Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отражение ключевых характеристик образов ребенка в сознании педагогов






Многомерность и многозначность образов проявляется в том, что значительная часть образов конкретных объектов или явлений не осознается в момент случайной или преднамеренной актуализации образа. То, какие компоненты образа будут актуализированы, зависит от многих факторов. Теоретический анализ проблемы актуализации образов был проделан нами в первых трех главах. Там же отмечалось, что важнейшим фактором является вербализация ключевых, стержневых характеристик актуализируемого образа. В процессе теоретического анализа проблем педагогической социальной перцепции отмечалось, что в ходе исследований, проведенных ранее [177, 506], выявлены различия в отражении педагогами детей в зависимости от того, кого их просят описать: ребенка или ученика, хорошего или плохого, одаренного или бездарного, иначе говоря, от ключевых слов, определяющих главные смысловые особенности образа. Как показало наше исследование, главными, ключевыми словами, определяющими смысловую нагрузку образов детей в сознании педагогов, являются такие дихотомические антонимы, как: «мальчик»-«девочка» и «одаренный»-«бездарный». Но самое удивительное, что для педагогов такие, казалось бы, синонимы, как: «ребенок» и «ученик»; «одаренный» и «хороший»; «бездарный» и «плохой», в процессе актуализации этих образов являются, скорее, ключевыми антонимами.

В ходе данного исследования мы сочли необходимым провести сравнительный анализ эмпирических данных об особенностях содержания и структуры отражения педагогами означенных пар образов (табл. 46-48).

При анализе описаний образов ребенка и ученика выявились существенные различия в структурах этих образов (прежде всего, за счет увеличения в образах ученика доли интеллектуальных и мотивационно-волевых компонентов). Но при этом социальные характеристики все равно остаются на первом месте, несмотря на то, что именно учебная деятельность является ведущей, определяющей развитие ребенка в период школьного обучения [608, с. 84].

ТАБЛИЦА 46 Различия образов у учителей v студентов

В табл. 46-48 жирным шрифтом обозначены достоверные различия на уровне значимости 1 %, светлым - 5 %.

Компоненты Я-образ Одаренный Бездарный Хороший Плохой
Интеллектуальные - 2, 99 2, 37 _
Социальные -1, 36 -1, 75 - -3, 00 -3, 05
Мотивационно-волевые - - 2, 64 - 1, 60
Эмоциональные 2, 27 - - - -
Телесные - - 1, 85 - -
Деятельностные - - - - -
Поведенческие - - - - -
Конвенциональные -5, 43 - -0, 38 - -
Метафоры - - - - -
Положительные - 2, 81 - - -
Амбивалентные -3, 63 - - 0, 76 -
Отрицательные 1, 22 4, 03

ТАБЛИЦА 47






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.