Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон отрицания отрицания. Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит свое-





Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит свое-


образное "наследование" последующими состояниями (качественными опреде-


ленностями) системы некоторых характеристик, возникающих на предшест-


вующих стадиях существования системы. Это "наследование" заключается в


сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, кото-


рые могут служить эффективному существованию нового качества.


Процесс развития приобретает, следовательно, общую направленность, кото-


рая задается структурой движения от одного качественного состояния системы


к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрица-


ние старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое при-


обретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый цикл


развития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыду-


щего) отрицания . В данном случае возникает такая структура развития (Рис.


6):

 


ТЕЗИС

(Системное целое

имеет некоторое

исходное

качественное

состояние)


АНТИТЕЗИС

(Системное целое

переходит в

качественное

состояние, прямо

противоположное

исходному качеству)

 

Р и с. 6.


СИНТЕЗ

(Системное целое

объединяет

характеристики

исходого и

противоположного

исходному

качественных

состояний)

 


Закон отрицания отрицания - наиболее сложный и многоаспектный закон, по-


скольку описывает структуру развития как поэтапного единого процесса.


Развитие предмета - это всегда отрицание своих прежних форм существования.


Одновременно отрицание "прежних форм существования" приводит к становле-


нию такого другого, которое сохраняет генетическую связь с тем, что отрица-


ется.


Первое отрицание еще не дает е д и н с т в а процесса развития. Единст-


во и законченность цикла развития появляется через второе отрицание (отрица-

 

 



 


ние отрицания), причем единство процесса развития опирается на "удержание


позитивного" (Рис. 6).


НОВОЕ КАЧЕСТВО


как единство


«старого» и «нового»

 


НОВОЕ, как


противоположное

исходному,

КАЧЕСТВО

 

СКАЧОК, как

ИСХОДНОЕ первое отрицание

КАЧЕСТВО

 

Исходный этап 1 этап

 

Р и с. 7.


СИНТЕЗ, как

отрицание отрицания

 

СКАЧОК, как

второе отрицание

 

Этап

 


Процесс развития совершается не как прямое линейное движение, переход


"по цепочке" от одного к другому. Процесс развития "замкнут" сам на себя как




некоторое системное единство . Гегель писал: "Всеобщее составляет основу,


поэтому поступательное движение не должно быть принимаемо за некоторое


течение от некоторого другого к некоторому другому. На каждой ступени даль-


нейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующе-


го содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического


поступательного движения, но несет с собой все приобретенное, и обогащается


и уплотняется внутри себя".


"Обогащение", "удержание позитивного" как результат целостного развития


системного единства формируется на этапе синтеза предшествующих качествен-


ных состояний - исходного качества ("тезис") и противоположного исходному


качества ("антитезис").


Итак, целостный цикл развития представляет собой синтез двух противопо-


ложных моментов конкретного процесса развития, который осуществляется на


этапе "отрицания отрицания" и приводит к формированию нового содержатель-


ного единства (Рис. 7). Таким образом, общее направление развития оказывается


заложенным в исходном качестве системного целого.


Закон отрицания отрицания: в процессе прогрессивного развития первый


этап является результатом отрицания, а второй этап - результатом двойного


отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, ха-


рактеристики, структуры исходного этапа, а новое качество выступает как


синтез "старого" и "нового".

 


106




 

 


Диалектика и синергетика. Классическая наука XVII - XIX вв. представля-


ла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим


системам. В центре внимания - упорядоченность, устойчивость, равновесие.


Возникающая в XX в. и переживающая активное становление во второй его


половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акценти-


руя открытые динамические системы. В центре внимания - неустойчивость,


неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) разви-


тие.


Недостаточность логико-методологических построений классической науки


особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция


системы происходит в сторону “рассеивания” энергии, установления однородно-


сти, т.е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсаль-


ность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда


обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и


биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным


структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса.


Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда для описания ре-


альности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций


усложнения или упрощения системы оказалось необходимо рассматривать сис-


тему связей “интеграция - дезинтеграция”, “дифференциация - дедифференциа-


ция”. Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризо-


вать толькочерез диалектику интеграции - дезинтеграции, поскольку этот


процесс представляет собой одновременноусиление взаимодействия различных


групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия одно-


родных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно пред-


ставить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов


системы и установлением новых интегральных связей между ними.


Таким образом, именно потребности развития современного научного знания


актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся систем. Однако


развитие естественных наук в XX в. не сопровождалось широким освоением диа-


лектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, “переоткрыва-


ется”. Ученые -”естественники” создают собственные логико-методологические


(философско-методологические) подходы, по существу родственные диалекти-


ческому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может


служить синергетика.


Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований,


возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и прин-


ципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин “си-


нергетика” (от греч. “совместное действие”, “сотрудничество”) был введен


Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем раз-


личной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образо-


вание макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд-

 

 



 


ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития),


создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро


становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой


описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей


на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до позна-


ния и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике


придается именно широкий философско-методологический статус.


Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синер-


гетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоор-


ганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому


применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко


созданную синергетикой “базовую модель” процесса самоорганизации (самораз-


вития) можно представить следующим образом.


Самоструктурирование возможно в открытых системах. Открытая сис-


тема- это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаяся с


окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая система облада-


ет “источниками”(зонами “подпитки” извне, что способствует росту, струк-


турному усложнению) и “стоками”(зонами “сброса”, в результате чего проис-


ходит обеднение, структурное упрощение).



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал