Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О с т е н с и в н ы м определением называется процедура демонстрации (предъявления, указания на) предмета, входящего в оъбем интересующего собеседника понятия.






Например, демонструют предмет и называют его: “Это слон”, “Это телевизор”.

Итак, логическая операция определения понятия выполняет важную функцию в научных исследованиях и практике рассуждений. С помощью определений подытоживают знания о предмете, они облегчают поиск предмета, представляющего исследовательский или практический интерес, они раскрывают значения терминов и, наконец, определение является важным средством сокращения сложных описаний, отдельных рассуждений в рамках научных теорий.

 

 

Контрольные вопросы и упражнения.

І

1. Характеристика индивида как предмета мысли.

2. Характер абстрагирования, которое используется при построении терма.

3. Суть ототождествляюще – отличающего абстрагирования.

4. Языковые средства выражения понятия.

5. Виды признаков предмета мысли.

6. Определение содержания понятия.

7. Предикат как знаковая форма фиксации содержания понятия.

8. Типологія признаков по субстанциональности.

9. Родовые и видовые признаки.

10. Определение объема понятия.

11. Объем понятия как множество.

12. Понятие множества.

13. Характеристика отношений: «принадлежность элемента множеству» и «вклю-

чение множества в множество».

14. Понятие «универсального множества», «полного подмножества», «пустого

множества».

15. Способы задания множеств.

16. Процедура подсчета количества подмножеств какого-либо множества.

17. Объем понятия как значение понятийной функции.

18. Обоснование закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

19. Типология видов понятий.

20. Логические отношения между совместимыми понятиями.

21. Логические отношения между несовместимыми понятиями.

22. Обобщение и ограничение понятий.

23. Операция дополнения объема понятий.

24. Операция пересечения объема понятий.

25. Операція объединения объема понятий.

26. Осуществление операции пересечения с объемами совместимыхпонятий.

27. Осуществление операции объединения с совместимыми и

несовместимыми понятиями.

28. Разность объемов понятий.

29. Структура операции деления понятий.

30. Виды деления понятий.

31. Правила деления понятий и возможные ошибки при их нарушении.

32. Естественная и искусственная классификация.

33. Расчленение целого на части.

34. Виды определения.

35. Структура операции определения понятий.

36. Синтаксическая и семантическая плоскости анализа определения.

37. Прагматический аспект определения.

38. Виды реальных определений.

39. Виды номинальных определений.

40. Правила определения.

41. Процедуры, схожие с определением понятия.

 

П

 

1. Проведите логический анализ следующих понятий: «юридическое лицо», «неуспеваемость», «роман Л.Н.Толстого», «футбольная команда», «металл, который не проводит электрический ток», «центральное тело Солнечной системы», «кредитор».

2. Установить объем понятий: «основные формально-логические законы», «город», «государство», «справедливость», «научная библиотека».

3. Приведите примеры собирательных понятий.

4. Какие пары предметов войдут в объем понятий: «ровесник», «учитель», «брат», «столица».

5. Какие из приведенных предикатов являются одноместными, двухместными, трехместными: «талантливый», «сестра», «находиться между».

6. Приведите примеры синонимов и омонимов.

7. Приведите примеры понятий, которые находились бы в отношении тождественности с такими понятиями: «квадрат», «административный, экономический, культурный центр государства», «преступление», «учебник».

8. Изобразить в виде круговых схем отношение между такими понятиями:

а ) «военнослужащий», «майор», «полковник», «преподаватель»;

б) «юрист», «депутат», «лауреат»;

в) «четырехугольник», «параллелограмм», «ромб», «квадрат», «прямоугольник».

9. Найдите понятия, объемы которых частично совпадают с объемами следующих понятий: «врач», «металл», «европейское государство», «ученик».

10. Правильно ли осуществлено деление понятий:

а) картини бывают исторические и пейзажи;

б) климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный;

в) науки делят на гуманитарные, естественные, технические и биологические.

Правильно ли дано определениеследующих понятий? Если нет, то какие правила на-

рушены?

а) физика –это наука о физических явлениях;

б) логика – это наука о мышлении;

в) география – это геология;

г) демократ – это человек, который придерживается демократических взглядов;

д) планета – Это космический объект, на котором существует жизнь.

11. Приведите примеры номинальных определений и переформулируйте их

в реальные.

РАЗДЕЛ ІХ. С У Ж Д Е Н И Е.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.