Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Незаконное предпринимательство






В соответствии с ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации[436] каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вместе с тем, действующим законодательством РФ предусмотрена ответственность для лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью.

В последние время свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекратили свыше полумиллиона физических лиц, но в тоже время службы занятости не зафиксировали рост безработицы, т.к. многие индивидуальные предприниматели не скрывают, что продолжают заниматься предпринимательской деятельностью вне рамок правового поля.

Особенностью современного периода в экономике РФ является то, что стремительно растет тенденция ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет. Доступность, наличие прямых путей выхода на потенциального клиента, рентабельность, минимальные финансовые риски и возможность «оставаться в тени» - всё это привлекает большое количество желающих начать собственное дело. Однако, мало кто из них задумывается о правовом аспекте своей деятельности. Между тем, деятельность практически каждого второго продавца товаров и услуг в Интернете подпадает под определение «незаконного предпринимательства».

При решении вопроса о привлечении к ответственности правоприменитель должен выяснить, соответствуют ли совершенные действия указанным в законе признакам предпринимательской деятельности. В ст.2 ГК РФ[437] указано, что предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке. Нарушение требований о государственной регистрации влечет административную и уголовную ответственность.

Начнем с административной ответственности, которая регулируются КоАП[438], а именно ст.14.1. Если ФНС убедит суд, что физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а доход, полученный за год, составил до 1, 5 млн. рублей, то нарушитель подпадает под административную ответственность. Верховный суд считает, что: «для применения данной статьи КоАП к физическому лицу нужно найти признаки финансовых операций в его действиях. Один из таких признаков – систематическое получение прибыли от продажи товаров, имущества или оказания каких-либо услуг. Причем чтобы доказать данный факт необходимо, чтобы физическое лицо совершало какие-либо операции не менее двух раз в течение года»[439].

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусмотрена ст.171 УК РФ[440] и наступает в случаях осуществления предпринимательской деятельности: без регистрации; лицензии; с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. По статистике Верховного суда за незаконную предпринимательскую деятельность по ст.171 УК РФ было осуждено 300 человек. Следует отметить, что реализация данной нормы об уголовной ответственности в значительной степени затруднена в связи с нечетким определением запрета в норме; диспозиция не носит описательного характера.

Таким образом, большое количество граждан ведут незаконную предпринимательскую деятельность, результаты которой ежегодно причиняют значительный ущерб государству. Незаконное предпринимательство характеризуется высокой латентностью. Причинами этому является отсутствие потерпевших и иных лиц, заинтересованных в раскрытии и расследовании фактов незаконного предпринимательства; наличие недостатков в деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию фактов незаконного предпринимательства, а значит возникает необходимость повышения эффективности деятельности, направленной на обнаружение и расследование данного вида правонарушения.

 

Щипачёва Е.А., Магистр ЮУрГУ

 

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА [441]

Развитие малого предпринимательства в России в современных условиях является одной из основных задач государства. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги; дороговизна материально-технических средств; отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торговозакупочную и посредническую деятельность.

Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.

По информации о реализации муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах», в городе Челябинск за 2014 год субъектам предпринимательства предоставлена финансовая поддержка в форме субсидирования части затрат 64 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 18 993, 340 тыс.руб[442].

На 2015 год в муниципальной программе в городе Челябинске предусмотрена финансовая поддержка в виде субсидий по оплате процентов по кредитам, лизинговым платежам, участию в российских выставках, продвижению сайтов в сети Интернет, а также субсидий молодым предпринимателям. Эти виды поддержки были в предыдущей программе и сохранены в новой.

Предусмотрены и новые виды финансовой поддержки:

- предоставление субсидий на возмещение затрат по повышению квалификации и по переподготовке кадров;

- предоставление субсидий на развитие групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

Основной целью данной Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства и обращается внимание на то, что в большей степени акцент сделан на создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, вопросы же финансовой поддержки уходят на второй план, что на наш взгляд, не способствует развитию малого предпринимательства.

На наш взгляд, целесообразно своевременно определить в своих целевых программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства комплекс финансово-кредитных мероприятий, направленных на достижение целей в области финансирования предпринимательства на разных этапах его становления и развития.

Становится актуальной подготовка проекта федерального закона, направленного на упрощение кредитования субъектов малого предпринимательства.

 

Юсупова Н.Т., ЮУрГУ

 

ПЕРЕХОД АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ [443]

 

Аудиторская деятельность – это неотъемлемая часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон №307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Законом N 307-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Согласно ч. 9.1 ст. 23 Закон N 307-ФЗ до года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные уполномоченным федеральным органом.

В последнее время применение международных стандартов аудита (далее – МСА) стало одним из важнейших элементов на рынке аудиторских услуг. Как уже известно, российские стандарты в области аудита начали разрабатывать в 1995 году, они являются национальным аналогом МСА.

1 декабря 2014 года подписан закон, направленный на введение в РФ международных стандартов аудита (ФЗ от 01.12.2014 №403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации»). Новый закон уточняет понятие аудиторской деятельности и устанавливает поэтапность введения международных стандартов на территории РФ. В переходный период аудиторскую практику ожидают изменения, связанные с:

- характером аудиторской деятельности;

- обязательным аудитом и конкурсами;

- деятельностью аудиторских организаций;

- аттестатами аудитора;

- деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

В соответствии с вышеуказанным законом МСА подлежат применению начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России связан со следующими сроками:

- не позднее 1 октября 2015 году Правительство РФ должно установить порядок признания МСА;

- не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;

- признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.

Исходя из содержания закона переход должен завершиться до 1 января 2018 г., но работа над переводами МСА только начинается. Работа над переводами МСА начиналась много раз, но более ранние переводы не имели официального признания. В основном это были коммерческие проекты, инициированные конкретными фирмами. Сейчас же речь идет о том, чтобы этот текст стал официальным на всем пространстве РФ, перевод должен стать нормативным документом, прошедшим экспертизу Минюста РФ и введенным в действие Минфином РФ. На данный момент времени еще нет утвержденного регламента официального признания МСА в России, но в Минфине РФ существует Совет по аудиторской деятельности, он и будет решать вопрос о применении стандартов в РФ; далее Минфин будет передавать эти стандарты в Минюст РФ.

Следует признать, что придание легитимности МСА будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению уровня доверия к аудиту. Перевод на МСА необходим с целью исключения неверных толкований норм, а также с целью унификации стандартов аудита.

 

Янгуразова А.Н., магистр ЮУрГУ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.