Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование новой российской государственности. Изменения в праве России в 1991 – 1993 г. Конституция 1993 г.






На первом съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете. Органы власти РСФСР получили право решать все вопросы государственной и общественной жизни на своей территории, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР. В Декларации было провозглашено верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей ее территории. Действие актов Союза СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, должны были приостанавливаться Республикой на всей территории. Разногласия между РСФСР и Союзом ССР должны были разрешаться в порядке, установленным Союзным договором. Учреждалось исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России.

В состав Российской Федерации вошли 21 автономной республики, 6 краев, 49 областей, 1 автономной области и 2 городов федерального значения (Москва и Санкт‑ Петербург). 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший границы государства и взаимоотношения между субъектами Федерации. Однако причины, приведшие к распаду СССР, сказались и на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. Осенью 1991 г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами, а автономные области заявили о своем преобразовании в республики. Началось противостояние республиканских региональных властей с федеральной властью. Нарастала угроза распада Российской Федерации. Имели место и региональные конфликты. В конце 1991 г. сепаратисты провозгласили о создании независимой Чеченской республики – Ичкерия, а в декабре 1994 г. туда были введены федеральные войска. Так началась многолетняя война в Чеченской республике.

В 1991–1993 годах в РСФСР сложились три ветви власти: законодательная в лице Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета РСФСР, исполнительная – в лице Президента и назначаемого им Совета Министров (Правительства), судебная система – Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. В действовавшей Конституции РСФСР не было четкого разграничения компетенции властей. Это вызвало обострение противоречий между законодательной и исполнительной властью в вопросе: будет ли Россия парламентской или президентской республикой. 21 сентября 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин подписал указ № 400 «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета РФ». Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента неконституционными. В Москве прошли массовые демонстрации, организованные оппозицией, приведшие к вооруженному конфликту.

12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно состоялся референдум по принятию Конституции Российской Федерации. Конституция РФ определила основы политической системы и структуру органов государственной власти, а также основные положения права.

Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Разграничивались полномочия между центром и субъектами. В ведении центра оставались вопросы внешней, финансовой и экономической политики, охраны государственных границ. Были закреплены основы демократического строя и принцип разделения и независимости трех ветвей государственной власти.

Конституция 1993 г. Конституция Российской Федерации носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, не завершился процесс формирования общественно-политических групп и партий. Новый Основной закон выражает определенный компромисс между организацией исполнительной и законодательной власти и неструктурированным обществом.

Впервые в истории нашей страны ее Основной закон содержит гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующие общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую форму, как забастовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Высшей ценностью является человек, его права и свободы, а соблюдение его прав и свобод и их защита – главная обязанность государства.

67.Государство и право суверенной России (1993 – 2010 гг.)

Всю полноту государственной власти в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство Российской Федерации) и судебной (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) ветвей власти, действующих самостоятельно.

Президент как глава государства является одновременно верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и гарантом Конституции РФ, прав свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он назначает выборы, распускает Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряжения. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства Российской Федерации, а также его заместителей и федеральных министров.

Совет Федерации – верхняя палата российского парламента – формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает Указы Президента Российской Федерации о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны; назначает выборы Президента и отрешает его от должности; по представлению Президента назначает на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов

Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания — избирается в составе 450 депутатов на четырехлетний срок на профессиональной постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и др.), высказывается о доверии Правительству Российской Федерации, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации и Председателя Счетной палаты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.