Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этические ценности.






Должное – это императив поведения к возможному бытию, к тому что возможно, мир возможного бытия ценностей.

Сущее – реально бытие сущего. Реальность морали обретает форму долженствования, реализуясь в системе моральных требований. Моральное требование это практическое долженствование, т.к. оно это повеление к поступку. Можно выделить из вышеописанного должное - ценное.

В самой структуре моральное требование присутствует не только должное но и ценное – моральное требование представляет собой единство содержательности и императивности, т.е. повелительности, долженствования. Содержательность – моральное требование всегда есть моральная ценность. Долженствование – всегда следовать ценности. Категорический императив + понятие добро = требование. Ценное не просто антитеза моральному требованию (ценному), само долженствование ценно. Само требование всегда есть ценное и должное. Кант различает понятия должного и долга. Должное – категорический императив – универсальный, нравственный закон, Кант его еще называет «объективный принцип доброй воли». Долг – субъективный принцип доброй воли. Долг еще необходимость действовать по нравственному закону. Долг – это практическое требование следования поступку из уважения к нравственному закону. Долг не отменяет склонностей человека. Кроме этой склонности, есть мир регулируемый склонностями, должна присутствовать общезначимость и мотив должного.

Система моральных, этических требований – есть реальный механизм реализации должного и долга.

Поскольку деятельность человека многосторонняя, то исторически сформировалась система моральных требований. Под системой понимается внутренняя упорядоченность, целостность, в которой внутренние связи доминируют над внешними. Упорядоченная структура функционирует как система, с порядком упорядоченности внутри себя. Исторически сложилась 4-х элементная система моральных требований, соответствующая уровням нормативной регуляции, что есть элементарны правила поведения. 1. Правила вежливости, тактичности, которые адресованы к внешней форме моральной деятельности. 2. Исторически сложилась универсальная культура поведения, акцентирующая уважение к человеческому достоинству. 3. Универсальный тип – этикет – принцип иерархии. 4. Моральные нормы, их повелительность (категоричность) меньше, а свобода и ответственность больше.

Моральные норма определяют горизонталь, повседневность моральной регуляции – моральные требования и моральные нормы. Вертикаль моральной регуляции – моральные требования определяющие стратегию поведения и ее ориентированность в перспективу, будущее, от повседневного, элементарного. Базируется на моральных принципах и моральных идеалах (высший эталон ценного, в этике, в морали) этот уровень высшего эталона, ценного и должного.

От перехода от уровня к уровню императивность уменьшается.

На уровне правил и норм превалирует внешняя принудительность – к поступку. Правила и нормы регулируют наше поведение и деятельность, т.е. принуждаемы – внешняя императивность.

Уровень принципов и идеалов. Принципы и идеалы ценносто ориентируют жизнь человека и общества. Правила, нормы – регулируют, принуждают. Принципы, идеалы – свободный моральный выбор человека на уровень саморегулирования. Свободный моральный выбор – диалектика внутреннего и внешнего.

Аксиология как философия ценностей начинает формироваться во второй половине 19 века. Термин аксиология был введен французским философом Паулем Ани в 1902г, аксиология вытесняет мее содержательный термин тимология (тим – цена)

М.Шеллер -«тип личности, уровень развития личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которые образуют онтологическую основу личности» (из книги «Формализм в этике»)

Жизнь в мире ценностей, превращение внешнего мира ценностей во внутренний мир ценностей.

Для любого человека характерны индивидуальные предпочтения в мире ценностей. Формирование человека – выбор, предпочтения индивидуальных ценностей. Предпочтительное отношение к ценностям – ценностные ориентиры. Устойчивая совокупность системы ценностных ориентаций обуславливают целостность личности, ее устойчивость.

Бахтин – «человек – ценностный центр всего, человек – долженствующая единичность в универсуме»

Ценность – невербализуемая атомарная составляющая интенциональной структуры личности, континуально-распространяемая на прошлое, переживания в настоящем и перспективу в будущем. Ценность – конечное, финальное целеполагание. Ценность – некий момент отношения субъекта к объекту, момент значимости объекта для субъекта. Ценность не отожествляется со значимостью, т.к. значимость может быть положительной и отрицательной, а ценность можно определить только как положительную значимость.

Ценности: 1. Материальные (предметные) 2. Духовные (ценности сознания)

Ценностная предметность или аксиогенное бытие предметов – явления природы, объекты созданные как вторая природа – несут модуль ценности, и могут трактоваться каждым + или – субъективно.

Система ценностей весьма условна и задает приоритеты и ориетиры относительно исторической действительности и социального окружения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.