Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 1 страница. Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908-10 В






Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908-10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял киноочерк " Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми", к-рый явился первым значит.произведением груз.документ. кино. В 1916 А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художеств. фильма " Христинэ" (по Э. Ниношвили ), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие национального киноискусства начинается после установления в Г. Сов. власти. В 1921 на экраны вышел первый груз. сов. историко-революционный художественныйфильм ".Арсен Джорджиашвили" (реж. И. Н. Перестиани, сценарий ТТТ. Н. Да-диани ). Для груз. кино 20-х гг. характерны экранизации: " Сурамская крепость" (1923, по Д. Чонкадзе, реж. И. Н. Перестиани ), " У позорного столба" (1924, по А. Казбеги, реж. А. И. Бек-Назаров ), " Три жизни" (1925, по Г. Церетели, реж. И. Н. Перестиани ), " Мачеха Саманишвили" (1927, по Д. Клдиашвили, реж. 3. И. Беришвили, К. А. Марджанишвили ); созданы фильмы по повести М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени" (" Бэла", " Княжна Мэри", " Максим Максимыч" - все в 1927, реж. В. Г. Барский). Крупнейшей работой 1-й пол. 20-х гг. был первый сов. героико-приключенческий фильм, посвящённый Гражданской войне 1918-20, -" Красные дьяволята" (1923, реж. И. Н. Перестиани, сценарий П. А. Бляхина), обаятельные мужеств. молодые герои к-рого в течение многих лет пользовались успехом у зрителей. В груз. фильмах в эти годы снимались артисты: Н. Г. Вачнадзе, М. Г. Геловани, М. Э. Чиаурели, 3. И. Беришвили, А. С. Имедашвили, К. А. Микабе-ридзе и др. Во 2-й пол. 20-х гг. в груз. кино пришли молодые творческие работники, принесшие в нац. кинематограф знания в смежных областях иск-ва, - М. Э. Чиаурели, Н. М. Шенгелая, Д. Е. Рондели, М. К. Калатозов (Ка-латозашвили), Л. Д. Эсакиа, С. В. До-лидзе и др. В своём фильме " Элисо" (1928, по А. Казбеги ) Н. М. Шенгелая подчеркнул тему солидарности народов, притесняемых царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов фильма его основной идее, поэтические образы, новаторский монтаж, высокая изобразит. культура поставили фильм " Элисо" в число лучших произведений сов. " немого" кино. В кон. 20-х гг. всё большее внимание уделялось совр. теме. М. Г. Геловани поставил сатирич. комедию " Молодость побеждает" (1929 ) о борьбе комсомольцев с древним обычаем кровной мести. Современности посвящены фильмы Л. Д. Эсакиа " Верхом на Хольте" (1929 ), Д. Е. Ронделн " Угубзиара" (1930 ) и др. Тема борьбы нового со старым с особенной силой прозвучала в фильмах М. Э. Чиаурели " Саба" (1929 ), бичующем пережитки прошлого в рабочем быту, " Хабарда" (1931 ) - сатирич. гротесковой комедии, высмеивающей представителей эстетствующего дворянства. В своих фильмах Чиаурели активно использовал традиции груз. нар. живописи. Вышли на экран также фильмы " До скорого свидания" (1934, реж. Г. А. Макаров ), где в своеобразной форме соединены мотивы сатирич. комедии-гротеска и социальной драмы (история побега из тюрьмы груз. революционера ), и комедия " Приданое Жужуны" (1934, реж. С. Д. Палавандишвили ). В 1930 режиссёр-оператор М. К. Калатозов снял фильм " Соль Сва-нетии" - документально-игровой киноочерк о жизни горного уголка Г., в к-ром долгое время сохранялись древние обычаи.

Первый груз. звуковой фильм - " Ша-кир" (" Роте Фане", 1932, реж. Л. Д. Эсакиа ). В 30-е гг. в груз. кино ведущее значение приобретает историко-революц. тематика, значит. место принадлежит фильмам " Последний маскарад" (1934 ) и " Арсен" (1937) (реж. обоих фильмов М. Э. Чиаурели); " Последние крестоносцы" (1934) и " Дарико" (1937) (реж. обоих фильмов С. В. Долидзе) и др. Традиции груз. комедии развивали режиссёр Д. Е. Рондели (" Потерянный рай", 1938, " Запоздалый жених", 1940) и др. Н. М. Шенгелая поставил фильм " Золотистая долина" (1937) о колх. деревне. В сер. 30-х гг. начался выпуск груз. мультфильмов (" Аргонавты", " Чиора", " Пройдоха", реж. всех фильмов В. Я. Муджири). В годы Великой Отечеств. войны были созданы фильмы " Георгий Саакадзе" (1-2-я серии, 1942, 1943, реж. М. Э. Чиаурели ), " В чёрных горах" (1941, реж. Н. М. Шенгелая), " Щит Джургая" (1944, реж. С. В. Долидзе, Д. Е.Рондели ) и др. В фильмах играли актёры: А. А. Хо-рава, А. А. Васадзе, С. А. Закариадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Ц. Цуцунава, Т. И. Цицишвили, С. Л. Багашвили, А. М. Жоржолиани, Д. П. Церодзе и др. Груз, документалисты работали во фронтовых группах, участвовали в создании летописи Великой Отечеств. войны; были сняты документ. фильмы " Конец немецкой авантюры на Кавказе", " Первая фронтовая весна" и др.

Новый этап в развитии груз. кино начался в сер. 50-х гг., увеличилось произ-во фильмов, расширилась их тематика. Наряду с фильмами известных режиссёров- " Кето и Котэ" (1948, реж. В. В. Таблиа-швили, Ш. М. Гедеванишвили ), " Стрекоза" (1954, реж. С. В. Долидзе ), " Они спустились с гор" (1955, реж. Н. К. Сани-швили) и др.- появились интересные работы молодых режиссёров: " Лурджа Магданы" (1956, реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), " Наш двор" (1957, реж. Р. Д. Чхеидзе ), " Чужие дети" (1958 ) и " Мольба" (1968, реж. Т. Е. Абуладзе ). Значительное произведение груз. кинематографистов - " Отец солдата" (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе, в гл. роли С. А. Закариадзе). Поставлены кинокартины: " Тайна двух океанов" (1957, реж. К.К.Пи-пинашвили), " Баши-Ачуки" (1957, реж. Л. Д. Эсакиа), " Отарова вдова" (1958, реж. М. Э. Чиаурели), " Последний из Сабудара" (1958, реж. Ш. И. Манагадве), " Прерванная песня" (1960, реж. Н.К. Са-нишвили), " День последний, день первый" (1960) и " Палиастоми" (1963, оба-реж. С. В. Долидзе ), " Я, бабушка, Илико и Илларион" (1962, реж. Т. Е. Абуладзе ), " Белый караван" (1963, реж. Э. Н. Шенгелая и Т. Г. Мелиава ), " Свадьба" (1964, реж. М. Г. Кобахидзе ), " Я вижу солнце" (1965, реж. Л. Л. Го-гоберидзе), " Хевсурская баллада" (1965, реж. Ш. И. Манагадзе), " Встреча с прошлым" (1967, реж. С. В. Долидзе), " Алавердоба" (1967, реж. Г. Н. Шенгелая ), " Тариел Голуа" (1968, реж. Л. И. Хотивари ), " Необыкновенная выставка" (1968, реж. Э. Н. Шенгелая ), " Листопад" (1968, реж. О. Д. Иоселиани ), " Большая зелёная долина" (1968, реж. М. А. Кокочашвили ), " Ну и молодёжь" (1969, реж. Р. Д. Чхеидзе ), " Пиросмани" (1969, реж. Г. Н. Шенгелая ), " Свет в наших окнах" (1969, реж. К. Г. Мгеладзе ), " Десница великого мастера" (1-2-я серии, 1970-71, реж. В. В. Таблиашвили ) и др.

Художественные фильмы создаются на киностудии " Грузия-фильм". На груз. студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов ряд значит. картин создали оператор-режиссёр Г. И. Асатиани (" Разноэтажная Америка", " Мюнхен 25 лет спустя" и др. ), режиссёры Д. А. Абашидзе, И. И. Канделаки, Ш. Т. Чагунава, О. С. Гургенид-зе, Р. М. Чиаурели, Г. Д. Чубабрия, Ш. И. Хомерики. Успехов добились режиссёры, работающие в мультнпликац. кино: В. Д. Бахтадзе, А. Н. Хинтибид-зе и др.

Создана студия, выпускающая телевизионные фильмы (" Серенада* реж. К. Л. Хотивари, " Кувшин" реж. И. М. Квирикадзе и др. ). В 1957 осн. Союз кинематографистов Груз. ССР. В 1971 в Г. было 1826 киноустановок.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 384-385 ).

ГРУЗИНСКАЯ ТОНКОРУННАЯ ЖИРНОХВОСТАЯ ПОРОДА овец, выведена в 1938-59 в совхозе " Эльдари" Груз. ССР группой специалистов под рук. И. А. Бадзошвили скрещиванием грубошёрстных овец тушинской породы с тонкорунными баранами пород советский меринос и кавказской. Масса баранов 75-85 кг, наибольшая 120 к г, маток 55-60 кг, наибольшая 95 к г. Шерсть белая, тонкая, штапельного строения, 60-б4-го качества, дл. 8-9 см, наибольшая 11 с м. Настриг шерсти с баранов 7 кг, максимальный до 11 кг, с маток 4 к г, максимальный 6, 5 кг. Выход чистой шерсти 47-53%. Плодовитость 110-118%. Животные приспособлены к содержанию в горах и длительным перегонам. Разводят породу в Грузинской ССР.

Лит.: Бадзошвили И. А., Грузинская тонкорунная жирнохвостая овца, Тб., 1954; Николаев А. И., Овцеводство, 4 изд., М., 1964. Г. А. Окуличев.

ГРУЗИНСКИЙ ИНСТИТУТ СУБТРОПИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА, осн. в 1952 в Сухуми на базе ф-тов Груз. с.-х. ин-та. В составе Г. и. с. х. (1971 ): ф-ты субтропич. х-ва, технологии субтропич. культур, механизации с. х-ва, повышения квалификации специалистов с. х-ва, обществ. профессий; заочное отделение, аспирантура; 28 кафедр, 61 уч. и н.-и. лаборатория, почвенный музей. В б-ке св. 200 тыс. тт. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось 4, 2 тыс. студентов, работало ок. 200 преподавателей, в т. ч. 10 профессоров и докторов наук, ок. 100 доцентов и кандидатов наук. В 1952-71 ин-т подготовил св. 7 тыс. специалистов. Издаются " Труды" Г. и. с. х. (с 1957, на груз. и рус. языках ).

ГРУЗИНСКИЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ, Музей искусств Грузинской ССРв Тбилиси, осн. в 1933 (до 1952 наз. " Метехи" ). Включает ок. 40 тыс. произв. иск-ва. В отделе груз. иск-ва и культуры - уникальные высокоху-дожеств. образцы чеканки 6-19 вв. и эмальерного иск-ва 7-15 вв. (в т. ч. Хахульский складень, работы Бека и Бешкена Опизари ), а также картины Г. И. Майсурадзе, Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе, Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили, Нико Пиросмана-швили, М. И. Тоидзе, Д. Н. Какабадзе, Л. Д. Гудиашвили, Е. Д. Ахвледиани, К. К. Магалашвили, У. М. Джапаридзе, скульптура Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, В. Б. Топуридзе, Т. Г. Абакелия; в отделе рус. иск-ва и культуры - произведения Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, А. М. Васнецова, В. А. Серова, М. А. Врубеля; в отделе зап.-европ. иск-ва и культуры - произв. мастеров Италии, Германии, Нидерландов; в отделе сов. иск-ва - произв. Е. Е. Лансере, И. Э. Грабаря, А. А. Дейнеки и др.; в отделе иск-ва и культуры стран Востока - богатое собрание произв. иск-ва Ирана.

Лит.: Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Живопись. [Альбом. Составитель и автор Ш. Амиранашвили], М., 1960.

Ш. Я. Амиранашвили.

ГРУЗИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В. И. Ленина, осн. в 1928 на базе организованного в 1922 политехнич. ф-та Тбилисского ун-та. После ряда преобразований в 30-е гг. функционировал как Груз. индустриальный (с 1947 политехнич. ) ин-т им. С. М. Кирова. В 1959 объединился с Тбилисским ин-том инженеров ж.-д. транспорта и стал именоваться Груз. политехнич. ин-том им. В. И. Ленина.

Готовит инженеров для различных отраслей нар. х-ва по 70 специальностям. В составе ин-та (1971 ): 14 ф-тов дневного обучения- строительный, энергетич., горный, химич. и пищевой технологии, механико-машиностроит., металлургич., лёгкой пром-сти, автоматики и вычислительной техники, транспортный, инже-нерно-физ., геол., архитектуры, гидротехники и сантехники, связи и электроники; 7 вечерних ф-тов - в Тбилиси, Рустави, Поти, Гори, Батуми, Чиатуре, Ткибули; 5 заочных - в Тбилиси (4 ) и в Сухуми; Кутаисский ф-т (дневное, вечернее и заочное от деления ); подготовительное отделение; уч. пункты в Тквар-чели, Зугдиди и Телави; аспирантура; 93 кафедры, 190 учебных и 8 н.-и. и проблемных лабораторий; 3 музея (ми-нералогич., геолого-палеонтологич. и истории ин-та ); в б-ке ин-та св. 1, 2 млн. томов. Преподавание ведётся на груз. и рус. языках.

В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось св. 26 тыс. студентов, работало св. 1400 преподавателей, в т. ч. 103 профессора и доктора наук, 460 доцентов и кандидатов наук.

Ин-ту предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. За годы существования ин-т подготовил ок. 43 тыс. специалистов. Ин-т издаёт " Труды" (с 1934 до 1943 - " Известия" ) и учебно-методич. лит-ру. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1947 ). И. М. Биачидзе.

ГРУЗИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ, основан в 1929 на базе агрономич. отделения Тбилисского ун-та в г. Тбилиси. В составе ин-та (1970 ): ф-ты агрономич.; плодоводства, виноградарства и технологии с.-х. продуктов; шелководства; экономии.; лесохозяйственный; механизации и электрификации с. х.-ва; заочный и повышения квалификации специалистов с. х-ва; аспирантура; 50 кафедр, 12 н.-и. лабораторий, 2 уч. х-ва; 3 музея (почвенный, лесной, защиты растений ). В б-кеин-та 700 тыс. единиц хранения. В 1970/71 уч. г. в Г. с. и. обучалось ок. 7 тыс. студентов, работало св. 300 преподавателей, в т. ч. 47 профессоров и докторов наук, ок. 200 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право принимать к защите докт. и канд. диссертации. В 1929-69 Г. с. и. подготовил 25 тыс. специалистов. Издаются (с 1933 ) " Труды" Г. с. и. В 1946 ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени. И. Ф. Саришвили.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР академический им. К. А. Марджанишвили, один из ведущих драматических театров Груз. ССР. Открыт в Кутаиси в 1928 под назв. 2-й Гос. дра-матич. театр. В 1930 переведён в Тбилиси. Организатор театра - К. А. Марджанишвили с группой его учеников - В. И. Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, Д. К. Антадзе, А. М. Жоржолиани и др. Используя передовые демократич. традиции дореволюц. груз. и рус. театра, опыт работы в сов. театре, Марджанишвили продолжал поиски героико-роман-тич. иск-ва, созвучного современности. Он осуществил постановки, надолго сохранившиеся в репертуаре театра: " Гоп-ля, мы живём! " Толлера, " В самое сердце" Дадиани (обе в 1928 ), " Уриэль Акоста" Гуцкова, " Кваркваре Тутабери" Какабадзе (обе в 1929 ) и др. Театр стремится к утверждению произв. сов. авторов, создающих образы современников, участников Вел. Отечеств. войны, строителей коммунистич. общества: " Свадьба колхозника" Какабадзе (1938 ), " Строгие девушки" Буачидзе (1941 ), " Партизаны" Мдивани (1942 ), " Непобедимые" Готуа (1945 ), " Очаг Харатели" (1949 ), " Лавина" (1956 ) Мревлишвили, " Его звезда" Мо-сашвили (1951; Гос. пр. СССР, 1952 ), " У пропасти" Габескирия (1953 ), " Марине" Бараташвили (1950, 1958 ), " Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Г. Д.Лордкипанидзе (I960 ), " Вдова солдата" Джапаридзе (1964 ), " Святые в аду" Гецадзе (1967 ), " Похищение луны" Гамсахурдия, " Вчерашние" Дадиани (оба в 1968 ) и др. На сцене театра поставлены произв. груз. классич. наследия: " Гурия Ниношвили" по Ниношвили (1934 ), " Иные нынче времена" Цагарели (1936 ), " Изгнанник" Важа Пшавела (1945 ), " Человек ли он? " по Чавчавадзе (1946, 1954, 1970 ) и др. Значит. место в репертуаре занимает рус. и мировая классика: " Женитьба Фигаро" Бомарше (1937 ), " Рюи Блаз" Гюго (1941 ), " Бесприданница" Островского (1944 ), " Маскарад" Лермонтова (1946 ), " Ревизор" Гоголя (1951 ), " На дне" Горького (1957 ), " Ромео и Джульетта" (1949, 1962 ), " Антоний и Клеопатра" (1951 ), " Ричард III" (1957 ) Шекспира, " Мария Стюарт" (1955 ), " Дон Карлос" (1971 ) Шиллера, " Пигмалион" (1955 ), " Цезарь и Клеопатра" (1960 ) Шоу, " Медея" Еврипида (1962 ) и др. Плодотворно работает театр над совр. иностранной драматургией: " Деревья умирают стоя" Ка-соны (1957 ), " Девочка с ленточкой" Пергиалиса (1962 ), " Жаворонок" Ануя, " Мать" Чапека (оба в 1965 ) и др. Имя Марджанишвили театру присвоено в 19313. В 1958 коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1966 ему присвоено звание академического.

В театре работали: реж. Д. К. Антадзе, Г. Б. Журули, В. П. Кушиташвили, В. В. Таблиашвили, А. Е. Чхартишвили; актёры Ш. К- Гамбашидзе, А. Г. Гомелаури, 3. Н. Гомелаури, Н. С. Гоцирид-зе, Е. И. Донаури, А. Л. Кванталиани, П. К. Кобахидзе, Е. А. Черкезишвили, Г. В. Шавгулидзе. В труппе (1971 ): нар. артисты СССР В. И. Анджапаридзе, В. Д. Годзиашвили, нар. артисты Груз. ССР М. П. Давиташвили, К. И. Ма-харадзе, В. Д. Нинуа, Г. X. Ностава, А. А. Омиадзе, Т. И. Сакварелидзе, М. С. Тбилели, Я. В. Трипольский и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Груз. ССР и Укр. ССР Д. А. Алексидзе.

Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский государственный драматический театр им. Котэ Марджанищви-ли. Краткий очерк, Тб., 1958.

Э. Н. Гугушвили, Д. С. Джанелидзе.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР академический им. Шота Руставе-л и, крупнейший драматич. театр Груз. ССР. Создан в Тбилиси в 1921 на основе Гос. театра драмы, организованного в 1920. Большое значение для творчества театра имела деятельность его руководителя К. А. Марджанишвили (1922-26 ). Спектакль " Овечий источник" (" Фуэнте Овехуна" ) Лопе де Вега (1922 ), созвучный революционной эпохе, отличавшийся высокой проф. культурой, стал выражением идейно-художеств. принципов театр. искусства Сов. Грузии. Тема революц.-освободит. борьбы получила сценич. воплощение в спектаклях " Герои Эрети" Шаншиашвили (1924 ), " Землетрясение в Лисабоне" Какабадзе (1925 ). Театр обращался к груз. и зарубежной классич. драматургии - " Тяжба" Г. Эристави (1921 ), " Затмение солнца в Грузин" Антонова (1923 ), " Гамлет" Шекспира (1925) и др., подчёркивая идеи гуманизма, протест против насилия и несправедливости. Со 2-й пол. 20 х гг. театр возглавлял А. В. Ахметели (1926-35); гл. место в репертуаре заняла советская драматургия. Спектакли " Разлом" Лавренёва, " Анзор" Шаншиашвилн (оба в 1928 ), " Ламара" по Важа Пшавела (1926, 1930 ), а также " Разбойники" (" Ин тиран-нос! ", 1933 ) Шиллера и др. утвердили героико-романтич. направленность театра, стремление к монументально-поэтич. постановкам, выдвинули коллективе ряды ведущих театров СССР. Героике Гражданской и Отечеств. войн были посвящены спектакли " Киквидзе" Дарасели (1941, 1964 ), " Победители" Чирскова (1946 ), " Начальник станции" Мосашвили (1947 ) и др. Театр постоянно включал пьесы на история, темы, обращался к классич. драматургии: " Великий государь" Соловьёва (1945; Гос. пр. СССР, 1945 ), " Отелло" (1937 ), " Король Лир" (1948, 1966 ) Шекспира, " Потопленные камни" Мосашвили (1951; Гос. пр. СССР, 1951 ), " Отарова вдова" по Чавчавадзе (1952 ), " Васса Железнова" Горького, " Испанский священник" Флетчера (оба в 1954), " Мачеха Саманишвили" по Клдиашвили (1970). Значительными для творч. деятельности театра в 50- 60-е гг. явились постановки режиссёров Д. А. Алексидзе - " Царь Эдип" Софокла (1956), " Бахтриони" по Важа Пшавела (I960) и М. И. Туманишвили - " Антигона" Ануя (1968), " Пока арба не перевернулась" Иоселиани (1969 ). Спектакли театра характеризуются поэтичностью, глубоко аналитич. осмыслением драматич. произв., многообразием сценич. решений. В театре сложился ансамбль талантливых деятелей сценич. иск-ва, обладающих яркой индивидуальностью.

В разнос время здесь работали: А. А. Ва-садзе, С. А. Закариадзе, А. А. Хорава, Г. М. Давиташвили, Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, И. И. Гамрекели и др. В 1936 театр награждён орденом Ленина. В 1921 ему присвоено имя поэта-гуманиста Шота Руставели, в 1966 - звание академического.

В труппе театра (1971 ): нар. арт. Груз. ССР Г. В. Гегечкори, Б. А. Закариадзе, С. А. Канчели, Э. Г. Магалаш-вили, Э. А. Манджгаладзе, Г. И. Са-гарадзе, Т. А. Тархнишвили, М. В. Чахава и др. Гл. режиссёр - нар. арт. Груз. ССР М. И. Туманишвили.

Лит.: Абхаидзе Ш. Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк, Тб., 1953; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР им. И. Чавчавадзе, драматический театр в Батуми. С 1912 в Батуми выступали сезонные проф. труппы. В 1937 труппу батум-ского театра составили выпускники аджарской студии Грузинского театра им. Ш. Руставели (Тбилиси ). Среди спектаклей: " Хозяйка гостиницы" Гольдони, " Алькасар" Мдивани (оба в 1937 ), " Киквидзе" Дарасели, " Багратион" Шер-вашидзе (оба в 1942 ), " Изгнанник" Ва-жа Пшавела (1945 ), " Царь Эдип" Софокла (1946 ), " Наири" Лория (1951 ), " Отел-ло" Шекспира (1959 ), " Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Г. Д. Лорд-кипанидзе (I960 ), " Ожидание" Халваши (1961 ), " Мой сын Симон" Самсония (1963 ), " Святые в аду" Гецадзе (1967 ), " Мост" Чхаидзе (1969 ), " Заря Колхиды" К. А. Лордкипанидзе (1970 ). В труппе театра (1971 ): нар. артисты Груз. ССР Ю. О. Кобаладзе, А. Д. Мгеладзе, Н. И. Тетрадзе, М. М. Хиникадзе и др. Гл. режиссёр - Г. Г. Кавтарадзе.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР им. Л. Месхишвили, драматический театр в Кутаиси. Проф. театральная труппа, созданная в нач. 80-х гг., восприняла реалистич. демократич. традиции груз. театрального иск-ва. Большое значение для театра имела деятельность Ладо Месхишвили (В. С. Алекси-Месхишви-ли) - актёра, руководителя труппы (в 1897-1906 ). На сцене театра ставились: " Ткачи" Гауптмана (1905 ), " Соседи" Рамишвили (1905 ), " Последние" Горького (1910 ) и др. Театр содержался на обществ, началах, а в 1921 стал государственным. Им руководили М. Ф. Корели, К. А. Марджанишвили, Д. К. Антадзе, А. А. Васадзе и др. Лучшие постановки: " Гоп-ля, мы живём! " Толлера (1928 ), " Уриэль Акоста" Гуц-кова (1929 ), " Свадьба колхозника" Ка-кабадзе (1938 ), " Враги" Горького (1939 ), " Киквидзе" Дарасели (1942 ), " Начальник станции" Мосашвили (1947 ), " Любовь Яровая" Тренёва (1955 ), " Изгнанник" Важа Пшавела (1958 ), " Вчерашние" Дадиани (1966 ), " Антигона" Софокла (1969 ). В 1940 театру присвоено имя Ладо Месхишвили. В труппе театра-(1971 ): нар. артисты Груз. ССР В. П.Мег-ришвили, Ш. М. Пирвели; артисты Т. Л. Гвиниашвили, М. В. Гелашвили, Т. И. Кикнадзе, Б. М. Кокеладзе, Г. Д. Кокеладзе, К. В. Колхидели, Н. Д. Пхакадзе и др.

Е. И. Шапатава-Бухникашвили.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Тбилисский академический им. 3. П. Палиашви-л и, крупнейший муз. театр Груз. ССР.Основан в Тбилиси в 1851. С 1896 спектакли ставились в новом здании (т. н. Казённый театр ); сезон был открыт пост. оперы " Иван Сусанин" Глинки. В 1851- 1880 на сцене театра выступала итал. оперная труппа, с 1880 - русская. В конце 19 - нач. 20 вв. здесь работали видные груз. и рус. певцы: И. П. Сараджи-швили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина (основоположники груз. нац. вокальной исполнительской школы ), В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов. Развитию театра способствовала деятельность М. М. Ипполитова-Иванова (дирижёр в 1884-93 ).

После установления Советской власти в Грузии театр становится центром нац. муз. культуры. Здесь впервые были поставлены оперы груз. композиторов: " Абесалом и Этери" (1919 ) и " Даиси" (1923 ) 3. Палиашвили, комич. опера " Кето и Котэ" Долидзе (1919 ), " Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1919 ), " Коварная Тамара" М. Баланчивадзе (1926 ) и др. В 1936 театр осуществил пост.первого нац. груз. балета - " Мзечабу-ки" (" Сердце гор" ) А. Баланчивадзе.

В репертуаре театра мировая оперная и балетная классика, а также произведения сов. композиторов. Спектакли идут на груз. и рус. языках. Среди лучших постановок 50-60-х гг.: оперы - " Пиковая дама" Чайковского (1950 ), " Невеста Севера" Торадзе (1958 ), " Миндия" О. Тактакишвили (1961 ), " Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961 ), " Семён Котко" Прокофьева (1964 ), " Дон Паскуале" Доницетти (1968 ); детские оперы-" Непрошенные гости" Букия (1950 ), " Красная шапочка" Гокиели (1958 ); балеты -" Горда" Торадзе (1949 ), " Отелло" Мачавариани (1957 ), " Демон" Цинцадзе (1961 ), " Золушка" Прокофьева (1966 ) и др.

В театре в разное время работали: певцы Д. Я. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Сохадзе, Н. А. Цомая; артисты балета И. А. Алексидзе, Т. М. Чабукиани; дирижёры Ш. И. Азмайпарашвили, О. А. Димит-риади, Е. С. Микеладзе, И. П. Палиашвили; режиссёры М. Г. Квалиашвили, А. Р. Цуцунава и др.В 1937 театр награждён орденом Ленина, тогда же ему было присвоено имя 3. П. Палиашвили. В 1969 в Кутаиси открыт филиал театра.В труппе театра (1971 ): певцы - нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Н. Д. Андгуладзе, Л. М. Гоциридзе, О. В. Кузнецова, Т. В. Мушкудиани и др.; артисты балета - нар. арт. Груз. ССР 3. М. Кикалейшвили, В.В. Цигнадзе; гл. дирижёр-нар. арт. Груз. ССР В. Л. Палиашвили; гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Груз. ССР Г. В. Жордания; гл. балетмейстер - нар. арт. СССР В. М. Чабукиани; худ. руководитель театра - нар. арт. Груз. ССР Д. С. Мчедлидзе.

Лит.: Шавгулидзе Г. Д., Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936: Хучуа П., Тбилисский театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1962.

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК, национальный язык грузин, основной язык группы картвельских языков. На Г.я. в СССР говорят ок. 3, 25 млн. чел.(1970, перепись ). По мнению большинства кавказоведов, Г. я. родствен абхазско-адыгейским, нахским и дагестанским языкам, составляя с нимииберийско-кавказскую семью языков. Г. я. - древнеписьменный язык. Древнейшие памятники - 5 в. н. э. Выделяются два основных периода истории Г. я.: др.-грузинский-5-11 вв. и новогрузинский, формирующийся с 12 в. в памятниках светской лит-ры. Новогрузинский яз. отличается от др.-грузинского в основном в лексике. Опорные диалекты для лит. Г. я. - картлийский с кахетинским. Расхождения между диалектами незначительны, обычно уровня говоров. Для горских диалектов Вост. Грузии (напр., тушинского, хевсур-ского ) характерны архаизмы, для диалектов Зап. Грузии (напр., аджарского, гурийского ) - инновации.

В совр. Г. я. - 5 простых гласных и 28 согласных фонем. Смычные и аффрикаты образуют троечные ряды (звонкий, придыхательный, абруптив ); спиранты - парные (звонкий, глухой ). Характерны гармонич. группы согласных. Ударение слабое динамическое. Морфология богатая. Широко используются префиксация и суффиксация. Принцип построения слова агглютинативный. Имеются элементы флективности. Именам чужда категория грамматич. рода. Различаются семантич. категории личности и вещи. Числа два. Склонение одно. Падежей шесть. Характерно отсутствие винительного и наличие эрга-тивного падежа. Склонение дополняется послелогами. Система спряжения глаголов сложная. В глаголе различаются категории лица, числа, версии, аспекта, залога, каузатива, наклонения. Глаголы разделяются на переходные - непереходные, статичные - динамичные. Глаголы спрягаются по лицам и числам как субъекта, так и объекта. Система субъект-но-объектного спряжения обусловливает сложность синтаксич. структуры простого предложения. Различаются три конструкции: номинативная, эргативная (при переходных глаголах времён прошедшего основного ), дативная. Синтаксич. связь глагола с субъектом и объектом своеобразна (взаимозависимость членов синтагмы ). Сложное предложение слагается из простых. Типы подчинения развиты. Порядок слов свободный. Сказуемое тяготеет к концу (в простом предложении ). Определение в совр. Г. я. обычно предшествует определяемому. Лексика богата. Широко используются сочетание основ (композиты ), образование производных основ (средствами суффиксации и префиксации ).

Лит.: Марр Н., Основные таблицы к грамматике древнегрузинского языка, СПБ. 1908; его же, Грамматика древнелитературного грузинского языка, [М.]-Л., 1925; Руденко Б., Грамматика грузинского языка, М. -Л., 1940; Чикобава А. С., Грузинский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 4, М., 1967; Дзндзигури Ш. В., Грузинский язык, Тб., 1968.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.