Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура образов ребенка в сознании детей и взрослых






Каким же родители представляют своего ребенка? Есть ли различия в представлениях отцов и матерей? Изменяются ли с возрастом детей родительские представления о них? Насколько близки их представления о детях тому, какими представляют себя сами дети? Ответы на эти вопросы можно получить, проанализировав особенности структур образов ребенка в сознании родителей и самих детей.

К сожалению, нам не удалось сравнить мнения обоих родителей о младших школьниках. В ходе сбора данных все материалы с высказываниями отцов были утрачены, а повторно в полном объеме получить информацию не удалось. Специалисты знают, что отцов гораздо сложнее привлечь не только к исследованиям, связанным с детьми, но даже к совместной с ними деятельности. Подавляющая часть мужского населения в нашей стране все-таки считает, что воспитание - это стезя женщин. Поэтому в нашем исследовании будут сопоставлены представления мам о младших школьниках, подростках и старшеклассниках, а мнения мам и пап - только о подростках и старших школьниках (табл. 31-35). Вся математико-статистическая обработка данных о взаимо­связи образов детей и родителей, приведенная в данном параграфе, проводилась только на связанных, а не групповых выборках. Поэтому сведения о количестве человек в выборках этого параграфа не совпадает с рядом аналогичных (по респондентам) в других параграфах.

Анализ ранговых структур родительских представлений о собственных детях (табл. 31) свидетельствует, что только социальные и эмоциональные характеристики образов ребенка в сознании всех родителей имеют неизменные ранговые места. Социальные характеристики - всегда на первом, эмоциональные - всегда на втором. Все остальные компоненты не имеют единых порядковых мест. Но при этом и у мам, и у пап подростков и старшеклассников деятельностные, поведенческие и конвенциональные характеристики располагаются в одной и той же последовательности: на шестом, седьмом и восьмом месте, соответственно.

ТАБЛИЦА 31

Ранговые структуры образов «мой ребенок»

Дети Родители Количество Ранг
в д и к п с т э
Младшие школьники Мамы                  
Подростки Мамы                  
  Папы                  
Старшие школьники Мамы                  
  Папы                  

Внутри возрастов иерархия структуры образов ребенка у пап и мам почти идентична. Родители подростков имеют расхождения только в предпочтении волевых и телесных компонентов. У мам телесно-физические характеристики занимают третье, а мотивационно-волевые -четвертое место. У пап - наоборот, что вполне соответствует традиционным житейским стереотипам.

Родители старшеклассников расходятся и во взглядах на место телесных характеристик. Но тенденция совершенно другая: папы отводят им более значимую роль, чем интеллектуальным качествам, а мамы, с точностью «до наоборот», отводят четвертое место интеллектуальным характеристикам, а телесным - уже лишь пятое место. Если сравнить средние данные по компонентам структур (табл. 32), то обнаруживается удивительный факт: папы старшеклассников (и старшеклассниц) обращают на телесные характеристики в полтора раза больше внимания, чем мамы. Причем это связано не с увеличением внимания отцов к заметно изменившимся кондициям детей. Оно осталось на том же уровне, что и у детей подростков. Все дело в мамах.

У мам старшеклассников, по сравнению с мамами подростков, внимание к физическим качествам своих детей снижается почти в два раза -с 4, 18 до 2, 4 определений. Зато резко увеличивается интерес к социальным и волевым характеристикам. Но в этом с ними полностью (хотя и в несколько меньшей степени) солидарны папы.

Такое снижение внимания мам старшеклассников к телесно-физическим характеристикам, явно связанное с увеличением внимания к волевым и социальным качествам своих детей, говорит о том, что мамы

ТАБЛИЦА 32

Структура образов «мой ребенок» (средние)

Дети Родители Количество Ранг + = -
в А и к и с т э      
Младшие Мамы   2, 94 1, 58   2, 42 1, 14 7, 7 3, 56 5, 3 10, 3 5, 56 3, 1
школьники                          
Подростки Мамы   3, 28 1, 54 2, 54 0, 77 0, 82 8, 41 4, 18 7, 23 12, 3 4, 13 3, 03
  Папы   3, 74 1, 84 3, 2 1, 2 1, 21 8, 21 3, 53 4, 89 13, 5 4, 2 1, 42
Старшие Мамы   5, 8 1, 8 2, 5   0, 8 9, 9 2, 4 7, 2 14, 2 2, 3 2, 4
школьники Папы   5, 4 2, 2 2, 5 0, 4 1, 1 9, 1 3, 5 6, 5 12, 1 4, 6 2, 5

точно реагируют на их взросление, на изменение их возможностей и связанное с этим изменение их статуса. Они понимают, что дети уже знают и принимают свое тело таким, каким оно стало к юности, научились, насколько смогли, с ним обращаться и дальше родители им практически не нужны в этих вопросах ни в качестве помощников, ни в качестве внешних мотиваторов. Иначе обстоит дело в вопросах взаимодействия старшеклассников с социумом, и прежде всего с миром взрослых, в который они уже фактически входят и по многим параметрам (прежде всего, по физическим и интеллектуальным) начинают превосходить своих «предков». Родителям, вполне обоснованно, кажется, что без изменений во взаимодействии с окружающими и дополнительных волевых усилий детям будет сложнее войти во взрослую жизнь. Эта обеспокоенность и влияет на изменение указанных параметров образа ребенка в сознании родителей, особенно мам, старшеклассников.

Для пап старшеклассников большую, чем для пап подростков, роль играют эмоциональные проявления детей. И у мам подростков, и у мам старшеклассников этот интерес практически идентичен, при этом почти в полтора раза выше, чему мам младших школьников.

Анализ динамики структуры образов собственных детей в сознании пап и мам показывает настораживающую тенденцию, в которой проявляется разнонаправленная динамика модальности отношений родителей к своим детям. У мам стабильно увеличивается позитивность восприятия своих детей по мере их взросления от младшего к старшему школьному возрасту. У пап - наоборот. Папы подростков оценивают своих детей существенно более высоко, чем мамы. У них заметно больше, чем у мам, положительных характеристик и в два раза меньше отрицательных. У пап старшеклассников количество отрицательных оценок детей заметно увеличивается, а положительных - столь же заметно уменьшается.

Это противоречие пап и мам в отношении к детям может быть и причиной, и следствием внутрисемейных и межличностных конфликтов. В тех случаях, когда у родителей напряженные межличностные

отношения, эта напряженность отражается в борьбе по поводу детей. Как правило, это борьба именно «по поводу», а не «за» детей [2]. Дети в такой ситуации становятся поводом и средством самоутверждения и уничижения противной (во всех смыслах) стороны.

Нередко разные представления о детях могут стать причиной разногласий и серьезных конфликтов действительно любящих родителей. Это происходит в тех нередких случаях, когда родители любят детей больше, чем друг друга. Как ни странно может показаться, но в тех семьях, где родители любят друг друга, детям уделяется меньше внимания, их значительно меньше опекают, особенно, если это именно «дети», а не одно дитя. Но это оказывается более полезным для детей. Они более самостоятельно, без чрезмерной опеки овладевают системой человеческих взаимоотношений, в частности еще и потому, что больше взаимодействуют с братьями, сестрами, со сверстниками и детьми других возрастов. Они интенсивнее (так как активность чаще инициируется изнутри, внутренними мотивами, а не внешними побуждениями) учатся вступать в контакты и выходить из них. Их социо-перцептивная система, система восприятия и понимания людей, оказывается более соответствующей именно их возможностям, а не родительским мечтам. Причиной разладов в таких семьях дети становятся гораздо реже. И сами больше внимания уделяют родителям и друг другу. А следовательно, и не дают особых поводов для межродительских конфликтов. В нашем исследовании этот аспект проблемы педагогической социальной перцепции детально не изучался, но ряд дипломных работ (Ивановой Н., Куликовой Н. и др.), выполненных под моим руководством, позволяют высказывать такие суждения.

В любом случае - являются ли различные представления о детях следствием или становятся причиной межличностных разногласий и семейных конфликтов - изучение и коррекция взглядов родителей на детей необходима и полезна.

Не менее полезно изучение особенностей и взаимосвязей самооценки детей и оценки их родителями. Табл. 33 позволяет выявить типичные направления разногласий между родителями и детьми в этом

вопросе.

Характер достоверных различий между структурами Я-образов учеников и образов «мой ребенок» родителей нетривиален. Максимальные расхождения между детьми и мамами приходятся на младший школьный возраст, т. е. самый, казалось бы, благополучный период в отношениях между родителями и детьми.

И в подростковом, и в юношеском возрасте дети гораздо более самостоятельны в суждениях о самих себе. Принято считать, что, с одной стороны, младшие школьники в своих суждениях (в том числе и о самих себе) весьма конформны, по сравнению с более старшими возрастами, к мнению взрослых. А с другой стороны, мамы младших школьников гораздо

ТАБЛИЦА 33






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.