Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Основные концептуальные положения инновационных подходов в организации психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития






Следуя основным теоретическим положениям отечественной психологии, педагогики, специальной психологии, специальной педагогики, общим концептуальным позициям, определяющим гипотезу исследования, можно сформулировать основные концептуальные положения, лежащие в основе инновационных подходов в построении системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии.

1. В основе построения системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития существенное значение имеет апелляция к личности. Личностный компонент предполагает, что в процессе оказания психолого-педагогического воздействия учитываются все ее сложности и все ее индивидуально-психологические особенности. Этот учет осуществляется через изменение функций психолога, педагога, через организацию образовательно-развивающих ситуаций, актуализирующих имеющийся потенциал детей. Апелляция к личности способствует формированию личностно-ориентированной модели интегрированной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития, предполагающей одновременное психическое развитие и усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе.

2. При определении концептуальных положений психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития особого внимание заслуживает мультидисциплинарный подход, обоснованный выдвинутой нами позицией о неразрывности психологии и педагогики, поддерживаемой социальной и медицинской службами. Принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С.Выготским, Гальпериным, Запорожцем, Рубинштейн, Элькониным и др. Отрасли специальной психологии и специальной педагогики взаимосвязаны и обогащают друг друга. Образование детей с множественными нарушениями не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь одной отдельной отрасли. Психология выступает одной из базовых наук для педагогики, поскольку основным объектов является человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности. Чтобы всесторонне воспитывать ребенка с множественными нарушениями, необходимы знания об особенностях его психического, речевого развития и учитывать их на этапе разработки педагогических мероприятий. Для развития ребенка, имеющего различные сочетания нарушений и удовлетворения его потребностей необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с психическим развитием, обучением, социализацией. Чтобы данные процессы были вовлечены в виде специально организованных деятельностей, необходимо, что бы жизнь ребенка была «пронизана» таким пространством. Это пространство представляет собой единство параллельных служб (О.Н.Усанова, 1995): педагогической, психологической, медицинской, социальной, в котором деятельность всех участников системы психолого-педагогической помощи направлена на преодоление барьеров, возникающих на пути развития ребенка, переструктурирование их психологических характеристик, моделей поведения, когнитивных процессов в нужном направлении. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития, построенной на использовании различных видов деятельности, организуемой педагогом и психологом, при участии врачей, представляет собой специальные условия образовательно-развивающего пространства, где в разных формах сотрудничества происходит укрепление физического состояния ребенка, расширение границ коммуникации, развитие когнитивной сферы, становление и качественное изменение личности ребенка в целом.

3. Важное значение в основе концепции психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями имеет положение о единстве диагностики и коррекции развития. В системе психолого-педагогической помощи коррекционно-развивающая работа базируется на полученных данных полученных в ходе наблюдений за ребенком в процессе его деятельности, во вовремя бесед с родителями, педагогами, это дает много дополнительной информации об особенностях его развития. Системный подход к изучению психического развития ребенка во всем многообразии ее проявлений, анализ особенностей развития психики ребенка на основе учета всех составных частей социальной ситуации его развития; обоснование необходимости измерения не только актуального уровня психического развития, но и потенциальных возможностей, чрезвычайны важны для современной системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.

4.Одним из важнейших концептуальных положений выступает принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Организация психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии имеет индивидуально-дифференцированный характер, так как на основе полученных диагностических данных определяются оптимальные для ребенка, имеющего сочетания первичных нарушений, формы и методы коррекционно-педагогического воздействия, а также подбор психолого-педагогических технологий, приемлемых для конкретного ребенка.

5. Построение системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития связано с деятельностным подходом, реализуемым в образовательном процессе. В рамках этого концептуального подхода обучение и развитие строится на таком способе организации коррекционной работы, при которой дети с множественными нарушениями являются не пассивными получателями информации, а сами участвуют в коррекционно-развивающих мероприятиях. Психологические основы деятельностного подхода рассматриваются в исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльонина. Сущность деятельностной теории раскрывается в том, что конечный целью обучения является формирования способа действий, который может быть сформирован только в результате специально организованной деятельности, благодаря которой у детей появляется возможность осознанно принимать, перерабатывать и усваивать поступающую информацию.

6. Создание концептуальной модели психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, организационно направленный на развитие, обучение, воспитание дошкольников, с помощью специальных диагностических, индивидуальных коррекционно – развивающих программ, дает возможность активного включения родителей в поле коррекционного воздействия. Каждая семья, воспитывающая ребенка со сложными нарушениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической, педагогической помощи, включающей диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они постепенно включаются в образовательный процесс собственного ребенка. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу единой психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития, где технология эффективного педагогического воздействия, несомненно, должна базироваться на психологической теории, поддерживаемой медицинской службой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.