Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические модели управления






Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде, существенно влияющей на то, каким образом протекает этот процесс.

Р. Н. Фармер и В. М. Ричмен разработали свою модель в середине 60-х гг. XX в. для ответа на вопрос, что и каким образом влияет на поведение менеджеров. При этом осознавалось, что практика менеджмента оказывает существенное влияние на эффективность управленческого труда. В модели Фармера - Ричмена подчеркивается значение внешних институциональных и культурных факторов. Второй важ­ный момент - указание на то, что это воздействие осуществляется через управленческие процессы. Например, МНК с культурой, ориентированной на выполнение задач, приходя в страну, где культивируется поддержание хороших отношений, необходимо или специально отбирать людей, или устраивать тренинги. В противном случае способы управления, принятые в фирме, будут неадекватно воспри­ниматься персоналом.

Модель Фармера - Ричмена критиковали за статичный характер, так как в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы. Другим слабым пунктом считается то, что предприятие в этой модели реагирует на изменение внешней среды пассивно, путем адаптации. А.Р. Негандхи и С.В. Прасад указали, что в одинаковой окружающей среде фирмы должны бы были, согласно модели Фармера-Ричмена, вести себя одинаково, но в действительности это не так. Негандхи и Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребите­лям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципальным органам. В их модели именно управленческая философия является фактором, решающим образом влияющим на поведение фирмы.

Эмпирические исследования подтвердили значимость рассмотренных выше моделей и несомненность влияния институциональных и культурных факторов на формирование стилей руководства. С точки зрения национальных различий в сти­ле руководства такие факторы, как система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного общения, различаются от страны к стране.

Различные формы интеграции и консолидации международного бизнеса стали реальностью не только для крупных и очень крупных компаний, но и для многих представителей среднего и малого бизнеса развитых стран мира. Эта тенденция неуклонно растет. Пекинский форум стран АТЭС в ноябре 2014 года в Итоговой декларации зафиксировал огромную заинтересованность стран и большой потенциал в этом направлении.

Перечисленные выше факторы оказывают серьезное влияние на сближение школ национального менеджмента разных стран мира.

К числу важных факторов, стимулирующих этот процесс, следует отнести:

1. Активное функционирование известных международных институтов, директивные документы которых в форме законов, подзаконных актов, правил и норм обязательны для исполнения практически всеми или многими странами мира. За­коны в области международного публичного права, международного торгового права, международного морского права и права международных перевозок, охраны окружающей среды, международного авторского права и другие не только обязывают к определенному поведению, выполнению обязательных процедур, соблю­дению определенных условий и пр., но и стимулируют разработку и принятие национальных законов, норм и правил, адекватных международным требованиям и нормам. Заинтересованность разных стран в развитии и расширении международной торговли стимулирует также унификацию международного таможен­ного законодательства и сближение различных таможенных институтов.

2. Обучение широкого круга специалистов и менеджеров разных стран мира современным правилам и нормам международной экономической деятельности в це­лях успешного развития международной торговли и предпринимательства. Такое образование, получаемое в передовых университетах, коммерческих академиях и школах МВА, стимулирует единообразие методических подходов и решений многих сложных типичных и нетипичных задач международной экономической деятельности менеджерами разных стран.

3. Характерная для постиндустриальной эпохи общемировая тенденция к росту категории «знания», обеспечиваемая современными информационными сред­ствами и технологиями, ростом телекоммуникационных возможностей и услуг, присутствием широкого круга ведущих компаний высоких технологий на глобальных рынках. Эта постоянно реализуемая тенденция - база для сближения идеологий и традиций менеджмента разных стран мира.

4. Стремление правительств и других государственных структур разных стран, а также национального бизнеса к росту доходов и получению дополнительных благ в условиях активной интернациональной деятельности.

5. Общие международные сверхзадачи всех стран мира по борьбе с терроризмом, наркотиками, бедностью, опасными для жизни болезнями, по охране окружающей среды.

6. Задачи государственного стимулирования роста рождаемости в странах, где эти показатели очень низки, что подтверждается общими проектами, например стран ЕС, в этой области.

7. Расширение международных культурных связей, развитие туризма и широкого международного общения, преодоление вредных последствий религиозных и этнических конфликтов, уродливых и преступных националистических движений (фашизма, ваххабизма и др.), равно опасных как для международного сооб­щества, так и для народов конкретных стран.

Приведенные выше факторы - не только потенциальная, но и реальная сила, оказывающая постоянное воздействие на современный порядок мироустройства, геополитическое положение стран и их блоков.

Вместе с тем существуют факторы, препятствующие сближению различных национальных школ менеджмента. В их число входят:

крайняя экономическая отсталость и закрытость ряда стран мира, живущих, по существу, в доиндустриальной эпохе;

слабость рыночного законодательства и недостаточное соблюдение законов в странах переходного периода; активная коррупция и теневой бизнес, приносящие и огромный ущерб;

низкий образовательный уровень, отсутствие профессиональных национальных кадров, способных работать в отраслях высоких технологий XXI века;

наличие в отдельных странах жестких тоталитарных политических режимов, исключающих активное и открытое международное сотрудничество.

Вопросы для обсуждения

1. Какие три модели отношений имеются с точки зрения совместимости и преемственности различных международных и национальных институтов?

2. В чем сущность моделей «прямого» и «опосредованного» воздействий?

3. В чем различия понятия «институт» по Д. Коммонсу и Д.Норту?

4. Назовите факторы, влияющие на процесс сближения национальных школ менеджмента.

5. Опишите модели Фармера - Ричмена и Негандхи - Прасада.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.