Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоверные различия между структурами Я-образов детей и образов мой ребенок родителей






Родители Дети-школьники в д и к и С т э + = -
Мама Младшие -0, 01     0, 01 -0, 05 -0, 01   -0, 01 -0, 05 0, 01 -0, 01
Мама Средние -0, 01     -0, 05              
Мама Старшие -0, 05 0, 05       43, 01 0, 01   -0, 01 0, 01 0, 05
Папа Средние     -0, 05         0, 05 -0, 05   0, 01
Папа Старшие -0, 05   -0, 05     -0, 05 0, 05        

ближе к ним, чем к подросткам и старшеклассникам. Поэтому они и понимают их гораздо лучше. И влияние их, эффективность воздействия на детей гораздо сильнее, чем будет впоследствии. Но различия в представлениях детей о себе и восприятии их своими мамами опровергают эти расчеты.

На мой взгляд, эти различия между мамами и детьми вполне естественны, но при этом нисколько не опровергают приведенные выше рассуждения. Как уже отмечалось ранее, младшие школьники еще плохо знают себя, поэтому их суждения о сверстниках оказываются обычно более точными, чем суждения о себе. Это достаточно распространенное явление даже среди взрослых, а младшие школьники тем более еще не настолько насмотрелись «в окружающих», чтобы, как Марксов «человек Павел», всматривавшийся в «человека Петра», лучше узнать себя. Недостаточное знание детьми себя, встречаясь с хорошим знани­ем матерей, не может не вызвать разночтений.

Самое удивительное в табл. 33 - это минимальное расхождение в суждениях о ребенке между мамами и подростками.

Казалось бы, подростковый возраст - это возраст эмансипации и конфликтов, пик борьбы детей за самостоятельность и независимость, это возраст противоречий со всеми и во всем (Ф. Раис, 2000). Но именно в этом возрасте у них оказывается меньше всего противоречий с мамами в оценке самих себя. Фактически расхождения лишь в том, что мамы меньше обращают внимания на волевые проявления в детях. Различиями в конвенциональных компонентах можно пренебречь, так как они в минимальной мере отражают индивидуально-личностные характеристики.

Этот факт минимального расхождения между подростками и матерями на первый взгляд кажется совершенно нетривиальным. Но если учесть, что собственно к старшему подростковому возрасту, на который приходятся наиболее острые противоречия с родителями, в нашем исследовании относятся старшие школьники 9-11 класса, в возрасте 15-17 лет, а дети среднего школьного возраста, в нашем исследовании обозначаемые как «средние школьники» или подростки, фактически

относятся к младшим подросткам - учащимся 5-7 классов, в возрасте от 11-12 до 13-14 лет, то обнаруженный факт оказывается все-таки более объяснимым.

Действительно, с одной стороны, младшие подростки оценивают себя уже значительно более реалистично и адекватно, чем младшие школьники, и еще не так стараются самоутвердиться на противоречиях «всему и вся», как старшие подростки, и потому они более предсказуемы в своих оценках и самооценках, С другой стороны, мамы младших подростков по-прежнему, а может быть, даже более внимательны к своим детям. У мам более высокий уровень понимания подростков. Американские психологи отмечают, что подростки чаще сообщают о трудностях в отношениях с отцом, нежели с матерью; они чувствуют большую близость к матери (Rubin, 1982, по Ф. Раису); мамы пользуются большим влиянием на детей (Greene, 1990, по Ф. Раису).

В старшем школьном возрасте синхронность в характеристиках подростка снова исчезает. Более того, если в предыдущем возрасте у мам гораздо меньше расхождений с подростками, чем у пап, то со старшеклассниками картина совершенно меняется. В их Я-образах гораздо меньше расхождений с папами, чем с мамами. При этом по трем параметрам из четырех: по волевым, социальным и телесным характеристикам - эти расхождения с папами касаются тех же компонентов, что и с мамами. Т. е. мнения родителей по этим качествам старшеклассников совпадают между собой (при всех отмечавшихся ранее различиях в эмоциональной наполненности этих оценок) и расходятся с мнением собственных детей.

Для того чтобы лучше понять сущностные особенности отражения детей в их собственном сознании и сознании взрослых, необходимо рассмотреть не только структурные, но и тендерные особенности их образов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.