Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корреляции родительских образов мой ребенок и Я-образов дочерей и сыновей






Жирным шрифтом обозначены критические значения коэффициента корреляции Пирсона при р - 0, 001, светлым - при р - 0, 05.

 

Корреляции материнских образов " мой ребенок" и Я-образов дочерей и сыновей
Компоненты Я-образа девочек (п = 85) Компоненты Я-образа мальчиков (и ~ 72)
Образ дочери     в д и К п с т э Образ сына   в Д И к п с т Э
в                 в                
д   0, 32             д                
и                 и                
к                 к Отсутствует
II                 п                
с                 с                
т                 т                
э           0, 34     э                
Корреляции отцовских образов " мой ребенок" и Я-образов дочерей и сыновей
Компоненты Я-образа девочек (п - 26) Компоненты Я-образа мальчиков (п ~ 30)
Образ дочери   в д и к п с т э Образ сына   в Д и к п с т э 0, 37
в 0, 64     -0, 5         в 0, 49     -03   0, 52 0, 42    
д 0, 43               д                  
и     0, 5)           и -0, 5     0, 38        
к   0, 53             к -03     0, 67        
п     -0, 5           п   -0, 4     0, 35      
с                 с   0, 45         0, 53  
т                 т         0, 62 0, 3»    
э                 э       Ч), 5        

ТАБЛИЦА 37 Корреляция Я-образов мам и пап с образами " мой ребенок "

Жирным шрифтом обозначены критические значения коэффициента корреляции Пирсона при р = 0, 001, светлым - при р - 0, 05.

Компоненты Я-образа мам (и - 157) Компоненты Я-образа пап (п - 56)
Образ «Мой ребенок»   в Д и к н с т : > Образ «Мой ребенок»     Д и к и с Т ; >
и   0, 32             к                
д                 д   0, 74            
и   0, 45   0, 54         и           -0, 45 0, 5  
к                 к   0, 47            
  0, 34         0, 53   0, 31   0, 46       0, 42      
с             0, 50   с                
•|               0, 47 т                
: >                 .)           0, 39   0, 39

 

Оказывается, представления таких отцов о своих детях не только обнаруживают значительные совпадения с мнением детей о самих себе, но и более точно отражают их индивидуальность, они менее схематизированы и обезличены, чем представления мам об их детях.

Подтверждением этого служит следующая табл. 37, иллюстрирующая взаимосвязи Я-образов мам и пап с их образами «мой ребенок».

Эта таблица наглядно показывает, что представления родителей о детях достаточно тесно связаны с родительскими Я-образами, причем наиболее прочные и многообразные связи обнаруживаются в представлениях мам. Нет смысла проводить покомпонентный анализ и описание всех установленных корреляционных связей, несмотря на их большую информативность. Еще большее число корреляционных таблиц вошли в Приложение. Детальный анализ требует дополнительного исследования. Полученными данными проблема не исчерпывается. Но они позволяют сделать некоторые серьезные обобщения и выводы.

Представленные данные в очередной раз подтверждают предположение о наличии у мам более жестких схем представлений о собственных детях, чем у отцов. Причем становится видно, что в основе этих схем у большинства матерей лежат их представления, и даже не о том, каким они хотели бы видеть своего ребенка, а их представления о самих себе. Скорее всего, большинство мам неосознанно, а кое-кто сознательно в качестве ориентира в понимании своих детей берут самих себя. Как видно из табл. 36, это в значительной, хотя и в гораздо меньшей степени свойственно и отцам, т. е. является отражением достаточно общей тенденции людей оценивать других, исходя из собственных представлений о себе, особенно, когда речь идет о своих детях.

Насколько всеобщи выявленные нами особенности представлений о детях и как они связаны с культуральными особенностями, с ментальностыо представителей разных наций, можно узнать, только сопоставив образы детей, складывающиеся в сознании представителей разных наций и культур. Организация таких исследований с родителями и детьми разных стран в наших условиях крайне затруднена, но сравнительные данные о представлениях российских и немецких студентов педагогических вузов были получены в ходе исследования, проводившегося С. И. Гусевой под моим руководством и при моем непосредственном участии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.