Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Танец. Балет. Археологич. и лит. источники свидетельствуют, что предшественницей груз






Археологич. и лит. источники свидетельствуют, что предшественницей груз. танц. иск-ва, очевидно, была массовая охотничья пляска, исполнявшаяся в честь бога плодородия - Луны. Развитие земледелия и скотоводства породило обряды с ритуальными плясками (усложнённые хороводы: мперхаобис дге, перхули, чвениереба, адрекила, бери-каоба и др.). Один из древнейших мужских танцев - охотничья пляска фунд-руки (позднее дополнилась гимнастич. упражнениями). Воинственный характер нек-рых мужских танцев формировался в условиях войн: таковы танец воинов хоруми, лазури, идумала, мтиулури, спортивно-гимнастич. танец фарца-куку, пляска с кинжалами ханджлури, пляска всадника мхарули и др. Сохранились изображения танцующей женской фигуры (на костяной пластинке и на монете колхидке 6 в. до н. э.), которые свидетельствуют о том, что ритуальные танцы исполнялись и женщинами. Известны древнейшие танцы: самайа, сопровождавший ритуал рождения ребёнка; мдзимури - пляска женщин, укрывавшихся в монастырях от иноземных захватчиков; гогмани, ведущие своё начало от тотемич. подражат. пляски птиц; кванцва - танец, построенный на выразит. движениях рук. Процесс развития парного танца в своих истоках был связан с обрядами в честь культа богов земледелия - мелиа-телепиа. В дальнейшем танец становится частью синтетич. зрелища сахиоба (с 11 -12 вв. ). Парные танцы - роква, шушпроба, мгера, тама-шоба - носили диалогич. характер. Со временем диалогич. парная форма перешла в групповую (древнейшая - танец самайа; позднее - танцы давлури и кар-тули ). Среди др. парных танцев: арира, мохеури, мтиулури, гандаган, сванури. В сов. время наряду с древнейшими формами груз. танца появляются новые, рассказывающие о трудовых процессах - колхозная пляска, сбор чая, сбор мандаринов, калмахоба (ловля форелей ), мцкемсури (пастушья пляска ); спорт. танцы - парикаоба и кечнаоба (сохраняет элементы хевсурского фехтования ), доги-марула (скачки ), лахтис-цема (поединок на ремнях ), чидаоба (груз. борьба ) и др.

Груз. танцы сложны и разнообразны. Почти каждый танец имеет свои приёмы и особенности. В основном это поступат. трёхстопные ходы - вперёд, назад, в сторону - для обоих исполнителей; мужская партия насыщена скользящими и ритмич. движениями (стопами ног ), прыжками, бегом, поворотами на пальцах ног.

В Г. св. 200 танц. ансамблей. Наиболее известные: Засл. академич. ансамбль нар. танца Груз. ССР (осн. в 1945 ), танцевальная группа Засл. ансамбля нар. песни и танца Груз. ССР (осн. в 1885 ), ансамбли нар. танца Аджарии, гг. Руста-ви, Кутаиси и др.

Первая балетная труппа в Г. начала формироваться в 1852, когда на сцене оперного театра в Тбилиси впервые выступили артисты балета Т. Чеснова, А. П. Павлова, В. Панов и др. в балетах: " Пери" Н. Бургмюллера (1852 ), " Жи-зель" А. Адана (1853 ) и др. Позднее в оперном театре в разное время работали балетмейстеры: К. Ш. Беккефи, А. А. Романовский, С. Ф. Вакарец и др.; артисты: А. Г. Алексидзе, М. И. Перини, Е. С. Ленчевская, М. В. Бауэр и др. Ставились балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана и др., работа над к-рыми оказала существ. влияние на формирование груз. балета. В ведущих партиях часто выступали гастролёры: М. М. и В. П. Фокины, Е. В. Гельцер, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесин-ская и др. Первые попытки создать нац. балет сделаны композитором Т. Н. Вах-вахишвили (" Иранская пантомима", 1914, " Любовное зелье", 1920, и др. ). В 1920-22 балетную труппу возглавлял М. М. Мордкин. В 1921 на основе группы проф. танцовщиков окончательно формируется нац. балетный театр как самостоят. вид иск-ва. В 20-30-х гг. балеты поставили: М. М. Мордкин, С. Н. Сергеев, И. И. Арбатов, В. Р. Гам-сахурдия, Л. И. Лукин, В. И. Цаплин, В. А. Кононович и др.

В 1936 танцовщик и балетмейстер В. М. Чабукиани поставил первый значит. нац. балет " Мзечабуки" А. М. Ба-ланчивадзе (позднее шёл в новой ред. под назв. " Сердце гор", 1938 ). В 1938 создан балет на совр. тему -" Мал-таква" Ш. М. Тактакишвили (балетм. Д. Л. Джавришвили и В. К. Литвиненко ). С 1941 труппу театра возглавляет Чабукиани (гл. балетмейстер и ведущий танцовщик ). Ему принадлежат пост. почти всех классич. и нац. балетов: " Синатле" Г. В. Киладзе (1947; 2-я ред. 1965 ), " Горда" Д. А. Торадзе (1949 ), " Отелло" А. Д. Мачавариани (1957 ), " Гамлет" Р. К. Габичвадзе (1941 ) и др. Отдельные постановки осуществили Г. И. Давиташвили (" Доктор Айболит" И. В. Морозова, 1949, и др. ), А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе, Р. В. Долидзе (" Сокровище голубой горы" С. Ф. Цинцадзе, 1956 ), 3. М. Кикалейшвили (" Хореографические новеллы" Б. А. Квернадзе, 1964 ), Р. А. Цулукидзе (" Мцири" А. М. Ба-ланчивадзе, 1964 ), А. В. Чичинадзе (" Поэма" С. Ф. Цинцадзе, 1964 ). В числе артистов, работавших в разные годы: нар. арт. СССР - В. М. Чабукиани, Н. Ш. Рамишвили, И. И. Сухишви-ли, В. И. Вронский (Надирадзе ); нар. арт. Груз. ССР - Е. Л. Гварамадзе, В. В. Цигнадзе, М. В. Бауэр, 3. М. Кикалейшвили, Т. М. Чабукиани, И. А. Алексидзе, Д. К. Багратиони, Е. С. Геловани; засл. арт. Груз. ССР - Е. Г. Чикваидзе, М. И. Казинец, Г. В. Бархударов, В. К. Литвиненко, С. Г. Горский, С. Г. Векуа, В. А. Ивашкин, К. М. Надареишвили, Р. Р. Ма-галашвили, Э. В. Чабукиани, Г. М. Па-тарая, К. Э. Лоладзе и др. В 70-е гг. в балетной труппе театра: засл. арт. Груз. ССР - Л. И. Митаишвили, А. В. Двали, И. А. Джандиери, В. В. Гунашвили, Б. Г. Монавардисашвили, Т. Г. Санадзе и др.

В 1902 А. Г. Алексидзе организовал и возглавил студию груз. танца (руководил до 1934; с 1917- Студия груз. нац. танца ). В 1916 М. И. Перини создала первую балетную студию, преобразованную в 1921 в балетную школу при Театре оперы и балета. В 1934 школа реорганизована в Хореографич. студию, с 1935- Гос. хореографич. уч-ще; с 1951 директор и ведущий педагог уч-ща В. М. Чабукиани.

Лит.: Джавришвили Д. Л., Грузинские народные танцы, Тбилиси, 1958.

Е. Л. Гварамадзе, А. С. Чхеидзе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.