Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тендерный анализ образов ребенка в сознании детей и взрослых






Не только дети осознают себя и окружающих, включая сверстников, родителей и других взрослых, через призму пола. Родители также в большинстве своем воспринимают собственных детей прежде всего как мальчика или как девочку. Как сказал А. Дольский: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин». И родители - сами либо мужчины, либо женщины - в зависимости от этого по-разному воспринимают своих мальчиков и девочек.

Для большинства педагогов пол ребенка как будто бы не должен иметь принципиального значения. Как профессионалы они должны уметь воспитывать и тех и других. Но эта установка нередко как раз и приводит к обезличиванию индивидуальности ребенка. И если такая поистине глобальная характеристика, как пол ребенка, не учитывается, то более «мелкие» будут иметь еще меньшее значение.

Насколько совпадают представления о себе у мальчиков и девочек, с одной стороны, а родителей обоего пола и педагогов - с другой, мы уже рассмотрели в параграфе 5.2.1 (табл. 14). Наименьшие различия зафиксированы между мальчиками и учителями, затем последовательно: между мальчиками и мамами; девочками и учителями; мальчиками и папами; девочками и папами; и, наконец, между девочками и мамами.

А каковы представления родителей о своих дочерях и сыновьях? Есть ли различия у пап и мам в отражении своих детей? Связаны ли представления родителей о своих детях с Я-образами самих детей? Связаны ли Я-образы родителей с их представлениями о детях? Эти вопросы также были предметом нашего исследования.

Если рассмотреть усредненные структуры образов детей разного возраста в сознании отцов и матерей (табл. 34), то можно увидеть, что иерархия компонентов структуры во всех категориях образов вполне традиционная: преобладают социальные, эмоциональные и телесные компоненты. И только у пап мальчиков-подростков и родителей старшеклассников и старшеклассниц более высокие показатели волевых компонентов, что является показателем более высоких ожиданий и требований именно к этим характеристикам детей.

ТАБЛИЦА 34

Усредненная структура образов «мой ребенок (девочка/мальчик)»

Образ Дети Родители в д и к н с т э + = -
«Моя девочка» Младшие школьники Мамы 3, 18 1, 42 2, 66 1, 37 0, 82 7, 71 3, 95 6, 03 10, 3 5, 16 3, 24
Подростки Мамы 2, 98 1, 49 2, 44 0, 98 0, 85 8, 32 3, 9 6, 76 11, 8 4, 73 2, 9
Папы 2, 11 1, 67 2, 33 1, 33 0, 78 8, 22 3, 67 5, 67 12, 3   1, 44
Старшие школьники Мамы 4, 9 1, 6 2, 2 0, 3   9, 1 2, 3 6, 5   2, 9 2, 4
Папы 5, 42 2, 67 2, 08   1, 08 8, 75 4, 42 6, 5 12, 8 4, 58 2, 67
«Мой мальчик» Младшие школьники Мамы 3, 59 1, 49 7W 1, 47 1, 3 9, 27 3, 32 5, 92 11, 1 5, 11 3, 78
Подростки   Мамы   1, 68 2, 78 1, 05 1, 05 8, 68 3, 16 6, 54 10, 1 4, 11 4, 14
Папы 5, 2   3, 6 0, 7 1, 6 8, 2 3, 4 4, 2 14, 6   1, 4
Старшие школьники Мамы 4, 8 1, 6 2, 5 0, 3 0, 7 9, 3 2, 8 6, 5   3, 4 3, 1
Папы 5, 32 1, 95 2, 84 0, 89   9, 21 2, 95 6, 53 11, 9   2, 47

Для более точного определения тендерных особенностей отражения родителями своих детей можно дополнительно обратиться к табл. 35, которая показывает достоверные различия в структурах образов сыновей и дочерей у мам младших, средних и старших школьников и у пап подростков и старшеклассников.

ТАБЛИЦА 35






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.