Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 1 страница. Производство фильмов началось в 1896 в Нью-Йорке, с 1909 в Голливуде






Производство фильмов началось в 1896 в Нью-Йорке, с 1909 в Голливуде. Уже в 1910-20-е гг. амер. кино обрело черты самостоят, иск-ва с собств. системой выразит, средств. Реж. Д. У. Гриффит плодотворно работал в жанрах ист. и психологич. драмы и эпопеи, T. X. Инс заложил основы жанра " вестерн", M. Сеннетт создал комич. фильм " немого" периода. В 20-е гг. возникла голливудская система произ-ва фильмов с концентрацией киностудий в руках неск. кинокомпаний (" РКО", " Парамаунт", " Коламбия", " Метро-Голдвин-Майер", " 20 век-Фоке" и др.).

Связь кинопром-сти с финанс. капиталом США, крупные капиталовложения и экспансия на мировом рынке сделали кино одной из важнейших отраслей амер. пром-сти, средством идсологич. пропаганды, утверждавшей амер. образ жизни. Широкое развитие получила система " кинозвёзд", выпускались многочисл. кинокартины в жанрах " вестерна", салонной комедии, ист. " костюмных" боевиков и псевдоромантич. драмы, т. н. гангстерского фильма. Большой популярностью пользовались актёры P. Валентино, M. Пикфорд, Д. Фэрбенкс, Л. Гиш, позднее - Г. Гарбо, H. Ширер, К. Гейбл, Г. Купер, X. Богарт и др. Лишь отд. режиссёрам удавалось создавать фильмы, отражающие жизнь бурж. общества с позиций критич. реализма. Такими были фильмы Э. Штрогейма-" Алчность" (1923), Ч. Чаплина - " Золотая лихорадка" (1925), " Новые времена" (1936), " Великий диктатор" (1941), К. Видора - " Толпа" (1928), Дж. Форда-" Дилижанс" (1939, по роману Э. Хейкокса, в сов. прокате-" Путешествие будет опасным"), " Гроздья гнева" (1940, по роману Дж. Стейнбека), Ф. Капры - " Мистер Дидс переезжает в город" (1936), У. Уайлера -" Лисички" (1941, по пьесе Л. Хелман), " Лучшие годы нашей жизни" (1946, по роману M. X. Кантора), О. Уэллса- " Гражданин Кейн" (1941). Реж. У. Дисней разрабатывал основы рисованного фильма, персонажи его мультипликац. кинолент приобрели мировую известность, особенно " Забавные симфонии", фильмы " Белоснежка и семь гномов" (1938), " Бэмби" (1942). Во время 2-й мировой войны 1939-45 прогрессивные амер. кинодеятели стремились внести вклад в борьбу антигитлеровской коалиции; наибольшие достижения были связаны с документальным кино - с фильмами Ф. Капры (серия " Почему мы воюем"), Дж. Хьюстона (" Рапорт с Алеутских островов", 1943), Дж. Форда (" Битва за Мидуэй", 1942), У. Уайлера (" Мемфис Белл", 1944).

По окончании войны преследование прогрессивных творческих киноработников привело к снижению художеств, уровня фильмов, что в сочетании с конкуренцией появившегося в нач. 50-х гг. телевидения обусловило резкое снижение посещаемости кинотеатров и экономич. кризис в кинопром-сти. Попытки возродить интерес зрителей к амер. кино, введение технич. усовершенствований (гл. обр. новых форматов экрана) не оказались эффективными, т. к. не затрагивали идейно-худо-жеств. содержания фильмов. В сер. 50-х гг. голливудская система потерпела крах. Ряд крупных кинокомпаний перешёл под контроль телевидения, другие резко сократили количество фильмов, производимых для киноэкрана, выпуская лишь в отд. случаях дорогостоящие супербоевики. Появились режиссёры, актёры и продюсеры, начавшие выпуск фильмов на деньги, получаемые в виде ссуды в банках или кинопрокатных компаниях. Эти т. н. независимые режиссёры определили новый облик амер. киноиск-ва 60-х- нач. 70-х гг. Ими созданы кинокартины, в к-рых критически изображается бурж. общество: " На последнем берегу" (1959), " Пожнёшь бурю" (1960), " Процесс в Нюрнберге" (1962) С. Креймера; " Погоня" (1966), " Бонни и Клайд" (1967) А. Пенна; " Доктор Стрейнджлав..." (1963), " 2001 год Космическая Одиссея" (1969, по повести А. Кларка), " Заводной апельсин" (1972, по роману А. Бёрджесса) С. Кубрика; " Двенадцать рассерженных мужчин" (1957, по пьесе P. Роуза), " Серпико" (1975) С. Люмета, и др. Принципы реалистич. киноиск-ва развиваются также в фильмах режиссёров, обратившихся к деятельности в кино в 60-х- нач. 70-х гг.: " Выпускник" (1967) M. Николса, " Лошадей ведь тоже убивают" (1969), " Такими мы были" (1973) С. Поллака; " Дневник разгневанной домохозяйки" Ф. Перри (1970); " Последний киносеанс" (1971), " Бумажная луна" (1972) П. Богдановича; " Пять лёгких музыкальных пьес" P. Рафелсона (1971); " Крестный отец" (1972), " Крестный отец - часть вторая" (1974), " Подслушивание" (1974) Ф. Копполы; " Последнее поручение" X. Эшби (1973) и др. Выпускаются также кинокомедии, муз.-танц. фильмы - мьюзиклы, детективные кинокартины. Большое место в " массовой культуре " США занимают низкопробные фильмы " ужасов" и киноленты, объектом изображения к-рых являются секс и насилие.

Важный вклад в развитие документального кино в 20-40-е гг. внесли реж. P. Флаэрти, П. Лоренц, П. Стренд. Среди ведущих режиссёров совр. периода - P. Ликок (" Предвыборное собрание", 1960), Дж. Пеннебейкер (" Джейн", 1962). Научно-популярное кино наиболее успешно представлено фильмами У. Диснея (" Живая пустыня", 1953, " Исчезающая прерия", 1954), У.Грина (" Хроника Хеллстрома", 1972). В числе лучших представителей амер. школы актёрского иск-ва: С. Треси, Ф. Марч, Б. Дейвис, Г. Фонда, Б. Ланкастер, M. Брандо, П. Ньюмен, P. Стейгер, А. Куин, Г. Пек, Джейн Фонда, Д. Хофман, P. Редфорд, Дж. К. Скотт, Д. Николсон.

Кадры киноработников готовят Амер. киноин-т (Беверли-Хилс), Калифорнийский ун-т (Беркли). H.-и. работу в области теории и истории киноиск-ва ведут киноархивы Амер. киноин-та (Вашингтон) и Музея совр. иск-ва (Нью-Йорк). В Сан-Франциско ежегодно проводится междунар. кинофестиваль. Функционирует Амер. академия киноиск-ва и наук (осн. в 1927, Голливуд) - обществ, орг-ция, ежегодно присуждающая премии (т. н. Оскар) лучшим амер. и иностр. фильмам. Издаются журналы: " Film quarterly" (Berkeleg, с 1945), " Films in review" (N. Y., с 1950), " Film culture" (N. Y., с 1955) и др. В 1974 выпущено 190 художеств, фильмов, работало 14 000кинотеатров.

Илл. см. на вклейке, табл. XX (стр. 128-129).

Лит.: M е р с и и о н А., Кино и монополии в США, пер. с франц., M., 1956; Теплиц E., Кино и телевидение в США, пер. с польск., M., 1966; Колодяжная В., T р у т к о И., История зарубежного кино, т. 2, [2 изд., M.. 197O]; Goodman E., The fifty-year decline and fall of HoIIywood, N. Y., 1961; J а с о в s L., Therise of the American film, N. Y., 1968; В г о w n 1 о w KL., The parade's gone by..., L., 1970. H. П. Абрамов.

СОЕДИНЁННЫЙ БАНК в Москве, см. Банки в дореволюционной России

СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И KAHАДЫ ИНСТИТУТ, ин-т Соединённых Штатов Америки и Канады АН CC CP, н.-и. учреждение, изучающее экономику, социальные отношения, внутр. и внеш. политику США и Канады. Находится в Москве. Создан в 1968. До 1974 носил назв. Ин-т США. Исследования в области экономики сосредоточены на вопросах гос.-монополистич. регулирования, научно-технич. прогресса и его последствий, системы управления и т. п., в области социальных отношений и внутр. политики - на таких вопросах, как социальная структура общества, рабочее движение, расовая проблема, политич. партии и движения, гос. механизм, в области внеш. политики - на изучении её региональных направлений и внешнеполитич. доктрин. Большое внимание уделяется проблемам советско-американских и советско-канадских отношений. С 1970 издаёт журн. " США. Экономика. Политика. Идеология".

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ, ткань животного организма, развивающаяся из мезенхимы; выполняет опорную, питат. (трофическую) и защитную функции. Особенностью строения этой ткани является присутствие хорошо развитых межклеточных структур (волокон и основного вещества).

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Тихоокеанское побережье (шт. Орегон). 2. Река Св. Лаврентия в районе " Тысячи островов". Мост соединяет города Айви-Ли (США) и Коллинз-Лендинг (Канада). 3. Кордильеры в национальном парке Олимпик (шт. Вашингтон). 4. Водопад на р. Йеллоустон. S. Центральные равнины (шт. Оклахома).

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Плато Льяно-Эстакадо (шт. Нью-Мексико). 2. Ниагарский водопад. 3. Река Гудзон близ г. Уэст-Пойнт (шт. Нью-Йорк). 4. Пастбище на восточном склоне гор Сьерра-Невада.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Вашингтон Вид на центральную часть города с р Потомак. 2. Лос-Анджелес Вид на центральную часть города 3. Нью Йорк Бруклинский мост и вид на южную часть Манхаттана 4. Филадельфия Вид на мост имени Франклина и часть городского центра. 5. Чикаго Общий вид с оз Мичиган 6. Детройт. Деловой квартал.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Сент-Луис Центральная площадь Плаза Мемориал 2. Балтимор Общий вид со стороны порта. 3. Кливленд. Вид на центральную часть На переднем плане - стадион 4. Канзас Сити. Деловой район города. 5. Сан-Франциско. Вид на порт и центральную часть города. 6. Омаха. В центральной части города.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Даллас. В центральной части города 2. Новый Орлеан. Общий вид 3. Посёлок Уайлд-Лейк (шт. Мэриленд) 4. Батон-Руж. Вид на город я нефтеперерабатывающие заводы 5. Майами в. Сакраменто.

Общий вид

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. На заводе " Мак-Доннелл-Дуглас" в Лонг-Биче (шт Калифорния) 2. Сборка фотоаппаратов на конвейере предприятия фирмы 4Поляроид" в Норвуде (шт. Массачусетс) 3. На бумажном предприятии в Монтиселло (шт Миссисипи) 4. Лаборатория исследования топлива фирмы " Лубри ойл" 5. На автозаводе в Детройте.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Индейское скальное селение и ритуальный " Дом Ели" (двор святилища " кива") в Меса-Верде (шт. Колорадо). Культура пуэбло. Около 1200. 2. Церковь Сан-Франсиско де Асис в Ранчес-оф-Таос (шт. Нью-Мексико). 1772. 3. Дом священника Кейпена в Топсфилде (шт. Массачусетс). 1683. 4. Д ж. A р и с с. Вилла МаунтЭри близ Ричмонда (шт. Виргиния). 1758-62. 5. Ч. я Г. Г р и н и. Дом Д. В. Гэмбла в Пасадене (шт. Калифорния). 1908- 1909. 6. T. Джефферсон, Б. Латроб. Университет Виргинии в Шарлотсвилле (шт Виргиния). 1818-26. 7. Ч Булфинч. Дом штата (Капитолий) в Бостоне. 1795-98. 8. И Д ж и л л. Дом Доджа в Лос-Анджелесе. 1916. 9. Г. X Ричардсон. Оптовый магазин " Маршалл Филд" в Чикаго. 1885-87. 10. Д. X. Б ё р н е м, Д ж. У. P у т. Небоскрёб Рилайенс-билдинг в Чикаго. 1890-94. 11. Л. Салливен. Универмаг " Карсон-Пири-Скотт" в Чикаго (фрагмент фасада). 1899-1900.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Ч. Ф. M а к - К и м, У. M и д, С.Уайт. Вокзал Пенсильвания-стейшен в Ныо-орке. 1906-10. Зал ожидания. 2. Ф. Л. P а и т. Дом Л. Льюиса в Либертивилле (шт. Иллинойс). 1940. 3. Л. К а н. Институт биологических исследований Дж. Солка в Ла-Ойе (Сан-Диего, шт. Калифорния). 1959-66. Световой дворик (вид сверху). 4. Э. С а а р и в е н. Аэровокзал компании TWA в аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке 1962. 5. " Золотой треугольник" в Питсбурге (шт. Пенсильвания). 6. Ф. Д ж о н с о в, P. Ф о с т е р. Научный центр Клайна в Йельском университете в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). 1966. 7. П. P у д о л ф. Школа искусства и архитектуры Йельского университета в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). 1962-63. 8. Э. Д. Стоун. Посольство США в Дели (Индия). 1958. 9.Р. В е н т у р и, Д ж. P а у х. Пожарное депо в Колумбусе (шт. Индиана). 1965-67. 10. К. P о ш, Д ж. Д и н к е л у и др. Здание Фонда Форда в Нью-Йорке. 1967.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Г. Стюарт. " Конькобежец ". 1782. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 2. У. С. M а у я т. " Ловля угрей в Сетокете". 1845. Историческая ассоциация. Куперстаун (шт. Нью-Йорк). 3. Ч. У. Пил. " Сыновья художника на лестнице" ·. 1795. Музей искусства. Филадельфия. 4. А. П. P а я д е р. " Зигфрид и рейнские девы". До 1891. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 5. T. Салли. " Рваная шляпа". 1820. Музей изящных искусств. Бостон. 6. У. X о м е р. " Восемь склянок". 1886. Галерея американского искусства Аддисона. Андовер (шт. Массачусетс). 7. Д ж. M. У и с т л е р. " Маленькая Роза из Лайм-Риджиса". 1895. Музей изящных искусств. Бостон. 8. T. Э и к и н с. " Уильям Раш, вырезающий аллегорическую фигуру реки Скулкилл". 1877. Музей искусства. Филадельфия. 9. P. Xe н р и.

" Мальчик-рыбак". Собрание Британской энциклопедии. Нью-Йорк.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. О Сент-Годенс. " Мир господень" (надгробие миссис Г Адаме) Бронза. 1891. Кладбище Рок Крик. Вашингтон. 2. Д ж. Беллоуз " Докеры" 1912 Колледж Рандолф Мейкон (шт Джорджия). 3. РКент " Труженики моря" 1907. Художественный музей. Нью Бритен (шт. Коннектикут) 4. Дж. Эпстайн Портрет П Робсона 1928 Бронза Музей искусства Филадельфия 5. А Мозес " За рождественской ёлкой" 1946. Собрание Мозес Нью-Йорк 6. Б Ш а н. " Мы требуем мира! " Рисунок для плаката 1946 Галерея Даунтаун Нью-Йорк. 7. Э У а в е т. " Молодая Америка". 1950 Пенсильванская академия изящных искусств Филадельфия 8. С Дейвис. " Ax! B Сан-Паулу! " 1951. Музей американского искусства Уитни Нью-Йорк

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1. Сцена из оперы " Порги и Бесо Дж Гершвина. " Тилд-тиэтр" Нью-Йорк. 1935. 2-7, 10-12.
Сцены из спектаклей 2. " Вы не можете взять это с собой" P. Кауфмана и M Харта. 1937. 3. " Лисички" Л Хелман 1939. 4. " Трамвай „Желание" " T. Уильямса. 1947. 5. " Смерть коммивояжера" А. Миллера. 1949. 6. " Кто боится Вирджинии Вулф" Э. Олби. 1962. 7. " Странная интерлюдия" Ю. О'Нила 1963 10.
" Счастливый конец" Д. T. Уорда. Негритянский ансамбль. 11.
" Хелло, Долли! " Дж, Хермина. 1964. 12. " Вестсайдская история" Л. Бернстайна. Балетмейстер Дж Роббинс. 1957 8-9. Сцены из балетов: 8. " Родео" А Копленда Балетмейстер А. Де Милль " Американ балле тиэтр" 1942 9. " Не все ли равно? " на музыку Дж Гершвина. Балетмейстер Дж. Баланчин. " Нью-Йорк сити балле" 1970.

К ст. Соединённые Штаты Америки. 1-14
. Кадры из фильмов 1. " Нанук с Севера". Реж. P. Флаэрти 1922. 2. " Нетерпимость". Реж. Д. У. Гриффит. 1923 3. " Алчность" Реж. Э. Штрогейм. 1924 4. " Золотая лихорадка" · Реж Ч Чаплин 1925. 5. " Большой парад". Реж. К Видор. 1925 б. " Мистер Дидс переезжает в город". Реж. Ф. Капра. 1936 7. " Бэмби". Реж. У. Дисней. 1942 8. " Гроздья гнева". Реж. Дж. Форд 1940. 9. " Гражданин Кейн". Реж. О. Уэллс 1941 10
. " Лучшие годы вашей жизни". Реж. У. Уайлер. 1946 11
. " Двенадцать рассерженных мужчин". Реж. С Люмет. 1957. 12
. " Пожнешь бурю" Реж С. Креймер. 1960. 13
. " Погоня". Реж А. Пени. 1966. 14
. " Лошадей ведь тоже убивают? ". Реж. С. Поллак. 1969

К ст. София. 1. Церковь св. Георгия (в 3-4 вв. перестроена из древнеримского сооружения). 2. Дом партии 1952-55. Архитекторы П. Златев и др. 3. Академия наук. 1892. Архитектор H Майер. 4. Национальная художественная галерея (о. царский дворец). Перестроена в 1877-87 Архитектор П Момчилов. 5. Университет им. Климента Охридского 1924-34. Архитектор И. Миланов. 6. Спортивный зал " Универсиада". 1961. Архитекторы А. Баров и др. 7. Жилищный комплекс

Восток. 1970-73. Архитектор С. Георгиева.

К ст. София. 1. София. Площадь В. И. Ленина. 2. В центре столицы. 3. Микрорайон им Милева. Улица им. Чапаева (в центре - здание завода " Электроника"). 4. Бульвар Георгия Димитрова. 5. Орлов мост. 6. Стадион им. Васила Ленского.

К ст. Сочи. 1. Побережье в Хосте. 2. Санаторий Министерства обороны СССР. 1931-33. Архитектор M. И Мержанов 3. Санаторий им. Г К.Орджоникидзе 1934-37 Архитектор И С Кузнецов. 4. Гостиница " Москва". 1975. Архитектор И. H. Заков. 5. Ванное здание в Старой Мацесте 1936-38. Архитектор А. П Голубев б. Комплекс магазинов " Торговая галерея" 1973. Архитекторы E. Б Анцута, В В Кузнецов, инженер E В. Мандель 7. Пансионаты в Адлере Строятся с 1965. Архитекторы H. П Шеломов, H. 3. Чернявский и др., инженеры A M Сороко и др. 8. Санаторий " Актёр" 1968 Архитектор В. И. Очинский. 9. Ресторан гостиницы " Магнолия". 1965. Архитекторы Л. Ю. Гальперин, A. H Михаилов.

В С. т. в зависимости от состава клеток, типа и свойств межклеточных структур, их ориентации и т. п. выделяют собственно С. т., костную ткань и хрящевую ткань. Собственно С. т. подразделяют на неоформленную, или диффузную, и оформленную, или ориентированную. В неоформленной С. т. с волокнами, расположенными без особого порядка, различают рыхлую (напр., подкожная клетчатка, С. т., заполняющая промежутки между органами и сопровождающая кровеносные сосуды) и плотную (напр., соединительнотканная основа кожи). В оформленной С. т. волокна закономерно ориентированы (сухожилия, фасции, связки, склера глаза и др.). Выделяют виды С. т. со спец. свойствами - ретикулярную ткань, жировую ткань, ткань, богатую клетками, содержащими пигмент (напр., в сосудистой оболочке глаза), к-рые вместе с кровью и лимфой объединяют в систему тканей внутренней среды. Межклеточное вещество включает коллагеновые, эластические, а также ретикулиновые волокна и основное вещество, содержащее большое кол-во мукополисахаридов. Волокна и основное вещество вырабатываются фибробластами - главной клеточной формой С. т. В рыхлой С. т. имеются также макрофаги - гистиоциты (клетки, очищающие путём фагоцитоза ткань от инородных частиц и омертвевших структур); тучные клетки, содержащие гепарин, гистамин и др. биологически активные вещества; жировые, пигментные, плазматич. клетки, различные виды лейкоцитов крови. Рыхлая С. т., заполняя пространства между органами, сосудами, нервами, мышцами и др. структурами организма, создаёт внутр. среду, через к-рую происходит доставка питат. веществ клеткам и удаление продуктов их метаболизма. Повсеместное распространение рыхлой С. т., её роль в трофике (питании) клеток, защитных процессах делает эту ткань участником практически всех физиологич. и патологич. реакций животного организма (физиологич. и репаративной регенерации, воспаления, заживления ран, склеротич. процессов и др.). Для С. т. с выраженной защитной функцией характерно относительно большое кол-во и разнообразие клеток, в т. ч. лейкоцитов крови. В С. т. преим. опорного типа преобладают межклеточные структуры, а клетки представлены только фибробластами или аналогичными им формами (хрящевые, костные клетки и т. п.).

Лит.: Елисеев В. Г., Соединительная ткань, M., 1961; Хрущев H. Г., Функциональная цитохимия рыхлой соединительной ткани, M., 1969; его же, Гистогенез соединительной ткани, M., 1976.

H. Г. Хрущев.
СОЖ, река в Смоленской обл. РСФСР, Могилёвской и Гомельской обл. БССР, частично по границе с Черниговской обл. УССР, лев. приток р. Днепра. Дл. 648 км, пл. басе. 42, 1 тыс. км2. Берёт начало на Смоленской возв., протекает по Оршанско-Могилёвской равнине, в низовьях - по Полесью. Долина широкая, от г. Гомеля до устья с широкой (до 10 км) заболоченной поймой. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Cp. расход воды у Гомеля (100 км от устья) 207 м3/сек. Замерзает в ноябре -начале января, вскрывается в конце марта - апреле. Гл. притоки: справа - Проня; слева - Остёр, Беседь, Ипуть. В верх. течении река шлюзована. Сплав леса. Судоходна от Кричева. На С.- гг. Кри-чев, Чериков, Славгород, Гомель
.
СОЗВЕЗДИЯ, в совр. астрономии участки, на к-рые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности, однако, С. паз. характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. Главнейшие из них были назв. именами, заимствованными из мифологии (Геркулес, Персей и т. п.) или быта (Весы, Лира и т. п.). Научного значения группирование звёзд в С. не имеет. Всё небо разделено на 88 С., зафиксированных Междунар. астрономич. союзом в 1930; их назв. см. в ст. Звёздное небо; карту звёздного неба см. т. 9, вклейка к стр. 224-225.

СОЗВУЧИЕ в музыке, сочетание в одноврем. звучании нескольких звуков различной высоты. С. может состоять из двух (гармонич. интервал) и более звуков, может быть консонирующим и диссонирующим (см. Консонанс, Диссонанс). Осн. вид созвучия терцового строения из трёх и более звуков наз. аккордом.

СОЗЕРЦАНИЕ, чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания " по истине". Второе понимание развивалось И. Кантом, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С.- " эмпирическое" (сознание об индивидуальном предмете) и " эйдетическое", предметом к-рого является сущность (" эйдос").

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. " Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" (M а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Лит. см. при ст. Теория познания.

СОЗИМСКИЙ, посёлок гор. типа в Верхнекамском р-не Кировской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Заводская) на ветке Яр - Лесная (от линии Пермь - Киров). Кайский целлюлозный з-д, леспромхоз.

СОЗНАНИЕ, одно из осн. понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфич. механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистич. решении ее осн. вопроса (см. Основной вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психич. отражении действительности, как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психич. отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии С. трактуется как психич. деятельность, к-рая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внеш. мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварит, мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С. - не только внеш. мир, но и сам субъект - носитель С., постольку одним из существ, моментов С. является самосознание.

История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального. Так, напр., логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу - общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греч. мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса " ум" (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение.

Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действит. мира, как синоним универсальной закономерности, то в ср. века С. трактуется как надмировое начало (бог), к-рое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная " искорка" всепроникающего пламени божеств, разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.

На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал P. Декарт, к-рый, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространств, субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта. Б. Спиноза в своём материалистич. учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Франц. материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности.

Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть обществ, природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классич. идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-историч. природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историч. формами обществ, жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.

Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимую сторону практич., материальной деятельности человека. Согласно диалектич. материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-историч. практики. Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистич. трактовку активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизич. материализма, согласно к-рой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектич. материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С., превращается в идеальное; в свою очередь, С. (идеальное) через материальную деятельность человека претворяется в действительность, в реальное. Активность С. направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практич. деятельностью.

Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит осн. жизненный смысл и историч. необходимость возникновения и развития С., к-рое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практич. деятельности творить мир: " Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195).

Происхождение С. и его биологи ч. предпосылки. Формированию С. человека предшествовал длит, период " умственного" развития животных. В истолковании этого развития диалектич. материализм исходит из того, что психич. отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психич. деятельность животных полностью обусловлена биологич. закономерностями и служит приспособлению к внеш. среде, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.