Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия, социология, психология. 1 страница






В первые годы после открытия Америки среди поселившихся там европейских колонистов господствовала идеология различных протестантских сект, преим пуритан Первым крупным европ философом, приехавшим в колон Аме рику (1729-31) в качестве миссионера англиканства, был Дж Беркли Под его влиянием, а также под воздействием кембриджских платоников сложились филос теологич учения Дж Эдуардса и С Джонсона, от к рых берет начало амер философия 1 и пол 18 в Первым известным противником религ догматизма был губернатор Нью Йорка К Кол ден, один из основателей Амер филос об ва (1743), сторонник деизма Значит роль в распространении просветительских и антиклерикальных идей в США сыграли идеологи национально освободительною движения T Джефферсон, Б Франклин, И Аллен, T Пейн Бурж демократические идеалы они сбоеновывали теориями естественного права и обществ договора Приверженцами материалистич линии в амер философии этого периода, близкими по своим взглядам к франц материализму 18 в, были T Купер и Б Раш

В нач 19 в антиклерикальные просветит учения уступили место социально-умеренным и тяготеющим к филос идеализму течениям Наиболее яркой фигурой в философии США этого периода был лидер конкордской школы " трансценден та листов", романтич поэт и философ P У Эмерсон Гуманизм принял в его учении абстрактный эмоциональный характер, религ мотивы приобрели пантеистич очертания Претендовавшие на создание самостоят нац амер философии Дж Мак Кош и H Портер на деле пропагандировали традиц теологич ортодоксию в духе " здравого смысла" шотландской школы, противопоставляя ее умозрительной спекулятивной философии. Во 2 и пол 19 в возглавлявшаяся У T Харрисом сент луисская школа способствовала распространению в США классич нем философии, в особенности абс идеализма Г Гегеля Этой школой были основаны в 1867 сент луисское филос об во и первый в США филос журн " The Journal of Speculative Philosophy ". По существу это течение носило право гегельянский характер наиболее значительным его представителем был проф Гарвардского ун та Дж Ройс, к рый давал абс идее теистич толкование и утверждал единство бесконечного божеств духа и конечных духовных личностей Сент луисской школе противо стояла плюралистич форма объективного идеализма - протестантский персонализм (бостонская школа Б. П. Боун, Дж. X. Хауисон, P. T. Флюэллинг, Э IIIБрайтмен) главный его теоретик - проф Гарвардского ун та У Э Хокинг В онтологич плане это учение опиралось на монадологию Г В Лейбница и Г Лотце, в гносеологическом - созвучно берклианству. В центре интересов персонализма - этич и теологич проблематика, его основная категория-" личность" взаимоотношение " Я" и " Ты" как " субстанциальных самостей", устремленных к богу

Наиболее самобытным течением, оказавшим определяющее влияние на амер. философию 1 и пол 20 в, был прагма тизм - волюнтаристская форма субъективного идеализма, утилитаристски трактующая истину как полезность, соответствие интересам Основоположник прагматизма - Ч. С. Пирс, его ведущие представители - У. Джемс и Дж. Дьюи. При всей однородности краеугольного принципа учения сторонников прагматизма не тождественны: Джемс (занимавшийся также психологией) приходит в итоге к иррационалистич. фидеистич. выводам; Дьюи, Дж. Мид, К. И. Льюис, в отличие от него, стараются придать своему инструментализму наукообразную видимость. Прагматизм - единств, течение амер. философии, нашедшее отд. приверженцев за рубежом (в Великобритании, Италии, Китае). К прагматизму примыкает и операционализм - субъективно-идеалистич. концепция, разработанная физиком П. У. Бриджменом. В 1910 был опубликован направленный против филос. идеализма " Манифест" шести глашатаев неореализма. (P. Б. Перри, У. П. Монтегю и др.), к-рый, " снимая" на словах осн. вопрос философии о соотношении объекта и субъекта познания, а на деле отвергая материалистич. теорию отражения, по существу близок к феноменалистич. концепции " нейтрального монизма", базирующейся на двусмысленном истолковании понятия " опыт". С критикой неореализма выступила в 1920 группа из 7 философов, представителей критического реализма (А. К. Роджерс, P. В. Селлерс, Дж. Б. Пратт, Дж. Сантаяна, А. Лавджой, Ч. О. Стронг, Д. Дрейк), пути к-рых, однако, впоследствии разошлись. Отчётливо различая, в противовес неореализму, объект познания и образуемые в процессе познания представления и понятия, нек-рые критич. реалисты проявили тяготение к агностицизму, другие же (как Сантаяна) апеллировали к стихийной " животной вере" и идеальным " сущностям". Традиции объективного идеализма продолжили переселившийся в США из Великобритании A. H. Уайтхед, к-рый разработал панвиталистич. учение, сочетающее мотивы платонизма и монадологии, а также Б. Бленшард, выступающий с резкой оппозицией позитивизму.

Наиболее влият. направлением совр. амер. философии является неопозитивизм. Большую роль в его утверждении сыграли эмигрировавшие в США лидеры Венского кружка логич. позитивизма (M. Шлик, P. Карнап, X. Рейхенбах, Г. Фейгль). К этому направлению принадлежат сторонники " общей семантики" (А. Кожибский, С. Хаякава, С. Чейз) и многочисл. представители логического анализа философии (У. Куайн, H. Гудмен, Б. Л. Уорф и MH. др.); более утончённая версия аналитич. философии, ограничивающая феноменалистич. выводы из неё, разработана У. Селлерсом. Сторонники " натурализма" (Ф. Дж. Вудбридж, M. P. Коэн, E. Крикорьян, Дж. Г. Рэнделл, Э. Нагель), отвергая идеалистическую спекулятивную философию и противопоставляя ей методологию, основанную на эмпирическом познании и логическом анализе, занимают уклончивую позицию в борьбе двух лагерей в философии.

В многочисл. католич. ун-тах США (Фордемский и др.) преподаётся неотомизм, к к-рому примыкают и отд. некатолич. философы (M. Адлер, Дж. Уайлд). Существует Амер. католич. филос. ассоциация (с 1926). В протестантских кругах наряду с персонализмом пользуется успехом неортодоксальная иррационалистич. диалектическая теология (P. Нибур, П. Тиллих).

Первыми пропагандистами марксизма в США были представители революц. нем. эмиграции Ф. Зорге и И. Вейдемейер, основавшие в Нью-Йорке Коммунистич. клуб (1857) и организовавшие амер. секцию 1-го Интернационала (1867). Основанная в 1919 Коммунистич. партия пропагандирует марксистско-ленинскую философию и подвергает критике бурж. философию и социологию. В 1962 было организовано " Об-во филос. изучения диалектич. материализма", а в 1964 создан " Амер. ин-т марксистских исследований". Пропаганда марксистско-ленинского учения ведётся в журн. " Science and Society" и " Political Affairs", в работах Г. Аптекера, Г. Селзама, Г. К. Уэллса, П. Кроссера, К. Ламонта, П. Данема, Г. Л. Парсонса, Д. Де Гроода и др. Отд. прогрессивные амер. философы, сторонники материалистич. линии в философии, высоко оценивают вклад марксизма в развитие науч. мысли, сближаются и сотрудничают с марксистами. Такова, напр., позиция Селлерса. Близок диалектич. материализму крупнейший знаток феноменологии M. Фарбер, ведущий активную борьбу против ортодоксального гуссерлианства. Большой вклад в объективное освещение диалектич. материализма внёс Дж. Сомервилл, редактор спец. журнала, содержащего переводы статей сов. авторов (" Studies in Soviet Thought", Dordrecht, с 1961).

С 1902 существует Амер. филос. ассоциация, имеющая 3 регион, отделения (Восточное, Западное, Тихоокеанское) и объе аиняющая философов различных течений.

Становление социологии в США началось в последней трети 19 в. под влиянием идей Г. Спенсера и прагматизма (первый курс был прочитан У. Самнером в Иельском ун-те в 1874). Идеологич. и политич. ориентации первых амер. социологов варьировались от консервативно-охранительных (Самнер, Ф. Г. Гиддингс) добурж.-либеральных(Л. Уорд, А. Смолл) и радикально-демократических (T. Веблен). В 1892 в Чикагском ун-те была создана первая в мире кафедра социологии, а к 1901 различные курсы социологии читались уже в 169 высших уч. заведениях. В 1895 Смолл начал издавать " American Journal of Sociology", в 1905 было основано Американское социологическое об-во, первым президентом к-рого стал Уорд.

Работы первых амер. социологов создавались в русле идей европ. позитивизма. Наиболее важными были исследования Самнера об обычаях, теории " зеркального Я" и первичных групп Ч. X. Кули, оказавшие заметное влияние на развитие социальной психологии. В 1920-х гг. социология принимает преимущественно эмпирич. направленность в связи с поисками правящими кругами новых источников информации и способов управления социальными процессами в условиях обострения классовой борьбы. В 1920- 1930-х гг. в Чикагском ун-те развернулись экологич. исследования города (P. Парк и Э. Бёрджесс), проблем, связанных с жизнью иммигрантов (У. Томас и Ф. Знанецкий), общинного быта и расовых отношений (Л. Вирт, Э. Ф. Фрэзьер), различных форм социальной дезорганизации, преступности и т. д. Большое влияние на развитие амер. социологии 1930-40-х гг. оказали также П. А. Сорокин, основавший социологический ф-т в Гарвардском университете, и P. Линд.

С эмпирическими исследованиями связан определённый прогресс исследовательских методов и техники (П. Ф. Лазарсфельд).

В результате расширения масштабов эмпирич. исследований после 2-й мировой войны 1939-45 социология выдвинулась на одно из ведущих мест среди обществ, наук, и это способствовало её дальнейшей специализации и профессионализации. Амер. социологич. ассоциация насчитывает св. 14 тыс. членов и более 35 различных специализаций (1975). Однако рост профессионализации вместе с тем усугубил традиц. слабости амер. социологии - эмпиризм, отсутствие ист. перспективы, разрыв между эмпирией и теорией, склонность подменять социологич. проблемы психологическими. Структурный функционализм (см. Структурно-функциональный анализ), ставший ведущим теоретико-методологич. направлением послевоенной амер. социологии (T. Парсонс, P. Мертон), приспособлен для описания внутр. механизмов функционирования социальной системы, но имеет тенденцию к смазыванию её противоречий, классовой борьбы и законов ист. развития. Это связано и с идеологич. установками большинства амер. социологов, стремящихся " усовершенствовать" капитализм. Специализация социологии и появление у неё новых прикладных функций способствовали распространению среди самих учёных иллюзии беспартийности, идеологич. нейтральности.

Обострение социально-экономич. противоречий и подъём демократич. движения в США в 1960-х гг. нанесли тяжёлый удар по этим иллюзиям и вызвали острый теоретико-методологич. и пдеологич. кризис. На правом фланге амер. социологии стоят убеждённые антикоммунисты, разрабатывающие соответствующие военно-политич. и идеологич. концепции (напр., 3. Бжезинскии) или направленные против марксизма глобальные теории развития совр. общества (напр., теория " постиндустриального общества" Д. Белла). Значит, число социологов ограничивается изучением частных проблем, интерпретируя их в духе традиц. либерализма. Заметный вес приобрела т. н. " критическая", или " радикальная", социология, провозвестником к-рой в 1950-х гг. был Ч. P. Миллс и представители к-рой (А. Гоулднер и др.) резко критикуют недиалектичность, антиисторизм и идеологич. консерватизм господствующих социологич. концепций, выдвигают на первый план изучение противоречий капиталистич. общества, социального неравенства, бедности и т. д. Часть молодых социологов находится под влиянием идей Г. Маркузе или других левоанархистских идей. Велик разброд и в теоретич. ориентациях. В качестве альтернативы функционализму предлагаются неофрейдизм, феноменология, символич. интеракционизм, этнометодология. Быстро растёт интерес к марксизму, однако зачастую ист. материализм воспринимается искажённо, сквозь призму концепций франкфуртской школы (T. Адорно, Маркузе и др.) или вульгарного социологизма 20-х гг.

С 70-80-х гг. 19 в. при ун-тах США создавались лаборатории экспериментальной (физиологич.) психологии, представители к-рой (Дж. M. Кеттел, Г. С. Холл и др.) обучались новым науч. методам в Европе. Идейным лидером амер. психологии этого периода был У. Джемс; его " Основы психологии" (1890) стали на много десятилетий гл. учебным пособием в колледжах. Основателем Амер. психологич. ассоциации (1892) и редактором журн. " American Journal of Psychology" (1887) был Г. С. Холл. Большой вклад в развитие зоопсихологии и детской психологии внёс Э. Л. Торндайк. На рубеже 19-20 вв. широко распространяется тестология (см. Тест) в связи с задачами проф. отбора. Одной из гл. тем экспериментальных работ стала проблема научения, к-рая трактовалась гл. обр. с позицией бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, К. Лешли, Б. Скиннер), сводившего человеческое поведение к совокупности реакций на внешние стимулы и отрицавшего активную роль сознания субъекта в организации и регуляции его деятельности. Наряду с бихевиоризмом большое влияние на амер. психологию оказал психоанализ, в особенности неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Салливан, К. Хорни), сочетающий учение 3. Фрейда о первичной роли инстинктивных мотивов (сексуальных, агрессивных) с признанием роли социальных факторов. Изучение последних стимулировало широкое развитие эмпирич. социальной психологии. В сер. 20 в. на роль " третьей силы" в амер. психологии претендует т. н. " гуманистич. психология" (К. Роджерс, Г. Олпорт и др.), сложившаяся под влиянием философии экзистенциализма и претендующая на изучение личности в её целостности, уникальности и способности к самоактуализации и саморазвитию.

Для совр. амер. психологии характерен широкий диапазон экспериментальных исследований, в особенности на стыке с кибернетикой и нейрофизиологией; в тестологии всё большую роль приобретает установка на выявление творч. способностей личности. По количеству лабораторий и занятых в них психологов США превосходит др. страны. Наиболее интенсивно развиваются социальная психология (Л. Фестингер, С. Аш, Д. Мак-Лэлланд и др.), психофизиология (H. Миллер, К. Прибрам и др.), психология обучения и развития (Дж. Брукнер и др.).

Об основных научных центрах см. в статьях Психологические общества и организации, Социологические общества и организации, философские общества и организации.

Осн. филос. журналы: " The Journal of Philosophy" (с 1904), " American Philosophical Quaterly" (c 1964), " The Philosophical Review" (c 1892), " Philosophy of Science" (c 1934), " Philosophy and Phenomenological Research" (c 1940), " International Philosophical Ouaterly" (c 1961), " The New Scholasticism" (c 1927), " The Personalist" (c 1920).

Б. Э. Быховркий (философия),

И. С. Кон (социология),

M. Г. Ярошевский (психология).

Историческая наука. Амер. историография ведёт начало от мемуаров и хроник колон, периода; характерная их черта - фаталистич. трактовка событий, вытекавшая из веры в божеств, предопределение явлений обществ, жизни. В ист. сочинениях 18 в. нашли отражение идеи амер. Просвещения, формировавшегося в условиях борьбы за независимость и нац. единство, под сильным воздействием англ, и франц. просветителей. В публицистич. и ист. сочинениях Б. Франклина, T. Джефферсона, T. Пейна обосновывалась идея ист. прогресса, с позиций естеств. права и теории договорного происхождения верховной власти критиковалась англ, колон, тирания и провозглашалось право сев.-амер. колоний на независимость. Работы историков 18 - нач. 19 вв. были посвящены в основном событиям Войны за независимость 1775-83 и носили морализующий характер. Ведущее положение в историографии 1-й пол. 19в. занимала " романтич.", или " ранняя", школа во гл. с Дж. Банкрофтом, для к-рой была характерна идея об исключительности ист. судеб США. Представители " ранней" школы Дж. Мотли и У. Прескотт первыми в американской историографии начали изучение европейского средневековья.

Многостороннее отражение в историографии 19 в. получила борьба по вопросу о рабстве. Историки - сторонники рабовладельч. Юга грубо извращали характер рабства, а затем и ход Гражд. войны в США 1861-65 (Дж. Дэвис, Д. Мак-Кэб). Бурж.-либеральные историки (X. Грили, Дж. Дрейпер и др.) одобряли отмену рабства, но затушёвывали революц. характер гражд. войны. Позднее, в кон. 19 в., в лице Дж. Родса произошло сближение бурж. и рабовладельч. историографии. Представители радикально-аболиционистского направления (Ф. Дуглас, У. Филлипе) подчёркивали незавершённость де-мократич. преобразований на Юге и доказывали необходимость доведения их до конца. Последняя четверть 19 в. отмечена заметным прогрессом в развитии ист. знаний в США: выросла источниковедческая база, повысилась техника ист. исследований; совершенствовалась организация ист. науки и ист. образования. В крупнейших ун-тах были учреждены кафедры истории и начали издаваться ист. журналы. В 1884 создана Амер. ист. ассоциация, начавшая с 1895 издавать журн. " American Historical Review". Ведущую роль в этот период играли историки, испытавшие влияние позитивистской философии и методологии нем. историографии. Расширялась проблематика науч. исследований. В работах Дж. Мак-Мастера, написанных с акцентом на культурно-ист, проблематику, история США изображалась как эволюц. процесс, лишённый острых социальных конфликтов. Г. Адаме, один из зачинателей амер. дипломатич. истории, дал широкое полотно системы междунар. отношений в нач. 19 в. Выдающийся вклад в изучение первобытного общества внёс Л. Г. Морган. Историки " расистской школы" (Дж. Б. Адаме, Дж. Бёрджесс, Дж. Фиске и др.) видели суть " социальной эволюции" исключительно в развитии политич. идей и учреждений и на основе методологии " сравнит, политики" пытались проследить развитие англо-саксонских политич. учреждений в Америке. Тезис этих историков об уникальности и превосходстве амер. демократии был использован на рубеже 19-20 вв. в пропагандистских целях для апологии экспансионистской политики США.

С началом эпохи империализма получили распространение прагматич. и субъективно-идеалистич. взгляды на ист. процесс. Одновременно возникло экономич. направление, наиболее адекватно выразившее задачи и цели бурж. реформизма (Ф. Тёрнер, Ч. Бирд, Э. Чаннинг и др.). Тёрнер выдвинул идею об определяющем значении для политич. и социального строя США колонизации зап. земель.

Концепция истории США Бирда исходила из противопоставления с. х-ва и пром-сти, борьбы агр. и индустриально-капиталистич. тенденций. Деятельность историков этого направления способствовала интенсивной разработке экономической проблематики, в частности экономических причин Войны за независимость, Гражд. войны и др. важнейших событий американской истории. Однако гл. внимание концентрировалось не столько на взаимоотношениях людей в процессе произ-ва, сколько на проблемах обмена; классовое деление общества подменялось классификацией по отраслям х-ва, развитие к-рых связывалось исключительно с географич. положением отдельных р-нов. К кон. 19 - нач. 20 вв. относится зарождение марксистского направления в амер. историографии. Значит, роль в этом процессе сыграли работы Ф. Зорге, Ю. Дебса, Г. Шлютера и др.

Победа Великой Окт. социалистич. революции в России н развитие общего кризиса капитализма вызвали глубокие изменения в бурж. идеологии. Новый этап в развитии бурж. ист. науки отмечен нарастанием кризиса её методологич. основ, дальнейшим внедрением в историографию релятивистских и субъективистских концепций при одновременном расширении проблематики конкретно-ист, исследований. В своей методологич. переориентации MH. амер. бурж. историки опирались на идеи европ. неокантианцев, провозглашавших положение о принципиальном различии между методологией естеств. и обществ, наук и утверждавших, что в обществ, науках невозможно установление общих законов, что цель их - лишь описание отд. неповторяющихся событий. Вплоть до 30-х гг. сохраняло ведущее положение экономич. направление, к к-рому наряду с Бирдом принадлежали A. M. Шлезингер Старший, E. Богарт, X. Фолкнер, Л. Хэкер и др. Господствовавшая в изучении рабочего движения т. н. висконсинская школа (Дж. Коммонс, 3. Перельман, С. Сличтер, Дж. Фитч, Э. Миттельман), делая упор на специфич. условия формирования рабочего класса в США (наличие " свободных земель", постоянный приток иммигрантов, огромные ресурсы внутр. рынка и др.), стремилась доказать исключительность черт рабочего движения в США, его извечный тред-юнионистский характер. Расширился круг исследований по истории внеш. политики и дипломатии (работы Д. Перкинса, С. Бемиса, T. Бейли и др.); лат.-амер. политика США, исп.-амер. война 1898, доктрина " открытых дверей" и др. внешнеполитич. акты США рассматривались, как правило, в отрыве от экономич. и социального положения в стране и преследовали апологетич. цели. Традиции антимонополистич. критики, заложенные ещё в нач. 20 в. течением " разгребателей грязи" (см. " Макрейкеры " ), в 20-30-х гг. продолжало течение социальной критики (В.Паррингтон, Л. Корри, Ф. Аллен, M. Джозефсон). Получило развитие марксистское направление в амер. историографии, формировавшееся в борьбе с бурж. Концепциями истории. Гл. усилия историковмарксистов были направлены на освещение важнейших проблем истории и современности, в первую очередь истории рабочего и демократического движения (работы Дж. Аллена, А. Бимбы, Г. Морейса, И. Рутенберга, Э. Флннн, У. Фостера, Дж. Харди и др.).

После 2-й мировой войны 1939-45, в условиях обострения внутр. и внеш. противоречий амер. империализма, идеологич. борьбы между капитализмом и социализмом, заметно расширились пропагандистские функции бурж. историографии. Тематика работ, их идейно-политич. содержание приспосабливались к офиц. точке зрения на проблемы внутр. и внеш. политики США, всемирно-ист, процесс в целом. Те же причины привели к резкому усилению антикоммунистич. тенденций, проповеди особой миссии амер. капитализма, апологетич. изображению его прошлого и настоящего. В гносеологич. плане произошло новое углубление кризиса методологич. основ бурж. историографии, выразившееся в подчинении ист. науки влиянию неоидеалистич. историософских систем. Одним из прямых последствий распространения субъективистских и релятивистских концепций был упадок экономич. направления, наследие к-рого подверглось полному пересмотру под лозунгом " преодоления" влияния марксизма и устранения социально-критич. мотивов. Наиболее последовательно эта линия проводилась в работах представителей т. н. неоконсервативной школы (Л. Харц, Д. Бурстин, P. Браун и др.), взявшей за основу тезис об уникальном характере обществ, развития в США, никогда не знавших якобы классовых конфликтов (теория " консенсуса"). Работы последователей этой школы и примыкающей к ней " школы бизнеса" (H. Грае, А. Невинс, Ф. Хайек, T. Кохран и др.) пронизаны духом элитаризма, прославлением правящей верхушки общества. Сохраняя общие с неоконсерватизмом черты, неолиберальное направление (P. Хофстедтер, A. M. Шлезингер Младший, Г. С. Коммаджер, К. Деглер, Ф. Фридел, У. Лёктенберг, А. Линк и др.) вместе с тем стремится преодолеть его узость и тенденциозность. Однако, принижая роль классовой борьбы и усматривая в деятельности совр. бурж. гос-ва гл. пружину обществ, прогресса в США, неолибералы в сущности лишают понятие прогресса реального содержания. Осн. внимание они уделяют изучению узловых периодов и истории бурж. реформизма (" прогрессивная эра", " новый курс" и др.). Неолиберализм оказал сильное влияние на развитие бурж. историографии рабочего движения, особенно на представителей т. н. калифорнийской школы (У. Гейленсон, К. Керр, И. Бернстайн и др.). Стремление оторвать ист. описание от анализа осн. социально-экономич. закономерностей мирового процесса сказалось и на изучении внеш. политики. Доминирующее в нём официозное направление (Д. Перкинс, У. Лангер, С. Глисон, С. Морисон, С. Бемис, Г. Фейс, У. Кинтнер и др.) пропагандирует идею о " добродетельном" характере амер. империализма, его " великой созидающей миссии". Апологетика внешне-политич. курса США, а также общие экспансионистские установки этого направления наталкивались на критику со стороны прогрессивных.историков (У. Э. Вильяме, Ф. Шуман, Д. Флеминг, Г. Алпровиц, Г. Колко и др.). Принципы " атомной дипломатии" и " балансирования на грани войны" встретили возражения и со стороны представителей школы " реальной политики", выступивших с призывом учитывать изменения в соотношении сил на междунар. арене после 2-й мировой войны (Дж. Кеннан, Г. Моргентау

и др.). С острым политич. кризисом, подъёмом общедемократического движения в стране в 60-х - начале 70-х гг. связано возрождение социально-критических тенденций в историографии (" новая левая").

С кон. 19 в. получила развитие негритянская историография (У. Дюбуа, К. Вудсон, Б. Броули и др.), стремившаяся воссоздать подлинную историю амер. негров. В 60-70-х гг. 20 в. прогрессивная негритянская историография активизировала борьбу с расистскими ист. концепциями.

В 60-х - нач. 70-х гг. значительно упрочились позиции марксистской историографии, расширилась проблематика исследований историков-марксистов. В трудах Г. Аптекера, О. Джонсона, Дж. Морриса, В. Перло, Ф. Фонера, У. Фостера, Г. Холла, Г. Уинстона и др. разрабатывается марксистская концепция основных проблем истории США, в том числе Войны за независимость и Гражданской войны, рабочего и фермерского движения, борьбы нар. масс за демократию против расизма, реакции и милитаризма.

Изучение истории сосредоточено в ун-тах (Гарвардском, Колумбийском, Калифорнийском, Принстонском, Чикагском, Висконсинском, Йельском и др.), а также в специализированных ин-тах и учреждениях. Имеется большое число ист. ассоциаций и об-в, в т. ч. Амер. ист. ассоциация (осн. в 1884), Орг-ция амер. историков (осн. в 1907), Ассоциация экономич. истории (осн. в 1941) и др. Ист. исследования с позиций марксизма ведёт Амер. ин-т марксистских исследований (осн. в 1964). Ведущие ист. журналы: " American Historical Review" (с 1895), " Journal of American History" (c 1914), " Journal of Modern History" (c 1929), " Journal of the History of Ideas" (c 1940), " Journal of Economic History" (c 1941), " History and Theory" (c 1960), " Journal of Social History" (c 1967) и др. Значит, внимание ист. тематике уделяет теоретич. орган компартии США " Political Affairs" (с 1922).

И. П. Дементьев (до 1945), В. Л. Мальков.

Экономическая наука. Экономич. наука США сформировалась в эпоху капитализма. Возникнув в период первоначального накопления капитала как бурж. экономич. наука, она отражала специфич. ист. условия развития капитализма в США. В отличие от зап.-европейской, амер. бурж. экономич. мысль не создала самостоят, науч. школы, что явилось следствием более позднего развития капитализма в стране. Отд. элементы науч. анализа политико-экономич. проблем содержались в трудах Б. Франклина (18 в.), к-рый, критикуя взгляды английских меркантилистов, высказал гениальную догадку, что источником стоимости, а следовательно, и богатства является труд.

Экономич. воззрения 18 - нач. 19 вв. были тесно связаны с политич. борьбой и отражали интересы различных слоев буржуазии. Для А. Гамильтона (2-я пол. 18 - нач. 19 вв.), оказавшего влияние на формирование вульгарно-апологетической науки, была характерна апологетика крупной буржуазии (в т. ч. отождествление её интересов с интересами всего общества), обоснование политики усиления эксплуатации трудящихся. Представитель радикальной буржуазии T. Джефферсон (то же время), испытавший сильное воздействие идей европ. физиократов, осуждал чрезмерное скопление богатства в руках финанс. и землевладельч. верхушки. Он отстаивал институт частной собственности, к-рая рассматривалась как естественное право человека, данное ему природой. Воззрения и труды учёных этого периода не заложили, однако, гносеологич. основ бурж. экономич. науки, что явилось следствием узко утилитарного подхода к изучению экономич. проблем в развивавшемся амер. бурж. обществе. Так, по оценке К. Маркса, анализ меновой стоимости, данный Франклином, "...не оказал непосредственного влияния на общее развитие науки, так как он занимался только отдельными вопросами политической экономии в связи с определенными практическими задачами" (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 43).

Большое влияние на формирование амер. и в целом бурж. апологетич. науки оказала гармонии интересов теория Г. Ч. Кэри (кон. 18 - нач. 19 вв.). Отказываясь от анализа характера обществ, строя и изучения объективных закономерностей его развития, используя тенденциозный подбор фактов, Кэри пытался доказать отсутствие в амер. обществе классовых противоречий: противоречий между рабочими и капиталистами, неграми-невольниками и плантаторами. Эта теория была подвергнута резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также H. Г. Чернышевским.

В эпоху империализма и общего кризиса капитализма бурж. экономич. теории США, выражая интересы амер. монополистич. капитала, активно содействуют укреплению господства монополий, способствуют разработке форм и методов идеологич. защиты капитализма, распространяя иллюзии о возможности его " усовершенствования", углублению пропаганды антикоммунизма. Возникают науч. экономич. центры и ин-ты. Осуществляются программные комплексные исследования. Периодически выходят экономич. науч. журналы и др. издания. Значит, работа проводится на экономич. ф-тах ун-тов. Большой отряд учёных продолжает работать индивидуально, в ряде случаев получая финансовую поддержку отдельных частных фондов и организаций, выполняя исследования по их специальным заказам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.