Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Архитектура и изобразительное искусство






Архитектура. Древнейшие поселения на терр. Г. восходят к энеолиту (селища Шулаверис-гора и Имирис-ropa ). Для них характерны сырцовые дома, круглые в плане, с ложнокупольным перекрытием. В это же время появляются прямоугольные дома с плоской крышей, опирающейся на центральный столб. К эпохе ранней бронзы относится селище Квацхелеби близ Гори, к эпохе бронзы и раннему железному веку - городище Нацар-гора, курганы Триалети, Самтав-ро, Самгори, дольмены Абхазии. От древнейших гос. образований (кон. 1-го тыс. до н. э.- первые века н. э. ) сохранились памятники, свидетельствующие о развитых строит. приёмах: акрополь древней столицы Мцхеты, городище В ани в Зап. Г. (оба с мощными крепостными сооружениями, дворцовыми и культовыми строениями ), скальные
[ris]

Планы грузинских ранне-средневековых храмов: 1-Ан-чисхатская базилика в Тбилиси, 6 в.(первоначальный план);

2 - Атенский Сион, 1-я половина 7 в.; 3 - Цроми, 626-634.

сооружения (ранние помещения пещерного города Уплисцихе). Лит. источники говорят о существовании различных типов нар. жилища, в частности " дарбази" - прямоугольного в плане дома, с деревянным куполообразным ступенчатым перекрытием (" гвиргвини"). С 1-й пол. 4 в., с принятием христианства и началом развития феод. отношений строятся укрепл. города (обычно на склонах гор ), с цитаделью, дворцовыми сооружениями и гор. кварталами, обнесёнными стенами с башнями (Уджарма, Тбилиси ). В большом количестве сохранились храмы. Ряд церквей варьирует привнесённую извне форму базилики (Болнисский Сион, 478-493; базилики 6-7 вв.- в Урбниси, Анчисхатская в Тбилиси, в Цкаростави, Вазисубани, Хашми; оригинальные трёх-церковные базилики, где нефы разделены не устоями, а стенами, - в Дманиси, Некреси, Зегани и др. ). Со 2-й пол. 6 в. ведущее место занимают центрально-купольные храмы, преим. четырёхапсидные (тетраконх в плане; Дзвели Гавази, Ни-нацминда). Наиболее совершенно разработана композиция четырёхапсидного здания с куполом на тромпах (знаменитый храм Джвари, 586/87-604; храмы типа Джвари: Мартвили, Атенский Сион, Шу-амта - все 7 в. ); интересны круглые купольные храмы - тетраконхи с круговым обходом и хорами (Бана, Ишха-ни). Тип купольных церквей с 4 подкупольными устоями представлен храмом Цроми (626-634). 2-я пол. 6-1-я пол. 7 вв.- период расцвета груз. ср.-век. архитектуры, для к-рой в это время характерны строгость стиля, уравновешенность форм, тщательная пластич. разработка фасадов, облицованных, как и интерьеры, гладко отёсанным камнем. Распространены своды, арки. Декор - сдержанный: резные оконные навершия и отдельные рельефы на фасадах.

Заторможённое араб. завоеванием стр-во вновь разворачивается в 8-9 вв. в самостоят. груз. княжествах и царствах (Тао-Кларджети, Абхазии, Кахети, в отд. частях Картли). О сложных творческих исканиях в это время свидетельствуют значит. памятники (соборы в Самшвил-де, Цирколи; храмы Гурджаани, Вачнадзиани; монастыри в Юж. Г.). В период развитого феодализма (сер. 10 в.- рубеж 13-14 вв.) архитектура вновь достигает мощного расцвета. Возникают новые и развиваются мн. старые города; строятся крепости, большие соборы, мосты, каравансараи, различные сооружения обществ. назначения (напр., больницы ), монастырские ансамбли (с храмами, трапезными, б-ками, скрипториями и т. д. ). В культовой архитектуре ведущим становится тип прямоугольного в плане крестово-купольного храма, с удлинённой продольной осью, с высоким барабаном и куполом, опирающимся на столбы, и крытым шатром. В пропорциях усиливается устремление ввысь; на фасадах - аркатуры, пышная резьба; внутри стены, и своды сплошь расписаны. При общей '. живописности сохраняются тектоническая ясность и чёткость композиции: храмы в Кумурдо (арх. Сакоцари ), в с. Ошки, оба-10 в.; храм Баграта в Кутаиси, 10-11 вв.: собор Алаверди, патриарший собор Светицховели в Мцхете (арх. Арсукисдзе ), храмы Самта-виси (арх. Илларион Самтавнели ), Ни-корцминда, Кацхи, все-11 в.; Гелатский монастырь, нач. 12 в. Церкви 12- нач. 13 вв. меньше, интимнее, но более насыщены резным декором (Бетаниа, Икорта, Кватахеви, Питарети). В 12-13 вв. продолжалось стр-во грандиозных пещерных монастырей (Давид Гареджа, Вардзиа). Из памятников гражд. архитектуры сохранились руины царского дворца в Гегути (осн. части - 12 в. ), академии в Икалто и Гела-ти (обе -12 в. ).

От 14-18 вв. сохранились городища (Греми, 16 в., в Кахети ), храмы, монастыри, феод. дворцы, замки (Ананури), крепости, возведённые в неприступных местах (Хертвиси, Кварас-цихе), каравансараи, бани, торг. ряды. В планах и объ-ёмно-пространств. композиции сохраняются нац. традиции, но художеств. уровень снижается; в Вост. Г. большое распространение получает стр-во из кирпича.

С присоединением Г. к России офиц. сооружения возводятся в стиле классицизма, к-рый проникает и в архитектуру гор. жилых зданий, органически сочетаясь с нац. традиц. элементами. На рубеже 19-20 вв. выступает груз. арх. С. Г. Клдиашвили (жилые дома и дворянская гимназия, ныне здание ун-та, в Тбилиси). Типология крест. жилого дома разнообразна: " дарбази" в Картли и Месхети, дома типа " одасахли" (деревянный на кам. цоколе, прямоугольный в плане дом из неск. комнат с балконом по всему фасаду) в Зап. Г., дома-башни в горных р-нах. Со 2-й пол. 19 в. в гор. архитектуре господствует эклектизм, в нач. 20 в. встречаются попытки использования нац. архит. форм и мотивов (Груз. дворянский зем. банк, ныне Б-ка Груз. ССР им. К. Маркса, в Тбилиси, 1912-16, арх. А. Н. Кальгин).

В сов. время, особенно с 30-х гг., вместе с осуществлением планов социали-стич. индустриализации, развернулись работы по реконструкции городов (составлен первый ген. план реконструкции Тбилиси, 1934, арх. И. И. Малоземов, 3. А. Курдиани, Г. А. Гогава), курортов, стр-ву жилых домов и обществ. зданий. В 20-30-х гг. строятся здания в духе сов. конструктивизма (санатории, дома отдыха), применяются традиц. нац. архит. формы (среди лучших образцов - ЗАГЭС, 1927, арх. А. Н. Кальгин, М. С. Мачавариани, К. А. Леонтьев; фасад Музея Грузии, 1927-29, Н. П. Северов; стадион " Динамо", 1933-37, А. Г. Курдиани). Но стремление воплотить новое содержание в нац. архит. формах прошлого в нек-рых случаях сводилось к механич. повторению композиц. и декоративных мотивов ср.-век. груз. зодчества и архитектуры классицизма.
После Великой Отечеств. войны (особенно с 50-х гг.) усиленным темпом идёт реконструкция старых городов (Гори, арх. Л. 3. Сумбадзе и Б. В. Лордкипани-дзе; Цхалтубо, арх. В. А. Кедиа и И. Г. Заалишвили), возникают новые города, связанные с крупными индустриальными объектами (город металлургов Рустави и др.). В Тбилиси и др. городах построены адм. здания (гл. корпус Дома пр-ва Груз. ССР в Тбилиси, арх. Г. И. Лежава и В. Д. Кокорин, при участии В. Д. Наса-ридзе), театры, дворцы культуры, учебные, спортивные сооружения, санатории и дома отдыха. С кон. 50-х гг. в Г., как и в др. республиках, широко внедряются индустриальные методы стр-ва. Создаются новые архитектурные формы и объёмно-пространств. композиции на основе новых конструкций и материалов. Среди сооружений 60-х - нач. 70-х гг.: Дворец спорта (арх. В. Ш. Алекси-Месхишвили, Ю. С. Касрадзе, инж. Д. И. Каджаиа), гостиница " Иверия" (арх. О. Д. Каландаришвили, при участии И. С. Цхомелидзе), Груз. с.-х. ин-т (арх.
В.Ш. Алекси-Месхишвили, Г. Р. Габашвили), новый корпус ун-та (арх. С. М. Бе-жанов, Ш. Л. Качкачишвили, М. К. Ша-вишвили, М. С. Шубладзе, конструктор В. И. Ломидзе), концертный зал филармонии (арх. И. Н. Чхенкели, конструктор Ш. В. Газашвили) - все в Тбилиси; Ин-т субтропич. х-ва в Сухуми (арх. Д. И. Кипшидзе, О. В. Пайчадзе, К. А. Цулая). Огромный размах приобрело жилищное стр-во. Создаются р-ны многоквартирных жилых домов, отвечающих местным климатич. условиям, снабжённых лоджиями, балконами, обеспеченных сквозным проветриванием. Разработаны ген. планы крупных городов и курортов, утверждён новый ген. план Тбилиси (1970, арх. Г. А. Джапаридзе, А. В. Джибладзе. И. Ш. Шавдиа, И. Н. Чхенкели). Всё больше применяется синтез архитектуры со скульптурой, мозаичными, живописными и чеканными панно (Дом бракосочетаний в Тбилиси, 1965, архитекторы Ш. Д. Кавлашвили, Р. Г. Кикна-дзе, скульпторы Г. А. и И. А. Очиаури; станции Тбилисского метрополитена, с 1966). Развернулось курортное стр-во (особенно в Цхалтубо и Пицунде) и стр-во на селе. Значит. успехов достигла архитектура малых форм (скверы, киоски, обелиски и т. д.).

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники изобразит. иск-ва Г.- художеств. изделия из металла и керамика с врезанным, лепным и расписным орнаментом - восходят к энеолиту. К 1-й пол. и сер. 2-го тыс. до н. э. относятся золотые, серебряные и бронз. изделия из Триалети, украшенные цветными камнями, зернью или чеканными изображениями людей и животных, а также чернолощёная и расписная керамика, к рубежу 2-1-го тыс. до н. э.- бронз. топоры, бляхи, пояса т. н. коба-но-колхского круга, украшенные стилизованными гравиров. изображениями животных, литые фигурки людей. От периода рабовладельч. гос-в сохранились погребения с богатым инвентарём, в т. ч. украшениями из золота с гранатами, зелёными стёклышками, камеями и т. п., выполненными в местных художеств. традициях (применены техника литья, чеканка, гравировка, филигрань, зернь, цветные вкладки), серебряной завозной посудой, стеклом, керамикой (" Ахалго-рииский клад", Вани, Армазисхеви, Клдв-ети, Бори, Уреки, Самтавро, Багинети и др.).

После принятия христианства в Г. приходят из центров христ. Востока новое содержание и новые формы изобразит. иск-ва, к-рые груз. мастера перерабатывают, создавая собственную художеств. школу. Ср.-век. изобразит. иск-во Г. представлено декоративной скульптурой, чеканкой по металлу (являющейся важной областью груз. пластики), резьбой по дереву, монументальной живописью, мозаикой, миниатюрой. Скульптура (рельефы на фасадах храмов, на алтарных преградах, кам. стелах) и чеканка проходят эволюцию от нек-рой пластичности форм, унаследованной от эллинистич. иск-ва (нек-рые капители Болнисского Сиона, рельефы храма Джвари), к плоскостности, линейности (при сохранении пластичности линии) и орнаментальности, к нарушению пропорций человеческой фигуры, что придаёт изображению экспрессию и подчёркнутую декоративность (рельеф из Опизы, 9 в., стела из Усанети, 8-9 вв.,

чеканная икона " Преображение" из Зарз-мы, 886, - все в Музее иск-в Груз. ССР, Тбилиси; деревянная резная дверь из с. Чукули, в Музее Грузии, Тбилиси ). В 10-11 вв. поиски пластичной моделировки форм, передачи правильных пропорций человеческой фигуры знаменуют новый этап развития скульптуры Г. К произв. этого времени относятся чеканные золотые выносные кресты из Ишхани, из Брила (мастер Асат ), из Брети, чаша из Бедна; икона " Умиление" из Зарзмы, тондо из Гелати с изображением св. Мамая (все - в Музее иск-в Груз. ССР ), кам. рельефы на храмах в Кумурдо, Ошки, Светицховели в Мцхе-те, Никорцминда; отличающиеся тонкой пластичностью и выразительностью кам. рельефы алтарных преград (из Сапары, Ховле-в Музее иск-вГруз.ССР ). Произв. чеканки 12-13 вв. украшены пышным растит. орнаментом и цветными деталями (эмали, чернь; знаменитый Хахульский складень с многочисл. эмалями; произв. Бека и Бешкена Опизари - все в Музее иск-в Груз. ССР ); в 16 в. появляются разработка фонов гравиров. мелким растит. узором, вставки цветных драгоценных камней.

Самые ранние из уцелевших памятников монумент. живописи на терр. Г. примыкают по стилю к кругу др.-христ. памятников Переднего Востока (мозаичные полы храма в Пицунде, 4-5 вв. ). Затем намечается отход от эллинистич. принципов (мозаика алтаря в Цроми, 7 в. ), изображения становятся плоско-стно-линейными (росписи церкви монастыря Додо в комплексе Давид Гареджа ). Монумент. живопись достигает блестящего расцвета в 10-13 вв. Росписи сплошь покрывают все внутр. стены и своды храмов. Появляются житийные циклы местных святых, портреты исто-рич. лиц (царь Георгий III, царица Тамара в храмах Вардзиа, Бетаниа, Кинцвиси, царь Давид Строитель - в Гелати, царь Димитрий-в Мацхвариши ); принесённые из Византии иконографич. образцы творчески перерабатываются. Для груз. росписей этого времени характерцы сдержанность мягко сгармонированного колорита, линейность письма. Развитие идёт от строгой монументальности произв. 10-11 вв. (росписи Атенского Сиона ) к динамичности и декоративной изысканности в рисунке и колорите живописи нач. 13 в. (росписи храма в Кинцвиси ). Кроме столичной школы, к к-рой принадлежат назв. фрески, существуют местные школы: в провинции Рача, в Сванети (художники Тевдоре и Микел Маглакели, кон. 11 - 1-я пол. 12вв. ), в храмах Гелатского монастыря (12 в. ) и др.

В иск-ве миниатюры (самые ранние - 9-10 вв.) различают две тенденции: одна, Характеризующаяся линейной манерой письма, подцвеченным рисунком (Мцхет-ская псалтырь, 10 в., Ин-т рукописей АН Груз. ССР, Тбилиси), связана с местными художеств. традициями; вторая следует приёмам визант. парадных рукописей с их техникой многослойного письма и применением золота (миниатюры 2-го Джручского и Гелатского евангелий, 11 - 12 вв., Ин-т рукописей АН Груз. ССР). Из рукописей с миниатюрами 17 в. наиболее интересны светские, в особенности списки " Витязя в тигровой шкуре".

Декоративно-прикладное иск-во ср.-век. Г. представлено перегородчатой эмалью (развита в 6-15 вв.), расписной керамикой (расцвет в 11 -13 вв., крупные центры произ-ва - Тбилиси, Дманиси; с 15 в. появляется расписная майолика), вышивкой по шёлку и бархату, резными печатями.

В 19 в. важное значение имела связь с зап.-европ. и рус. иск-вом. Зарождается и развивается станковая живопись, гл. обр. портрет. Первый представитель реалистич. портретной живописи - Г. И. Майсурадзе, окончивший АХ в Петербурге. В 1880-90-е гг. появились художники демократич. направления: Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе; Г. И. Габашвили - автор портретов, пейзажей, бытовых картин; первый груз. гравёр-ксилограф Г. Н. Татишвили. В кон. 19 - нач. 20 вв. выступают связанные с передвижниками, обращающиеся к бытовым и социальным темам живописцы А. Р. Мревлишвили, М. И. Тоидзе, график А. И. Гогиа-швили. На рубеже 19-20 вв. появляются произв. основоположника совр. груз. скульптуры Я. И. Николадзе (портреты, надгробия) и талантливого самоучки - живописца-примитивиста Нико Пирос-манашвили.

В сов. время (в 1922) были созданы Тбилисская АХ и нар. художеств. студия М. И. Тоидзе (существовала до 1929). Становление груз. сов. иск-ва проходило в борьбе за социалистич. реализм.

В живописи 20-30-х гг. развиты пейзаж (А. Г. Цимакуридзе, Д. Н. Какабадзе, Е. Д. Ахвледиани, В. Н. Джапаридзе ), портрет (П. М. Блёткин, К. К. Магала-швили, К. Б. Санадзе ), появляются темы индустриализации страны, преобразования села. Легендарно-фантастич. сюжеты разрабатывает Л. Д. Гудиашвили. В 30-х гг. особое внимание уделяется историко-революционной тематике (М. И. Тоидзе, И. М. Тоидзе, А. К. Ку-тателадзе, В. В. Сидамон-Эристави ), старому и новому быту (У. М. Джапаридзе ). Успешно развивается книжная графика (И. А. Шарлемань, В. Д. Григолиа ). Иллюстрации создают Л. Д. Гудиашвили, С. С. Кобуладзе, Т. Г. Абакелия, И. М. Тоидзе, иллюстрации к детским книгам - И. И. Габашвили. Станковая графика (офорт, ксилография, литография ) посвящена гл. обр. революц. борьбе народа (Д. Е. Кутателадзе ), социалистич. строительству (В. Ф. Кутателадзе ). В скульптуре ведущее место занял портрет (Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, Н. Д. Церетели ); развивалась также монумент. скульптура (К. М. Ме-рабишвили, В. Б. Топуридзе, Ш. В. Ми-катадзе, С. Я. Какабадзе, Р. М. Тавадзе ), в т. ч. сюжетный рельеф (Т. Г. Абакелия, Г. Д. Сесиашвили ).

Как художники театра работали И. И. Гамрекели, Д. Н. Какабадзе, П. Г. Оцхели, Е. Д. Ахвледиани, В. В. Сидамон-Эристави, С. С. Кобуладзе, С. Б. Вирсаладзе. В годы Великой Отечеств. войны большое развитие получает агитац. графика, особенно плакат (И. М. Тоидзе и др. ). В живописи и скульптуре создаются портреты воинов-героев, картины на историч. и военно-патриотич. темы. Интерес к этим темам сохраняется и в послевоен. годы. Однако наряду с ними появляются помпезные, поверхностные произведения. С кон. 50-х гг. углубляются творческие поиски, усиливается внимание к специфич. средствам изобразит. иск-ва. Характерны острые композиц. построения, подчас повышенная экспрессия. В области те-матич. картины работают Р. И. Стуруа, Ж. К. Медзмариашвили, Г. Д. Геловани, К. М. Махарадзе (тяготеющие к деко-ративно-монумент. решениям ), Г. К. То-тибадзе, Д. Г. Хахуташвили, Т. Р. Мир-зашвили, Г. У. Нарманиа, Р. Т. Тор-диа; как портретисты, кроме художников старшего поколения, выступают А. М. Бандзеладзе, Э. Л. Каландадзе, 3. А. Нижарадзе. В книжной графике значительны работы В. Д. Григолиа, А. М. Бандзеладзе, Д. В. Эристави, Т. Л. Кубанейшвили, Д. Г. Лолуа: в станковой - Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави, А. В. Шаликашвили; среди театр. художников выдвинулись Д. М.

Тавадзе, П. Г. Лапиашвили и др. В монумент, скульптуре активно выступают Э. Д. Амашукели (автор символич. статуи " Мать-Грузия" и памятника Вах-тангу Горгасалу в Тбилиси ), М. И. Берд-зенишвили (автор памятника Руставели в Москве, памятника Д. Гурамишвили в Тбилиси ), Г. В. Кордзахиа (автор памятника В. В. Маяковскому в Москве перед Домом-музеем поэта ), М. К. Ме-рабишвили (автор памятников А. С. Грибоедову в Тбилиси, Ираклию II в Тела-ви ), Д. Ш. Микатадзе (автор статуи " Мзечабуки" в Тбилиси ). В станковой и декоративной пластике работают И. В. Окропиридзе, Б. Г. Авалишвили, Т. Г. Асатиани, Т. К. Гвиниашвили, А. М. Горгадзе, В. С. Ониани, Г. А. и И. А. Очиаури. Возрождаются иск-во чеканки по металлу (И. А. Очиаури, Г. 3. Габашвили, К. Е. Гурули, И. Д. Коиава ), керамика (3. П. Майсурадзе, Р. И. Яшвили и др. ).

Архитекторов готовит Груз. политехнич. ин-т им. В. И. Ленина в Тбилиси, художников и архитекторов - Тбилисская АХ. В 1933 организован Союз художников Груз. ССР, в 1934 - Союз архитекторов Груз. ССР.

Илл. см. на вклейках к стр. 392 и табл. XXXVI-XXXIX (стр. 384-385 ).

Лит.: Ars Georgica. Разыскания Института истории грузинского искусства, [т.] 1-5, Тб., 1942-1959; [т.], 6-А. 1963; [т.] 6-В (вопросы нового и сов. иск-ва), 1964 (статьи на груз, и рус. яз.); Амиранашвили Ш. Я., История грузинского искусства, М., 1963; Чубинашвили Г. Н., Северов Н. П., Пути грузинской архитектуры, Тб., 1936; Джандиери М. И., Лежава Г. И., Архитектура горных районов Грузии, М., 1940; Северов Н. П., Памятники грузинского зодчества, М., 1947; Л е-жава Г. И., Джандиери М. И., Архитектура Сванетии, М., 1958; Джанберидзе Н., Кинцурашвили С., Архитектура Советской Грузии, М.- Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н., Архитектура Кахетии, т. 1 -2, Тб., 1959; Беридзе В., Грузинская архитектура с древнейших времён до начала XX века, Тб., 1967; 3акарая П., Древние крепости Грузии, Тб., 1969; Амиранашвили Ш. Я., История грузинской монументальной живописи, т. 1, Тб., 1957; Чубинашвили Г. Н., Грузинское чеканное искусство, т. 1 - 2, Тб., 1959; Гордезиани Б., Грузинская графика, Тб., 1963; Шервашидзе Л. А., О грузинской светской миниатюре, Тб., 1964; Амиранашвили Ш. Я., Грузинская миниатюра, М., 1966; Мхеидзе Л., Скульптурный портрет в Грузии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.