Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. В нар. жилище 3. преобладают характерные для мн






В нар. жилище 3. преобладают характерные для мн. афр. стран плетёные или глинобитные хижины без окон, цилиндрич. или квадратные в плане, с конич. или панцирными крышами с покрытием из травы и ветвей; в нек-рых р-нах стены расписывают цветным геом. орнаментом или символич. знаками. Развившиеся в кон. 19 - нач. 20 вв. города (Киншаса и др.) резко делятся на 2 части: комфортабельную " белую", застроенную многоэтажными зданиями, приспособленными к условиям тропич. климата, и неблагоустроенную туземную. После 1960 строятся кварталы стандартных домов для рабочих, проводится благоустройство городов. В архитектуре применяются металлич. конструкции и новые строит. материалы.

Деревянная скульптура в 3. отличается исключит. стилистич. разнообразием: наряду с правдивыми, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные. Статичны и торжественны фигуры царей народа бакуба (известны 18 фигур, самая ранняя датируется кон. 16 в.), возглавлявших в течение мн. веков гос-во Бакуба (или Бушонго). Из поколения в поколение мастера следовали незыблемым традициям, раскрывая торжественный облик властителей; портретное сходство передаётся чисто внеш. признаками (у ног помещён символ данного монарха). Экспрессивны и динамичны - " кариатиды" - фигурки (б. ч. женские) народа балуба, несущие на голове и поднятых руках сиденья стульев, тронов, барабаны или подставки для стрел. Их внутр. напряжённость достигается выразит. ритмом линий, смелым сопоставлением объёмов, повышенной экспрессией в передаче общего эмоционального состояния; лица с большими лбами, сильно нависающими веками, узкими миндалевидными глазами и характерной татуировкой выражают страдание, гнев, безучастность. Среди разнообразной скульптуры др. народов 3. встречаются сильно стилизованные и не лишённые изящества фигурки народа бена-лулуа, обобщённые - у баяка, гротескные - у басонго. Особый вид деревянной резной скульптуры представляют маски, нек-рые из них отличаются проникновенностью настроения (маски вачокве), другие - доведённой до предела лаконичностью (маски барега), третьи - поисками выразит. геометризованных решений с выявлением анатомич. структуры лица (маски басонго). В период колон. режима скульптура 3. во многом утратила свою самостоятельность, вырождалась в посредственное ремесленничество. Скульпторы стали подражать европ. стандартам, заимствовать сюжеты из религии и быта европейцев. В кон. 1940-х гг. появились живописцы-станковисты: " примитивы" - пейзажист А. Монжита, портретист А. Киабелуа; группа художников, создающих яркие декоративные композиции, где растения и животные сплетаются в причудливо красочный узор, - Пили-Пили Мулонгойя, Мвензе и др. Картины живописца Кабея удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Монреале (1967).

Развито изготовление деревянной и глиняной посуды (наиболее интересны кубки народов бакуба и мангбету в виде человеческой головы). Распространенены плетёные изделия из волокон пальмы рафии (циновки, сумки), имеющие бархатистую фактуру и двухцветный геом. рисунок (т. н. касайский бархат), встречаются также различные по форме и величине орнаментированные корзины. Делаются украшения из дерева, железа и меди (в т. ч. изящные деревянные гребни, украшенные стилизов. декоративными композициями).

Лит.: Ольдерогге Д. А., Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958; Лебедев Ю. Д. Искусство западной тропической Африки М., 1962; Gaffe R., La sculpture au Congo Beige, P. -Brux., 1945; Perier G. D. Les arts populaires au Congo Beige, Brux. 1948; L'art negre du Congo Beige, Ghent 1950; L'art au Congo Beige, " Les arts plas tiques", Brux., 1951, № 1; L'art au Congo

Beige, Brux., 1951; Bruyere M.. Contribution а I'etude des habitations pour indigenes au Congo Beige, Brux., 1952; Kochnitzky L., Negro art in the Belgian Congo, 4 ed., N. Y., 1958; Olbrechts F. M., Les arts plastiques du Congo Beige, Brux. -Anvers-Amst., 1959; Воdrоgi Т., Afrikanische Kunst, Bdpst, 1967.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.