Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Печать, радиовещание, телевидение






Возникновение книгопечатания на груз. яз. относится к 1-й пол. 17 в. (первая груз. книга напечатана в Риме в 1629 ). Первые груз. типографии были открыты в Москве (1705 ), Тбилиси (1709 ), затем в Петербурге и др. городах. За период с 1629 по 1921 на груз. яз. издано ок. 6 тыс. книг общим тиражом 1, 5 млн. экз.

Периодич. печать на груз. яз. появилась в нач. 19 в. Первая груз. газета " Сакартвелос газети" (" Газета Грузии" ) вышла в 1819 (с 1820 " Картули газети" - " Грузинская газета" ). С 1828 начала издаваться официозная газ. " Тпилисис уцкебани" (" Тифлисские ведомости" ), до 1832 редактировавшаяся С. Додашвили. В 1852-75 выходил журн. " Цискари" (" Заря" ), в 1866-85 газ. " Дроеба" (" Время" ). В 1877-85 издавался сначала журнал, а затем (в 1886-1906 ) газ. " Иверия" под ред. И. Г. Чавчавадзе. В кон. 19 в. были основаны журн. " Име-ди" (" Надежда" ) - орган народников, лит. и науч.-политич. газ. " Квали" (" Борозда" ), детские и юношеские журн. " Джеджили" (" Нива" ), " Накадули" (" Ручеёк" ) и др. В сентябре 1901 вышла первая нелегальная груз. газета ленин-ско-искровского направления - " Брд-зола" (" Борьба" ), печатавшаяся в Баку в подпольной типографии " Нина". В 1903 она была объединена с газ. " Пролетарий" в единый орган Кавк. с.-д. орг-ций-" Пролетариатис брдзола" (" Борьба пролетариата" ), к-рая издавалась на груз., арм. и рус. языках. Первая легальная большевистская газ. в Закавказье " Кавказский рабочий листок" вышла в ноябре 1905; в июне - июле 1906 выходила ежедневная большевистская газета " Ахали цховреба" (" Новая жизнь" ); в ноябре 1906 - январе 1907 - легальная большевистская профсоюзная газета " Ахали дроеба" (" Новое время" ) и др. Всего в Г. в 1913 издавалось 105 периодич. изданий.

После установления Сов. власти в Г. издательское дело начало бурно развиваться. За 1921-69 издано св. 73, 5 тыс. книг общим тиражом 363, 4 млн. экз.

Крупнейшие груз. изд-ва: " Сабчота Сакартвело" (" Советская Грузия"), " Мецниереба" (" Наука"), " Ганатлеба" (" Просвещение"), " Накадули" (" Ручеёк"; выпускает детскую и юношескую лит-ру), " Мерани" (изд-во Союза писателей Груз. ССР ). Книги печатаются на груз., рус., азерб., абх., осетинском яз., а также на иностр. языках. В 1970 изд-ва Г. выпустили 2211 книг и брошюр общим тиражом 15944 тыс. экз. В 1970 число журналов и др. периодических, а также продолжающихся изданий достигло 132 (годовой тираж 14 424 тыс. экз. ). Издаются политич., научные, лит.-художеств., сатирич., детские, женские и др. журналы: на груз. яз. - " Сакартвелос комунисти" (" Коммунист Грузии", с 1930 ), " Мнато-би" (" Светоч", с 1924 ), " Дроша" (" Знамя", с 1951), " Нианги" (" Крокодил", с 1923), " Сакартвелос кали" (" Женщина Грузии", с 1957), " Сабчота хеловнеба" (" Советское искусство", с 1935), " Дила" (" Утро", с 1928), " Пионери" (" Пионер", с 1926) и др.; на рус. яз.- " Литературная Грузия" (с 1957) и др.

В республике выходят (1970) 142 издания газет, в т. ч. 12 республиканских, 7 газет авт. республик и областей, 9 городских, 66 районных, 33 низовых, 15 колхозных; общий годовой тираж всех газет 589 265 тыс. экз. Респ. газеты: на груз. яз.- " Комунисти" (" Коммунист", с 1920), " Соплис цховреба" (" Сельская жизнь", с I960), " Ахалгазр-да комунисти" (" Молодой коммунист", с 1925 ), " Норчи ленинели" (" Юный ленинец", с 1931 ), " Литературули Сакартвело" (" Литературная Грузия", с 1934 ), " Лело" (с 1934 ), " Сахалхо га-натлеба" (" Народное образование", с 1928 ); на рус. яз.- " Заря Востока" (с 1922 ), " Молодёжь Грузии" (с 1920 ); на азерб. яз.- " Совет Курчустаны" (" Советская Грузия", с 1922 ); на арм. яз. - " Советакан Врастай" (" Советская Грузия", с 1921 ). С 1936 работает Груз. телеграфное агентство (ГрузТАГ).

Регулярное радиовещание в Г. началось в 1927. В 1970 Респ. радиовещание вело передачи по 3 программам, на груз., азерб., рус. и арм. языках.

Телевизионные передачи ведутся с дек. 1956. С 1971 передачи осуществляются по 2 программам на груз. и рус. языках, ретранслируются также телепередачи из Москвы, 3 раза в неделю - передачи Цветного телевидения. Телецентр - в Тбилиси.

См. также соответствующие разделы в статьях Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская АО.

Ш. Е. Гагошидзе.

XIV. Литература Грузинский фольклор. Начиная с глубокой древности, в народе складывались песни, мифы, легенды, сказки, героич. сказания и поэмы, баллады, загадки, пословицы. У др.-греч. поэта Аполлония Родосского (3 в. до н. э.) встречаются упоминания о груз. Прометее - богоборце Амирани. Эпос " Амирани" дошёл до нас в многочисл. вариантах. К ср.-век. эпосу относится " Этериани" - поэма о любви царевича Абесалома к пастушке Этери. Поэмы " Истребление князей Аре-шидзе" и
" Песнь об Арсене" повествуют о крестьянах, восставших против помещиков и феодалов. Любовная лирика, героич. сказания и трудовые песни часто связывались с историч. лицами и явлениями.

Осн. темы груз. нар. поэзии 19 - нач. 20 вв. - нац.-освободит. и революц. движение, тягостная жизнь трудового народа и его борьба за светлое будущее. Мн. жанры груз. фольклора сохраняют своё художеств. значение и жизнеспособность в социалистич. обществе. Совр. груз. нар. творчество выражает чувства и мысли народа о победе Великой Окт. социалистич. революции (песни " Мы восстали", " Октябрь" и др. ), социалистич. строительстве (" Песня под чонгури" ), колх. жизни (" Песня колхозника", " Колхознице" и др. ), культурной революции, дружбе народов, героизме сов. воинов в Великой Отечеств. войне. Художеств. образы груз. фольклора прочно вошли в лит-ру. Собирание и запись памятников нар. творчества восходят к 17 в. Систематич. изучение фольклора началось в 60-х гг. 19 в., особенно усилилось в годы Сов. власти. М.Чиковани.

Древняя литература. Древнейший уцелевший памятник груз. письменности - мозаичная надпись 1-й пол. 5 в., найденная в Палестине (близ Иерусалима). Церк.-религ. лит-pa на др.-груз. языке сохраняла господств. положение вплоть до конца 11 в. С 5 в. развивается самобытная агиографич. беллетристика: " Мученичество Шушаники" Якова Цур-тавели (5 в.), " Мученичество Евстафия Мцхетели" неизв. автора (6 в.), " Мученичество Або Тбилели" Иоанна Сабанисдзе (8 в.) и др. Своего расцвета агиографич. лит-pa достигла в 10 в. в творчестве Георгия Мерчулие, автора " Жития Григория Хандзтели" (951). В 10 в. богато представлены и др. виды церк.-религ. письменности: гимны, апокрифы, хомилии, экзегетикодогматич., аскетич., канонич. и др. тексты. В 11 - 12 вв. развивается филос.-теологич. лит-pa. Культурным связям христ. Востока с Западом способствовала груз. лит. школа на Афоне (в Греции).

12 в.- период дальнейшего политич. укрепления груз. гос-ва - был и классич. периодом др.-груз. лит-ры. Появились богатырско-фантастич. рассказы (" Амиран-Дареджаниани"), романы (" Висрамиани"), хвалебные поэмы (" Абдул-Мессия" Шавтели, " Тамариани" Чахрухадзе). Развилась историографич. лит-pa. Вершиной груз. культуры этой эпохи явилась поэма Шота Руставели " Витязь в тигровой шкуре" - один из шедевров мировой лит-ры. Задолго до европ. Возрождения Руставели провозгласил великие идеи гуманизма, братства, равенства, любви и дружбы.

В 11-12 вв. на груз. яз. переводились лучшие памятники вост. и зап. лит-ры. Тяжесть монг.-тат. ига (13-14 вв.), опустошит. нашествия персов и турок (16-18 вв.), распад централизов. монархии и феод. раздоры привели к утрате гос. единства Г. В 16 в. в Вост. Г. наблюдаются признаки оживления культурной жизни. Патриотическая тема занимает в литературе особое место. Царь Кахети Теймураз I (1589- 1663 ), поэт-лирик, автор философских стихов (" Жалоба на жизнь", " Маджама" и др. ), историко-патриотич. поэмы " Мученичество Кетеваны", обработал также несколько вост. сюжетов (" Лейлмеджну-ниани" и др. ). Царю Арчилу II (1647- 1713 ) принадлежат стихи и поэмы ис-торико-нац. и дидактич. содержания (" Спор Теймураза с Руставели", " О нравах Грузии" ), он осуждал увлечение нек-рых писателей перс. лит-рой, её вычурностью. Иосиф Тбилели (ум. 1688 ) в историч. поэме " Дидмоуравиани" изобразил трагич. судьбу Георгия Саакадзе, борца за объединение Г.

В 17-18 вв. осн. темой лит-ры становится борьба за освобождение страны от владычества иноземцев. В лит-ре этого периода особое место занимает выдающийся писатель и учёный-лексикограф Сулхан Саба Орбелиани - автор книги " О мудрости вымысла" (или " О мудрости лжи" ), представляющей собой сборник дидактических притчей и басен и способствовавшей демократизации груз. лит. языка. Среди писателей 17-18 вв. выделяются Мамука Бараташвили - создатель нормативной поэтики, автор патриотических стихов, и Вахтанг VI, писавший элегич. стихи, переводчик на груз. яз. сб. басен " Калила и Димна". Выдающимися писателями 2-й пол. 18 в. были: Давид Гурамишвили - автор поэмы " Беды Грузии", проникнутой чувством пламенного патриотизма и ненавистью к угнетателям народа, и Виссарион Габашвили (Беси-ки ) - тонкий мастер любовной лирики. В этот же период протекала деятельность поэта-ашуга Саят-Нова (1712-95 ), писавшего на груз., арм. и азерб. языках. На рубеже 18-19 вв. выступили Д. Туманишвили, Э. Эристави, Иоанн Багратиони и др. А.Барамидзе.

Литература 19 в. Присоединение Г. к России обеспечило мирное развитие страны. Однако великодержавная политика царизма, игнорирование нац. культуры вызывали всё большее возмущение груз. народа. Романтизм, ставший в 30 - 40-х гг. господств. направлением в груз. лит-ре, ярко отразил эти обществ. настроения и противопоставил политике угнетения идеал нац. и личной свободы. Зачинателем груз. романтизма явился поэт А. Г. Чавчавадзе (1786 - 1846 ), творчество к-рого пронизано идеей нац. свободы и социальной справедливости. Эту патриотич. и гуманистич. традицию продолжил Г. Д. Орбелиани (1804 - 83 ) - блестящий представитель груз. романтизма. Вершина этого направления - творчество Н. М. Бараташвили (1817-45 ), органически связавшего в своей лирике идею свободы личности с идеей нац. освобождения (" Мерани", 1842 ). К роман-тич. направлению примыкали С. И. Раз-мадзе (1796 - 1860 ), М. Б. Туманишвили (1818-75 ), А. В. Орбелиани (1802-69 ), В. В. Орбелиани (1812-90), Г. И. Рчеули-швили (1820 - 77) и др. В формировании социально-политич. идей груз. романтиков значит. роль сыграл философ и обществ. деятель С. И. Додашвили (1805- 1836).

Со 2-й пол. 19 в. в груз. лит-ре начинает преобладать реализм, ярким представителем к-рого явился комедиограф Г. Д. Эристави (1811-64)-основоположник груз, театра, редактор и издатель первого лит.-обществ, журнала " Цискари" (" Заря", 1852). Гневным обвинением крепостничеству являлась повесть Д. Г. Чонкадзе (1830-60) " Сурамская крепость" (1859). Герой романа Л. П. Ар-дазиани (1815-70) " Соломон Исакич Меджгануашвили" (1861) - первый в грузинской литературе типичный образ буржуа.

Обществ. атмосфера 60-х гг. способствовала новому подъёму лит-ры. Груз. шестидесятники И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, Н. Я. Николадзе, Г. Е. Церетели, К. Б. Лордкипанидзе, С. С. Месхи и др. отстаивали принципы материалистич. философии и эстетики, внедряли новый груз. лит. язык, освобождённый от нормативных законов ар-хаич. стиля старой лит-ры. Критич. реализм стал господствующим направлением. Центр. фигурой нац.-освободит. движения явился И. Г. Чавчавадзе (1837- 1907), автор классич. образцов груз, критич. реализма, отличавшихся высоким гражд. пафосом и непримиримостью к нац. и социальной несправедливости (поэмы " Видение", 1859, " Разбойник Како", 1860; повести " Человек ли он? ", 1859-63, " Рассказ нищего", 1859- 1873; поэма " Отшельник", 1883; повесть " Отарова вдова", 1887). Крупнейшим представителем груз. реализма был также А. Р. Церетели (1840-1915), популярность лирич. шедевров к-рого (" Светлячок", 1871; " Рассвет", 1892; " Су-лико", 1895, и др.) вышла далеко за пределы Г. В романах Г. Е. Церетели (1842-1900), изображавших пореформенную Г., дана острая критика феод.-патриарх. строя. В 60-х гг. выступил Н. Я.

Николадзе (1843-1928) - прогрессивный публицист, лит. критик и обществ. деятель. К груз. шестидесятникам примыкали также романист, публицист и критик А. Н. Пурцеладзе (1839-1913 ) и редактор газеты " Дроеба" (" Время" ) публицист С. С. Месхи (1844-83).

В груз. лит. жизни 19 в. несколько обособлена фигура Р. Д. Эристави (1824- 1901), самобытное творчество к-рого проникнуто глубоким сочувствием к крестьянству. Идея " хождения в народ" увлекала таких писателей-народников 70-80-х гг., как Н. И. Ломоури (1852- 1915), Е. Р. Габашвили (1851 -1938), С. 3. Мгалоблишвили(1851 -1925), И. С. Давиташвили (1850-87).

В 80-х гг. в груз. лит-pу триумфально вошли А. М. Казбеги (1848-93) и Ва-жа Пшавела (1861 -1915). Проникнутые глубоким драматизмом повести Казбеги высокохудожественно запечатлели жизнь груз. горцев, их цельность и чистоту, способность к самопожертвованию, горячий патриотизм (" Элгуджа", 1881; " Отцеубийца", 1882; " Хевисбери Гоча", 1884).

В трагических судьбах героев поэм Важа Пшавела (" Змееед", 1901; " Гость и хозяин", 1893; " Алуда Кетелаури", 1888; " Бахтриони", 1892), в его лирике и прозе отразились филос. ц этич. проблемы современной ему действительности, имеющие общечеловеческое значение. В 80-х гг. заметно выросли груз. драматургия и театр, чему способствовало творчество Д. Г. Эристави (1847-90 ), А. А. Цагарели (1857-1902 ) и особенно блестящие переводы произв. У. Шекспира, выполненные И. Г. Мачабели (1854-98 ), - видным писателем и обществ, деятелем того времени. Г. Н. Абзианидзе.

Литература конца 19 - нач. 20 вв. С 90-х гг. 19 в. в обстановке подъёма пролет. революц. движения, распространения марксистского учения и возникновения первых с.-д. орг-ций центр. место в груз. лит-ре заняли проблемы классовой борьбы и социального переустройства жизни. Э. Ф. Ниношвили (1859 - 94 ) создал правдивые картины эксплуатации деревенской бедноты (" Гогиа Уйшвили", " Палиастомское озеро" и др. ), появления на селе кулачества и торгашеской буржуазии (" Симона"), моральн о го разложения бурж. общества (" Кристинэ"). Д. С. Клдиашвили (1862-1931) в повестях, рассказах и комедиях показал экономич. обнищание и нравств. опустошённость дворянства, беспросветную жизнь крестьян (" Мачеха Самани-швили", " Невзгоды Камушадзе" и др.). В психологич. новеллах и этюдах Ш. 3.Арагвиспирели (1867 - 1926) изобличал аморализм бурж. общества, придавленность человеческой личности. Этой же теме посвятил рассказы В. 3. Барнови (1856-1934 ) - автор историч. романов, получивших широкую известность (" Падение Армази", " Мученическая любовь", " Младшая Тамар", " Потухший огонь" и др. ).

На рубеже двух столетий выделяются писатели: автор социальных романов А. Г. Эристави-Хоштария (1868-1951 ), Д. Ф. Мегрели (1867-1938 ), Лалиони (А. Мамулашвили, 1866-1918 ). И. И. Евдошвили (1873-1916 ) в сер. 90-х гг. первым в груз. поэзии обратился к жизни рабочего класса, нарисовал образ революционера-пролетария. После поражения первой рус. революции 1905- 1907 поэзия Евдошвили и его последователей из школы " демократических поэтов" - Н. А. Чхиквадзе (1883- 1920 ), Г. А. Кучишвили (1886-1947 ), В. А. Рухадзе (1874-1935 ), С. Э. Та-вадзе (1890-1960 ), X. И. Вардошвили (1895-1970 ) - проникается чувствами разочарованности и безнадёжности. Картины жестокой расправы с участниками революции нарисовал Ч. Б. Ломтатидзе (1878 - 1915 ). В годы реакции в груз. лит-ре распространились антиреалистич. течения, уводившие её от проблем социальной действительности.

В период 1-й мировой войны 1914-18 выступила группа поэтов-символистов " Голубые роги" (первый их альманах вышел в 1916 ), значительно обновившая грузинскую поэтическую культуру. В предреволюционные годы традиции реалистич. лит-ры продолжали: Ш. Н. Дадиани (1874-1959 ), автор пьес " В подземелье", " Когда они пировали", " Вчерашние" и др.; Н. М. Лордкипанидзе (1880-1944 ), в рассказах и новеллах правдиво изображавший историческое прошлое грузинского народа, жизнь и быт дореволюц. деревни; Л. М. Киачели (1884-1963 ), посвятивший роман " Тариэл Голуа" (1915 ) героич. борьбе груз. народа в период Революции 1905-07.

С реалистич. произведениями выступили детские писатели Ш. И. Мгвимели (1866-1933 ), Н. И. Накашидзе (1872- 1960 ), драматурги - И. К. Гедевани-швили (1872-1939 ), Т. М. Рамишвили (1875-1929 ) и П. А. Иретели (1876-1931 ). В годы реакции и меньшевистского режима в лит-ру вступило первое поколение пролет. поэтов: С. К. Эули (1890- 1965 ), Н. А. Зомлетели (1889-1938 ), И. Л. Вакели (р. 1900 ), И. Б. Лисашви-ли (р. 1897 ), П. С. Самсонидзе (1897- 1947 ) и др.

Советская литература. Ранний период формирования сов. лит-ры характеризовался резким размежеванием лит. сил, острой идеологич. борьбой. С первых дней победы социалистич. революции (1921 ) Г. В. Табидзе (1892-1959 ), выступивший ещё в 1908, Дадиани, Кучишвили и др. стали на путь сотрудничества с Сов. Властью. Широким потоком влились в лит-ру молодые силы. Находясь на разных идейно-эстетич. позициях, писатели объединялись в лит. орг-ции и группировки: " Голубые роги", крайне правые " Академическая группа" и " Ари-фиони"; Ассоциация пролет. писателей, группа футуристов-лефовцев - " Левизна". Во 2-й пол. 20-х гг. лучшие представители этих объединений примкнули креалистич. иск-ву, осваивали тематику социалистич. действительности. Поэма " Революционная Грузия" (1931 ), лирич. циклы" Эпоха" (1930 ), " Пацифизм" (1930 ) Г. В. Табидзе прозвучали патриотич. гимном сов. отечеству. Образцы политич. лирики (" Рикша", 1927; " Марш ударных бригад", 1931; " Лайтурский комсомолец", 1931, и др. ) создал А. А. Машашвили (А. Мирцхулава; 1903-71 ). Свежо и самобытно прозвучал голос К. Р. Каладзе (р. 1904 ).

Поэты-голубороговцы П. Д. Яшвили (1895-1937 ), Т. Ю. Табидзе (1895-1937 ), Г. Н. Леонидзе (1899-1966 ), В. И. Гаприндашвили (1889-1941 ), К. Г. Надирадзе (р. 1895 ), Ш. Н. Апхаидзе (1894- 1968 ), Р. М. Гветадзе (1897-1952 ), отходя от символизма, создали ряд ярких произв., отражающих сов. действительность. Отмеченные глубиной мысли и новаторством формы стихи С. И. Чи-ковани (1903-66 ) (" Ушгульский комсомол", 1929; " Вечер застаёт в Хахмати", 1930 ) показали глубокие сдвиги и обновление жизни сов. народа. Успешно выступили поэты, сформировавшиеся ещё до революции, - И. Г. Гришашвили (1889-1965), А. В. Абашели(1884-1954), С. И. Шаншиашвили (р. 1888), К. А. Чичинадзе (1891-1960 ). В лит-ру вошли поэты И. В. Абашидзе (р. 1909 ), А. К. Гомиашвили (р. 1911 ), Г. В. Кача-хидзе (р. 1907 ).

Романы " Юрий Боголюбский" (1926 ) Дадиани и " Санавардо" (1926 ) Д. К. Шен-гелая (р. 1896 ) свидетельствовали о возрождении прозы, жанра романа, почти заглохшего в предреволюц. груз. лит-ре. Появились романы М. С. Джавахишвили (1880-1937 ): " Квачи Квачантирадзе" (1926 ), " Джакос Хизнеби" (1924, рус. пер. " Обвал", 1925 ), повести " Белый воротничок", " Гиви Шадури". Роман Киачели " Кровь" (1927 ) и повесть Н. М. Лорд-кипанидзе " С тропинок на рельсы" (1926 ) написаны на историко-революц. темы. Роман " Пепел" (1932 ) С. Д.Клдиа-швили (р. 1893 ) - лучшее произв. в груз. лит-ре о 1-й мировой войне. Борьбу за новые человеческие отношения показал Гветадзе в романах " Тео" (1930 ) и " Чиакокона". Пьеса Дадиани " В самое сердце" (1928 ) положила начало груз. сов. комедиографии. Его же пьеса " Тетнульд" (1929 ) возрождала жанр трагедии в груз. драматургии. Появились историко-революц. драмы Шаншиашвили (" Эретские герои" и " Анзор", пост. 1928 ), комедия П. М. Какабадзе (р. 1895 ) " Кваркваре Тутабери" (пост. 1928 ), не сходящая со сцены груз. театров.

Больших идейно-творческих успехов достигла груз. лит-pa в 30-е гг. Были созданы циклы стихов Т. Ю. Табидзе " В Армении" и " Родина"; Яшвили показал жизнь обновлённой Колхиды и Сам-гори; вышли новые книги Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма И. В. Абашидзе " Прощание с Цулукидзе", цикл стихов Гришашвили, посвящённый новому Тбилиси. О развитии эпич. поэзии свидетельствовали поэмы Мирцхулава (" Энгури" ), Каладзе (" Учардиони", 1933 ), Г. Г. Абашидзе (р. 1914; " Весна в чёрном городе" и " Георгий шестой", 1942 ).

Первыми значит. произведениями о колх. деревне были романы " Заря Колхиды" (отд. изд. 1949 ) К. А. Лордкипа-нидзе (р. 1905) и " Гвади Бигва" (1938) Киачели. В романе " Похищение Луны" (1935) К. С. Гамсахурдиа (р. 1891) показал картины крушения старого мира, утверждения новой, социалистич. жизни.

Его роман " Десница великого мастера" (1939) о жизни Г. в 10-11 вв.- крупный вклад в сов. историч. романистику. Вслед за романом " Бата Кекия" (1933) Шенгелая опубликовал романы " Заря" (1940) и " Вдохновение" (отд. изд. 1949), повествующие о глубоких социальных сдвигах в 20 в. А. Н. Кутатели (р. 1897) в романе " Лицом к лицу" (кн. 1-4, 1933-43) отразил борьбу груз. народа за свержение меньшевистской диктатуры и установление Сов. власти в Г. Истории большевистских орг-ций Г. посвящены романы " Кецхо-вели" (1941) Лисашвили и " На берегу Лиахви" Б. И. Чхеидзе (р. 1901), повести Д. С. Сулиашвили (1884-1964). К числу крупнейших произв. груз. прозы 30-х гг. относится историч. роман Джавахишвили " Арсен из Марабды". Комедия Какабадзе " Свадьба в колхозе" (пост. 1938) и пьесы С. Д. Клдиашвили " Поколение героев" (1937), Вакели " Зависть" (1937), Г. Д. Баазова (1904-37) " Немые заговорили" (1931), В. И. Габескириа (1903- 1964) " Их повесть" (1943) в правдивых сценич. образах раскрывали духовный мир сов. человека. Эпизоды революц. борьбы груз. народа на заре 20 в. воссоздали в своих пьесах Дадиани (" Из искры", 1937) и Баазов (" Ицка Рижина-швили").

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 написаны эпич. поэмы С. И. Чиковани " Песнь о Давиде Гурамишвили" (1944) и Г. Г. Абашидзе " Непобедимый Кавказ" (1944). Расцвела патриотич. лирика: стихи Г. В. Табидзе, Леонидзе, С. И. Чиковани, И. В. Абашидзе, Мирц-хулавы, Каладзе, Д. А. Гачечиладзе (р. 1902) и др. Появились историч. драмы Шаншиашвили " Герои Крцаниси" (пост. 1942) и Л. П. Готуа(р. 1905)" Ирак-лий II" и " Давид Строитель". Борьба сов. народа против нем.-фаш. захватчиков - тема пьес " Батальон идёт на Запад" (1941) и " Небо Москвы" Г. Д. Мдивани (р. 1905), " Гора дум" Г. И. Шатберашвили (1910-65), " Непобедимые" (1943) Готуа и др.

В послевоен. время в поэмах Леонидзе " Портохала" (изд. 1951) и " Бершоула" (1951), в циклах стихов И. В. Абашидзе " Песня жатвы" и " Цветёт Гурия" нарисованы типич. образы людей мирного созидат. труда. Лирич. циклы С. И. Чиковани " На польской дороге" и " Весна на Одере", Р. А. Маргиани (р. 1916) " Песни Коммунизма", И. Е. Нонешвили (р. 1918) " За мир" отражали стремление сов. людей к упрочению мира и дружбы между народами. Высокую оценку получили лирич. циклы Г. Г. Абашидзе " На южной границе" (1949) и " Ленин в Самгори" (1950).

Груз. поэзию обогатили стихи X. М. Беру лава (р. 1924), О. С. Челидзе (р. 1924), А. П. Шенгелия (р. 1914), М. С. Лебанидзе (р. 1922), Ш. 3. Ами-сулашвили (р. 1915), Т. А. Джангулашви-ли (р. 1923) и др. поэтов, вступивших в лит-ру в начале послевоен. периода. Великой Отечеств. войне посвящён роман Киачели " Человек гор" (1948) и повесть Шенгелая " Красный мак" (1949). К числу значит. произведений груз. драматургии послевоен. периода относятся пьесы И. О. Мосашвили (1896-1954)" Начальник станции" (1947), " Потопленные камни" (1949), " Его звезда" (1950) и " Путь в грядущее" (1953), лирич. комедия М. Г. Бараташвили (р. 1908) " Стрекоза" (1953), пьесы М. Н. Мревлишвили (р. 1904 ) " Очаг Ха-ратели" и " Николоз Бараташвили".

Ведущее место в грузинской лит-ре 50-60-х гг. принадлежит прозе, в к-рой преобладает тематика современности: роман Гамсахурдиа " Цветение лозы" (1956 ), романы А. И. Белиашвили (1903-61 ) " Перевал" (1956 ), " Рустави" (ч. 1-2, 1959-60 ) и " Швидкаца" (1960-61 ), цикл новелл К. А. Лордкипанидзе о Великой Отечеств. войне; социалистич. деревне посвящена первая книга его романа " Волшебный камень" (1955-56 ), а также романы Р. А. Джапаридзе (р. 1923 ) " Вдова солдата" (кн. 1-2, 1960 ) и Т. Г. Донжашвили (р. 1916 ) " На Алаза-ни" (1956 ). Историч. прошлое Г. отражено в тетралогии Гамсахурдиа " Давид Строитель" (кн. 1-4, 1946-58 ), в исто-рич. романах Г. Г. Абашидзе " Долгая ночь" и " Лашарела" (кн. 1, 1957 ), Белиашвили " Бесики" (1946 ), Готуа " Удел героев" (кн. 1-4, 1958-62 ). Правдивые образы современников нарисованы в романе В. Т1Т. Авалиани (р. 1914 ) " Новые горизонты", в книгах повестей и рассказов О. Р. Чхеидзе (р. 1920 ), Г. К. На-трошвили (р. 1910 ), Г. С. Чиковани (р. 1910 ), Мревлишвили, Шатберашвили, А. И. Ломидзе (р. 1907 ), М. В. Асатиани (1909-70 ). Романы прозаиков Н. В. Дум-бадзе (р. 1928; " Я, бабушка, Илико и Илларион", " Я вижу солнце", " Солнечная ночь", " Не бойся, мама! " ), А. С. Сулакаури (р. 1927; " Золотая рыба" ), О. Ш. Иоселиани (р. 1931; " Полдень" и " Кончилась зима" ), Э. Л. Кипиани (р. 1924; " Красные облака" ) произв. Р. К. Инанишвили (р. 1926 ) заняли прочное место в груз. лит-ре.

Груз. поэзия конца 50-х и 60-х гг., освобождаясь от излишней помпезности, риторики и одописных тенденций 30- 40-х гг., глубже проникает в духовный мир сов. человека, многогранно отражает его чувства и мысли. Показательны книги стихов И. В. Абашидзе " Приближение" и особенно циклы " По следам Руставели" и " Палестина, Палестина", воссоздающие образ великого груз. поэта; последние поэтич. циклы Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма Каладзе " Отец", книги Маргиани " Пробуждение", Ноне-швили " По всему миру", новые стихи Гачечиладзе, Гомиашвили и др. Наряду с мастерами старшего поколения активно работают поэты А. П. Каландадзе (р. 1924 ), М. И. Мачавариани (р. 1929 ), О. И. Чиладзе (р. 1933 ), Ш. Г. Нишниа-нидзе (р. 1929 ), Дж. А. Чарквиани (р. 1931 ), Ф. И. Халваши (р. 1925 ), М. Г. Квливидзе (р. 1925 ), В. С. Сула-беридзе (р. 1919 ), М. Ф. Поцхишвили (р. 1930 ), Н. В. Гурешидзе (р. 1927 ) и др.

Преодолевая отриц. влияние теории бесконфликтности, груз. драматурги создали ряд интересных пьес: М. Н. Мревлишвили " Лавина" (1956 ) и " Пламенный мечтатель" (1961 ), Бараташвили " Мое Квавилети", Г. Г. Абашидзе " Мать" и " Путешествие в три времени", М. В. Джапаридзе (1906-64 ) " Земляки" (1956 ), Вакели " Деловой человек", О. И. Чиджавадзе (р. 1909 ) " Крот" и " Счастливый неудачник". Появились историч. драмы Г. Н. Нахуцришвили (р. 1902 ) " Цицамури" и " Пиросмани", пьесы В. Л. Канделаки (р. 1918 ) и К. М. Буачидзе (р. 1914 ), Г. Л. Келба-киани (р. 1910 ) и др. Видное место в репертуаре груз. театров заняли пьесы Г. М. Хухашвили (р. 1926 ), А. И. Ге-цадзе (р. 1929 ), Иоселиани и др.

Популярностью пользуются произв., созданные для детей Накашидзе, Ма-риджан (М. М. Алексидзе, р. 1890 ), А. А. Хахуташвили (1888-1960 ), И. Л. Сихарулидзе (1889-1963 ), Л. И. Мегрелидзе (1883-1968 ), М. А. Мревлишвили (р. 1909 ), Р. К. Коркиа (р. 1894 ), Н. В. Чачава (р. 1901 ), А. С. Сулакаури (р. 1927) и др.

Капитальные труды по истории груз. лит-ры создали учёные-литературоведы К. С. Кекелидзе (1879-1962), С. Г. Ка-ухчишвили (р. 1895), П. И. Ингороква (р. 1893), С. И. Хундадзе (1860-1928), В. И. Котетишвили (1893-1937), Г. Д. Кикодзе (1886-1960), А. Г. Бара-мидзе (р. 1902), М. 3. Зандукели (1889- 1968), Г. Н. Абзианидзе (р. 1907), Л. Н. Асатиани (1900-55). Проблемы развития сов. лит-ры разрабатывают литературоведы и критики: Г. Н. Джиблад-зе (р. 1913), С. Е. Чилая (р. 1911), Ш. Д. Радиани (р. 1904), В. Д. Жгенти (р. 1903), Г. К. Натрошвили (р. 1910), Л. Г. Каландадзе (р. 1904), Д. Г. Бена-швили (р. 1910), И. В. Цулукидзе (р. 1899), Е. Д. Карелишвили (р. 1908), Г. И. Мерквиладзе (р. 1914), В. Н. Зам-бахидзе (р. 1902), Г. Г. Маргвелашвили (р. 1923), В. Г. Мачавариани (р. 1906), Г. Ш. Цицишвили (р. 1929), Г. Л. Асатиани (р. 1928), Г. Е. Гвердцители (р. 1930) и др.

За годы Сов. власти произв. груз. писателей переведены на языки мн. народов СССР и зарубежных стран. Полный перевод на рус. яз. " Витязя в тигровой шкуре" Руставели был сделан 5 раз: К. Д. Бальмонтом (частично опубл. в 1917, полностью в 1933), П. Петренко, Г. К. Цагарели, Ш. Нуцубидзе и Н. А. Заболоцким. Мн. груз. поэты прозвучали на рус. яз. в переводах Н. С. Тихонова, Б. Л. Пастернака, П. Г. Антокольского, А. А. Ахматовой, И. Л. Сельвинского, В. К. Звягинцевой, М. А. Светлова, А. П. Межирова, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадуллиной, Е. М. Винокурова и др.

Груз. языкознание зародилось на рубеже 19-20 вв. (А. Цагарели, Н. Марр, И. Джавахишвили). Осн. проблемы, разрабатываемые груз. языковедами: изучение структуры и истории картвельских языков, структуры горских кавк. языков и вопросов теории языкознания (А. Шанидзе, Г. Ахвледиа-ни, А. Чикобава и др.). Важнейшие центры языкознания Г.: Н.-и. ин-т языкознания АН Груз. ССР, соответств. кафедры Тбилисского ун-та, Абхазский ин-т языка, лит-ры и истории им. Д. Н. Гулиа АН Груз. ССР, кафедры пед. вузов Г. Лит.: Xаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, в. 1-4, М., 1895 - 1906; Грузинские народные сказки, под ред. М. Чиковани, Тб., 1956; Сказания и легенды, Тб.,.1963; Чиковани М., Народный грузинский эпос о Прикованном Амирани, М., 1966; Грузинский юмор, Тб., 1967; Кекелидзе К., Конспективный курс истории древнегрузинской литературы, Тб., 1939; его же, Памятники древнегрузинской агиографической литературы, Тб., 1956; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958; Кикодзе Г., Грузинские классики, Тб., 1942; Г-ольцев В., Грузинские писатели XIX века, М., 1948; Шадури В..Декабристская литература и грузинская общественность, Тб., 1958; Николадзе А. К., Русско-грузинские литературные связи (19 в.), Тб., 1958; Гамезардашвили Д. М., Становление критического реализма в грузинской литературе, Тб., 1959; его же, Романтики и реалисты в грузинской литературе XIX века. Тб., 1963; Чилая

С., Очерки истории грузинской советской литературы, Тб., 1960; Маргвелашвили Г., Литературно-критические статьи, Тб., 1958; Асатиани Л. Н., Дружба братских литератур, Тб., 1958; Суровцев Ю., О поэтах и поэзии. Сб. ст., Тб., 1962; Барамидзе А., Гамезардашвили Д.,

Грузинская литература, Тб., 1968.

Б. Жгенти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.