Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Первый вопрос начать ознакомлением с жизнедеятельностью Петра Яковлевича Чаадаева как основоположника идейного течения западничества






 

Первый вопрос начать ознакомлением с жизнедеятельностью Петра Яковлевича Чаадаева как основоположника идейного течения западничества. После описания биографии перейти к изложению основных идей его учения: идеи христианской метафизики, обращенности к теме истории как к сакральному началу, провиденциализма, историософии, европоцентризма, критику эгоистического индивидуализма, учения о «духовной сущности вселенной» и «высшем сознании». Подчеркнуть значение учения П.Я.Чаадаева для дальнейших поколений.

Во втором вопросе соотнести идейное содержание двух противоположных течений в русской культуре XIX века западничества и славянофильства. Назвать представителей западничества: Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А.И.Герцен, М.Н.Катков, К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин и др., а также представителей славянофильства: А.С.Хомяков как основатель течения, И.В.Киреевский, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин. Подчеркнуть их различия в философских позициях: для западников - следование рационалистической традиции гегельянства, для славянофилов теологическая направленность воззрений. Указать и отличия в политических предпочтениях: для западников идеал общественного развития европоцентризм, а для славянофилов будущее России связано с ее особой исторической миссией во главе с русской православной церковью (соборность, общинность). Чтобы развернуто представить содержания двух направлений в общественно-политической жизни России, нужно ознакомить с конкретными идеями А.С.Хомякова и В.И.Кириевского, Н.Г.Чернышевского. Указать на их исторических преемников в русской культурной жизни.

Третий вопрос – доклад - предполагает знакомство с биографией Владимира Сергеевича Соловьева и его творчеством. Проанализировать духовные предпосылки формирования личности мыслителя (эволюция от атеистического вольнодумства до христианско-богословских позиций под влиянием Г.Гегеля, Б.Спинозы, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, А.С.Хомякова). Далее раскрыть сущность «философии всеединства» как синтеза философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной традиции.

Следует также выделить такую центральную проблему учения философа как идея о Богочеловечестве – утверждение реальной возможности преображения общественно-исторической жизни и всего бытия.

В философских воззрениях В.С.Соловьева классифицировать три вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие в онтологии). Соответственно в разделе гносеологии выделить три типа познания: опытное, разумное и мистическое. Обстоятельно описать учение о нравственности, связанном с поиском добра. В разделе историософии описать попытку сближения православного и католического мира как идеальную форму организации общественной и государственной жизни человечества («свободная вселенская теократия»). Определить содержания «русской идеи» по В.С.Соловьеву. Представляет интерес также проблема художественного восприятия мира, с позиций собственной «теургической эстетики» философа.

В заключении дать оценку творчества мыслителя.

На втором практическом занятии студенты проводят дискуссию по работе В.С. Соловьева «Чтение о богочеловечестве». При прочтении текста учащимся необходимо обратить внимание на степень аргументированности основных идей о богочеловечестве у русского религиозного мыслителя и обосновать актуальность рассмотрения этих моментов для современного человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.