллективный сб. " Говорят горняки Харлана" (1932), роман Андерсона " По ту сторону желания", книги Дж. Фаррелла (р. 1904), Дж. Стейнбека (1902-68) и др.

В 30-е гг. возросло влияние на лит-ру социалистич. идей. Социалистич. идеалы отстаивали Драйзер в сб. публицистики " Трагическая Америка" (1931) и Сэндберг в поэме " Народ - да! " (1936), их приверженцами выступали Дос Пассос, создавший трилогию " США" (1930-36), драматург К. Одетс (1906-63), поэт А. Мак-Лиш (р. 1892). Стейнбек создал эпос об обездоленных " Гроздья гнева" (1939), где передан накал классовой борьбы. Острую социальную проблематику разрабатывает в романах " Табачная дорога" (1932) и " Акр Господа Бога" (1933) Э. Колдуэлл (р. 1903).

Окончательно оформилась как самобытное художеств, явление негритянская лит-pa США. Л. Хьюз (1908-67) определял задачи поэта в прямой связи с борьбой угнетённых. P. Райт (1908-60) в романе " Сын Америки" (1940) создал картину расового неравноправия, ведущего к обесчеловечиванию людей.

В романах Фолкнера " Свет в августе" (1932), " Авессалом, Авессалом! " (1936) и трилогии " Деревушка" (1940), " Город" (1957), " Особняк" (1959) дан художеств, анализ действительности амер. Юга, исследован процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расистских предрассудков и психологии собственничества.

Обществ, подъём после 2-й мировой войны 1939-45 сменился полосой реакции. В условиях маккартизма нек-рые писатели (Дос Пассос, Синклер), прежде занимавшие передовые позиции, отступились от идеалов 30-х гг. Распространилось увлечение экзистенциализмом. Следы его заметны и в книгах участников войны, создавших в целом правдивые картины армейской и воен. действительности, уродующей человека. Дух милитаризма обличали H. Мейлер (р. 1923) в романе " Нагие и мёртвые" (1948), Дж. Джонс (р. 1921) в романе " Отныне и во веки веков" (1951). Сильные анти фаш. романы написали P. П. Уоррен (р. 1905)-" Вся королевская рать" (1946) и К. Э. Портер (р. 1894) -" Корабль дураков" (1962).

К сер. 50-х гг. наметилось оздоровление лит. атмосферы страны. Дж. Сэлинджер (р. 1919) в повести " Над пропастью во ржи" (1951) и новеллах (сб. " Девять рассказов", 1959), Дж. Апдайк (р. 1932) в романе " Беги, кролик" (1960) передали трагизм бездуховного существования и обречённость поисков моральной опоры в безличном и равнодушном мире. Писатели " разбитого поколения" (" битники")- поэты А. Гинзберг (р. 1926), Г. Корсо (р. 1930), Л. Ферлингетти (р. 1920), прозаик Дж. Керуак (1922-69) - одними из первых возвестили о бунте нового писательского поколения против маккартизма и выступили с резким обличением уродств " процветания", означавшего духовную уравниловку и обществ, пассивность. Но их обществ, и нравств. кредо, возродив нек-рые настроения " потерянного поколения" 20-х гг., было анархическим, и в итоге движение " битников" скоро сошло на нет.

Много глубже анализ духовных и этич. последствий маккартизма, содержащийся в драмах А. Миллера (р. 1915) " Смерть коммивояжёра" (1949), " Вид с моста" (1955), " Цена" (1967), где отстаивается идея гражд. ответственности каждого за себя и за судьбы общества. Безысходно трагичны многие пьесы T. Уильямса (р. 1914), изображающего бесчеловечный хаос капиталистич. действительности, где нет места истинной красоте. Растущие барьеры между людьми, деградация моральных ценностей - тема нек-рых пьес (напр., " Кто боится Вирджинии Вулф? ", 1963, и др.) Э. Олби (р. 1928), испытавшего влияние " театра абсурда".

Новейшая амер. поэзия проникнута протестом против обезличивания человека, механизации его чувств, превращения его в " единицу статистики". Этич. проблематика привлекает P. Лоуэлла (р. 1917), P. Уилбера (р. 1921), Д. Левертов (р. 1923) и MH. других поэтов, стремящихся передать также ощущение непредсказуемой изменчивости жизни, не укладывающейся в " рациональные" рамки. Чувство многосложности мира и обострённое внимание ко всему алогичному, причудливому, к противоречиям бытия, не разрушающим его высшей гармонии, органично передавали У. Стивене (1879- 1955), T. Рётке (1908-63). Дж. Берриме-ну (1914-71), P. Джарреллу (1914-65) и др. поэтам воен. поколения присуще сознание глубокой психологич. травмированное™ совр. человека, неспособного найти контакт ни с другими людьми, ни с природой. В годы войны во Вьетнаме происходила политизация поэзии, как, впрочем, и всей лит-ры, активно участвовавшей в антивоен. движении. Социалистич. традиции продолжают У. Лоуэкфелс (р. 1897), T. Мак-Грат (р. 1916).

Движение за гражд. равноправие пробудило новые творч. силы негритянской лит-ры. Райт, прошедший через влияние модернизма, в романе " Долгий сон" (1958) поставил проблему глубокого и пагубного психологич. отчуждения, вызванного расовым конфликтом. Крах попыток юноши-негра преодолеть в себе воспитанный с детства комплекс расовой неполноценности описал в романе " Невидимка" (1952) P. Эллисон (р. 1914). Дж. Болдуин (р. 1924) пишет о мучительных усилиях негритянских интеллигентов вырваться из духовного гетто (" Чужая страна", 1962), рост гражд. самосознания народа отражён в публицистике Болдуина (" И имени его не будет на площади", 1972). Романам Дж. О. Килленса (р. 1916), поэзии Л. Джонса (р. 1934) подчас присущи левоэкстремистскив перегибы.

Амер. роман 60-70-х гг. чутко улавливает социальные противоречия в развитии страны. В книгах MH. писателей отчётливо сказывается разочарование в системе ценностей бурж. общества. Поиски духовных и нравственных ориентиров влекут за собой разрыв с требованиями этого общества. В произв. авангардистов такой разрыв обычно приводит либо к нигилизму, как у Дж. Барта (р. 1930), либо к оправданию аморальности, как у У. Беррруза (р. 1926). Реалистич. лит-pa подчёркивает ответственность героя за свой выбор, за нравств. итоги жизни (" Восьмой день", 1967, T. Уайлдера, р. 1897; творчество С. Беллоу, р. 1915, и др.).

Произв. Ф. О'Коннор (1926-65), Дж. Чивера (р. 1912), У. Стайрона (р. 1925), Дж. К. Оутс (р. 1938) и др. писателей в разных художеств, аспектах затрагивают тему духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающего героев к бунту, нередко чисто разрушит, характера. К. Воннегут (р. 1922) анализирует феномен прагматич. сознания, к-рое обожествляет науку, считая излишними социальные и этич. категории (-" Колыбель для кошки", 1963). Эту тему поднимает и науч. фантастика - P. Брэдбери (р. 1920), P. Шекли (р. 1928). Успешно развиваются документальные жанры. В них находят отражение политич. борьба (" Армии ночи", 1968, Мейлера), проблема преступности (" Хладнокровно", 1965, T. Капоте, р. 1924), трагич. события современности (" Хиросима", 1946, " Преступление в мотеле " Алжир", 1968, Дж. Херси, р. 1914; вьетнамские репортажи M. Маккарти, р. 1912).

На амер. писателей влияют филос. концепции, объявляющие человеческую жизнь абсурдной, а человека - рабом инстинктов и игрушкой в руках судьбы (экзистенциализм, фрейдизм и др.). Герой нередко разобщён с миром, придерживается позиции " постороннего" и тщетно пытается сбросить бремя одиночества. В лучших произв. модернистские влияния преодолеваются точностью социального анализа и гуманистич. убеждениями автора. Об этом свидетельствуют книги писателей, испытавших воздействие абсурдизма и фрейдизма, - Дж. Хеллера (р. 1923), Стайрона, Капоте и др.

Амер. лит-ра 20 в. широко откликнулась на явления кризиса бурж. общества новейшей формации: разрушение индивидуальности, обострение социальных антагонизмов, нарастание нигилистич. настроений, крушение либеральных иллюзий, жесткую духовную регламентацию, уродливое развитие науч.-технич. революции в капиталистич. условиях. Поиски надёжных идейных и нравств. ориентиров, стремление к актуальности и действенности иск-ва вызвали к жизни новаторские черты амер. прозы, поэзии, драматургии. Распространены приёмы внутр. монолога, кинематографич. монтажа событий, документально точной фиксации переживаний. В лит-ре 70-х гг. наблюдается отход от традиц. жанров, увлечение лит-рой факта, стремление к условности, гротескности, иносказанию.

В США существует охранительная, конформистская, антикоммунистическая лит-pa, внушающая читателю веру в " идеалы" бизнесмена и милитариста, запугивающая его мифами времён " холодной войны". С 50-х гг. " массовая беллетристика" (см. " Массовая культура") приобрела особый вес на книжном рынке. Как правило, она находится за пределами иск-ва, это в первую очередь обществ, явление, инструмент идеологич. подавления личности в совр. бурж обществе. Ей противостоит творчество крупнейших писателей, к-рые стремятся к бескомпромиссному социальному анализу и сознаю! высокую ответственность лит-ры.

Мировое признание амер. лит-pa получила в 20 х гг. 20 в., хотя творчество отд. писателей (По, Уитмен, Твен) было оценено за пределами США намного раньше. Для лит-ры США в её лучших проявлениях характерны усиливающееся сознание чуждости бурж. отношений коренным потребностям человека, демократизм позиции художника.

Литературоведение. Науч. изучение лит-ры в США ведётся с нач. 20 в. Ранний этап развития амер. литературоведения отмечен активностью культурно-исторической школы (10- 20-е гг.), виднейшие представители к-рой В. Л. Паррингтон (1871 - 1929) и В. В. Брукс (1886-1963) стремились рассматривать историю лит-ры в тесной связи с особенностями обществ, и культурной жизни страны. Эти критики уделили особое внимание демократич. и реалистич. традициям амер. лит-ры и теоретич. исследованию важнейших процессов её истории и творчества крупнейших писателей. Вместе с тем в их работах ощутимо воздействие позитивизма и упрощённо социологич. концепций, в значит, мере преодоленное в лучших трудах Ф. О. Маттисена (1902- 50), M. Каули(р. 1898) и др. видных литературоведов 30-40-х гг., к-рые сочетали социально-историч. подход к иск-ву с более глубоким анализом его специфики, хотя и не создали столь обобщающих трудов, как " Основные течения американской мысли" (т. 1-3, 1927-30) Паррингтона.

Демократич. направление развивалось в полемике с многочисл. школами формального литературоведения, опирающимися на филос. и эстетич. идеи группы " новых гуманистов" (И. Бэббитт, 1865-1933; П. Э. Мор, 1864-1937, и др.), к-рая сложилась в 20-е гг. и провозгласила доктрину автономии лит-ры и имманентности законов её развития. Эти идеи легли в фундамент " новой критики", рассматривающей произведения как особую замкнутую систему (А. Тейт, р. 1899, Дж. К. Рэнсом, р. 1888, и др.). Занимавшая ведущие позиции в академич. литературоведении 30-40-х гг. " новая критика" в 60-е гг. была потеснена фрейдистскими, экзистенциалистскими, структуралистскими школами литературоведческого анализа, признающими определённую зависимость лит-ры от обществ, действительности, однако стремящимися истолковать иск-во не как объективное художеств, исследование жизни, а как модель, построенную в соответствии с филос. принципами, разделяемыми данной школой.

Лит: История американской литературы, т. 1, М.-Л., 1947; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1-3, M, 1962-63; Проблемы истории литературы США, M., 1964; Мендельсон M. O1 Современный американский роман. M-, 1964; О р л о в a P, Потомки Гекльберри Финна, M., 1964, 3 а с у р и и Я. H.. Американская литература XX в., M., 1966; Финкелстайн С., Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе, пер. с англ., M-, 1967; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, пер. с англ., т. 1 - 2, M., 1967 - 71; КашкинИ А, Для читателя-современника, M., 1968; Современное литературсн ведение США, M., 1969; Проблемы литературы США XX в, M., 1970; А л л е н У, Традиция и мечта, пер. с англ., M, 1970; Старцев А И, От Уитмена до Хемингуэя, M., 1972; Маттисен Ф О., Ответственность критики, пер. с англ., M., 1972; К а у л и M., Дом со многими окнами, пер. с англ., M, 1973; Основные тенденции развития современной литературы США. M., 1973, Literary history of the United States, ed. by R. E. Spiller [a. o.], N. Y, 1963; The Cambridge history of American literature, ed. by W. P. Trent [а. о ], V. 1 - 3, N. Y.- Camb., 1946; H a r t J, The Oxford Companion to American literature, N Y., 1965. A. M. Зверев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.