Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектическая






 


1. Рассудочная (АБСТРАКТНАЯ) форма логического. Рассудок - это спо-


собность мышления абстрагировать общие понятия и фиксировать их непроти-


воречивость. Мышление на уровне рассудка “не гибко”, не диалектично, т.е. не


умеет понять противоречие. Тем не менне умение создавать общие (абстракт-


ные) понятия - это превая необходимая ступень логики.


Логика рассудка есть логика формальная, которая стремится избежать проти-


воречия по закону “исключения третьего”, гласящего: из двуж контрадикторных


мнений о предмете одно неизбежно истинно, другое - ложно, третьего - не дано.


Необходимость формальной логики заключается в том, что благодаря ее прави-


лам мы мыслим точно и определенно.


При всей своей точности, абстрактные понятия несут в себе ограниченность


формально-логического мышления: объективно-противоречивый предмет,

 

 


87


 


имеющий противоположные характеристики, описывается односторонним


понятием, фиксирующим лишь одну из противоположностей. Такое понятие


является ЦЕЛОСТНЫМ, но “однобоким”, односторонним, неполным, абст-


рактным (Рис. 1).


2. Отрицательно-разумная форма логического. Здесь мышление осуществ-


ляется на уровне разума, но в отрыве от рассудка. Роль разума заключается в


том, что он видит противоречивость реальных предметов, которая на ступени


рассудка игнорируется и подавляется формально-логическим определением.


Однако разум, не опирающийся на рассудок, оказывается неспособен охватить


противоречие как целостность особого рода. Предмет как бы “расщепляется”


из-за внутренней противоречивости, потому что наше мышление на этой ступе-


ни не умеет “свести концы с концами”.


Такое мышление характеризуется Гегелем как “негативно-диалектическое”.


“Диалектичность” заключается в способности видеть противоречие, “негатив-


ность” - в неспособности целостно представить внутренне противоречивый


предмет. Проявлениями негативно-диалектического мышления являются и со-


фистика, и гносеологический скептицизм, доведенный до агностицизма.


3. Положительно-разумная форма логического. Мышление объединяет на


этой ступени и рассудок, и разум. “Союз” рассудка и разума приводит к абст-


ракциям, которые объединяют противоположности, тем самым наиболее


полно, то есть конкретно отражая действительность. Предмет конструируется


в понятии как КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ЦЕЛОЕ, единство про-


тивоположностей.


Диалектическому мышлению, “улавливающему” противоположности и объ-


единяющему эти противоположности, соответствует диалектическая логика,


позволяющая конкретно-целостно представить противоречивую и развиваю-


щуюся сущность предметов.


Диалектическое мышление - это мышление, рассматривающее “вещи”: 1) во


взаимосвязи внутренних противоположностей, 2) в процессе саморазвития, 3) а


потому наиболее полно и, следовательно, 4) целостно (Рис. 1).


Диалектическая логика, по Гегелю, это наука о формах правильного мышле-


ния (как и формальная логика), но в отличие от формальной диалектическая


логика есть способ “восхождения” мысли (знания) “от абстрактного к конкрет-


ному”, то есть способ построения конкретно-целостного “диалектического


понятия”, вбирающего односторонне-абстрактные “общие понятия” фор-


мальной логики.

 


Абстрактное и конкретное. В классической логике под “конкретным” по-


нятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные пред-


меты (например, “яблоко”, “дерево”); под “абстрактным” - понятие, указываю-


щее на нематериальные, идеальные предметы (например, “добро”, “любовь”,


“наука”).


Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - зна-


чит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не

 

 



 


вполне очевидном. Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных


вещах, так что сама “конкретность” оказывается доступной через наглядно-


чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного


предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел


людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни.


Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно? ” (1807) дает совершенно иную трак-


товку абстрактного и конкретного. “Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и


отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном


обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...”. Гегель при-


водит ряд примеров, поясняющих его трактовку “абстрактного”. Вот ведут на


казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят,


что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит


толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли на-


звать убийцу - красивым? Это и называется “мыслить абстрактно” - видеть


в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества


уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо.


Абстрактным, неразвитым мышлением является “первобытное” мышление,


исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является


“детское” мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мыш-


ление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характери-


стик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характери-


стик, т.е. конкретно.


Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие


научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся


в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными)


абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными


понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Геге-


ля “Кто мысли абстрактно? ” Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо


вещь, он показывает на нее и говорит: “Это! ” Но словом “это” можно обозначить


и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно пред-


мет. Таким образом, слово “это” - пример наиболее абстрактного определения:


оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано (“бессодержатель-


ное”, или “пустое”, по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответст-


вует “рассудочной” форме логического.


“Мыслить конкретно” - значит воспроизводить предмет максимально полно,


всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление


осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степе-


ни “пустых”, определений ко все более содержательным, воссоздающим “теоре-


тическую модель” познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного


мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретно-


му. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют “положитель-


но-разумной форме” логического.


В диалектической логике под “ абстрактным ” понятием понимается понятие,


описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее

 

 



 


общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообу-


словленности; под “ конкретным ” - понятие, описывающее предмет наиболее


всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (кон-


кретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообу-


словленности и взаимосвязи.

 


Логика формальная и диалектическая. Со времен Парменида и Аристотеля


истинность мышления означала непротиворечивость мысли. Что в самом об-


щем виде отличает непротиворечивое логичное мышление от нелогичного?


Логичное мышление направлено на выявление соответствия нашего поня-


тия о предмете, т.е. нашего мысленного представления о предмете действи-


тельной структуре предмета, т.е. " внутреннему устройству" этого предмета,


реальным характеристикам предмета. Для логичного мышления характерна


смысловая целостность знания о предметах, смысловая целостность умственных


операций, позволяющая связывать отдельные мысленные характеристики


предмета в целостное знание о нем. Истинным будет такое мысленное (теоре-


тическое) знание о предмете, которое адекватно объективно существующему


предмету.


Нелогичное мышление связано с неустойчивостью, неотчетливостью (в


крайних случаях патологии - распадом) смыслообразующих структур, в которых


человек пытается описать окружающие его предметы. Для неотчетливого мыш-


ления характерны " скачки мысли", " мысленный сумбур", неумение отличать


главное от второстепенного. В итоге нелогичное мышление не способно


построить целостную структуру мысли с последовательной разверткой смы-


словых (содержательных) представлений о предмете вокруг основного смысло-


вого " стержня" так, чтобы непротиворечиво описать сущность предмета. Это


выражается в допущении двусмысленных высказываний о предмете, противоре-


чии самому себе при описании предмета, смысловой нерасчлененности рассуж-


дений.


Следовательно, логичным является такое мышление, для которого характерна


строгая организация смысловой структуры: последовательность, обоснован-


ность и непротиворечивость отдельных мыслей. Таково понимание логичного


мышления в традиционной (классической) логике.


Но что представляет собой “логичное мышление”, если оказывается необхо-


димым соединять противоречивые характеристики, создавая конкретно-


целостное понятие о предмете? Особенность логико-диалектического мышления


состоит в том, что оно направлено на выявление реальных противоречий в пред-


метах.


Эта особенность логико-диалектического мышления исторически связана с


онтологией Гераклита - объективной диалектикой. Если формально-логическое


мышление осуществляется по правилам индуктивного или дедуктивного вывода


истины как непротиворечивого знания, то логико-диалектическое мышление не


обосновывает знание как истинное или ложное ссылкой на необходимость со-

 



 


блюдения правил традиционной логики, ибо “всё течет, всё меняется” и “мир


полон противоречий”.


Логико-диалектическое мышление опирается и на опыт, и на дедуктивную ар-


гументацию. Однако формально-логическое понятие, полученное таким образом,


будет абстрактным и односторонним, поэтому диалектическое мышление не


останавливается на этом. Абстрактно-логическое понятие не может рассматри-


ваться окончательно в качестве истинного или ложного: исходя из диалекти-


ческой позиции мы 1) подчеркиваем, что, по-видимому, компетентные люди


согласятся, что односторонняя позиция является недостаточной, и, кроме


того, 2) указываем на другую, более совершенную точку зрения. В этом смысле


логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то


есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому


для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логически-


ми правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предме-


тах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь


между формально-логическими понятиями.


Приведем пример. “Если мы подумаем о понятии “видеть”, то заметим, что


видение есть всегда видение чего-то, - неважно, материального или нет. То, что


мы видим, появляется на определенном фоне. Когда мы видим нечто на опреде-


ленном фоне, мы смотрим на это с определенной позиции. Другими словами,


оказывается, что понятие “ видеть ” так или иначе указывает вне себя на другие


понятия, с которыми оно необходимо связано. Только тогда, когда мы начинаем


осознавать все эти взаимосвязанные понятия, мы впервые понимаем, чем дейст-


вительно является наш феномен - видение” 1. Так понимается логическое мыш-


ление в диалектической логике.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.