Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 6. Методы и формы научного познания. 1 страница
Методология. Метод (гр. method) — это путь познания и преобразо- вания какого-либо объекта, независимо от того, природное это тело, искусст- венное устройство или же мысль. Метод всегда опирается на некоторую со- вокупность ранее полученных общих знаний. Методология — это учение о методах познания и исследования, проектирования и конструирования, пре- образования объектов разного рода; это система принципов и способов орга- низации и создания теорий, а также практической деятельности, включая инженерную. Методологию можно разделить на содержательную и формальную. Пер- вая занимается проблемами структуры научного знания вообще и, особенно, научных теорий. Она изучает вопросы возникновения научных теорий, их функционирование в науке, а также их развитие. Для нее важно описать по- нятийный базис науки и отдельных теорий, характер объяснения, структуру и способы операций со знанием (методы). Она должна прояснить вопрос о том, что же научно, а что ненаучно, какова роль практического и прикладного знания в его связи с теоретическим, формы и виды деятельности, действий и операций любого рода. Вторая занимается анализом языка науки, формаль- ной стороной описания, объяснения и анализом формальных и формализо- ванных методов, в том числе вопросов о том, как строить научную теорию, при каких условиях она истинна, каковы типы систем знания в науке, какова логика структуры научного знания. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, то методологию обычно делят на две части: во-первых, учение об основных, исходных поня- тиях и принципах познания и преобразования, и, во- вторых, учение о спо- собах познания, исследования и преобразования объектов. Методологию часто отождествляют с логикой научного исследования. На самом деле со- держание методологии шире. Она включает в себя и логические методы ис- следования, и исходные принципы познания и преобразования, и методики, способы подготовки и проведения наблюдений, измерений и экспериментов, проектирования, планирования и конструирования, а также пути формирова- ния общих научных понятий, законов, принципов, целых научных теорий и дисциплин. Фактически, методология — специализированная часть теории познания и преобразования мира. Она — предмет особых забот ученых, ин- женеров, проектировщиков. Английский философ XVII века Ф.Бэкон срав- нил роль методологии с фонарем, освещающим дорогу путника в темноте. В чем же особенности научного познания, инженерной деятельности и проектирования в настоящее время? 1. проектов и инженерной деятельности настолько увеличились, что зачастую являются государственными, а затраты на них сопоставимы с затратами крупнейших отраслей экономики целых государств.
2. требность в их систематизации. А для этого нужна методология научного по- знания и практики. 3. тим, что 90% ученых во всей истории человечества работали в ХХ веке, и 90% всей научной и научно-технической информации человечества добыто тоже в XX веке, а ее рост идет по экспоненте. Это означает, что нужны новые современные способы обработки, доступа, хранения и передачи информации. В этой связи неоценимо значение банков данных и сетей связи типа Интер- нета. 4. ют от ученых и практиков особого, системного и оптимизационного мышле- ния и подхода, поскольку здесь всюду речь идет о поведении сложных сис- тем разного рода. Решение этих проблем — одна из задач научной методоло- гии. 5. циплинарного взаимодействия, широты мышления ученых, инженеров, про- ектировщиков и др. Важно также, чтобы науки не дублировали друг друга и излагали бы свои основные положения и результаты в максимально сжатом виде. Но это одна сторона дела. Другая заключается в том, что необходима дальнейшая разработка способов приобретения и осмысления новых знаний и эвристики, способов быстрого овладения ими. Синтез знаний возможен лишь на основе каких-то общих представлений о мире и методах познания и овладения миром. То есть, нужны более современная картина мира и новей- шие методологии. Без этого синтез знаний неосуществим. Значение научной методологии состоит еще и в том, что она позволяет: — выяснить подлинно философскую основу научного познания и практики; — произвести на этой основе систематизацию всего объема научного позна- ния и знания; — создать условия для разработки эффективных методов научных исследо- ваний, методик, технологий проектирования и конструирования. Существует проблема предмета научного исследования. Для научного познания и методологии основными положениями являются: признание су- ществования объекта исследования, наличия у него определенных аспектов, интересующих нас в соответствии с нашими целями и задачами, и рассмот- рение познания как отражения объекта субъектом познания посредством по- нятий, суждений и умозаключений, включая специальные понятия науки, модели, гипотезы, законы, принципы и теории разного рода. Следует отметить и то, что во всех описываемых процессах исследова- тель, проектировщик, практик имеют дело не столько с самими объектами, сколько с их отражениями — своими восприятиями, показаниями приборов или описаниями (информацией об объектах). В ходе логической обработки фактов познания и конструируемых моделей исследователь, конструктор или практик стремится понять и отобразить объективные связи между явлениями,
свойствами и характеристиками, в том числе те, которые недоступны непо- средственному наблюдению. А это значит, что в ходе логической обработки наблюдаемых фактов и моделей идеального порядка он должен конструиро- вать понятия и логические структуры, соответствующие глубинным объек- тивным сущностям и их связям. Такие понятия и структуры выражают внут- реннюю сущность объектов, какими бы они ни были по природе. При этом строятся схемы, чертежи, графики, натурные и теоретические модели, ис- пользуется специальная символика, математические уравнения, компьютер- ные отображения разного рода (“виртуальная реальность”) и др. Рассмотрим в этой связи понятия субъекта и объекта познания. Субъект — познающая и целенаправленно практически и теоретически действующая сущность: человек, группа людей или общество в целом. Объект — та часть материальной или идеальной действительности, которая почему-то интересу- ет субъекта. В этой связи объектом может быть и отображение объекта ус- ловным образом самим человеком, то есть слова, мысли, знаки, символы, их системы разного рода. Чтобы точнее выразить познаваемое или преобразуемое можно ввести понятие «Предмета познания и преобразования». Предмет — это лишь опре- деленный аспект объекта, на который направлено внимание и действие субъ- екта. Им могут быть отдельные вещи и тела (например, атомы, химические вещества, детали машин и разных устройств, процессы, технологии, они в целом и их части, живые организмы и сообщества, а также их части, люди и их сообщества и др., — вообще, — любые совокупности, включая идеальные по природе, вроде слов, мыслей, образов и т.п.), либо отдельные свойства и стороны (сопротивление, теплопроводность, реагентная способность, проч- ность, совместимость и другие), наконец, их условное выражение в знании. В этом смысле каждая наука имеет свой предмет исследования, как имеются и предметы проектирования, моделирования и преобразования. Чтобы все это могло происходить, необходимы средства познания и преобразования. Надо четко понимать различие между предметом и средст- вами подобной деятельности. Дело в том, что, приступая впервые к изучению или преобразованию какого-либо объекта в определенном аспекте (то есть предмета), мы вначале имеем или общие смутные представления о нем или вовсе не имеем их. Пользуясь средствами научного познания и преобразова- ния, мы получим в итоге более определенные количественное и качественное представление о предмете. Наиболее простой предмет научного познания и преобразования — это отдельные явления, отдельные сущности, а также их различные свойства, стороны. Средства их познания формируются за счет наших восприятий в виде простых суждений, описывающих результаты наблюдений: “теплота никогда не передается от менее нагретого тела к более нагретому”, “повыше- ние температуры проводника увеличивает его электрическое сопротивление” и т.д. Более сложный вопрос, каковы связи и отношения между явлениями и свойствами. Средствами выражения первых служат эмпирические научные
понятия и модели, элементарные логические формы и простые математиче- ские отношения типа больше, меньше, равно, пропорционально и др. Связи и отношения, особенно сложные, выражаются при помощи теоретических по- нятий и более сложных моделей, логических форм и сложных математиче- ских уравнений. При помощи простых конструктов выражают эмпирические законы и правила. При помощи более сложных — общетеоретические законы и принципы науки, а также гипотезы и целые теории. Одной из основных проблем методологии научного познания является проблема источника знания, которая связана с вопросом, что считается пред- метом научного знания и познания. Вопрос об источнике познания вообще — предмет давних философских споров между эмпиризмом (Бэкон, Гоббс, Локк и др.) и рационализмом (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.). Как известно из теории познания, первое направление считало источником знания только опыт, чувства (сенсуализм), которые и создают по их мысли основу для опи- сания, второе — разум. Для первого критерий истинности — в опыте, для второго — в разуме, в логичности, что неизбежно вело к выводу о существо- вании у человека доопытных, врожденных идей — к так называемому “ап- риоризму” (у Декарта и Канта). Оба направления — крайности. Вообще, во- прос усложняется, когда предметом познания становятся мысли, фигуры ло- гики, теоретическое знание. Налицо — знание о знании и познание знания. А такое и в самом деле характерно для всего теоретического, в том числе фило- софского, знания и познания. В этой связи различают науки, в которых пред- мет познания — данные опыта (эмпирические науки), и такие, где этот пред- мет дан уже в теоретической форме, обобщен, а деятельность целиком теоре- тическая (как в логике, математике, в теоретической физике, философии и др.). В процессе развития науки крайности обоих учений постепенно преодо- левались, в каждом из них было свое рациональное зерно, что указывает на необходимость диалектического подхода к процессу познания. Отсюда есте- ственно сделать вывод о наличии двух источников научного знания. Один из них лежит в основе эмпирических средств и методов исследования и преоб- разования, он связан с обыденным знанием и знанием теоретическим, пред- варительно освоенным (предпосылочным); второй — в основе теоретических средств и методов исследования, он связан с логикой, математикой и фило- софией. Оба они через деятельность уходят в практику или обращены к но- вым, возникающим теориям. В ходе развития науки стало также ясно, что в построении научного зна- ния данные опыта играют исходную роль. Опыт, однако, ведущая сила “опытных” наук и практики. Заслуга эмпиризма и сенсуализма в том, что они выдвинули опыт в качестве источника знания. Но эмпиризм абсолютизиро- вал опыт в качестве источника знания, игнорировал теоретическое познание. В итоге и роль философии в развитии научного познания эмпиризмом была сведена до нуля, а значение чувственной ступени познания непомерно разду- то. Рационализм обратил внимание на теоретический источник знания, но повторил методологическую ошибку эмпириков. Заметим, что привержен-
ность эмпиризму или рационализму — это не вопрос истории: эти взгляды вновь и вновь воспроизводятся и сегодня в научной и инженерной среде. Современная методология не стремиться противопоставить их друг дру- гу и не абсолютизировать каждый из них, так как на самом деле они взаимо- связаны и взаимно дополнительны. Они образуют две ступени, два уровня познания и деятельности — эмпирический и теоретический. Даже в случае простейшего эмпирического исследования — наблюдения — необходимо иметь сознательно поставленные цели и задачи после того, как осмыслено наличие познавательной или практической проблемы, надо осмыслить также результаты наблюдения и действий на основе теоретических понятий и пред- ставлений. В истории науки ими часто были не только обыденные и практи- ческие обобщения и выводы, но и философские идеи. В результате примене- ния особых научных методов, полученные в опыте знания, формулируются более точно и строго в научных понятиях и терминах в рамках определенной концепции. Следовательно, даже при чисто эмпирическом исследовании нельзя обойтись без определенных форм логического мышления и теорети- ческих конструкт, что указывает на взаимосвязь опыта и теории. Напротив, в теоретическом познании существует правило избегать не- наблюдаемое, опираться на факты наблюдения, измерений и эксперимента. Но все же в методологии науки и сегодня нет единого понимания того, какие научные знания относить к эмпирическим, а какие — к теоретическим знани- ям. Так, многие исследователи, связывая понятие эмпирического только с чувственным содержанием опыта, слишком сужают его содержание, расши- ряя тем самым непомерно область теоретического и его смысл. При этом до- пускаются две ошибки: не учитывают, что термины “эмпирический” и “тео- ретический” относятся к знаниям, а любые знания всегда выражаются в ло- гико-теоретических формах. Или же не принимается во внимание, что сами знания по происхождению могут быть двух видов — эмпирические и теоре- тические. Чтобы правильно понять особенности эмпирического и теоретического знания, надо учесть, что первое есть знание о явлении, а второе — о сущно- сти явления. Однако и это не решает вопрос до конца, так как некоторые яв- ления могут познаваться и теоретически, а некоторые сущности — эмпири- чески. Эмпирический и теоретический уровни исследования можно понять как две противоположности, присущие научному познанию. Одна из них исходит из наиболее общего частного и конкретного научного знания — базисного эмпирического знания. Другая же — из наиболее общего теоретического знания, связанного с обобщающей научной картиной мира. При этом, чтобы их рассматривать как противоположности, следует отвлечься от способов получения базовых знаний. Тогда эмпирическое исследование состоит в пе- реходе от частного к общему, а теоретическое — от общего к частному, то есть в конкретизации общего научного знания.
В процессе научного познания и преобразования обе противоположно- сти находятся в противоречии, ведущем в конечном счете к новым знаниям и объектам разного рода. Так, данные опыта, возникая в известном смысле не- зависимо от теории и, тем самым, как бы противопоставляя себя ей, рано или поздно охватываются теорией и становятся знаниями, выводимыми из нее. Научные теории, возникая на своей особой теоретической основе, строятся относительно самостоятельно, вне жесткой и однозначной зависимости от эмпирических знаний, но подчиняются им и контролируются ими. Важнейшей проблемой познания является проблема истинности науки. Критерием истинности здесь является практика, опыт. Они могут рассматри- ваться в трех аспектах: — проверка истинности теоретических положений в наблюдениях, измере- ниях и эксперименте; — внедрение научных и инженерных открытий и изобретений; — проверка на практике любых положений науки, технического знания и технологии (в том числе и наиболее общих). Непосредственно в научном познании наиболее часто применяется пер- вый из этих критериев. Однако относительно окончательным критерием ис- тины является последний, практический. При этом сама практика исторична. Подтверждение в эксперименте — еще не абсолютный критерий истины. Сам эксперимент нуждается в проверке при помощи первого и третьего кри- териев, так что почти всегда прибегают, если это возможно, к перепроверке эксперимента новыми экспериментами. В XX веке методология и логика науки складывалась в целом в само- стоятельную научную дисциплину. Помимо общенаучных методов, о кото- рых мы и будем дальше в основном говорить, существуют и частонаучные методы и методики. О них идет речь при изучении частных научных дисцип- лин. При этом методология практической деятельности оформилась в особую ветвь — праксеологию (от греческого “праксис” — практика).
Эмпирические методы. К методам эмпирического исследования в нау- ке и технике относятся, наряду с некоторыми другими, наблюдение, сравне- ние, измерение и эксперимент. Под наблюдением понимается систематическое и целенаправленное вос- приятие интересующего нас почему-то объекта: вещи, явления, свойства, со- стояния, аспектов целого — как материальной, так и идеальной природы. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в составе других эмпи- рических методов, хотя в ряде наук он выступает самостоятельно или в роли главного (как в наблюдении погоды, в наблюдательной астрономии и др.). Изобретение телескопа позволило человеку распространить наблюдение на ранее недоступную область мегамира, создание микроскопа ознаменовало вторжение в микромир. Рентгеновский аппарат, радиолокатор, генератор ультразвука и много других технических средств наблюдения привели к не- виданному росту научной и практической ценности этого метода исследова-
ния. Существуют также способы и методики самонаблюдения и самоконтро- ля (в психологии, медицине, физкультуре и спорте и др.). Само понятие наблюдения в теории познания обобщенно выступает в форме понятия “созерцания”, оно связано с категориями деятельности и ак- тивности субъекта. Чтобы быть плодотворным и продуктивным, наблюдение должно удов- летворять следующим требованиям: — быть преднамеренным, то есть вестись для решения вполне определенных задач в рамках общей цели (целей) научной деятельности и практики; — планомерным, то есть состоять из наблюдений, идущих по определенному плану, схеме, вытекающих из характера объекта, а также целей и задач ис- следования; — целенаправленным, то есть фиксировать внимание наблюдателя лишь на интересующих его объектах и не останавливаться на тех, которые выпадают из задач наблюдения. Наблюдение, направленное на восприятие отдельных деталей, сторон, аспектов, частей объекта называют фиксирующим, а охваты- вающее целое при условии повторного наблюдения (возвратного) — флук- туирующим. Соединение этих видов наблюдения в итоге и дает целостную картину объекта; — быть активным, то есть таким, когда наблюдатель целенаправленно ищет нужные для его задач объекты среди некоторого их множества, рассматрива- ет отдельные интересующие его стороны свойства, аспекты этих объектов, опираясь при этом на запас собственных знаний, опыта и навыков; — систематическим, то есть таким, когда наблюдатель ведет свое наблюде- ние непрерывно, а не случайно и спорадически (как при простом созерца- нии), по определенной, продуманной заранее схеме, в разнообразных или же строго оговоренных условиях. Наблюдение как метод научного познания и практики дает нам факты в форме совокупности эмпирических утверждений об объектах. Эти факты об- разуют первичную информацию об объектах познания и изучения. Заметим, что в самой действительности никаких фактов нет: она просто существует. Факты — в головах людей. Описание научных фактов происходит на основе определенного научного языка, идей, картин мира, теорий, гипотез и моде- лей. Именно они и определяют первичную схематизацию представления о данном объекте. Собственно, именно при таких условиях и возникает “объ- ект науки” (который не надо путать с объектом самой действительности, так как второй есть теоретическое описание первого!). Многие ученые специально развивали у себя способность к наблюде- нию, то есть наблюдательность. Ч.Дарвин говорил, что он обязан своими ус- пехами тому, что усиленно развивал в себе это качество. Сравнение — это один из наиболее распространенных и универсальных методов познания. Известный афоризм: “Все познается в сравнении” — луч- шее тому доказательство. Сравнением называют установление сходства (то- ждества) и различия предметов и явлений разного рода, их сторон и др., во-
обще — объектов исследования. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум и более объектам — в данный момент или в их ис- тории. В науках исторического характера сравнение было развито до уровня основного метода исследования, который получил название сравнительно- исторического. Выявление общего, повторяющегося в явлениях, как извест- но, — ступень на пути к познанию закономерного. Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетво- рять двум основным требованиям: сравниваться должны лишь такие стороны и аспекты, объекты в целом, между которыми существует объективная общ- ность; сравнение должно идти по наиболее важным, существенным в данной исследовательской или другой задаче признакам. Сравнение по несущест- венным признакам может привести лишь к заблуждениям и ошибкам. В этой связи надо осторожно относиться к умозаключениям “по аналогии”. Францу- зы даже говорят, что “сравнение — не доказательство! ”. Интересующие исследователя, инженера, конструктора объекты могут сравниваться или непосредственно или опосредованно — через третий объ- ект. В первом случае получают качественные оценки типа: больше — мень- ше, светлее — темнее, выше — ниже, ближе — дальше и др. Правда, и здесь можно получить простейшие количественные характеристики: “выше в два раза”, “тяжелее в два раза” и др. Когда же имеется еще и третий объект в ро- ли эталона, мерки, масштаба, то получают особо ценные и более точные ко- личественные характеристики. Такое сравнение через посредствующий объ- ект называю измерением. Сравнение подготавливает основу и для ряда тео- ретических методов. Само оно опирается часто на умозаключения по анало- гии, о которых мы будем говорить дальше. Измерение исторически развивалось из наблюдений и сравнения. Одна- ко в отличие от простого сравнения оно более результативно и точно. Совре- менное естествознание, начало которому было положено Леонардо да Винчи, Галилеем и Ньтоном. Своим расцветом обязано применению измерений. Именно Галилей провозгласил принцип количественного подхода к явлени- ям, согласно которому описание физических явлений должно опираться на величины, имеющие количественную меру — число. Он говорил, что книга природы написана на языке математики. Инженерия, проектирование и кон- струирование в своих методах продолжают эту же линию. Мы будем здесь рассматривать измерение в отличие от других авторов, объединяющих изме- рение с экспериментом, как самостоятельный метод. Измерение — это процедура определения численного значения некото- рой характеристики объекта посредством сравнения ее с единицей измере- ния, принятой как стандарт данным исследователем или всеми учеными и практиками. Как известно, существуют международные и национальные единицы измерения основных характеристик различных классов объектов, такие как час, метр, грамм, вольт, бит и др.; день, пуд, фунт, верста, миля и др. Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: объ-
екта измерения, единицы измерения, то есть масштаба, мерки, эталона; изме- рительного устройства; метода измерения; наблюдателя. Измерения бывают прямые и косвенные. При прямом измерении резуль- тат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, используя меры длины, времени, веса и т.д.). При косвенном измерении ис- комая величина определяется математическим путем на основе других вели- чин, полученных ранее прямым измерением. Так получают, например, удельный вес, площадь и объем тел правильной формы, скорость и ускорение тела, мощность и др. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и фундаментальные мировые константы. В связи с этим оно может служить ис- точником формирования даже целых научных теорий. Так, многолетние из- мерения движения планет Тихо де Браге позволили потом Кеплеру создать обобщения в виде известных трех эмпирических законов движения планет. Измерение атомных весов в химии явилось одной из основ формулирования Менделеевым своего знаменитого периодического закона в химии и т.п. Из- мерение дает не только точные количественные сведения о действительно- сти, но и позволяет вносить новые качественные соображения в теорию. Так произошло в итоге с измерением скорости света Майкельсоном в ходе разви- тия Эйнштейновской теории относительности. Примеры можно продолжить. Важнейшим показателем ценности измерения является его точность. Благодаря ей могут быть открыты факты, которые не согласуются с ныне существующими теориями. В свое время, например, отклонения в величине
|